Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема анализа





сложноподчиненного предложения*

 

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.

2. Тип сложноподчиненного предложения по структуре: нерасчлененной структуры; расчлененной структуры.

Для сложноподчиненных предложений нерасчлененной и расчлененной структуры указать подгруппу.

3. Основные средства связи главной части и придаточной части:

а) подчинительный союз:

· по структуре (простой / сложный);

· семантический или синтаксический;

· стилевая характеристика союза (нейтральный или принадлежащий к определенному стилю);

б) союзное слово:

· принадлежность к той или иной части речи;

· синтаксическая функция;

· соотнесенность семантики союзного слова с семантикой распространяемого существительного (для предложений нерасчлененной структуры);

в) опорное слово: (для предложений нерасчлененной структуры);

4) Дополнительные средства связи:

· позиция придаточной части (препозиция, интерпозиция, постпозиция);

· фиксированность / нефиксированность позиции;

· гибкость / негибкость структуры.

5) Синтаксическое (грамматическое значение) придаточной части.

6) Коммуникативная структура предложения (тема-рематическое членение предложения).

7) Функциональный тип предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное, повествовательно-вопросительное предложение).

8) Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное / невосклицательное).

9) Структурная схема сложноподчиненного предложения.

10) Характеристика каждой из предикативных частей по схеме синтаксического разбора простого предложения.

11) Пунктуационный анализ при условии, если в предложении есть трудные случаи расстановки знаков препинания.

Упр. 3. Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания; объясните наличие или отсутствие запятой на стыке подчинительных союзов.

1. Я стал наконец надеяться, что, когда Гез очнется – если только он сможет очнуться – я сумею заставить его искупить дикую выходку, в которой он едва ли не раскаивается уже теперь (Грин). 2. Я думаю, что, если бы мне дать одну тысячную часть этих загубленных денег, я построил бы дом и основал неплохое хозяйство (Грин). 3. Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь (Гарш.). 4. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Кор.). 5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух (М. Г.). 6. Каждый из нас понимает, что, где бы человек ни сражался за свободу, он сражается за неё и для нас (Пауст.).

 

Упр. 4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Найдите сложноподчиненные предложения. Дайте их полную характеристику.

В сложноподчиненных предложениях укажите соотносительные слова и определите, какими членами они являются. Во всех ли случаях соотносительные слова конструктивно необходимы? Почему?

 

ЕЩЕ О МЕЛЬНИЦАХ

 

Уж и не помню сколько раз я писал о мельницах. Что пр…влекательно в этих всюду и…чезнувших механизмах, силой воды и ветра многие сотни лет сн…бжавших людей энергией? Мельницы были (не)от…емлем…й частью п...йзажа в любой стране. Чаще всего они были посредниками между полем и печью – крутили ж…рнова, пр…вращая зерно в муку. В любом месте мельницы были местом, куда люди с…е…жались по важному деревенскому делу. Пока крутились вод…ные колеса и скрипело дерево ветр…ков, обсуждали житейские проблемы и новости, обг…варивались т…кущие дела. По укр…шению пейзажа с церковью мог поспорить только ветряк. А вод…ные мельницы – это радость прудов и речек. Под шум колес купались, ловили рыбу, поили лошадей, тут плавали гуси, утки.

Эн…ргетических «мамонтов» повсюду убили пар и потом электричество. Но память о мельницах сохр…нилась в литературе, на множестве ж…вописных полотен, в песнях, воспоминаниях тех, кто помнил предвое…ные годы, когда уже редко, но еще можно было видеть мельничные колеса и крылья ветр…ков на буграх. Писал я об этом, понимая, что (не)возвратно ушла поэзия с природой связа…ной энергетики и не было границ радости, когда в Брянской области нашел я работавшую вод…ную мельницу. Ра...сказывая о человеке-энтузиасте, возродивш…м ее, я помечтал о том, что и в других местах можно было бы, пусть не в хозяйстве…ных целях, но как выразительные, дорогие человеческому сер…цу памятники народного быта во…становить мельницы хотя бы в усадьбах-музеях. И вот первая «поклевка» на удочке мечтаний. Хранитель усадьбы Пушкина в Михайловском Семен Степанович Гейченко прислал письмо, что «как только стает снег, построим ветряк». Я приглашен был в Михайловское, когда мельница уже красовалась над Соротью. И все, кто в Михайловском был, знают, как ож…вила она, «пр…близила к временам Пушкина» …дешний пейзаж.


Потом пришло письмо из Марийской республики. Просили совета в строительстве вод…ной мельницы и, заранее увере…ные в деле, приглашали «к мельнику на блины». Я побывал, конечно, в гостях и написал о водяной мельнице, оказавш…йся крайне нужной в хозяйстве.

Вода камень точит. Сегодня уже можно загибать пальцы: вос…танавливается вод…ная мельница в Московском музее «Коломенское», ветр…ная и вод…ная мельницы стро…тся в музее-усадьбе Тютчева, про…ктируется вод…ная мельница для Ясной Поляны, для музея «Бородино» (того самого Бородино!), намеч…но строить мельницу в лермонтовских Тарханах, сооружение, теперь уже вод…ной, мельницы заканчивается в Михайловском.

Напомним: это вовсе не погоня за стари…ной …кзотикой. Во всех назва…ных усадьбах мельницы были, они во…станавливаются как часть стари…ных построек, как «живой, действующий эксп…нат».

 

(В. Песков)

 

Литература

1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 288 – 341.

2. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М., 2000. – С. 324 – 362.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика русского языка. – М., 19889. – С. 180 – 197.

4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 488 – 508.

 

Дополнительная литература

1. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 391 – 404.

2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 520 – 557.

 

 

Практическое задание № 10

 

Тема для обсуждения: Бессоюзное сложное предложение.

Цель: Изучение структурных и семантических типов бессоюзных предложений; синонимии бессоюзных и союзных предложений.

 







Date: 2015-11-13; view: 640; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию