Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила формирования ответов





 

Понимание природы вопросов, правил их формулировки, а также особенностей их логических связей с ответами позволяют сформулировать соответствующие правила формирования ответов:

 

Правило 1. Содержание любого ответа должно соответствовать надлежащим образом содержанию поставленного вопроса. То есть, в предметном плане они должны совпадать (предмет в содержании ответа должен совпасть с искомым знанием в содержании вопроса). Нельзя создавать такую ситуацию, когда говорят: «Ему про Ивана, а он про болвана!». Например, у Вас спрашивают: «Ты уже помыл посуду?», а Вы отвечаете: «Знаешь, её так много!».

 

Правило 2. Содержание ответа должно несколько выходить за рамки исходного вопроса, т.е. ответ должен быть информативнее самого вопроса и не повторять содержания последнего буквально. Если в ответ на вопрос «Сколько будет дважды два?» сказать «Столько, сколько должно быть!», мы ни на шаг не продвинемся в интересующем нас вопросе.

 

Правило 3. Ответ должен быть ясным. Если у человека спрашивают: «Сколько раз он бывал в Швеции», а он отвечает: «Много!», из этого трудно, что-либо уразуметь. Конечно, это во многом зависит от того, как отвечающий воспринимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ вообще.

 

Правило 4. Объём ответа должен соответствовать объёму содержащегося в вопросе запроса, т.е. в его содержании не должно быть лишних, не запрашиваемых сведений, но их не должно быть меньше требующихся (правило соразмерности объема ответа объему вопроса).

Например, при вопросе: «Что мы будем сегодня есть?» ответ: «Гнилые помидоры. Но их у нас много!» – явно шире, чем требуется. Разумеется, он может быть и уже необходимого: «Этот дом уже отремонтировали, и можно ли в него уже вселиться?» – «Уже отремонтировали».

 

Правило 5.Сама формулировка ответа должна быть оптимально компактной (т.е. содержать оптимальное для восприятия количество слов, конечно, без ущерба для содержания и качества ответа). Там, где это возможно, лучше ответить кратко, одним словом, если позволяет ситуация



 

Правило 6. Ответ на некорректный вопрос должен состоять в указании на его некорректность и отвечать на него не следует. Далее можно пояснить, в чём эта некорректность состоит. В одних случаях достаточно сказать, что он касается совсем другого предмета, в других – либо не ясен и требует уточнения, либо ответ всем известен, либо он вообще неразрешим или лишён смысла и т.д. Особой оговорки заслуживают вопросы, построенные на ложных предпосылках (суппозициях), а также провокационно некорректные вопросы.

 

Итак, как видим, вопросы и ответы в логике нашего мышления играют свою собственную роль и отличаются некоторой логической спецификой, позволяющей выделять их в особую мыслительную форму, со своими чётко обозначенными функциями, структурой и правилами организации. Будучи средствами активизации, контроля и направления нашего мышления они обеспечивают оптимальное владение уже имеющейся информацией и эффективное приращение новой. Умение правильно ставить нужные вопросы, находить на них правильные ответы и избегать возможных ошибок на этом пути существенно расширяет творческий, да и просто повседневно-практический диапазон нашей деятельности. Вопросы и ответы – это мощный инструмент мобилизации и обновления нашего опыта.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВТОРЕНИЯ

 

1. Что называется вопросом?

2. Сравните вопрос и суждение!

3. Каковы основы, предпосылки формирования вопроса?

4. Какова логическая структура вопроса?

5. Виды вопросов

6. Правила постановки вопросов

7. Что называется ответом?

8. Логическая структура ответа и её связь с логической структурой вопроса

9. Виды ответов

10. Правила формирования ответов

 







Date: 2015-11-13; view: 266; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию