Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевой этикет





Характеристика функциональных стилей русского языка. Научный стиль в его устной и письменной разновидности. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Подготовка устного научного сообщения. Официально-деловой стиль. Особенности структурирования и оформления. Понятие речевого этикета, его роль в современном обществе. Взаимодействие этических и этикетных норм. Национальная специфика речевого этикета. Техника реализации этикетных формул (приветствия, приглашения, выражения просьбы, отказа и т.д.). Факторы, определяющие выбор одной из формул.

Упражнения предполагают анализ текстов функциональных стилей русского языка, который заключается в наблюдении над использованием в текстах средств разных языковых уровней. В результате студент должен освоить правила составления и оформления текстов разных жанров (автобиография, заявление, резюме, доверенность; статья, доклад, реферат, курсовая/дипломная работа, аннотация, тезисы, конспект).

Письменная деловая речь. Понятие «документ». Ядерные и периферийные жанры официально-деловой письменной речи, их функции. Точность и стандартизованность как ключевые требования к языку документов. Средства унификации формы документов: наличие реквизитов и формуляра, использование формализованных типов текста и сокращений.

Языковые средства официально-деловой письменной речи: лексические (определяющие именной характер речи), грамматические (обусловливающие доминирование простых предложений, передающих информацию, равную по объему информации, передаваемой с помощью сложных).

Речевое оформление разных жанров служебных документов: композиция и клишированные формы организационно-распорядительных документов, документов личного характера, деловых писем.

Устная деловая речь. Деловая беседа (при приеме на работу, по телефону), ее структура, правила ведения.

 

Терминологический минимум по теме: формуляр документа, «расщепленные» сказуемые, «нанизывание» падежей.

1. Используя толковый словарь, разграничьте литературные и просторечные, официальные и неофициальные формулы речевого этикета. Опишите ситуации, в которых они могут быть употреблены.

- Приветствие: Добрый день! Привет! Здравствуйте! Здорово! Мое почтение! Здравия желаю! Наше вам!

- Обращение: Будьте любезны... Гражданин! Простите за беспокойство... Молодой человек! Коллеги! Уважаемый! Товарищ лейтенант!

- Прощание: Пока! До встречи! До свидания! Будь здоров! Всего доброго! Позвольте откланяться!

2. Составьте варианты извинений, благодарности, поздравлений.

- Вежливо откажите в просьбе: а) ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны, б) пойти в театр с человеком, который вам не нравится, в) одолжить вещь или деньги.

- Поблагодарите: а) научного руководителя за помощь в написании работы, б) родителей за подарок ко дню рождения, в) врача за сердечное отношение к вам, г) друга за оказанную помощь.

- Поздравьте, стараясь избегать штампов: а) с Новым годом преподавателя, родственников, друга, б) с днем рождения руководителя организации, друга, в) с победой спортивную команду, однокурсника - в творческом конкурсе.

 

3. Сравните два варианта возражения. Какой из них вежливее? Обоснуйте ваше мнение.

- Это не так. - Это не совсем так.

- Я с вами не согласен. - Не могу с вами согласиться.

- Не разделяю ваших убеждений. - Вы часто бываете правы, но в данному случае я не разделяю ваших убеждений.

- Это невозможно. - На мой взгляд, ваше предложение осуществить будет очень трудно.

- Это абсурд. - Извините, но, мне кажется, вы не называете всех обстоятельств дела.

- Ваши условия принять нельзя. - Над вашими условиями позвольте поразмышлять. Не повторите ли вы ваше основное условие?

 

4. Прочитайте «Правила поведения вежливых партнеров». Вы согласны с таким их расположением?

 

Для слушающего Для говорящего
1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание. 2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но, извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести в пример. Это лучше делать, когда собеседник закончит свою реплику. 1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно. 2. Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его по имени. Спрашивайте, все ли ясно, понятно. 3. Не исправляйте во время разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении. 4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях.

 

5. Ролевая игра. Вы хотите поступить на работу, оставили заявление на имеющуюся вакансию. Вас вызвали для собеседования и решения вопроса. Разыграйте эту ситуацию. Ваша задача - показать свою компетентность, желание работать и приступить к работе немедленно. Одновременно вы должны оговорить важные для вас условия контракта.

Обратите внимание на следующие моменты: как вы войдете, как поздороваетесь, что скажете о себе, каким тоном спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы. «Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника.

 

6. Прочитайте текст и выполните задания.

Рукопись произведения представляется автором издательству в количестве двух экземпляров, распечатанных машинописным шрифтом с крупным очком литер, через два интервала, по 28 – 30 строк на одной стороне стандартного листа формата А-4, до 60-ти печатных знаков в строке (включая пропуски между словами, знаки препинания, пробелы и прочее) либо на дискете с одним экземпляром распечатки, набранной компьютерным способом в редакторах MS DOS Word 5.0. – 6.0., Word for Windows 2.0. – 6.0. в том же объеме и параметрах. Каждый текстовый файл в случае рукописи, набранной компьютерным способом, должен содержать не менее 3 авторских листов и не более 25 авторских листов. При наличии файлов более одного файлы должны иметь четкую сквозную нумерацию, последовательность которой соответствует последовательности страниц по рукописи (из договора об издании книги).

Ответьте на вопросы:

1) К какому подстилю официально-делового стиля можно отнести данный текст?

а) законодательный;

б) административно-канцелярский;

в) дипломатический.

2) К какому жанру относится данный текст?

3) Какому главному требованию, предъявляемому к официальному документу, не отвечает данный текст? Приведите примеры из текста.

а) точность, исключающая возможность инотолкований;

б) стандартизованность, стереотипность;

в) конкретность, детальность изложения.

4) Укажите языковые особенности, характерные для письменной деловой речи.

7. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

 

Приказ Предъявить
Выговор Осуществить
служебное письмо Направить
Счет Составить
Оклад Устанавливать
Порицание Возложить
Контроль Объявить
Акт Вынести
Благодарность Издать
Апелляция Подать

 

8. Познакомьтесь с текстом заявления, написанного С. Есениным. Какие изменения внесены в оформление заявлений современной системой делопроизводства?

Наркому по просвещению

Анатолию Васильевичу Луначарскому

 

Заявление

Прошу Вашего ходатайства перед Наркоминделом о выдаче мне заграничного паспорта для поездки на трехмесячный срок в Берлин по делу издания книг: своих и примыкающей ко мне группе поэтов. Предлагаю свои услуги по выполнению некоторых могущих быть на меня возложенных поручений Нар. комис. по просвещению. В случае Вашего согласия, прошу снабдить меня соответствующими документами.

1922, марта 17. Сергей Есенин

 

9. Прочитайте доверенность, написанную К.Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

10. Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии.

Автобиография

Я, Потемкин Анатолий, родился 7 июня 1964 года. Я родился и живу в городе Москве. С 1972 по 1979 учился в школе. Я окончил только шесть классов. В этом же году поступил в училище. Там я получил профессию монтажника. С 1982 да настоящего времени работаю в строительном управлении. Сейчас уже имею 4-ый разряд. В 1986 году окончил вечерний техникум и в 88-ом был назначен бригадиром комплексной бригады. Учусь в вечернем университете культуры и работаю.

Потемкин Анатолий

4 июня 1994 года

11. Прочитайте данное деловое письмо. Определите характер этого письма. Найдите клишированные языковые конструкции, помогающие оформить деловое письмо. Составьте письмо, ответом на которое могло бы быть данное.

Date: 2015-11-13; view: 2143; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию