Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила формирования ответов





 

Понимание природы вопросов, правил их формулировки, а также особенностей их логических связей с ответами позволяют сформулировать соответствующие правила формирования ответов:

 

Правило 1. Содержание любого ответа должно соответствовать надлежащим образом содержанию поставленного вопроса. То есть, в предметном плане они должны совпадать (предмет в содержании ответа должен совпасть с искомым знанием в содержании вопроса). Нельзя создавать такую ситуацию, когда говорят: «Ему про Ивана, а он про болвана!». Например, у Вас спрашивают: «Ты уже помыл посуду?», а Вы отвечаете: «Знаешь, её так много!».

 

Правило 2. Содержание ответа должно несколько выходить за рамки исходного вопроса, т.е. ответ должен быть информативнее самого вопроса и не повторять содержания последнего буквально. Если в ответ на вопрос «Сколько будет дважды два?» сказать «Столько, сколько должно быть!», мы ни на шаг не продвинемся в интересующем нас вопросе.

 

Правило 3. Ответ должен быть ясным. Если у человека спрашивают: «Сколько раз он бывал в Швеции», а он отвечает: «Много!», из этого трудно, что-либо уразуметь. Конечно, это во многом зависит от того, как отвечающий воспринимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ вообще.

 

Правило 4. Объём ответа должен соответствовать объёму содержащегося в вопросе запроса, т.е. в его содержании не должно быть лишних, не запрашиваемых сведений, но их не должно быть меньше требующихся (правило соразмерности объема ответа объему вопроса).

Например, при вопросе: «Что мы будем сегодня есть?» ответ: «Гнилые помидоры. Но их у нас много!» – явно шире, чем требуется. Разумеется, он может быть и уже необходимого: «Этот дом уже отремонтировали, и можно ли в него уже вселиться?» – «Уже отремонтировали».

 

Правило 5.Сама формулировка ответа должна быть оптимально компактной (т.е. содержать оптимальное для восприятия количество слов, конечно, без ущерба для содержания и качества ответа). Там, где это возможно, лучше ответить кратко, одним словом, если позволяет ситуация



 

Правило 6. Ответ на некорректный вопрос должен состоять в указании на его некорректность и отвечать на него не следует. Далее можно пояснить, в чём эта некорректность состоит. В одних случаях достаточно сказать, что он касается совсем другого предмета, в других – либо не ясен и требует уточнения, либо ответ всем известен, либо он вообще неразрешим или лишён смысла и т.д. Особой оговорки заслуживают вопросы, построенные на ложных предпосылках (суппозициях), а также провокационно некорректные вопросы.

 

Итак, как видим, вопросы и ответы в логике нашего мышления играют свою собственную роль и отличаются некоторой логической спецификой, позволяющей выделять их в особую мыслительную форму, со своими чётко обозначенными функциями, структурой и правилами организации. Будучи средствами активизации, контроля и направления нашего мышления они обеспечивают оптимальное владение уже имеющейся информацией и эффективное приращение новой. Умение правильно ставить нужные вопросы, находить на них правильные ответы и избегать возможных ошибок на этом пути существенно расширяет творческий, да и просто повседневно-практический диапазон нашей деятельности. Вопросы и ответы – это мощный инструмент мобилизации и обновления нашего опыта.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВТОРЕНИЯ

 

1. Что называется вопросом?

2. Сравните вопрос и суждение!

3. Каковы основы, предпосылки формирования вопроса?

4. Какова логическая структура вопроса?

5. Виды вопросов

6. Правила постановки вопросов

7. Что называется ответом?

8. Логическая структура ответа и её связь с логической структурой вопроса

9. Виды ответов

10. Правила формирования ответов

 







Date: 2015-11-13; view: 241; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию