Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоговый тест





Осталось ответить на 12 вопросов

1. В паре слов осень - осенний основа осень является производной или производящей?

o Производной

o Производящей

2. Как называется основа нового слова, образованного от другой основы?

o Производной

o Производящей

3. Как называется основа слова, от которого образовано новое слово?

o Производной

o Производящей

4. Сколько производящих основ у слов газопровод, нефтепровод?

o Одна

o Две

o Три

5. Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый?

o Одна

o Две

o Три

6. Сколько производящих основ у слова серо-буро-малиновый?

o Одна

o Две

o Три

7. Сколько производящих основ у слова МГУ?

o Одна

o Две

o Три

8. Как называется процесс образования производной основы от производящей?

o Способ словообразования

o Средство словообразования

9. Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы?

o Да

o Нет

10. Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой (или производящими основами)?

o Да

o Нет

11. Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса?

o Приставочный

o Суффиксальный

o Приставочно-суффиксальный

12. Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука?

o Вставка интерфикса

o Усечение основы

o Чередование согласных

 

Значения приставок

без бес в вз взо во
воз вос вс вы до за
из изо ис кое на над
надо не недо ни низ нис
о об обез обес обо от
ото пере по под пра пре
пред предо при про раз разо
рас роз рос с со у
через черес чрез      

 

Приставка без- (бес-) употребляется при образовании:

1. Существительных, обозначающих отсутствие или недостаток чего-либо (бес порядок, без действие).

2. Прилагательных со значением: лишенный чего-либо (без голосый, без болезненный, бес плановый).

Приставка в- (во-) употребляется при образовании:

1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь бежать, во рваться);
б) доведения действия до нужного предела (в лезть).

2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени близи, в последствии).

Приставка вз- (взо-, вс-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения вверх (вз бежать, вз лететь);
б) законченность действия, доведение действия до нужного предела, до какого-нибудь состояния (вз растить, вс кружить);
в) совершение действия внезапно, резко, напряженно (вз дрогнуть, вс крикнуть);
г) начало действия (вс пыхнуть).

Приставка воз- (вос-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх (воз вести, вос парить);
б) совершение действия вновь, заново (вос создать);
в) доведение действия до нужного предела (вос требовать, воз мужать);
г) начало действия (вос сиять, воз ликовать).

Приставка вы- употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу (вы бежать, вы прыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела (вы лечить);
в) доведение действия до естественного предела (вы расти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (вы ломать);
д) достижение чего-либо посредством действия (вы просить, вы стоять).

Приставка до- употребляется при образовании:

1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (до исторический, до военный).

2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца (до бежать, до тащить);
б) совершения недостающего действия (до платить);
в) совершения действия дополнительно (до грузить).

.

Приставка за- употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (За полярье, за облачный).

2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (за блестеть, за говорить);
б) достижение результата действия, состояния (за воевать);
в) чрезмерность действия (за мучить, за морозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (за вести);
д) направленность внутрь (за катить);
е) попутное действие (за йти, за нести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (за сеять);
з) совершение действия заранее (за солить, за готовить);
и) ограничение пространства чем-либо (за вязать).

3. Наречий с обстоятельным значением (за даром, за ранее).

Приставка из- (изо-, ис-) употребляется при образовании:

1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу (из влечь);
б) распространение движения по всем направлениям (из ъездить);
в) доведение действия до нужного предела (из готовить);
г) доведение действия до излишнего предела (из носить);
д) доведение действия до естественного предела (из мучить);
е) выделение, удаление откуда-либо (из гнать, из лить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (ис писать).

2. Наречий с обстоятельным значением (из дали, ис коса).

Приставка кое- употребляется при образовании:

1. Местоимений и обозначает:
а) какой попало, неважный, незначительный (кое -какой);
б) некоторые, немногие люди (кое -кто);
в) нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи (кое -что).

2. Наречий и обозначает:
а) в некоторых, немногих местах, местами (кое -где);
б) тем или иным способом, так или иначе, как-нибудь, небрежно, плохо (кое -как);
в) иногда, изредка (кое -когда);
г) в некоторые места (кое -куда).

Приставка на- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (на стенный, на грудный).

2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне (на клеить);
б) направленность внутрь (на лить);
в) действие в большом количестве (на варить);
г) доведение действия до естественного предела (на мусорить);
д) доведение действия до нужного предела (на писать).

3. Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (на крепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия (на верх, на завтра, на прокат).

Приставка над- (надо-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) совершение действия поверх (над писать);
б) распространение действия на часть поверхности предмета, неполноту действия (над резать, надо рвать);
в) совершение действия дополнительно (над вязать).

Приставка не- употребляется при образовании:

1. Существительных, прилагательных и наречий и обозначает:
а) полную противоположность того, что выражает слово без этой приставки (не правда, не большой не громко);
б) (при образовании прилагательных и полных причастий, при которых нет пояснительных слов) противоположность с оттенком умеренности, ограниченности признака, качества (не внимательный- недостаточно внимательный, не глупый-достаточно умный);
в) отсутствие того, что выражает слово без приставки (не обоснованность, не честный).

2. Неопределенных местоимений (не кто, не сколько).

Приставка недо- употребляется при образовании

глаголов и обозначает неполноту, недостаточность действия, отсутствие в нем нужной нормы,степени, меры (недо платить).

Приставка ни- употребляется при образовании:

1. Отрицательных местоимений (ни кто, ни чей).

2. Наречий (ни где, ни когда).

Приставка низ- (нис-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает направленность движения, действия вниз (нис ходить, низ вергать).

Приставка о- (об-, обо-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (об лететь);
б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обо йти, об ъехать);
в) произведение действия до нужного предела (об ыскать);
г) доведение действия до излишнего предела (об кормить);
д) доведение действия до естественного предела (о беднеть);
е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (о дарить);
ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (о клеить, об жарить).

Приставка обез- (обес-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает: лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обес сил и ть (перех. гл.), обес сил е ть (неперех. гл.) обез глав и ть (перех. гл.), обез глав е ть (неперех. гл.))

Приставка от- (ото-) употребляется при образовании:

1. Существительных и обозначает:
а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (от голосок);
б) частичное проявление признака (от тепель).

2. Глаголов и обозначает:
а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (от бежать, ото двинуть);
б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (от пилить);
в) завершение и прекращение действия (от работать, от цвести);
г) доведение действия до излишнего предела (от лежать, от давить).

Приставка пере- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением повторного действия или явления (пере выборы, пере расчет).

2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет ( пере шагнуть);
б) направленность действия или движения из одного места в лругое (пере двинуть);
в) совершение действия вновь (пере делать, пере шить);
г) распространение действия на ряд предметов (пере ложить);
д) доведение действия до нужного предела (пере зимовать);
е) доведение действия до излишнего предела (пере кормить).

Приставка по- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением:
а) пространство близ или вдоль чего-то (по бережье, по морье);
б) совокупность предметов, характеризующуюся действием, названным исходным словом (по росль).

2 Прилагательных со значением:
а) совершившийся после того, что обозначено основой (по реформенный);
б) характеризующим производительность, измеряемость или распределяемость (по доходный, по очередный);
в) находящийся, расположенный близ чего-либо (по волжский).

3. Глаголов и обозначает:
а) совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени (по бегать);
б) усиление действия какого-либо признака качества, состояния (по высить);
в) начало действия (по бежать);
г) доведение действия до нужного предела (по любить);
д) доведение действия до естественного предела (по багроветь).

4. Наречий с обстоятельственным значением места и времени (по всюду, по утру).

Приставка под- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением:
а) расположенный, находящийся в непосредственной близости от чего-либо (под тропики);
б) представляющий собой часть, отделение какого-либо целого (под комиссия);
в) имеющий звание ниже другого, являющийся помощником кого-либо по какому-либо занятию, должности (под полковник).

2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения снизу вверх (под бросить);
б) добавление, прибавление (под лить);
в) приближение к кому-либо, чему-либо (под ъехать);
г) направление действия, движения под предмет (под рыть);
д) совершение действия скрытно, незаметно (под слушать);
е) совершение действия слегка (под сохнуть);
ж) доведение действия до нужного предела (под готовить).

Приставка пра- употребляется при образовании

существительных со значением:
а)первоначальности, наибольшей древности (пра язык);
б) восходящей или нисходящей линии от терминов прямого родства, начиная с деда, бабки или внука, внучки (пра дед).

Приставка пре- употребляется при образовании:

1. Глаголов и обозначает:
а) изменение состояния (пре творить);
б) чрезмерность действия (пре уменьшить);
в) доведение действия до нужного предела (пре терпеть).

2. Качественных прилагательных и наречий (пре добрый, пре противно).

Приставка пред- (предо-) употребляется при образовании:

1. Существительных и обозначает: впереди чего-либо (пред ыстория).

2. Прилагательных и обозначает: ранее (во времени или в пространстве) чего-либо (пред военный).

3. Глаголов и обозначает: предварительность, заблаговременность действия (пред видеть).

Приставка при- употребляется при образовании:

1. Существительных и обозначает:
а) дополнительное проявление чего-либо (при вкус);
б) расположенный возле, около чего-либо, непосредственно примыкающий к чему-либо (при город).

2. Глаголов и обозначает:
а) доведение действия до цели, до определенного места (при бежать);
б) доведение действия до определенного результата (при учить);
в) сближение, соприкосновение (при ставить);
г) скрепление, соединение (при шить);
д) сжатие, уплотнение в результате давления сверху (при мять);
е) добавление (при писать);
ж) неполноту действия (при глушить).

Приставка про- употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных и обозначает:
являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (про фашист).

2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия сквозь что-либо (про ломать);
б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (про плыть);
в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (про лезть);
г) доведение действия до нужного предела (про читать).

Приставки раз- (разо-, рас-), роз- (рос-) употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (раз ум, раз удалый).

2. Глаголов и обозначает:
а) раздробление, разделение на части (разо рвать);
б) аннулирование результата предшествующего действия (разо ружить);
в) распространение действия в разные стороны (раз бросать);
г) распространение действия на всю поверхность (раз рисовать).

Приставка с- (со-) употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (со дружество, со звучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (со звездие, со цветие).

2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз бросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (с грузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (с рисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (с ъездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (со действовать);
ж) доведение действия до естественного предела (с темнеть);
з) доведение действия до нужного предела ыграть).

3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (с выше, с горяча, с молоду).

Приставка у- употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (у бежать);
б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета ложить);
в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия беречь);
г) уменьшение количества чего-либо шить);
д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (у лучшить);
е) доведение действия до нужного предела (у паковать);
ж) доведение действия до естественного предела (у видеть).

Приставка через- (черес-, чрез-) образует:

1. Существительные со значением понятия, которое характеризуется расположением чего-либо в чередовании с чем-то иным так, как сказано в исходном слове (черес полосица);
2. Прилагательные со значением:
а) расположенности поперек чего-то (черес седельный);
б) чередования чего-то (через рядный, черес полосный);
в) превышения предела чего-то (чрез мерный);

 

 

А14. Правописание приставок. Задание А14 проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно. Без постоянной тренировки не жди отличных результатов! Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом. Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом. Неизменяемые приставки. Они всегда пишутся одинаково, независимо от того, как ты их произносишь: РУССКИЕ ПРИСТАВКИ: в- (вы-) до- за- к- над- об- от- пере- по- под- с- у- ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ: анти- архи- де- дез- дис- ин- контр- ре- суб- экс- Различай!Приставки в русском языке Правописание Ъ и Ь. Подсказка. Ъ и Ь всегда идут после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, а также И для Ь.Ъ или ь в приставках Ловушка! Сэкономить, сузить – перед этими буквами Ъ и Ь не ставятся. Двуязычный – первая часть заканчивается не на согласный. Приставки, оканчивающиеся на З или С. Русские приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся, то есть, по фонетическому принципу. Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-. Помни! Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных. Ч, Щ, Ц – всегда глухие. Проверяйте себя произношением! чересчур Ловушка! ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется. Различай №1! В сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь) И сохраняется, так как первая часть является не приставкой, а корнем! Различай №2! Подымать, изымать – но поднимать, взимать, взирать, снимать. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. ПРИ- ПРЕ- 1. = около 2. прибавление, приближение, присоединение 3. неполнота действия 4. действие, доведенное до конца 5. = чуть-чуть, ненадолго 6. сопутствующее действие 7. действие в чьих-либо интересах Прибалтика приплюсовать прибежать привинтить присыпать придумать прилечь присвистнуть припрятать 1. = очень, весьма (высокая степень качества или действия) 2. = пере- («через», «по-иному») предолгий беспрестанно преобразить превысить Различай! предать друга претворить мечту в жизнь преклониться перед кем-то преступать закон пребывать (находиться где-либо) преемник (последователь) преходящий (временный) презирать (не уважать) предел желаний претерпеть лишения превратный (изменяющийся) придать значение притворить дверь приклонить ветку к земле приступать к делу прибывать куда-либо приёмник (аппарат) приходящий (кто приходит) призирать (давать приют) придел храма притерпеться (привыкнуть) http://5-ege.ru/ привратник (сторож, стражник) Помни! Это правило включает множество иностранных слов или слов, происхождение которых не всегда понятно. Тебе придется их выучить! привередничать, привередливый приверженец привидение привилегия пригожий придирчивый приличие примитивный приоритет присяга притязание прихотливый преамбула презент президент президиум преимущество прекословить прелюдия премьера пренебрежение пренебрежение препарат препирательство препятствие прерогатива пресловутый пресмыкаться престиж престол претендент претензия прецедент Алгоритм действий. 1. В каждом варианте определить, по какому правилу сгруппированы слова. 2. Найти в вариантах ответов исключения, вставить пропущенные орфограммы. 3. Остальные пропущенные буквы вставить по правилу. Подсказка. Не начинай с правила на ПРЕ- и ПРИ-. Оно является самым сложным, поэтому оставь его на «десерт». Возможно, вам также будет интересна статья о способах словообразования, в которой описан приставочный способ. Разбор задания. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква? 1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться 2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный 3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция 4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный В первом варианте представлены слова с неизменяемой на письме приставкой, во втором – приставки ПРЕ-/ПРИ-, в третьем – приставки на З-/С-, в четвертом – Ы/И после приставок на согласную. Оставим правописание ПРЕ- и ПРИ-. Вариант №1. Нед..четы пропущена буква О в неизменяемой приставке НЕДО-, не…знакомленный – откидываем НЕ-, остается неизменяемая приставка О-, з…рождаться – приставка ЗА-. Вариант №3. Начнем с иноязычной приставки ДИС- в слове ди..пропория. Эта приставка не изменяется на письме. В остальных словах проставляем, что слышим: раСхаживать, иЗвержение. Вариант №4. Ищем нерусскую приставку. В слове дез..нформация находим ДЕЗ-, значит после нее пишем И-. В слове про..нформировать используется приставка, оканчивающаяся на гласную, поэтому И- в корне мы также сохраняем. А в слове небез..звестный русская приставка БЕЗ- меняет И- на Ы-. Вариант №3. В трех предыдущих вариантах мы не вставили одинаковых орфограмм. Таким образом, правильный ответ №3. Проверяем его. Пр..вращение (=перейти из одного состояния в другое), пр..образовать (=переделать), пр..искусный (=очень, пре-). Для начинающих рекомендуем посмотреть видео. Потренируйся. 1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) п..дписать, с..гласие, поз..вчера 2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить 3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать 4) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный 2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) не..деланный, в..драгивать, и..давать 2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный 3) пр..увеличивать, пр..страстие, пр..мелькаться 4) раз..скать, без..сходный, по..грать 3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) з..частую, н..илучший, поз..вчера 2) пред..стория, без..дейный, не..звестный 3) пр..ложение, пр..озерный, пр..огромный 4) во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать Ответы: 3, 2, 1.

Источник: http://5-ege.ru/pristavki-v-russkom-yazyke/

 

Грамматика русского языка → Значения глагольных приставок

Date: 2015-11-13; view: 2438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию