Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание! Если последняя часть не входит в разъяснение, то запятая перед союзом и ставится: Через час появилась возможность ехать: метель утихла





Если последняя часть не входит в разъяснение, то запятая перед союзом и ставится: Через час появилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (Пушкин).

Синтаксический разбор предложения

Вообще говоря, синтаксический разбор предложения — огромная тема. Мы занимались ею несколько предыдущих лет и будем заниматься и дальше. Изложить ее в рамках одного небольшого куска теоретического материала по большому счету невозможно. Здесь мы повторим некоторые вещи, которые надо сделать, когда мы анализируем предложение.

Давайте вспомним, какие бывают классификации предложений. Пойдем от большого к малому. Во-первых, предложения можно поделить по цели высказывания. Предложение может быть:

  • повествовательным: цель такого предложения — просто описать некую ситуацию;

Взошло солнце.

  • вопросительным: цель такого предложения — поставить вопрос. В таком предложении меняется порядок слов по сравнению с обычным, а на конце, как правило, ставится вопросительный знак
    (в простом предложении — всегда);

Ты скоро придешь?

  • побудительным: цель такого предложения — поставить кому-то задачу действовать неким образом. В таких предложениях сказуемое зачастую выражено глаголом в форме повелительного наклонения. На конце его может стоять восклицательный знак, а может и не стоять.

Давайте мы сделаем это.

Не путайте побудительные предложения с восклицательными.

Все предложения также делятся на восклицательные и невосклицательные. Тут разница довольно очевидна; она выражается интонационно, если же мы анализируем написанный текст, то восклицательные предложения отличаются только тем, что у них на конце стоит восклицательный знак.

Далее мы можем посмотреть на то, простое предложение перед нами или сложное. Сложные предложения отличаются тем, что у них более одной основы. О них мы будем говорить позднее.

Тем самым подразумевается, что мы должны определить грамматическую основу предложения. В этой основе мы должны выделить подлежащее и сказуемое.

Далее мы можем разбить предложение на более мелкие смысловые единицы — словосочетания. Это поможет поставить вопросы от одних членов предложения к другим. Не забывайте, впрочем, что некоторые словосочетания могут входить в один и тот же член предложения, а некоторые вопросы, которые мы ставим, чтобы определить тип связи в словосочетании, отличаются от тех, которые мы ставим от одного члена предложения к другому.

Так или иначе, от грамматической основы мы можем поставить вопросы от одного члена предложения
к другому. Давайте еще раз вспомним, как организовано простое предложение.

Во-первых, оно может быть распространенным и нераспространенным. В нераспространенном предложении не может быть ничего, кроме подлежащего и сказуемого, если же в предложении есть хоть один второстепенный член — дополнение, определение или обстоятельство — это распространенное предложение.

Оно описывает некую ситуацию (условно говоря, что-то происходит). Стало быть, у нас обычно есть субъект действия (иными словами, тот, кто действует) и само действие. Они выражаются подлежащим и сказуемым: Человек пишет. Также в предложении может быть объект действия — например, то, при помощи чего, по отношению к кому, с чем осуществляется действие. Объект действия выражается дополнением: Человек пишет (что?) письмо. Человек пишет (кому?) другу. Человек пишет (чем?) ручкой. У субъекта и объекта могут быть признаки — они выражаются определениями, и вопрос
к ним ставится от соответствующих членов предложения: Высокий человек (какой?) пишет длинное письмо (какое?). Может быть характеристика и у самого действия — она выражается обстоятельством: Человек быстро пишет (как?).

Однако любого из этих членов может в предложении и не быть. Если в нем нет подлежащего или сказуемого — это значит, что оно односоставное или неполное двусоставное. Неполные двусоставные предложения, как вы помните, возникают только в контексте; без контекста они остаются непонятными, то есть пропущенный член в нем задан какими-то предыдущими фразами. В односоставных предложениях второго главного члена нет; описываемая ситуация подразумевает, что в нем действие понятно по умолчанию или что субъект действия очевиден, неважен или не существует (посмотрите раздел про типы односоставных предложений).

Кроме того, предложение может быть осложненным или неосложненным, но и об этом мы поговорим позже.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Определить тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.

3. Найти грамматическую (-ие) основу (-ы) и сделать вывод, простое предложение или сложное.

Если простое предложение: Если сложное предложение:
4. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное;
  • указать, какой главный член предложения, если оно односоставное;
  • назвать вид односоставного предложения (назывное (номинативное), определённо-личное, неопределённо-личное, безличное).
5. определить вид предложения по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое. 6. указать, полное предложение (имеет в своём составе все необходимые члены: Мой друг собирает открытки, а я коллекционирую марки.) или неполное (отсутствуют некоторые возможные члены, при этом смысл передаётся: Мой друг собирает открытки. А я – марки.) 7.Подчеркнуть все члены предложения, указать, чем они выражены;
  • определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное);
  • назвать, прямое дополнение или косвенное;
  • указать, какое определение: согласованное, несогласованное, приложение;
  • охарактеризовать обстоятельство: места, времени, образа действия, причины, цели и т.п.
8. определить, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами, обособленными или уточняющими членами) или не осложнено. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
 

Сложное предложение и его типы

Date: 2015-11-13; view: 550; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию