Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Демонополизация и развитие конкуренции
Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направлениям деятельности. Все это является основой для формирования "организованного", "регулируемого" рынка. Основными "регулирующими" и "контролирующими» рыночный механизм структурами выступают: а) правовая система; б) учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; в) налоговая система; г) органы финансовой, денежно-кредитной политики. Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Проводимая ими деятельность "'направляет" и "организует" рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечивающие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка. Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это соответствует действительности и не вызывает спора. Крупные монополии не производят продукт на неизвестный рынок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть способность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обострению противоречий между отдельными "организованными монополией" и "не организованными ею" рынками. В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур. Вместе с тем характеризуемые подходы, определяющие важную роль госрегулирования в становлении "организованного" рынка, ни в коем случае не посягают на базовые основы рыночной экономики - инициативную деятельность предпринимательских структур. Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы, исходя из экономической необходимости и экономической целесообразности, определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, сориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой. Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёстко централизованного управления из единого народнохозяйственного центра товарными потоками, это достаточно мобильные методы регулирования, сочетающие преимущества рыночного и государственного механизмов. В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", которая непосредственно занимается проблемами взаимоотношений контрагентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т.д., имеющие в различных странах специфические формы. Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов. Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители. С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение. Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются "организованные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции. В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый рынок. Имеет место регулируемый рынок. Date: 2015-11-13; view: 379; Нарушение авторских прав |