Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новая наука политики 10 page
Следовательно, по отношению в производству продуктов мы находим двоякую причину превосходства больших экономических областей: во-первых, производительность труда обыкновенно увеличивается с увеличением размеров производства; во-вторых, каждая область лучше и обильнее покрывает свои потребности путем свободного обмена, чем в том случае, если она сама производила бы все необходимые для себя продукты22. Однако, превосходство большой экономической области покоится не только на выгодах производства, но и на более правильном обращении капитала. Сколько опускается писем за день в какой-нибудь определенный почтовый ящик, зависит от случая: один день больше, другой — меньше. Если же мы подсчитаем письма, вынутые из всех почтовых ящиков какого-нибудь большого города, то окажется, что их число всегда более или менее одинаково, так как случайный излишек одного пункта компенсируется случайной недостачей другого почтового пункта. Число самоубийств в какой-нибудь деревне или маленьком городе непостоянно и, по-видимому, не находится под влиянием какого-нибудь определенного закона: в одном году не происходит ни одного самоубийства, в следующем году вдруг лишают себя жизни десять человек. Когда же мы подсчитаем, сколько случаев самоубийств было за год в какой-нибудь большой стране, то нас поражает регулярность, с какой повторяются одни и те же числа: случайные отклонения от среднего уровня в одном месте уравниваются противоположными отклонениями в другом и, таким образом, получается одна и та же общая цифра для всей страны. Этот закон больших чисел имеет очень большое значение и для обращения капитала. В маленькой стране обращение капитала нарушается даже градом или пожаром, — в большой же экономической области случайные бедствия или недостаток продуктов какой-нибудь провинции покрываются избытком другой. Если где-нибудь в маленькой экономической территории наступает внезапная нужда, то этот тотчас же отражается на каждом ее отдельном предприятии: подымается спрос на денежный капитал, подымаются цены, увеличивается процент. В большой же экономической области сосредоточены большие денежные капиталы, так что какая-нибудь местная нужда отнюдь еще не ведет к увеличению процента. И наоборот, если где-нибудь в какой-нибудь большой экономической территории наступает местный кризис, то это едва чувствуется во всей области в целом; в маленькой же экономической области, вследствие таких местных нарушений обычного хода дел, немедленно задерживается кругообращением товаров по всей стране. В маленькой экономической области частный кризис немедленно обращается в общий, напротив, в большой экономической территории положение дел почти не меняется от частных или местных кризисов, ибо там оно находится под действием великих законов, определяющих конъюнктуру всякого капиталистического хозяйства. Действие всех этих причин так сильно, что маленькие государства никогда не могут замкнуться в совершенно самостоятельные экономические области и им приходится вступать в обмен с другими странами, как бы в них ни было сильно стремление к охранительным тарифам. Но товарный обмен маленькой экономической области наталкивается на большие трудности. Препятствием к межгосударственному обмену служат прежде всего различия валюты, налогового законодательства, гражданского и процессуального права. Каждое государство может быть более или менее осведомлено лишь о состоянии внутреннего рыка, редко когда знание рынка в другом государстве так точно, как знание своего собственного рыка. Государственное регулирование путей сообщений может быть делом только большого государства, точно также, как и целесообразная железнодорожная политика; маленькое государство, разделяющее право собственности на одну какую- нибудь железную дорогу со многими другими маленькими государствами, может только затруднять сообщение, а не содействовать экономическому развитию планомерной тарифной политики. Все эти трудности большие государства стараются преодолеть путем всевозможных договоров: монетными союзами, торговыми договорами, таможенными договорами, договорами относительно юридической помощи, права на патент, межгосударственным регулированием систем железнодорожных тарифов и т. д. Но и при заключении договоров с соседними государствами маленькие экономические области оказываются в невыгодном положении. «Внешняя торговля какой-нибудь маленькой области очень обширна в сравнении с ее производством и имеет, поэтому, большое значение для этой страны; для заграничных же больших государств, из которых эта небольшая экономическая территория импортирует товары, эти торговые сношения имеют слишком малое значение в сравнении с их производством. Ввиду этого, маленькому государству плохо удается надлежащая охрана своих интересов при заключении договоров с другими государствами, оно не может побуждать их приспособлять свою торговую политику к его потребностям»23. Понятно также, что маленькое государство слабее не только экономически, но и политически. Ибо капитализм всегда нуждается в сильной поддержке государства, чтобы осуществлять свои стремления к расширению. Мог ли бы немецкий капитал искать себе выгодного приложения в чужих странах, немецкий купец объезжать чужие рынки, если бы он не чувствовал за собой военного могущества своего государства! Маленькое государство, которое не в силах защитить в достаточной степени интересы своих граждан, представляется капиталисту плохим и несовершенным орудием для его господства. Тем более, что маленькое государство является к тому же и очень дорогим орудием. Ибо, при прочих равных условиях, управлением большим государством дешевле, тяжесть налогов меньше, чем в маленьких государствах. Все эти преимущества большого государства нации XIX века видели ясно, непосредственно: они все видели, как расцвела Франция с тех пор, как были уничтожены таможенные линии, разделявшие французские провинции. Неудивительно, если у немцев и итальянцев усилилось стремление образовать из Германии, из Италии одну цельную экономическую область. И действительно, мы видим, как немецкая буржуазия становится во главе движения за образование единой великой немецкой экономической территории: в лице Фридриха Листа она борется за таможенный союз, за развитие немецкой железнодорожной сети. В 1833 году заключают таможенный союз Пруссия, оба Гессена, Бавария, Вюртемберг и Саксония. В 1847 году впервые после долгого перерыва снова возникает единое немецкое право, а именно — что бросает такой яркий свет на характер этого движения к единству — вексельный устав, за которым последовал свод немецких торговых законов для всех германских государств. Однако, преимущества больших экономических территорий объясняют только то, почему немцы хотели иметь большое государство. Но почему они стремились к национальному государству? Почему именно границы нации должны были стать границами государства? Дело в том, что здесь связывается влияние экономических потребностей с последствиями политических переворотов. Мы не раз уже говорили о том, что буржуазия до тех пор рационалистична, пока она ведет борьбу с государственным строем, завещанным историей: исторические предания не имеют для нее никакого значения, хотя бы они были облечены в правовые формы; то, что претендует на право существования, должно прежде доказать свою целесообразность перед верховным судом буржуазного классового разума. Буржуазия, ведущая борьбу с абсолютистским государством, государством, ограничивающий свободу ее руководящих элементов, заключающим в тюрьмы ее сыновей, притесняющим ее печать, преследующим литературные произведения, закрывающим ее союзы, — это завещанное историей государство буржуазия презирает, она стремиться к естественному государству, к разумному государству. Это презрение ко всему тому, что может быть оправдано только историей, питается также переворотами наполеоновской эпохи. Если Люневильский мир положил бесславный конец множеству маленьких государств, то на каком основании должны были существовать оставшиеся государства? А когда по окончании освободительных войн венский конгресс приступил к пересмотру географической карты Европы, к тому, чтобы заново устроить систему государственных отношений, то разве не было бессмыслицей, пережитком давно прошедших времен преградить путь к дальнейшему государственному развитию? Таким образом, усиливается, укрепляется мысль о естественном, о разумном государстве. Каковы, однако, границы этого естественного государства? В ответ на этот вопрос национальное сознание и национальное чувство, получившие широкое распространение благодаря развитию буржуазного общества, укрепившиеся под влиянием войн наполеоновской эпохи, указывают на нацию, как на «естественную» основу государства, и формируют эту мысль в принцип национальности: каждая нация — государство! Каждое государство — только одна нация! Для феодала и крестьянина основой государства является территория, а естественные границы территории — естественными границами государства; напротив, буржуа и рабочий капиталистической эпохи считают государство прежде всего организацией людей, служащей человеческим целям, стало быть, то, что разделяет людей, должно служить и границами государств. Государство является для меня внешней принудительной силой, нация же живет внутри меня, она есть живая действующая сила, проявляющаяся в моем характере. Таким образом, нация представляется естественным образованием, государство же — искусствен ным продуктом. Если завещанные историей государства не соответствуют больше потребностям времени — не предохраняют от опасности чужеземного господства, не удовлетворяют потребности в больших экономических территориях, то не естественнее ли всего приспособить искусственный продукт, государство, естественному созданию человеческой истории — нации, сделать нацию субстратом государства? Разве те трудности, которые создаются в государстве национальностей, которая разделяет нации одного государства, не доказывают, что государство национальностей есть искусственное образование? Не естественно ли, не разумно ли объединить в форме государства общность национального характера, отделить ее государственными границами от других наций? Чрезвычайно ясно выражает эту мысль Гердер. Нация это — естественное растение: «Нация это — такое же растение природы, как и семья, — в ней только больше разветвлений. Поэтому, ничто не противоречит в такой степени целям правительств, как неестественное увеличение государств, как дикое смешение различных человеческих родов под одним скипетром»24. Попробуем разграничить отдельные мысли, заключающиеся в этом положении. Его основой служит, очевидно, то требование, что государство, как продукт человеческой воли, должно приспособиться к природе, должно ей следовать. Старое требование стоиков, naturam sequi2b, возобновляется эпохой Руссо. Природа это — неизменное, данное, государство — изменчивое, подвижное; поэтому, государство должно приспособляться к требованиям природы. Нация же это — естественное явление произведение природы26. Поэтому государство должно приспособиться к нации, государство должно всю нацию, и, притом, одну только нацию, объединить политически. Но действительно ли нация есть произведение природы, а государство — искусственный продукт? Для нас это различие потеряло свой прежний смысл. Старое, существующее со времен Платона и Аристотеля противоречие между политическим рационализмом, считавшим государство искусственным продуктом, который должен изготовляться человеческой волей по требованиям разума, политическим материализмом, который понимает государство как произведение природы, находящееся под действием «вечных, железных, великих законов», — это старое противоречие уничтожено современной теорией познания. В настоящее время мы знаем, что здесь только различие точек зрения, а не неизбежная альтернатива. Когда мы подходим к государству с научной точки зрения, то оно для нас такое же явление природы, подверженное определенной закономерности, как и всякое другое; наша задача в данном случае состоит в том, чтобы наследовать законы, господствующие в зарождении, жизни и смерти государств. С политической же точки зрения, с точки зрения политического деятеля, государство есть, конечно, создание человеческой воли, объект нашей деятельности. Дело не изменяется от того, что сама эта воля, создающая государство, может составить предмет научных исследований, что наука может изучать ее в ее причинной зависимости после того, как она свершилась, или даже, предвидя будущее, объяснить процесс волеобразования и тем самым определить направление будущей политической деятельности. Но как государство, так и нация может быть произведением природы и продуктом человеческой деятельности, смотря по тому, с какой точки зрения ее рассматривать. С одной стороны, мы можем изучать, как общность судьбы создает нацию путем передачи присвоенных предкам качеств и выработанных общих культурных ценностей. А с другой стороны, политик смотрит на нацию, как на создание своей воли, для него она искусственный продукт; ибо он может поставить себе задачу сохранить или изменить национальный характер, расширить или сузить круг национальной общности. Если же как государство, так и нация, могут быть и произведением природы, т. е. составлять предмет научных исследований, и искусственным продуктом, т. е. созданием нашей воли, то, спрашивается, какой смысл имеет положение Гердера, что государство, как искусственный продукт, должно приспособиться к нации, как к произведению природы? Эту мысль Гердера, лежащую в основе всякой мотивировки принципа национальности, мы должны понять исторически, в ее историческом происхождении. Буржуазия революционной эпохи вела борьбу с государством, со всем старым правопорядком: абсолютистское государство сохранило феодальные и цеховые правовые формы или во всяком случае не устранило их окончательно и тем тормозило развитие капитализма; малый размер экономических территорий стал тормозить развитие производительных сил; экономическая и политическая опека абсолютистского государства стала невыносимой для современной буржуазии, которая сама хотела собой управлять; сложившееся исторически маленькое государство не в силах было защитить ее от чужеземного господства. Ввиду всего этого, буржуазия повсюду стремится свергнуть существующий правовой строй, уничтожить существующее государство. Но это не значит, что она хочет уничтожить государство вообще, — она хочет лишь заменить его другим государством, так как государство ей необходимо для охраны ее собственности; дело лишь в том, что теперь государство должно стать орудием ее господства после того, как оно само долгое время над ней господствовало, как же определить границы нового государства? И вот буржуазия спрашивает: если мы уничтожим все действующее положительное право, весь существующий государственный строй, то разве этим в самом деле будет уничтожено все социальное? И она приходит к заключению, что существуют такие социальные явления, которые независимо от действующего, враждебного им права, враждебной им власти, могут эту власть пережить, хотя бы они для своего возникновения и существования нуждались в каком-нибудь определенном правовом порядке; ибо источником всего социального является не какая-либо внешняя сила, а сами индивидуумы, внутри которых оно живет. Таким путем буржуазия приходит ко взгляду на нацию, как на общность. Когда Палацкий в минуту злобы говорит, что чехи были еще до основания австрийского государства и что они будут существовать и после того, как оно распадется, то он выражает мысль, лежащую в основе принципа национальности: та общность, которая живет в каждом отдельном индивидууме, есть действующая сила, которая, однажды возникнув, становится независимой от всякого действующего положительного права, от всякой существующей власти. Национальная общность существует и помимо государства, ибо она живет в каждом отдельном индивидууме. Эта мысль приходит буржуазии в голову в период ее революционного рационализма. Ведь разрушая существующее государство, рассуждает она, мы не разрушаем общностей, живущих в каждом индивидууме в отдельности, стало быть, субстратом нового государства должна быть именно эта неразрушимая общность, она-то должна стать основой нового общества. Буржуазия относится к государству, как к искусственному продукту, потому что она хочет пересоздать, —- к на ции, как к произведению природы, потому что она остается и после того, как существующее государство распадется. Следовательно, в основе этого противопоставления государства, как искусственного, и нации, как естественного продукта, лежит противоположность не каузального и телеологического объяснения вещей, а противоречие внешней силы и внутренней общности. Желая уничтожить враждебное ей, не отвечающее ее потребностям традиционное государство и заменить его новым, революционная буржуазия противопоставляет враждебное ей внешней силе государства постоянную внутреннюю общность нации: требованием ее становится, таким образом, то, чтобы эта внутренняя общность стала носительницей внешней силы, внешняя сила — охранительницей внутренней общности. В этом — источник принципа национальности. Как ни велика роль этого требования в истории XIX века, — его все же не удалось целиком осуществить. Нам, значит, надлежит исследовать те силы, которые противодействовали этому принципу, те силы, благодаря которым сохраняются существующие государства национальностей. Изучив эти силы, мы должны будем ответить на дальнейший вопрос: будут ли эти силы всегда действовать, будут ли они настолько велики, чтобы помешать полной победе принципа национальности, или несуществующие государства национальностей являются только пережитками прошлого, которые будут устранены будущим развитием и заменены чистыми национальными государствами. Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны произвести анализ государства национальностей. Обратимся же теперь к изучению Австрии, этого наиболее развитого из государств национальностей в Европе. Человек, знающий условия общественной жизни за границей, легко отличит, какие из исследуемых ниже социальных отношений свойственны только Австрии и какие общи всем остальным государствам национальностей. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Пивным (нем.). — Прим. пер. 2. Walker Bagehot. Der Ursprung der Nation. Leipzig, 1874. P. 25. 3. Karl Kautsky. Neue Zeit. Vol. 23, № 2. P. 464. 4. Этот вопрос, имеет ли немецкий рабочий более общих отличительных признаков с немецким буржуа, чем с французским пролетарием, вовсе не совпадает с вопросом, должен ли немецкий рабочий вести классовую или национальную политику, должен ли он соединиться с пролетариями всех стран против интернационального капитала, или с немецкими буржуа против всех остальных народов. Ибо решение этого вопроса зависит от соображений совершенно иного характера, чем от соображений о степени интенсивности различных общностей характера. 5. Werner Sombart. Diedeutsche Volkswirtschaft im XIX. Jahrhundert. В., 1903. P. 128. 6. Об ошибочности этих воззрений, в частности, относительно вопроса о происхождении права, см.: Rudolph Stammler. Wirtschaft und Recht. Leipzig, 1896. P. 315. 7. Фихте еще глубже определяет это метафизическое понятие нации, которое он формулирует следующим образом: «Народ — это совокупность людей, живущих общей жизнью, постоянно воспроизводящих себя физически и духовно и подверженных все вместе действию особого закона внутреннего развития Божественного. Общность этого особого закона и связывает эту массу людей в вечном, а также и во временном мире в одно естественное, проникнутое самим собой целое» (Johann G. Fichte. Reden an die Deutsche Nation. Leipzig, 1909. P. 116). Каждый человек есть, стало быть, не что иное, как одна из бесчисленных форм Божественного, но Божественное подвержено действию различных законов, и нацию образуют те проявления Божественного, которые находятся под действием одного и того же закона. Народный дух —одно из проявлений Божественного, а индивидуум — проявление народного духа. До этого метафизического понимания сущности нации Фихте дошел несмотря на то, что он раньше (Р. 52) был очень близок к правильному эмпирическому пониманию нации. Для после-кантовского догматического идеализма характерно то, что даже в том случае, когда он в состоянии быть правильно понять какое-нибудь явление в смысле эмпирически-историческом, он этим не довольствовался, а правильно понятое эмпирическое явление считал проявлением особой, отличной от него метафизической сущности. 8. Приморского края (нем.). — Прим. ред. 9. Gurlitt. Der Deutsche und seine Schule. В., 1905. 10. Гарри Граф Кесслер (Harry Graf Kessler) хочет еще точнее определить понятие национального характера. Он тоже разграничивает два момента: различный способ реагирования на одни и те же внешние явления и определенный комплекс представлений. Но тот признак, по которому нации различаются, он видит лишь в различной степени быстроты реагирования на какое-нибудь внешнее явление, национальный характер становится в его глазах своеобразным «темпом души► (Tempo der Seele). («Zukunft» от 7 апреля 1906 г.). Конечно, различная степень подвижности воли составляет один из тех признаков, которые охватываются понятием о направлении воли, и которое мы считаем национальным характером в более узком смысле слова, всем, например, известна легкая подвижность французского и тяжеловесность голландцев. Но дело, разумеется, не только в том, как быстро реакция вызывается каким-нибудь внешним возбуждением, а также и тем, какое направление и какую силу,)та реакция имеет. Значит, Кесслер слишком узко понимает понятие национального характера. 11. Schallmayer. Vererbung und Auslese im Lebenslaufe der Volker. Jena, 1903. P. 174. 12. Georg Simmel. Die Probleme der Geschichtsphilosophie. Leipzig, 1905. P. 4. 13. Много стран я повидал (нем.). — Прим. ред. 14. Karl Marx. Zur Kritik der Hegelschen Rechtsphilosophie // Aus dein literarischen Nachlass von Karl Marx, Friedrich Engels und Ferdinand Lassalle / Hrsg. von Franz Mehring. Stuttgart, 1902. Bd. l.S. 386. 15. Ibid. S. 397. 16. Может быть, это покажется странным, что я называю пролетариат воплощением рационализма, — ведь именно теория пролетариата, марксизм, и выступала так решительно против всякого рационализма в социальных науках и научила нас все понимать в исторической закономерности. Но не следует смешивать здесь различных понятий. Маркс объясняет все существующее, все создающее в его исторической зависимости, в его закономерности. Но ведь он на этом основании не думал отказываться от рационалистической критики исторических институтов, не думал их оправдывать на том основании, что он объяснил их историческое про исхождение. Никто так резко не боролся с этими приемами «исторической школы права». как именно Маркс! Напротив, именно он помог нам понять историческое происхождение пролетарского рационализма. 17. Разумеется, «эволюционное» не противоречит здесь понятию «революционного». Революция, внезапный переворот, есть только определенный метод, способ развития, фаза эволюции. 18. Ernest Renan. Qu'est се qu'une nation? P., 1882. 19. Alfred Kirchhoff. Zur Verstandigung uberdie Begriffe «Nation» und «Nationalitat». Halle, 1905. 20. Мы можем теперь сгруппировать рассматриваемые нами теории нации: 1. Метафи.ш ческие теории нации: национальный материализм и национальный спиритуализм; 2. Психологическая теория нации психологически-интеллектуалистическая и психологически-волюнтаристическая; 3. Эмпирическая теория нации, ограничивающаяся перечислением «элементов», присущих нации. Всем этим теориям мы противопоставляем нашу теорию нации, как общности характера, выросшей на почве общности судьбы, возникшую на основе материалистического понимания истории. 21.0 различии между народом и нацией см. вышеуказанное произведение Fr J. Neumann'а. 22. Надо иметь в виду, что мы говорим здесь об увеличении производительности труда, достигаемом благодаря соединению нескольких областей в одну большую экономическую территорию, а не благодаря тому, что на одной и той же почве производится больше продуктов. Поэтому, мы не касаемся здесь, например, закона убывающего плодородия земли или влияния повышающейся земельной ренты. 23. Richard Schuller. Schutzzol und Freihandel. Wien, 1905. S. 247. 24. Johann Herder. Ideen zur Geschichte der Menschheit. B. 9, IV. 25. Следуй природе (лат.). — Прим пер. 26. С точки зрения Гердера — нация представляет собой произведение природы в более тесном смысле слова: для него нация есть общность происхождения. Но в корне этот ход мыслей не меняется и в том случае, если мы будем смотреть на нацию не только как на естественную, но и как на культурную общность, как на общность, созданную в борьбе за существование не только путем наследственности, но и путем передачи культурных ценностей. МИРОСЛАВ ХРОХ Date: 2015-11-13; view: 282; Нарушение авторских прав |