Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы
| Ответы
| 1. С чем связаны лексические нормы?
| С правилами словоупотребления
| 2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным?
| Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте
| 3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении?
| К непониманию
| 4. Что понимается под лексической сочетаемостью?
| Способность слов соединяться по смыслу
| 5. Что такое паронимы?
| Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова
| 6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм?
| Избыточность или недостаточность слов
| 7. Чем плеоназм отличается от тавтологии?
| Тавтология – повторение однокоренных слов
| Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Воля
| Воля – липа - омонимы
| Акция
| | Коса
| | Акт
| | Лоб
| | Журавль
| | Липа
| | Просмотреть
| Последние 4-ре - многозначные
| Прослушать
| | Распустить
| | Расписаться
| |
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Остальные - омонимы
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт
| Везде нарушена лексическая сочетаемость
| Великий писака
|
| Выдающийся эскулап
|
| Уважаемый хвастун
|
| Честный провокатор
|
| Широкая улочка
|
| Очаровательный карьерист
|
| Толстая книжка
|
|
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный - друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение
| Причина лексической ошибки
| 1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим.
| паронимы
| 2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться.
| многозначность
| 3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону.
| тавтология
| 4. Учителя перед Новым годом распустили детей.
| многозначность
| 5. Металлургический цех запущен.
| многозначность
| 6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться.
| несочетаемость
| 7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.
| Облеченные (не то слово)
| 8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища.
| плеоназм
| 9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей.
| тавтология
| 10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни.
| Приличный (не то слово)
| 11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад.
| плеоназм
| 12. Конвенция новой фирмы нас не устроила.
| Условия (не то слово)
| 13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед.
| плеоназм
| 14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина.
| плеоназм
| 15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
| несочетаемость
| 16. Спуск вниз строго запрещен.
| плеоназм
| 17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности.
| Привлечь (не то слово)
| 18. В актовом зале института царила деловая суета.
| Несочетаемость (происходила суета)
| 19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.
| плеоназм
| 20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу.
| несочетаемость
|
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот
| Значение
| Синонимичный
фразеологический оборот
| брать под обстрел
| Подвергать критике
| | как дамоклов меч
| Постоянная угроза
| | вольная птица
| Вольная птица
| | бесструнная балалайка
| Болтун
| | гусь лапчатый
| Машенник
| | ударить по рукам
| Совершить сделку
| | буриданов осел
| Нерешительный человек
| | валаамова ослица
| Неожиданно проявивший себя человек
| | перейти Рубикон
| Решительное действие
| | лебединая песня
| Выдающиеся произведение
| | притча во языцех
| Плохая слава
| | секрет Полишинеля
| Секрет, который все знают
| | китайская грамота
| Что-то не понятное
| | эзопов язык
| Язык намеков
| |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение
| Причина нарушения фразеологической нормы
| Ребенок у меня всегда перед глазом.
| Изменение формы слова
| Он довел родителей до белого колена.
| Замена слова
| Сосед, видно, деньги лопатами гребет.
| Изменение формы слова
| Это дело выеденного гроша не стоит.
| Контаминация
| Не надо было мусор из избы выносить.
| Замена слова
| Эта поездка играет большое значение для меня.
| Контаминация
| Должник как сквозь землю канул.
| Контаминация
| Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет.
| Замена слова
|
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Реноме
Date: 2015-11-13; view: 16346; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|