Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности согласования сказуемого с подлежащим
1. В составе подлежащего может быть количественное существительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом случае сказуемое обычно согласуется с подлежащим в единственном числе, если: а) количественное существительное не имеет зависимых (Большинство согласилось с докладчиком);б) количественное существительное имеет при себе зависимое слово, в родительном падеже единственного числа (Большинство собрания согласилось с докладчиком). Сказуемое может быть и в единственном, и во множественном числе, если при слове типа большинство есть зависимое существительное в родительном падеже множественного числа (Большинство студентов успело/успели выполнить лабораторные работы). Если в предложении каким-либо образом подчеркивается множественность субъектов действия (например, при количественном существительном имеется несколько зависимых в форме множественного числа) или указывается на самостоятельность и активность действий каждого из субъектов, то сказуемое согласуется с подлежащим по с м ы с л у, т. е. ставится в форме множественного числа, например: Большинство делегатов и гостей съезда выступили в поддержку этого предложения. Ряд представителей нашего завода принимали участие в различных соревнованиях. Если сказуемое находится в составе страдательного оборота, то и при указанных выше условиях сохраняется грамматическое согласование, т. е. форма единственного числа сказуемого: Большинство молодых специалистов направлено на заводы. Ряд вновь прибывших товарищей размещён в новом корпусе. 2. Вариативность формы числа сказуемого наблюдается и при подлежащем, которое выражено сочетанием числительного с существительным. Ср.: Пришло пять человек.— Пришли пять человек. Десятка два рабочих стояло вокруг. — Работали двадцать с лишним землекопов. Несколько лошадей стояло в загоне.— Несколько учеников не сдали экзамена. При наличии некоторых факторов может предпочитаться либо единственное, либо множественное число сказуемого. Сказуемое имеет форму единственного числа: а) если подчёркивается единство или совокупность предметов или действий: Туда помещалось сто человек. Строится ещё пять столовых; б) при обозначении меры времени, пространства, веса и т. п.: Прошло сорок лет. До зачётов осталось десять дней. На ремонт ушло семь килограммов гвоздей; в) при составных числительных, оканчивающихся на один: Тридцать один студент приехал в летний лагерь; в разговорной речи в этом случае нередко встречается согласование по смыслу: Тридцать один студент приехали в летний лагерь; г) при словах тысяча, миллион, миллиард: Тысяча солдат отправилась на помощь пострадавшим; д) если подлежащее выражено одним числительным: Тридцать не делится на семь. Сказуемое имеет форму м н о ж е с т в е н н о г о числа: а) если в количественно-именном обороте употреблено так называемое малое числительное: два. три, четыре (или составное числительное, оканчивающееся на два, три, четыре), двое, трое, четверо: Два рослых парня подошли к нам; б) если при количественно-именном обороте есть определение, обычно в виде слов все, эти, указанные, оставшиеся и под.: Все семь лыжников пришли одновременно. В остальных случаях сказуемое возможно в форме как единственного, так и множественного числа. При этом в обиходно-бытовом стиле речи преобладает согласование по смыслу, т. е. постановка сказуемого во м н о ж е с т в е н н о м числе. 3. Подлежащее может выражаться оборотами типа брат с сестрой, преподаватель со студентами, старик с собакой. В этом случае сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе, если необходимо указать, что основным производителем действия является лицо, обозначенное существительным в именительном падеже, а существительное в творительном падеже играет роль дополнения, обозначая лицо или существо, сопутствующее основному производителю действия. Например: Брат с младшей сестрой отправился на прогулку. Мать с ребёнком ходила к врачу. Вошёл старик с собакой. Если же в предложении подчёркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительными в именительном и в творительном падежах, то сказуемое имеет форму множественного числа: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь. Коля с Игорем отправились в поход. В случае, если вместо первого существительного в таком подлежащем стоит личное местоимение я или ты, то сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе. Ты с Митей пойдёшь дальше, а я с ребятами останусь здесь. (Ср.: Вы с Митей пойдёте дальше, а мы с ребятами останемся здесь.) 4. Подлежащее, выраженное существительным, может иметь при себе приложение. Обычно род и число приложения не влияют на согласование сказуемого с подлежащим: Неподалёку росло дерево саксаул. Журнал «Крестьянка» опубликовал интересную статью. Автомобиль «Жигули» выпускается Волжским автозаводом. При сочетании существительного, обозначающего звание, профессию, должность и т. п., с собственным именем лица сказуемое согласуется с последним, например: Врач Петрова принимала больных. Новый секретарь Иванова понравилась всем сотрудникам. Если подлежащее выражено составным термином типа диван-кровать, библиотека-музей, аэросани-глиссер, то сказуемое обычно согласуется с первым компонентом такого термина (этот компонент чаще всего обозначает более широкое, родовое понятие): В углу стоял диван-кровать. Библиотека -музей открыта ежедневно, кроме вторника. Аэросани -глиссер могут развивать скорость до 80 километров в час. Иногда на выбор формы сказуемого влияет контекст, например лексическое значение входящих в предложение слов. Ср.: За вагонами для легкораненых шёл вагон -аптека. (Пан.) — Вагон- аптека имела все необходимые лекарства. 5. Если подлежащее выражено сложносокращённым словом (аббревиатурой), то возможны разные способы согласования сказуемого: а) в случае, если аббревиатура склоняется, то сказуемое согласуется с ней, как с обычным существительным: Вуз объявил набор студентов; б) в случае, если аббревиатура не склоняется, то сказуемое согласуется с ней так, как оно согласовывалось бы с расшифрованным сочетанием, т. е. с главным словом такого сочетания: ООН (Организация Объединенных Наций) была образована в 1945 году. Роно (районный отдел народного образования) направил молодого преподавателя на работу в деревню. ОРТ (Общественное Российское телевидение) начало показ нового сериала. В разговорной речи подобные аббревиатуры нередко уподобляются (по своему внешнему виду) существительным того или иного рода, поэтому возможны другие формы согласования сказуемого с подлежащим: ТЭЦ дал ток (ср.: ТЭЦ — тепловая электроцентраль), Роно утвердило инструкцию, ИТАР (Информационное Телеграфное Агентство России) заявил и т. п.; в) в случае, если аббревиатура иноязычная, сказуемое согласуется с подлежащим в среднем роде: НАТО готовилось к очередному совещанию. При мысленной подстановке родового слова типа организация, комитет и т. п. возможно согласование сказуемого с этим родовым словом: ФИДЕ (Международная шахматная организация) рассмотрела состав участников предстоящего турнира. Упражнение 32. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сказуемое и объясните, чем оно выражено в каждом из предложений. Если сказуемое состоит из нескольких частей, определите значение и роль каждой части такого составного сказуемого. 1) Тут он [Максим Максимыч] начал щ...пать левый ус, повесил голову и пр...задумался. (Л.) 2) Стану сказывать я ска...ки, песенку спою. (Л.) 3) Разговор этим кончился, и мы прод...лжали молча и...ти друг подле друга. (Л.) 4) Быть может, волею небес я перестану быть поэтом. (П.) 5) Все стали толковать укра...кой, шутить, судить н... без греха, Татьяне прочить жениха. (П.) 6) Спорить с ним я н...когда н... мог. (Л.) 7) Признаюсь, я н... желаю с ними познакоми...ся. (Л.) 8) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла просну...ся искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать. (Л.) 9) Я был готов любить весь мир,—меня н...кто н... понял: я выучился н...навидеть. (Л.) 10) «Вы бы ему [Ване] пок...зали светлую сторону».— «Рад пок...зать!» (Н.) 11) Зато и пламе...ая младость н... может ничего скрывать; вражду, любовь, печаль и радость она готова разболтать (П.) 33. Сложные предложения разбейте на простые; в каждом простом предложении найдите подлежащее и сказуемое; укажите, чем они выражены. Мы расположились лагерем в лесу, на берегу большого озера, где было много рыбы. На стоянке у нас горел костёр. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве, у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый, вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. На этот раз с нами был мальчик. Он первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке... Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец, показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. (К. Паустовский.) 34. В данных примерах замените простое сказуемое составным глагольным. Подчеркните в глаголах - тся, Ться. Образец. Товарищ согласится на эту работу (хочет).— Товарищ хочет согласиться на эту работу. 1) К утру вьюга успокоится (может). 2) Брат возвратится домой к вечеру (хотел). 3) Мать беспокоится о здоровье ребёнка (начала). 4) Экскурсанты вернутся на следующий день (собирались). 5) Это мероприятие удастся (должно). 6) Отряды двинутся утром в путь (готовы). 35. Спишите, правильно согласуя сказуемое с подлежащим. Укажите возможные случаи двоякого согласования — грамматического и смыслового. 1) Большинство учеников нашего класса (работать) летом в колхозе. 2) Членами учёного совета (были высказаны, был высказан) ряд критических замечаний. 3) В первый день (был зарегистрирован, были зарегистрированы) сто сорок один делегат съезда. 4) Несколько человек (опоздать) на лекцию. 5) Незаметно (пролететь) шесть лет. 6) На строительство стадиона (потрачены, потрачено) семь миллиардов рублей. 7) В эту бутыль (вмещаться) три с половиной литра. 8) Пограничник с собакой (идти) по следу нарушителя. 9) Геолог Терентьева (назначен, назначена) начальником отряда. 10) Газета «Известия» (выходить) ежедневно, кроме понедельника. 11) Кресло-качалка очень (удобно, удобна) для отдыха. 12) В прошлом году МГУ (выпустить) несколько сот высококвалифицированных специалистов. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ Date: 2015-11-13; view: 611; Нарушение авторских прав |