Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и функции государственного регулирования





Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики:

- целевая;

- направляющая и координирующая;

- функция распределения и перераспределения;

- стимулирующая;

- контрольная.

В условиях функционирования рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:

- экономический цикл;

- структура народного хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- уровень цен;

- платежный баланс;

- внешнеэкономические связи;

- условия конкуренции;

- окружающая среда;

- социальные отношения и социальное обеспечение.

О состоянии экономики Республики Беларусь свидетельствуют экономические индикаторы – система важнейших показателей, комплексно характеризующих состояние сферы производства, обращения, потребления:

1)ВВП;

2) товарная (валовая) продукция промышленности;

3) валовая продукция сельского хозяйства;

4) капитальные вложения за счет всех источников финансирования;

5) производство товаров народного потребления;

6) реализация платных услуг населения;

7) денежные доходы населения, реальные доходы населения;

8) средняя заработная плата;

9) сводные индексы цен на потребительские товары и услуги, оптовые цены промышленных предприятий;

10) розничный товарооборот;

11) численность занятых в народном хозяйстве;

12) уровень безработицы;

13) сальдо ввоза-вывоза со странами СНГ.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают:

- долгосрочные: планы на период от 15-20 лет;

- среднесрочные: срок 3-5 лет;

- краткосрочные: планы сроком до 1 года;

- оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения.

Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии. Их разрабатывают на срок 3-5 лет, однако считается более оптимальным срок 5 лет, так как именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). Показатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, которые происходят, отражаются в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы конкретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов:

- на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);

- на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов.

Выделяют следующие формы планирования:

Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач; реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.

Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;

2) прогнозную часть: прогноз социально-экономическою развития;

3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, используется при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях Правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели, устанавливает их адресность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях планирование имеет индикативную форму.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.

Date: 2015-11-13; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию