Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные проблемы национальной экономики





(воздействие глобализации на национальное хозяйство).

Глобализация – это по сути очередной этап интернационализации экономических связей, основанный на развитии информационных и коммуникационных технологий. Но глобализация органически связана и с процессами международной регионализации как защитной реакции ряда стран на отрицательное воздействие со стороны той же глобализации.

Механизмы глобализации являются объектом серьёзных исследований экономистов и политиков во многих странах. Есть мнение, что господство ТНК в международной торговле позволяет говорить об исчезновении национального суверенитета в мировой экономике.

Среди многочисленных взглядов на глобализацию можно выделить два основных направления:

первое – представлено «супер-глобалистами», большая часть которых считает глобализацию новым феноменом мировой экономики, принципиально изменившим современный мир;

второе – представлено «эволюционистами», большая часть которых не считает глобализацию чем-то феноменальным: что-то подобное уже было в прошлом в общественной жизни, и не один раз.

Процессы глобализации общественной жизни потребовали проведения радикальной перестройки институтов современной рыночной экономики – как в организационном плане, так и в плане защиты прав собственности (особенно – интеллектуальной). Именно глобализация стала побудительным мотивом, когда в конце ХХ века в развитых экономиках мира был осуществлён переход от социальной модели «патернализма» к либеральной модели «благосостояния».

Наконец, реформирование естественных монополий позволило оживить рынки труда и капитала в мире, а также стимулировать конкуренцию на мировых рынках в условиях жёсткого следования международным нормам и законам отдельной страны. При этом глобализация контролирующую роль государства в национальных экономиках не только не уменьшила – но даже в целом усилила.

Таким образом, институциональные изменения в мире, вызванные глобализацией, говорят о следующем:

а) всюду, где можно, государство уходит от непосредственного участия в качестве производителя или менеджера, но при этом оставляет за собой на контрактной основе сферы деятельности, связанные с общей организацией дел в экономике, мониторингом и контролем;

б) происходит постепенная унификация национальных норм ведения хозяйства на основе международных правил, но при этом усиливается роль национальных правительств как контролирующего начала в деле соблюдения в стране этих международно признанных правил.

  1. Теоретические основы государственного регулирования

(структура и содержание).

Существуют области в экономике, где рыночный механизм свободной конкуренции не срабатывает в качестве универсального распределителя экономических интересов и где требуется участие института государства.

К этим сферам общественного производства относятся:

а) организация денежного обращения (эмиссия, налоги, бюджет, инфляция);

б) предоставление общественных благ и услуг (оборона, правопорядок, образование, здравоохранение, культура, социальная защита);

в) устранение последствий внешних эффектов (неценовые параметры, неоптимальное распределение ресурсов и доходов).

Функции, выполняемые государством в этих сферах общественного производства, формируются в рамках – как максимально возможных границ его вмешательства в экономику свободного рынка, так и минимально необходимых границ его участия в рыночных отношениях.

Откуда у государственных институтов сложились определённые функциональные обязанности в процессе рыночного регулирования:

а) распределение и перераспределение доходов (Кривая Лоренца);

б) антиинфляционная политика и политика занятости (Кривая Филлипса);

в) антимонопольная и налоговая политики (Кривая Лаффера).

Основными направлениями экономической деятельности государства являются:

а) обеспечение нормальных условий для эффективной работы рыночного распределительного механизма;

б) выполнение своих минимально необходимых и максимально допустимых воспроизводственных функций и обязанностей;

в) разработка процедуры принятия и организация непосредственного исполнения хозяйственного правового режима (планы, прогнозы, кодексы, нормативы, и т.д.).

Все методы государственного регулирования рыночных отношений можно разделить на две взаимодополняющие группы:

а) административные (нормативные и правовые);

б) экономические (прямые и косвенные).

 

  1. Оценка эффективности государственного регулирования

(макромодели роста и модели развития).


В настоящее время, практически, во всех странах мира наблюдается активность государства в перераспределении доходов своих граждан, где главной причиной выступает усиление несправедливости в распределении доходов по линии рыночного механизма – прежде всего, на фоне роста общих (среднемировых) показателей доходов на душу населения.

Откуда доступность для малоимущих слоёв общества определённого уровня образования и профессиональной подготовки (т.е. достижение более высокого уровня доходов) является одной из важнейших и наиболее эффективных мер по сокращению имеющегося социального и имущественного неравенства. Разрешение этой проблемы напрямую влияет на рост других показателей национального экономического развития.

Неоклассическая модель экономического роста Р.Солоу является логическим продолжением модели производственной функции Кобба-Дугласа (Y = AKL), где статичные факторы труда (L) и капитала (K) являются субститутами:

 

I – инвестиции как функция

I K f (I+C) потребительского спроса

на продукты производства;

Eо С – дополнительный спрос на

K f (C) инвестиции (сбережения);

Ic K – капитал как функция

производного спроса на

K f (I) факторы производства;

Ii Eо – точка оптимального

равновесия.

Ki Kc K

 

Таким образом, в данной своей экзогенной модели экономического роста Р.Солоу объясняет механизм непрерывности и устойчивости производственного процесса в режиме общего равновесия и полной занятости, где единственной основой экономического роста выступает технический прогресс (инновационные технологии).

На основе «модели Солоу» другой экономист Э.Фелпс сформулировал «золотое правило» – наличие оптимальной нормы накопления (I+C) обеспечивает равновесный экономический рост при максимальном уровне потребления в обществе.

Имеющиеся в теории эндогенные модели экономического роста увязывают его достижение с наличием в национальной экономике фактора человеческого капитала (интеллектуального труда). Наконец, модель экономического взаимодействия между государством и обществом, сформулированная голландским экономистом Я.Тинбергеном, проблему достижения устойчивости показателей экономического роста формулирует следующим образом: количество экономических целей, которые поставило перед собой государство, не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в наличии у самого государства.

 







Date: 2015-11-13; view: 328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию