Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные качества хорошей речи





Задание 1. Ответьте на вопросы

1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание?____Логичность

2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?______Уместность

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности? Чистота

Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов

1. Выразительность речи – Присутствие в речи художественных элементов

2. Богатство речи- Большой запас речевых средст

3. Уместность речи- Соответствие содержанию выражения

4. Уместность речи бывает:

Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?

1. Я просмотрела этот сериал.___Точность _

2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю_____Логичность

3. Учитель отобрал несколько книг.___Точность

4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь.___Чистота

5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.____Точность

6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя._____Точность

7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. _____Уместность

8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата.___Логичность

9. Террористов надо мочить без жалости.___Чистота

10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.___Логичность

11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. Логичность

12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ______Уместноть

Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях.

1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:

· конференции должны готовиться заранее;

· доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями;

· следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.___ сопоставление логически неоднородных понятий

2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха. объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело._ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

 

Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях?

1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке. утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. __ сопоставление логически неоднородных понятий

4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.__ сопоставление логически неоднородных понятий

7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ___ сопоставление логически неоднородных понятий


8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.___ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

9. В самолете одни русские и сибиряки. сопоставление логически неоднородных понятий

10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

 

Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях.

1. Атом неделим. ___ употребление слова в несвойственном ему значении

2. Затмение месяца происходит периодически.___ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность

3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. __ употребление слова в несвойственном ему значении

4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.___ употребление слова в несвойственном ему значении

5. Это была очень длинная коса._____ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность

6. Большинство времени он проводил в разъездах.___ нарушение лексической сочетаемости

7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства. употребление слова в несвойственном ему значении

8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване.____ употребление слова в несвойственном ему значении

9. Участники митинга строго обсудили террористов.___ смешение паронимов

10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. ____ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность

11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею._____ употребление слова в несвойственном ему значении

12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.___ нарушение лексической сочетаемости

 

Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово.

Много книг – куча книг

много дел – уйма дел

много комаров - туча комаров

много мыслей - наплыв мыслей

много улыбок - море улыбок

много счастья - океан счастья

много флагов - множество флагов

много рук - лес рук

много предложений – масса предложений

Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.

 

1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям.___избыток иностранных слов

2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры.___включение концеляризмов

3. Малява должна дойти вовремя.___Жаргон

4. В семье я никак не достигну консенсуса. Иностранное слово

5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____слова сорняки

6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов?____Жаргон

7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.___ Жаргон

8. 8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».____ Просторечие

9. Баз находится на самом юру. ____Диалект

Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.)


Добро _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Благо _______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам:

консалтинговый____________________________________________________

эксклюзивный______________________________________________________

компетентный______________________________________________________

интеллигентный____________________________________________________

консенсус__________________________________________________________

презентация_______________________________________________________

коалиция__________________________________________________________

коммивояжёр______________________________________________________

конфронтация______________________________________________________

ратифицировать____________________________________________________

адаптировать_______________________________________________________

завуалировать______________________________________________________

регламентировать__________________________________________________

 

З адание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях.

1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.___ ситуативно-контекстуальная

2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.___ стилевая

3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях.____ личностно-психологическая

4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни.____ ситуативно-контекстуальная

5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____ ситуативно-контекстуальная


6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения. ситуативно-контекстуальная

7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____ стилевая

8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему. личностно-психологическая

Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль.

1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___Логичность

2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше!_____Уместность

3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.___Стилевая уместность

4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____Стилевая

5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____Стилевая

6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._____ ______________________стилевая

Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.

 

Префикс Значение Слово
Анти- против антирадар
Би- двойная битурбо
Де- Движение назад дефолд, деформация
Инфра- на краю инфраструктура
Контр- против контратака
Нео- новый неологизм
Поли- много полимер
Ре- пере реконструкция
Квази- Мнимый, ложный квазимода
Макро- Большая величина макросъемка
Микро- маленький микросхема
Суб- под субмарина
Уни- одинаковость унификация
Экстра- Выхождение за пределы экстралингвистические

Самостоятельная работа

Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.

Дис...танция, дис с идент, дис с ертация, дис с онанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон.

Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!







Date: 2015-11-13; view: 14027; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию