Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глобальные проблемы национальной экономики
(воздействие глобализации на национальное хозяйство). Глобализация – это по сути очередной этап интернационализации экономических связей, основанный на развитии информационных и коммуникационных технологий. Но глобализация органически связана и с процессами международной регионализации как защитной реакции ряда стран на отрицательное воздействие со стороны той же глобализации. Механизмы глобализации являются объектом серьёзных исследований экономистов и политиков во многих странах. Есть мнение, что господство ТНК в международной торговле позволяет говорить об исчезновении национального суверенитета в мировой экономике. Среди многочисленных взглядов на глобализацию можно выделить два основных направления: первое – представлено «супер-глобалистами», большая часть которых считает глобализацию новым феноменом мировой экономики, принципиально изменившим современный мир; второе – представлено «эволюционистами», большая часть которых не считает глобализацию чем-то феноменальным: что-то подобное уже было в прошлом в общественной жизни, и не один раз. Процессы глобализации общественной жизни потребовали проведения радикальной перестройки институтов современной рыночной экономики – как в организационном плане, так и в плане защиты прав собственности (особенно – интеллектуальной). Именно глобализация стала побудительным мотивом, когда в конце ХХ века в развитых экономиках мира был осуществлён переход от социальной модели «патернализма» к либеральной модели «благосостояния». Наконец, реформирование естественных монополий позволило оживить рынки труда и капитала в мире, а также стимулировать конкуренцию на мировых рынках в условиях жёсткого следования международным нормам и законам отдельной страны. При этом глобализация контролирующую роль государства в национальных экономиках не только не уменьшила – но даже в целом усилила. Таким образом, институциональные изменения в мире, вызванные глобализацией, говорят о следующем: а) всюду, где можно, государство уходит от непосредственного участия в качестве производителя или менеджера, но при этом оставляет за собой на контрактной основе сферы деятельности, связанные с общей организацией дел в экономике, мониторингом и контролем; б) происходит постепенная унификация национальных норм ведения хозяйства на основе международных правил, но при этом усиливается роль национальных правительств как контролирующего начала в деле соблюдения в стране этих международно признанных правил.
(структура и содержание). Существуют области в экономике, где рыночный механизм свободной конкуренции не срабатывает в качестве универсального распределителя экономических интересов и где требуется участие института государства. К этим сферам общественного производства относятся: а) организация денежного обращения (эмиссия, налоги, бюджет, инфляция); б) предоставление общественных благ и услуг (оборона, правопорядок, образование, здравоохранение, культура, социальная защита); в) устранение последствий внешних эффектов (неценовые параметры, неоптимальное распределение ресурсов и доходов). Функции, выполняемые государством в этих сферах общественного производства, формируются в рамках – как максимально возможных границ его вмешательства в экономику свободного рынка, так и минимально необходимых границ его участия в рыночных отношениях. Откуда у государственных институтов сложились определённые функциональные обязанности в процессе рыночного регулирования: а) распределение и перераспределение доходов (Кривая Лоренца); б) антиинфляционная политика и политика занятости (Кривая Филлипса); в) антимонопольная и налоговая политики (Кривая Лаффера). Основными направлениями экономической деятельности государства являются: а) обеспечение нормальных условий для эффективной работы рыночного распределительного механизма; б) выполнение своих минимально необходимых и максимально допустимых воспроизводственных функций и обязанностей; в) разработка процедуры принятия и организация непосредственного исполнения хозяйственного правового режима (планы, прогнозы, кодексы, нормативы, и т.д.). Все методы государственного регулирования рыночных отношений можно разделить на две взаимодополняющие группы: а) административные (нормативные и правовые); б) экономические (прямые и косвенные).
(макромодели роста и модели развития). В настоящее время, практически, во всех странах мира наблюдается активность государства в перераспределении доходов своих граждан, где главной причиной выступает усиление несправедливости в распределении доходов по линии рыночного механизма – прежде всего, на фоне роста общих (среднемировых) показателей доходов на душу населения. Откуда доступность для малоимущих слоёв общества определённого уровня образования и профессиональной подготовки (т.е. достижение более высокого уровня доходов) является одной из важнейших и наиболее эффективных мер по сокращению имеющегося социального и имущественного неравенства. Разрешение этой проблемы напрямую влияет на рост других показателей национального экономического развития. Неоклассическая модель экономического роста Р.Солоу является логическим продолжением модели производственной функции Кобба-Дугласа (Y = AKL), где статичные факторы труда (L) и капитала (K) являются субститутами:
I – инвестиции как функция I K f (I+C) потребительского спроса на продукты производства; Eо С – дополнительный спрос на K f (C) инвестиции (сбережения); Ic K – капитал как функция производного спроса на K f (I) факторы производства; Ii Eо – точка оптимального равновесия. Ki Kc K
Таким образом, в данной своей экзогенной модели экономического роста Р.Солоу объясняет механизм непрерывности и устойчивости производственного процесса в режиме общего равновесия и полной занятости, где единственной основой экономического роста выступает технический прогресс (инновационные технологии). На основе «модели Солоу» другой экономист Э.Фелпс сформулировал «золотое правило» – наличие оптимальной нормы накопления (I+C) обеспечивает равновесный экономический рост при максимальном уровне потребления в обществе. Имеющиеся в теории эндогенные модели экономического роста увязывают его достижение с наличием в национальной экономике фактора человеческого капитала (интеллектуального труда). Наконец, модель экономического взаимодействия между государством и обществом, сформулированная голландским экономистом Я.Тинбергеном, проблему достижения устойчивости показателей экономического роста формулирует следующим образом: количество экономических целей, которые поставило перед собой государство, не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в наличии у самого государства.
Date: 2015-11-13; view: 328; Нарушение авторских прав |