Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Посвящение во второй градус. Церемония
Повторение церемонии посвящения в первый градус. Затем — экзамен. О пяти чувствах. Об искусстве и его социальной пользе. Науки (математика, физика, естественные науки, нравственность, общественные науки). Благодетели человечества: художники, изобретатели, люди искусства, ученые, моралисты, политические деятели. Прославление труда. Разъяснение эмблем. Полярная (или Северная) звезда — звезда свободной мысли, отсутствия суеверий и предрассудков.
VI ПЕРЕХОД В ТРЕТИЙ ГРАДУС. ЦЕРЕМОНИЯ
Переход в 3°. Повышение в градусах называется «повышением жалованья». Усложнение символики, устной и в движениях. Возглас: «Мы — дети Хирама, сына вдовы!»[49].
VII
Устройство Мастерской. Ритуал ее открытия. Открытие храма. Ритуал. Агапа (банкет). Стол — подковой. В середине — Восток, место Мастера. Направо от него — 1‑й Наблюдатель (Эксперт). Налево — 2‑й Наблюдатель и Дародатель. Секретарь, Оратор, Казначей, Мастер банкета, Церемониймейстер. У каждого — в руках шпага. Сложный ритуал при посадке каждого. Все встают каждый раз и опять садятся. Специальный брат вносит предложения, за чье здоровье пить. После этого официальная часть заканчивается.
VIII
Похоронная церемония. Минимум один раз в три года проводится заседание памяти умерших. Брат Оратор берет себе в помощники других братьев. На черных занавесях, покрывающих стены храма — надписи: В каждой колыбели — зерно могилы. Сегодня — живые, завтра — мертвые. Жизнь — работа, смерть — отдых. Катафалк, в виде пирамиды, впереди, в центре. Все — в черном. Четверо стоят у (символического) гроба. Гроб называется «символическая цель». Гости из других лож сидят тут же. Ритуальные жесты: «Цепь единения». Речи Оратора и его помощников[50]. При посвящении кандидата в ученики, ему задают следующие вопросы: Что такое Свобода? Равенство? Братство? При переходе из 1‑го во 2‑ой градус задаются вопросы несколько сложнее: Вопрос: Как следует приветствовать братьев? Ответ: Ковшом, полным до краев раскаленных углей. (Ковш — стакан; раскаленные угли — вино). При переходе ученика в подмастерье его спрашивают: «Откуда он пришел? Куда он идет? Каким способом он туда дойдет?» Для того, чтобы стать Учеником, требовалось свидетельство Префектуры о несудимости; голосование производилось, как когда‑то в России, шарами. После экзамена ученику вручали лист, где перечислялись некоторые особые масонские события: раз в год — торжественная агапа в день солнцестояния. Непосредственно за этим в книге идет любопытная глава о масонском воспитании детей. Среди прочих масону разрешенных действий мы находим также и «одновременное состояние брата в двух Уставах». От него требуется при этом «соблюдать дружбу в строгих правилах этикета». Этот пункт относится к уже упомянутым «прикосновениям»: в нем говорится о границе, которую необходимо провести не только в прикосновениях мужчины к женщине, но и мужчины к мужчине. «Гостями», которые приглашались на сессии и агапы, назывались не просто знакомые профаны, а друзья из других лож и Уставов. Такие визиты поощрялись — никаких ограничений в этом я не нашла. «Трудами» называлось то, что делалось на сессиях: сперва читался отчет последнего собрания, затем обносили мешок, затем обсуждали кандидатов, голосовали, выбирали делегатов в Совет и Конвент. Иногда читали доклады, принимали новичка или говорили надгробные речи об умершем брате; тогда стены затягивались черной материей и вешались траурные эмблемы в память брата, уснувшего на Востоке Вечном. Все было основано на строгом регламенте: посвящение, исключение, повышение в степени, выборы Мастера. Церемония посвящения была сложной, церемония повышения — тоже. Диалог, который велся между Мастером и братом, должен был быть выучен этим последним наизусть. Первый Эксперт (или Секретарь) помогал Мастеру вести церемониал, а Первому Секретарю помогал Мастер Церемоний (или Церемониймейстер). Все действующие лица имели в храме свои постоянные места: Досточтимый сидел на Востоке, два Великих Эксперта (Секретаря) сидели по двум сторонам его. Они же иногда назывались Надзирателями: они смотрели за порядком и производили подсчет при выборах. Все эти высокие должности часто в русском переводе называются по‑разному: масонский словарь — вещь совершенно неустановленная. В разных документах можно встретить различные названия применительно к одним и тем же должностям. Возможно, что здесь играет роль конспирация, но возможно, что это просто небрежность, безразличное отношение к слову. Не исключено, что разнобой происходил и от того, какой из двух традиций — славянской или западной — следовал автор, переводя должность брата, сочиняющего меню ближайшей агапы, либо как «дародатель», либо как «церемониймейстер». В списке, который дается ниже, читатель увидит последствия обеих традиций. — Досточтимый Мастер — сидел на председательском месте за столом. (Три года должны пройти между назначением Мастером и Д.М.). — Два Великих Эксперта (Секретаря, Надзирателя) сидели слева и справа от него. — Хранитель печати. — Блюститель порядка. — Мастер церемоний (Обрядоначальник и Носитель Священного Огня). Среди других его обязанностей было обходить ряды с мешком, куда клались предложения — как например, собираться на полчаса позже, или закрыть окно, или давать больше света в храме. — Оратор (Вития). Говоривший речи. — Казначей — сборщик денег, обносивший мешок. — Привратник (Страж дверей), впускающий и выпускающий братьев — церемония сложная, с ритуальными стуками в дверь с обеих сторон. — Архитектор — заведующий помещением.
Кроме того, у каждого ряда стоял Ассистент и наблюдал за поведением братьев. Таким образом, должностных лиц оказывалось — если рядов было 6 — 8, — около 20‑ти. Бутафория состояла из уже упоминавшихся передников, перчаток, молотков (или молоточков), а также орденов. В некоторых ложах было два‑три Привратника. Дародателя не надо путать с Казначеем, который ничего не дарит, а только берет. Дародателя проверяют раз в год[51].
|