Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Психолингвистика текста





Стилистическое использование сложного предложения. Виды связи в сложном предложении: союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная.

Основные знаки русской пунктуации: занятая, точка с запятой, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Сложносочиненное предложение (ССП), смысловые отношения и средства связи между его частями.

Сложноподчиненное предложение (СПП), смысловые отношения и средства связи между его частями.

Бессоюзное сложное предложение (БСП). Интонация как основное средство связи частей в БСП.

Типы БСП: перечислительные, сопоставительные, пояснительные, обусловленности.

Текст как единица языка и речи.

Признаки текста: целостность; смысловая и композиционная оформленность; отнесённость к стилям языка и речи; структурно-семантическая типология текстов (описание, повествование, рассуждение); универсальность как признак текста.

Особенность текстов официально-делового и научного стилей.

Понятие о юридическом тексте. Понятие о категориях «подтекст», «контекст», «предтекст», «надтекст», «текст в тексте», «метатекст».

Языковые манилуляции сознанием человека (уловки). Их типы.

Введение в текст прямой речи. Ограничения в передаче чужой речи в форме косвенной речи.

Непосредственное включение (без слов автора) чужой речи в текст. Монолог, диалог и полилог.

Субъекты и объекты речи.

Планы семинарских занятий

 

В обучении бакалавров используются преимущественно интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к интерактивным формам проведения занятий относит компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций (кейс-метод), психологические и иные тренинги, которые преподаватель подбирает в соответствии с темой занятия.

Существуют и другие виды интерактивного обучения – групповое обсуждение, творческое задание, публичная презентация проекта, дискуссия, круглый стол, интерактивная лекция, «мозговой штурм», мастер класс, интерактивная экскурсия, видеоконференция, и др.

Форма интерактивного практического занятия определяется преподавателем накануне занятия в соответствии с уровнем подготовки студентов, темой занятия, возможностями учебного кабинета.

 

Семинар: Тема 1. Стили речи русского языка

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о стилях речи русского языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический). Их характеристика.

2. Распределение лексики русского языка по стилям речи: общеупотребительная лексика и лексика маркированная (разговорная, научная (специальная), официально-деловая и т.д.).

3. Стилистическая окраска (маркировка) лексики русского языка. Система стилистических помет у слова: одобр., неодобр., шутл., презр., уничижит, и др.

4. Слова с прямым и переносным значением.

5. Типы важнейших словарей русского языка: толковые, орфографические, орфоэпические, иностранных слов, фразеологические; словари синонимов, паронимов.

6. Терминологические и профессиональные словари (юридические и экономические), энциклопедии.

 

Литература:

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

3. Руднев В.Н. Лексикология современного русского языка. М., 2002.

4. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*[1]

5. Солганик Л.Я. Русский язык: стилистика. М., 1995.

6. Солганик Г.Я Стилистика текста. М., 1999

Словари и справочная литература:

1. Новый юридический словарь-справочник. Смоленск, 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,

2001.

3. Современный словарь иностранных слов. М., 1999.

4. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова Л.В. М., 2000.

5. Язык рынка. Словарь / Отв. ред. Федина В.М. М., 1992.

 

 

Семинар: Тема 2. Синонимия и антонимия русского языка.

Занятие проводится в интерактивной форме «Творческое задание»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о лексической синонимии и антонимии русского языка.

2. Типы синонимов: стилевые, стилистические, смешанные.

3. Типы антонимов: противоположные, противоречащие и разной векторной направленности; однокорневые и разнокорневые.

4. Понятие лексической антонимии. Ее основа.

5. Стилистическое использование синонимов и антонимов в языке и речи.

6. Культура межличностного и профессионального общения юриста.

 

Литература

1. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. РозентальД.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

5. Руднев В.Н. Лексикология современного русского языка. М., 2002.

6. Солганик Л.Я. Стилистика текста. М., 1999.

Словари и справочная литература:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 2000.

2. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 1956.

3. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.,1985.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,2001.

 

Семинар: Тема 3. Омонимия и паронимия русского языка.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о лексической омонимии и паронимии.

2. Типы омонимов: лексические и грамматические (омографы, омофоны, омоформы).

3. Стилистическое использование омонимов и паронимов.

4. Примеры использования паронимов в профессиональной речи юриста.

5. Ошибки в употреблении паронимов.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р /н /д, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*

6. Руднев В.Н Лексикология современного русского литературного языка. М., 2002.

Date: 2015-11-13; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию