Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и функции государственного регулирования
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Функции государственного регулирования экономики: - целевая; - направляющая и координирующая; - функция распределения и перераспределения; - стимулирующая; - контрольная. В условиях функционирования рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются: - экономический цикл; - структура народного хозяйства; - условия накопления капитала; - занятость; - денежное обращение; - уровень цен; - платежный баланс; - внешнеэкономические связи; - условия конкуренции; - окружающая среда; - социальные отношения и социальное обеспечение. О состоянии экономики Республики Беларусь свидетельствуют экономические индикаторы – система важнейших показателей, комплексно характеризующих состояние сферы производства, обращения, потребления: 1)ВВП; 2) товарная (валовая) продукция промышленности; 3) валовая продукция сельского хозяйства; 4) капитальные вложения за счет всех источников финансирования; 5) производство товаров народного потребления; 6) реализация платных услуг населения; 7) денежные доходы населения, реальные доходы населения; 8) средняя заработная плата; 9) сводные индексы цен на потребительские товары и услуги, оптовые цены промышленных предприятий; 10) розничный товарооборот; 11) численность занятых в народном хозяйстве; 12) уровень безработицы; 13) сальдо ввоза-вывоза со странами СНГ. Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают: - долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; - среднесрочные: срок 3-5 лет; - краткосрочные: планы сроком до 1 года; - оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии. Их разрабатывают на срок 3-5 лет, однако считается более оптимальным срок 5 лет, так как именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). Показатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, которые происходят, отражаются в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы конкретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: - на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); - на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов. Выделяют следующие формы планирования: Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач; реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией. Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели. Индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя: 1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; 2) прогнозную часть: прогноз социально-экономическою развития; 3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, используется при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях Правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели, устанавливает их адресность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях планирование имеет индикативную форму. Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Date: 2015-11-13; view: 403; Нарушение авторских прав |