Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаки препинания в конце законченных предложений





1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович должен был обедать. (П.)

2. В конце вопросительных предложений ставится вопроси­тельный знак: Кто там? Вы, Яков? (Ч.) Видите на том берегу дом и сад? (Ч.) Что это вы. пишете? (Ч.) Борис Алексеевич, где вы? (Ч.) Чёт или нечет? (Ч.) Тебе ли с твоим ревматизмом разъезжать по гостям? (Ч.) Это кто сейчас вышел? Нина? (Ч.)

П р и м е ч а н и е. Вопросительный знак может ставиться после отдельных членов перечисления, произносимых с вопросительной интонацией, например:

И часто я угадать хотел, о чём он пишет: о тёмном ли владычестве татар? о казнях ли свирепых Иоанна? о бурном ли новогородском вече? о славе ли отечества? (П.)

3. В конце восклицательных предложений ставится в о с ­к л и ц а т е л ь н ы й з н а к: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! (П.) Это вы? Здравствуйте! (Ч.) Где Борис Алексее­вич? — Он в купальне рыбу удит. — Как ему не надоест! (Ч.)

4. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. Т о ч - к а ставится, если предложение произносится без восклицания: Что говорил, чему учил старый писатель? — Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы. Помогай ему подняться с колен, иди к нему, иди с ним. (М. Г.) Если предложение произ­носится с восклицанием, то ставится в о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к: Не будь, товарищ, слепым и глухим/ Держи, товарищ, порох сухим. (В. М.) Огня! — кричат. — Огня! — Пришли с ог­нём. (К р.)

§ 15. Многоточие. Многоточие (обычно три точки) упо­требляется для обозначения незаконченности высказывания или перерывов речи независимо от того, чем эта незаконченность или перерывы вызваны (взволнованностью говорящего, припо­минанием, вмешательством других лиц и т. п.).

П р и м е р ы. 1) Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют... Душно... Где ключи? Ключи, ключи, мои... (П.) 2) Это было в году... в тысяча девятьсот восьмом году это было. (К.. С.) 3) Не мешает сделать замечание, что Манилова... но признаюсь, что о дамах я очень боюсь говорить, да притом пора возвратиться к моим героям. (Г.) 4) — Я хочу только в своё оправдание сказать вам, что... — Довольно, я уже всё понял.

П р и м е ч а н и е. Если на месте перерыва речи требуется интонацией постановка восклицательного или вопросительного знака, то после этого знака ставятся только две точки, например: Ай-ай-ай!.. Пропал я совсем! (М.Г.)

Многоточие ставится и для обозначения заминок в речи: — Ва... ва... ва... ваше превосходительство, — шептал Попов. (А. К. Т.)

Упражнение 19. I. Объясните знаки препинания в конце предложений, определив каждое предложение с точки зрения цели его высказывания.

Чацкий. Свободнее дыханье стало.

Помочь ей чем? Скажи скорее. Повеять чем?

Л и з а.

Л и з а. Вот опахало.

Там в комнате вода стоит,

(Чацкий бежит и приносит. Всё сле- Ч а ц к и й.

дующее — вполголоса, до того, как Гляди в окно,

Софья очнётся.) Молчалин на ногах давно!

Л и з а. Безделица её тревожит.

Стакан налейте. Л и з а.

Да-с, барышнин несчастен

Ч а ц к и й. нрав,

Уж налит. Со стороны смотреть.

Шнуровку отпусти вольнее. не может,

Виски уксусом потри. Как люди падают стремглав.

Опрыскивай водой,

Смотри,

 

(А. С. Грибоедов, Горе от ума.)

 

II. Выпишитеиз пьесы М. Горького «На дне» вопросительные, повество­вательные (ответные), побудительные и восклицательные предложения (по 4 примера на каждую разновидность предложений).

§ 16. Логическое ударение. Каждое предложение получает свой смысл только в речи, в связи с другими предложениями и обстановкой речи. Слова, имеющие особенно важное значение для понимания смысла предложения, выделяются более силь­ным ударением, которое называется л о г и ч е с к и м или с м ы с ­л о в ы м у д а р е н и е м.

Например: 1) Мы были вчера на лекции— так говорят, ког­да хотят подчеркнуть, к т о был на лекции. 2) Мы были вчера на лекции — так скажут, когда захотят подчеркнуть своё п р и­ с у т -с т в и ена лекции. 3) Мы были вчера на лекции — здесь отмечается время, когда были на лекции. 4) Мы были вчера на лекции подчёркивается м е с т о, где были.

Слова, выделяемые логическим ударением, составляют смыс­ловой центр предложения. В ответе, например, только они обыч­но и употребляются, образуя неполные предложения, например: Где вы были вчера? — На лекции. Подробнее об этом см. § 48—54.


Упражнение 20. Прочитайте следующие отрывки из басен И. А. Крылова, делая логическое ударение на выделенных словах.

1) Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был;

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

2) Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки;

Лишь стоит завести Очки.

3) По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ, —

Известно, что слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

4) Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, доотвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

21. Прочитайте басню И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», укажите слова, на которые падает логическое ударение.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ

§ 17. Подлежащее и способы его выражения. В двусостав­ном предложении прежде всего выделяются его главные члены: п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е.

1. П о д л е ж а щ е е —главный член двусоставного предло­жения, который обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже и поясняется сказуе­мым, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лу­гу. (П.)

2. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного (отвечаетна во­просы к т о? или ч т о?).

П р и м е р ы. 1) Во время детского чая большие сидели на балконе. (Л. Т.) 2) Присутствующие говорили о разных пред­метах. (Т.) 3) Вот раздалося «ау» вдалеке. (Н.)

П р и м е ч а н и е. Любая часть речи, употреблённая в значении сущест­вительного, может иметь при себе определение, выраженное полным прила­гательным: Грянуло ура.— Грянуло громкое ура.

3. Подлежащее может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным. Эти разряды слов не приобретают при этом значения существительных. Они призна­ются подлежащими постольку, поскольку к ним относится ска­зуемое и они отвечают на вопрос ч т о?

П р и м е р ы. 1) Пить чай на траве считалось большим удо­вольствием. (Что считалось большим удовольствием?—Пить (чай).) 2) Узнать об этом очень легко. (Что легко?—Уз­нать.) 3) Учиться интересно. (Что интересно? — Учиться.) И т. п. При ином порядке слов подобные двусоставные пред­ложения становятся безличными; ср.: Очень легко узнать об этом. Интересно учиться.

4. Подлежащее может быть выражено с л о в о с о ч е т а ­н и е м.

Из таких словосочетаний надо отметить следующие:

1) Словосочетания, состоящие из существительного в имени­тельном падеже и другого существительного в творительном падеже, соединённого с первым предлогом с, обозначающим совместность.

П р и м е р ы. Дед с бабушкой шли впереди. (М. Г.) На сол­нышке Полкан с Барбосом лёжа грелись. (Кр.)

Указанные сочетания рассматриваются как одно целое толь­ко в том случае, когда сказуемое стоит во множествен­ном числе и по смыслу относится не к одному лицу или пред­мету, а сразу к двум.

2) Словосочетания, образованные личными местоимениями множественного числа мы, вы вместе с другими место­имениями в творительном падеже, которые соединены с первы­ми предлогом с: мы с тобой (в значении «ты и я»), мы с ним. (в значении «я и он»), вы. со мной (в значении «вы и я»), вы с ним (в значении «вы и он»).


П р и м е р ы. Мы с тобой пойдём в лес за ягодами. Вы со мной поедете в город и т. п.

3).Словосочетания, которые состоят из имён числительных количественных (или местоимений-числительных) и имён суще­ствительных при них, обозначающих исчисляемые предметы и поставленных в родительном падеже без предлога: пять чело­век, десять гвардейцев, несколько тачанок и т. п. или с предло­гом из: один из них, двое из знакомых и т. п., например: Пять человек расселись около костра. На лугу паслись две белые лошади. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. Один из всадников размахивал шашкой.

П р и м е ч а н и е. При приблизительном обозначении количества посред­ством слов около, больше, меньше или предлогов от... до получаются слово­сочетания, в которых и числительное стоит в родительном падеже: около сорока плотников, больше ста книг, от пятидесяти до ста процентов. Тем не менее и эти словосочетания являются подлежащими (отвечают на вопрос кто? или что?): Около сорока плотников занялись починкой моста. Больше ста книг отдано в переплёт. От пятидесяти до ста процентов продукции име­ет Знак качества.

5. Подлежащее может быть выражено фразеологиче­ской единицей, например: У этого мастера были золотые руки.

Упражнение 22. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении найдите подлежащее и сказуемое и укажите, какими частями речи они выражены.

I. 1) З...ря уже давно румянилась на небе: всё возв...щало во...хождение солнца. 2) Бывалые и старые поучали молодых. Стук и рабочий крик подн...мался по всей окружности. 3) Конные ехали, н... отягчая и н... горяча коней, пешие шли резво за возами, и весь табор подвигался только по ночам, отдыхая днём. 4) Н...кто н...чем н... заводился и н... держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана. 5) Всё всполохнулось: кто м...нял волов и плуг на коня и руж...ё и отправлялся в полки; кто прятался, уг...няя скот и унося что только было можно унесть. 6) Все три всадника ехали молч...ливо. Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость. 7) При в...езде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, уд...рявших в двадцати пяти кузницах. 8) Некоторые занимались ремёсла­ми, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуля­ла с утра до вечера. 9) В подобных случаях водилось у запо-

ро...цев гнат...ся в ту же минуту за похитителями.

(Н. В. Гоголь.)

II. 1) Со стороны прибыв далёкой в дремучий лес, орёл с орлицею вдвоём задумали навек остаться в нём. (Кр.) 2) Бросить такую добычу было бы соверше...о н...простительно. (Т.) 3) Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой. (Кр.) 4) И вмиг со всех дворов собак сбежалося с полсотни. (Кр.)


§ 18. Простое глагольное сказуемое и способы его выраже­ния. С к а з у е м о е — второй (помимо подлежащего) главный член двусоставного предложения. Сказуемое обозначает дейст­вие или состояние предметов и лиц, которые выражены подле­жащим: Летит самолёт. Мальчики отдыхали. Сказуемое в дву­составном предложении бывает п р о- с т о е г л а г о л ь н о е и с о с т а в н о е — именное или глагольное.

Простое глагольное сказуемое — главный член двусоставного предложения, который выражается глаголом в каком-либо наклонении и поясняет подлежащее, например:

1) Ярко светит солнце. 2) Мы идём к реке. 3) Ты не отставай! 4) Без тебя он заблудился бы.

П р и м е ч а н и е. Формы будущего сложного времени: буду читать, буду ждать — рассматриваются в предложении как простое сказуемое наряду с формами: читаю — читал, жду — ждал.

1. В настоящем и в будущем времени сказуемое согласует­ся с подлежащим в лице и числе: Из искры возгорится пламя. (Од.) Я правду всю скажу. (Кр.) Буду петь я и радость и горе. (Ник.) Облака бегут над морем. (Яз.)

В прошедшем времени и в сослагательном наклонении ска­зуемое согласуется в числе, а в единственном числе — и в роде:

Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли. (Од.) Звучал булат, картечь визжала. (П.) При хорошей погоде сено давно уже высохло бы.

В повелительном наклонении сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице: Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (К р.)

2. При подлежащем, выраженном каким-нибудь неизменяе­мым словом, употреблённым в значении имени существительно­го, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа или в среднем роде: Вот раздаётся «ау» вдалеке. (Н.) Далече грянуло ура. (П.)

В тех случаях, когда к значению неизменяемого слова, упо­треблённого в смысле существительного, присоединяется ещё грамматический оттенок множественного числа (указывающий на повторяемость фактов), сказуемое может употребляться и во множественном числе: Ваши «завтра» мне надоели.

3. При подлежащем, выраженном неопределённой формой или числительным количественным, сказуемое ставится в фор­ме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени — в форме среднего рода: Четыре делится на два без остатка.

Быстро ходить ему не разрешалось.

§ 19. Несогласованное простое сказуемое. Сказуемое может и не иметь форм согласования. Среди несогласуемых форм простого сказуемого, харак­терных главным образом для разговорной речи, надо отметить следующие:

1. Сказуемое, употреблённое в форме повелительного наклонения:

а) при выражении пожелания или долженствования, отнесённых к 3-му лицу; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.) (минуй— «пусть минует»). Им бал, а батюшка таскайся на поклон (Гр.) (таскайся — «должен таскаться»);

б) при употреблении формы повелительного наклонения в значении со­слагательного: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (Кр.)

2. Сказуемое, выраженное следующими неизменяемыми глагольными формами: а) формой повелительного наклонения в значении прошедшего вре­мени, например: А я и приди к нему не вовремя. Отец-то мой ему и полю­бись, что прикажешь делать? (Т.);

б) такими неизменяемыми формами глагола, как хлоп, стук, толк, ча­ще всего имеющими значение прошедшего времени совершенного вида; подоб­ное сказуемое указывает на быстроту и мгновенность действий: Подруга каж­дая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу. (Кр.) В руке сверкнул турецкий ствол, нагайка щелк — и, как орёл, он кинулся. (Л.)

3. Сказуемое, выраженное глаголом есть.

Глагол есть употребляется в функции сказуемого в значении «имеется, существует» и при этом в одной и той же форме как при подлежащем в единственном числе, так и во множественном: Есть на Волге утес (т. е. суще­ствует). Есть люди, которые думают иначе, чем ты (т. е. имеются).

Упражнение 23. Спишите. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое, время сказуемого и в чём оно согласовано с подлежащим. Объяс­ните правописание выделенных букв и слов.

1) Ясно раздаётся его «тпру, тпру» в близком от нас овра­ге. (Т.) 2) Это «если бы», отнесённое им к прошедшему, к не­возможному, сбылось. (Т.) 3) Курить в помещении санатория строго запрещается. 4) С Пиладом мой Орест грызутся, лишь только клочья вверх летят. (Кр.) 5) У залива сидели ко мне спиной два старика. (Т.) 6) Шли два приятеля вечернею порой. (Кр.) 7) Нас было девять человек детей. (П.) 8) До меня вёрст пять будет. (Т.) 9) Три взрослых юноши соседних рассуждали. (Кр.) 10) Несколько плотников явились с топорами в руках. (Г.) 11) Ужинает двадцать три человека, из коих восемь ничего не едят. (Ч.)

24. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, в чём согласо­вано сказуемое с подлежащим.

1) Воздух мяг...к, утро блещ...т, и прозрачна синева. (Ога­рёв.) 2) Ветер осенний навод...т печаль. (Н.) 3) Я вид...л небо. Ты не увид...шь его так близко. (М. Г.) 4) Ровно, ровно дыш...т грудь. {Н.) 5) Лунного луча сиянье гасн...т. (П.) 6) Татьяна ропщ...т на ручей. (П.) 7) Вы, Раиса Павловна, лучше о нём забу..те. (Остр.) 8) Ты мне, Павел, вер...шь? (М. Г.) 9) Вы не понима...те шуток. (Ч.) 10) Во ржи дорога стел...тся. (Не.) 11) Все ребята издали смотр...т на меня. (Ис.)

25. Найдите подлежащее и простое глагольное сказуемое. Укажите, чем выражено несогласованное сказуемое и какое значение оно имеет.

1) Вам хорошо, а я сына в университете содержи, малых в гимназии воспитывай. (Л. Т.) 2) Когда его [Дикого] обидит такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись. (Остр.) 3) В эту-то Дуняшу и влюбись Аким. (Т.) 4) И точно, не заботься он с утра до вечера о своём пропита­нии — умер бы мой Стёпушка с голоду. (Т.) 5) «Кто смеет оби­жать сироту?—закричал он [Пугачёв].—Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт». (П.) 6) Чуть низко покло­нись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он [Чацкий] подлецом!.. (Гр.) 7) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. (Кр.) 8) Лег­че тени Татьяна прыг в другие сени. (П.) 9) Вдруг старушка мать шасть в комнату. (Т.) 10) И ноты есть у нас, и инстру­менты есть. (Кр.)

§ 20. Составное именное сказуемое. Связка. Деление сказуе­мых на простые и составные обусловлено различиями в способах выражения лексического и грамматического значения. В простом глагольном сказуемом и лексическое, и грамма­тическое значение выражается одним словом — глагольной формой: Я читаю. Поезд идёт. Коля спал. В именном составном сказуемом грамматическое значение выражено связкой, а лексическое значение — именной частью сказуемого: Отец был высокого роста; Маша казалась расстроенной. В глаголь­ном составном сказуемом основное лексическое значение выра­жается неопределённой формой глагола, а грамматическое и часть лексического—вспомогательным глаголом, например: Мы хотим работать. Он собирается уезжать. (См. об этом § 26.)

С о с т а в н ы м и м е н н ы м называется сказуемое, которое состоит из именной части (прилагательного, существительного и слов других частей речи) и глагола-связки.

Г л а г о л – с в я з к а — это слово, указывающее время и на­клонение сказуемого; прошед-шее время: День был жаркий; бу­дущее: День будет жаркий. Отсутствие связки указывает на настоящее время: День жаркий. Такую отсутствующую связку называют нулевой. Сослагательное наклонение выражается связкой был бы: День был бы жаркий, а повелительное — связ­кой будь: Будь справедлив к нему.

П р и м е ч а н и я. 1. Связку был—буду не надо смешивать с самостоя­тельным глаголом был—буду. Сравните: Он был инженером (был— связка).— Он был в лесу (был — полнозначный глагол, по смыслу близкий к глаголу находиться).

Самостоятельный глагол быть обозначает существование или присутствие предмета, например: Здесь когда-то леса были (т. е. существовали). Товарищ был на уроке (т. е. присутствовал).

Связка был — буду никакого другого значения, кроме указания на время и наклонение, не имеет. В предложении Леса были тенистые, дремучие всё содержа­ние сказуемого выражено прилагательными тенистые, дремучие, а были имеет чисто грамматическое значение: указывает на прошедшее время и изъявительное наклонение. О значении других глаголов-связок см. в § 22.







Date: 2015-11-13; view: 912; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию