Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложное синтаксическое целое. Абзац





План лекции

 

1. Понятие о сложном синтаксическом целом.

2. Средства межфразовой связи между предложениями в сложном синтаксическом целом:

· собственно лексические;

· лексико-грамматические;

· грамматические.

3. Структурные типы сложных синтаксических целых: основанные на цепной связи; на параллельной связи; на присоединительной связи; смешанного типа.

4. Функционально-смысловые типы сложных синтаксических целых: повествовательный, описательный: типа рассуждения; смешанный.

5. Абзац и сложное синтаксическое целое.

 

Основные понятия

 

Сложное синтаксическое целое – это смысловое и структурно-интонационное объединение нескольких самостоятельных предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы).

Формальные средства связи самостоятельных предложений в ССЦ: интонация, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых; употребление местоимений 3-го лица, указательных, притяжательных местоимений; употребление слов-синонимов, лексических повторов; употребление присоединительных конструкций; одинаковый порядок слов, структурный параллелизм в построении самостоятельных предложений; употребление различных обстоятельств – слов и предложений, относящихся по смыслу ко всем предложениям ССЦ.

«Цепная связь заключается в структурном сцеплении предложений. Непрерывное движение, развитие мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно в повторе акцентируемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывании его в последующем. Соединение любых законченных предложений невозможно (при последовательном движении мысли) без повтора, развития какого-либо члена предыдущего предложения» (Г. Я. Солганик. Синтаксическая стилистика. – М., 1973. – С. 58 – 59).

Параллельная связь заключается в том, что предложения самостоятельно оформлены без лексико-грамматической связи с предшествующими предложениями. «Такие предложения строятся по принципу структурного параллелизма. Предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются; при этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического «наполнения», возможно сопоставление или противопоставление» (Г. Я. Солганик. Синтаксическая стилистика. – М., 1973. – С. 132).

Анафорическое построение ССЦ – заключается в том, что структурный параллелизм усиливается повторением в начале предложений какого-либо слова.

Эпифорическое построение ССЦ заключается в том, что параллелизм усиливается повторением слов и выражений в конце предложений.

Присоединительная связь основывается на употреблении присоединительных конструкций, последовательно примыкающих к зачину ССЦ.

Повествовательные ССЦ – это такой тип, где повествуется о последовательно сменяющих друг друга событиях, явлениях, относящихся к прошлому.

Описательные ССЦ характеризуются единством видо-временных форм сказуемых, синтаксическим параллелизмом и определенной областью употребления – описательными контекстами речи.

ССЦ типа рассуждения включают в себя элементы всех видов синтаксической связи между предложениями; в них содержится авторское обобщение, оценка событий, явлений.

Абзац и сложное синтаксическое целое – категории различных языковых уровней: ССЦ – это семантико-синтаксическая категория, абзац – единица композиционного членения речи, т. е. средство выделения «содержательно и композиционно значимых отрезков речи».

 

Практическое задание № 12

 

Тема для обсуждения: Сложное синтаксическое целое. Абзац.

Цель: Овладение навыками анализа сложного синтаксического целого как семантико-синтаксической категории.

 







Date: 2015-11-13; view: 1115; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию