Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лес и степь





Сквозь густые кусты орешника, перепутан…ые цепкой травой, спуска…тесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом т…ится источник; дубовый куст жадно ра…кинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, к…лыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы броса…т…сь на землю, вы напились, но вам лень пош…в...льнут…ся. Вы в тени, вы дыш…те п…хучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на со…нце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выход…те из оврага … что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густе…т? туча ли надвига…тся?.. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко свет…т солнце: охотит…ся еще можно. Но туча р…стет: передний ее край вытягива…тся рукавом, наклоня…тся сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, видне…тся сен…ой сарай… скорее… Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломе…ную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выход…те. Боже мой, как весело сверка…т все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахн…т земл…никой и грибами!…

 

* * *

 

А то велишь заложить беговые дрожки и поед…шь в лес на рябчиков. Весело пробират…ся по у…кой доро…ке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо б…ют вас по лицу, васильки ц…пляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длин…ые, в…сячие ветки берез едва шевел…тся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы ед…те по зеленой, и…пещрен…ой тенями доро…ке; большие желтые мухи неподвижн… висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки в…ются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок м…линовки звучит невин…ой, болтливой радостью; он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес… Лес глохн…т… Неиз…снимая тишина западает в душу; да и кругом так др…мотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно пад…ющие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кой-где р…стут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Б…ляк вдруг выскоч…т, собака с звонким лаем помчится (в)след…

 

* * *

 

Хороши так(же) летние туман…ые дни, хотя охотники их и не люб…т. В такие дни нельзя стрелять: птица, вып…рхнув у вас (из)под ног, тотчас же и…чеза…т в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проход…те мимо дерева – оно не шелохнется: оно неж…тся. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, черне…тся перед вами длин…ая полоса. Вы принима…те ее за бли…кий лес; вы подход…те – лес превраща…тся в высокую гря…ку полыни на меже. Над вами, кругом вас – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступ…т, сквозь р…де…щий, словно задымившийся пар, (золотисто)желтый луч ворвется вдруг, заструится длин…ым потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все зав…локлось. Долго продолжа…тся эта борьба; но как несказа…но великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжеству…т и последние волны согретого тумана то скатываются и ра…стилаются скатертями, то изв…ваются и и…чезают в глубокой (нежно)сияющ…й вышине…

(По И. С. Тургеневу)

Леса

Закат тяжело пыла…т на кронах деревьев, з…лотит их старин…ой поз…лотой. (В)низу, у подножия сосен, уже темно и глухо, бе…шумно летают и как(будто) заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то (не)понятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блес(…)нет наконец озеро, как черное, косо поставлен…ое зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тле…т з…ря, в зар…слях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормоч…т и воз…тся журавли, обеспокоен…ые дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разг…ра…тся, то гасн…т. Листва берез висит (не) шелохнувшись. Роса стека…т по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В (не)обыкнове…ной, никогда (не)слыхан…ой тишине зарожда…тся рас…вет. Небо на востоке зелене…т. Голубым хрусталем заг…ра…тся на з…ре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медле…но и бе…шумно, как комья белого пуха.

Котелок серд…тся и бормоч…т на огне. Мы почему-то говорим ш…потом – боимся спугнуть рас…вет. С ж(…)стяным свистом пронос…тся тяжелые утки. Туман начинает клубит…ся над водой. Мы навалива…м в костер горы сучьев и смотрим, как подыма…тся огромное белое солнце, – солнце бе…конечного летнего дня.

(По К. Г. Паустовскому)

 

2. Проверьте себя, выполнив микротесты.

 

 

Вариант I

1. Вставьте пропущенные гласные е или и в личные окончания глаголов 3 л. мн. ч.

сыщ…т; брезж…т;
стан…т; погон…т;
шепч…т; бре…т;
заиндеве…т  

 

2. Вставьте пропущенные буквы в глагольных формах повелительного и изъявительного наклонения.

а) Вытр…те стекло, ведь ничего не видно. Если вытр…те стекло, будет светлее.   в) Прыгн…те еще раз? Прыгн…те еще раз.
     
б) Когда крикн…те, я выйду. Крикн…те погромче!   г) Если вы правильно держ…те ручку, почерк получается красивый. Держ…те ручку правильно!

 

3. Напишите форму инфинитива рядом с формой настоящего времени.

обессилею –; сею –;
каюсь –; соперничаю –;
строю –; чищу –.

 

4. От данных существительных образуйте глаголы несов. вида с соответствующими суффиксами.

проповедь –; команда –;
зависть –; совет –;
беседа – __________________;  

 

5. От следующих существительных образуйте форму инфинитива и форму прош. времени непереходных глаголов:

стекло – _____________; _______________;

лед – ________________; _______________;

кость – ______________; _______________.

 

6. Рядом с каждым глаголом (переходным) напишите форму инфинитива и форму прошедшего времени непереходного глагола:

обессилить –;; обезлюдить –;;
обезводить –;; побелить –;.

 

7. Вставьте пропущенные буквы в формах глаголов прошедшего времени:

та…л (лед); засе…л (льном);
ка…лся (в выходке); заржав…л;
ре…ло (знамя); завед…вал (учебной частью);
команд…вал; доклад…вал;
облед…нела (одежда).  

 

8. Напишите рядом с глаголом форму действительного причастия прошедшего времени:

возненавид…л –; завис…л –;
обезум….л –; заплеснев…л –;
раска…лся– ________________________;  

 

9. Вставьте пропущенные буквы и назовите глаголы, от которых образованы данные причастия. Обозначьте спряжение глаголов.

Колыш…щаяся степь – _______________________________;

стел…щийся плющ – _________________________________;

бор…щийся со стихией рыбак – ________________________.

 

10. Вставьте пропущенные буквы:

 

а) расстрел…нный боец; застрел…нная птица; окле…нная (обоями) комната;

 

б) слом…ная палка; лома…ная линия; копче…ная колбаса;
закопч…ные стены; затравле…ный зверь; стир…ное белье

 

11. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните причастие.

Назва…ный номер; зва…ный на обед;  
зва…ный обед; не зва…ный в гости сосед;  
назва…ный брат; нечита…ная книга.  

 

12. Вставьте пропущенные буквы:

тяжелоране…ый (солдат); многохож…ая (тропа);
новорубл…ая (изба); свежескош…ая (трава).

 

13. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните краткие страдательные причастия.

а) Войска сосредоточ…ы в пункте.

Лица студентов сосредоточ…ны и серьезны.

 

б) В университете организов…ы научные кружки.

Эти люди умны и образов…ы.

 

 

Вариант II

1. Вставьте пропущенные гласные е или и в личные окончания глаголов 3 л. мн. ч.

гон…т; завис…т;
выздорове…т; кол…т;
бормоч…т; муч…т;
пор…т; терп…т

 

2. Вставьте пропущенные буквы в глагольных формах повелительного или изъявительного наклонения.

а) Смотрите не стукн…те. Если стукн…те, он проснется.   в) Выпиш…те обязательно эту газету. Когда выпиш…те, я буду спокоен.
     
б) Да умолкн…те вы наконец! Если не умолкн…те, я уйду.   г) Отвергн…те это предложение? Отвергн…те это предложение.

 

3. Напишите форму инфинитива рядом с формой настоящего времени.

обезумею –; таю –;
маюсь –; капризничаю –;
клею –; выращу –.

 

4. От данных существительных образуйте глаголы несов. вида с соответствующими суффиксами.

исповедь –; команда –;
горе –; жертва –;
проба – __________________;  

 

5. От следующих существительных образуйте форму инфинитива и форму прош. времени непереходных глаголов:

кровь – ___________________; _____________________;

дерево – __________________; _____________________;

столб – ___________________; _____________________.

 

6. Рядом с каждым глаголом (переходным) напишите форму инфинитива и форму прошедшего времени непереходного глагола

обезлесить –; обескровить –;
обесденежить –; почернить –.

 

7. Вставьте пропущенные буквы в формах глаголов прошедшего времени:

заре…ли (знамена); рассе…л (сомнения);
выздоров…л; наве…л (тоску);
рассе…л (воспоминания); запрят….вали (записки);
исповед…вался; одерев…нела (рука);
лед…нил нас (о ветре).  

 

8. Напишите рядом с глаголом форму действительного причастия прошедшего времени:

опостыл…л –; разве…л –;
выздоров…л –; заржав…л –;
обезлюд…л (город) – _______________.  

 

9. Вставьте пропущенные буквы и назовите глаголы, от которых образованы данные причастия. Обозначьте спряжение глаголов.

Колебл…щийся камыш –;

кле…щие игрушку дети –;

дремл…щий старик –.

 

10. Вставьте пропущенные буквы:

  а) засе…нная земля (хлебом);   зате…нное дело;   скош…нные поля.

 

б) масл…ная каша; замасл…ная куртка; масл…ые глаза;
кипяч…ное молоко; прокияч…ное молоко; выстир…ная скатерть.

 

11. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; подчеркните причастия:

посаже…ный в пору; посаже…ный отец; посаже…ная мать;
посаже…ная капуста; внимательно чита…ная книга; раньше чита…ный курс.

 

12. Вставьте пропущенные буквы:

златотка…ая (мантия); малоезж…ая (дорога);
новопах…ые (земли); новоиспеч…ый (полк).

 

13. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните краткие страдательные причастия.

а) Вы избалов…ы природой.

Дети капризны и избалов…ы.

 

б) Манеры ее изыск…ы.

Учеными изыск…ы новые методы.

 

Date: 2015-11-13; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию