Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы их достижения





Понятие «коммуникативное качество» как одно из основных теоретических понятий культуры речи.

Правильность и коммуникативная целесообразность (уместность) речи. Логическая культура судебного оратора. Убедительность судебной речи. Логические ошибки в речи. Речевые средства логичности. Точность речи. Точность фактическая (предметная) и коммуникативная. Причины нарушения коммуникативной точности речи. Чистота речи. Ясность речи как важнейшее для слушающего/говорящего ее качество. Повышенные требования к ясности в письменной форме речи. Виды нарушения ясности письменной речи: смещенное логическое ударение, неправильное понимание значения словоформы, ошибочная смысловая связь слов. Алогизмы, подмена тезиса. Богатство речи. Два способа обогащения речи: усвоение новых слов и использование одного слова в разных значениях. Выразительность речи. Риторические фигуры, тропы, фразеологические обороты, крылатые фразы как основные источники выразительности речи, дополнительные к ним невербальные выразительные средства.

 

Вопросы для самопроверки:

- Что такое логика рассуждения и логика изложения?

- Что такое убеждение и какие факторы участвуют в его формировании?

- Каковы причины и виды логических ошибок?

- Какую роль в речи играют эмоциональные средства воздействия?

- Каким способами достигается выразительность речи?

 

Терминологический минимум по теме: многозначные слова, омонимы, паронимы, синонимы, плеоназм, тавтология, канцеляризмы, троп (эпитет, сравнение, ирония, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз), риторическая фигура (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие).

 

1. Есть ли многозначные слова среди приведенных? Если да, составьте примеры, иллюстрирующие переносное значения слов.

Лестница, кухня, потолок, утка; высокий, столярный, густой; стонать, убедиться, крутиться.

2. Выберите из данных слов синонимы и антонимы. Объясните свой выбор.

Глупый, здание, работать, штудировать, архитектор, умный, изучать, зодчий, трудиться, постройка, сооружение.

3. Вставьте пропущенные буквы в зависимости от значения слов. Придумайте предложения, которые бы содержали оба слова.

- Обессил..ть (лишиться сил) - обессил..ть (лишить силы).

- Обезлес..ть (лишиться лесов) - обезлес..ть (лишить лесов).

- Обезлюд..ть (стать безлюдным) - обезлюд..ть (сделать безлюдным).

 

4. Подберите омонимы к следующим словам.

Лайка, пионер, молния, кулак, палата, леса, наряд.

5. Подберите синонимы к приведенным словам. Составьте с ними и синонимами микротексты, чтобы показать, как эти слова заменяют друг друга.

Эгоизм, пресыщение, апатия, оригинальность, скептик, хандра, роскошь.

 

6. Подберите синонимы и антонимы к следующим словам и выражениям.

Изможденный вид, крепкое здоровье, твердый карандаш, покупать, случайность, аккуратный.

8. Найдите лексические ошибки в предложениях.

- На улице распускаются деревья.

- Выражаем глубокое поздравление всем сотрудникам нашей организации с Новым годом!

- Во дворе нашего дома возвели детские качели.

- Через год исполнилась моя мечта.

- Толпа негодовала от возмущения.

- Парень рос закоренелым патриотом.

- Вскоре подпольщики организовали в городе подпольную организацию.

 

9. Прочитайте текст. Найдите и выпишите заимствованные слова, определив их значение. Выпишите 2-3 многозначных слова, подберите к значениям одного из них антонимы и синонимы. Запишите афоризм, в котором есть слово человек.

Земля - это планета. А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история (Ч. Айтматов).

 

10. Прочитайте текст. Найдите и выпишите заимствованные слова, определив их значение. Выпишите 2-3 многозначных слова, подберите к значениям одного из них антонимы и синонимы. Назовите 2-3 фразеологизма со значением похожести, одинаковости чего-либо.

Нигде в мире не сыщешь двух человек с одинаковыми рисунками капиллярных линий на пальцах. Линии эти - знак неравенства, который природа выслала на поверхность. Есть и еще индикаторы - криминалисты говорят, что и форма ушей у человека также неповторима. И форма носа. Что же творится с нашими внутренними органами, которых не видно? С тончайшими инструментами, составляющими наш мозг? Вот говорят, что и модуляции человеческого голоса неповторимы!

На дереве нет двух одинаковых листьев... В одной ягоде картофельного растения нет двух семян с зеркально одинаковым набором свойств. В одном организме нет двух одинаковых клеток (В. Дудинцев).

11. Найдите специальную лексику, определите ее значение. Отметьте случаи неудачного употребления терминов.

- Музыкальный конкурс достиг своего финиша.

- На днях стартовал чемпионат граций, соревнующихся во внешних данных и интеллекте.

- На открытии соревнований свои визитные карточки предъявили талантливые спортсмены страны.

- Заключительный аккорд чемпионата по гимнастике был волнующим.

- Пахари моря - рыбаки и мореходы - изо дня в день выполняют свою тяжелую работу.

12. Составьте небольшой текст (6-10 предложений) о вашей специальности, употребите в нем профессиональную и терминологическую лексику.

 

13. В отрывке из речи И.М. Кисенишского пронаблюдайте, чем достигается убедительность речи, какие языковые средства подчеркивают логичность речи.

Прежде всего капитан Марков сам находился на мостике при выходе судна из пора и благополучно довел его до линии акватории порта, проложив для него дальнейший путь. Во-вторых, к моменту ухода с мостика с пунктом регулирования движения и капитаном пересекающегося судна была согласована и достигнута договоренность о том, что «Петр Васев» пропустит «Нахимова», уступит ему дорогу. И, наконец, самое главное - на мостике стоял на вахте опытный вахтенный помощник капитана - Чудновский, который должен был нести в это время штурманскую вахту и который, согласно ст. 402 «Устава службы на судах Министерства морского флота СССР», персонально отвечал за надлежащее несение на судне вахтенной службы, обеспечение безопасности судна и находящихся на нем людей и грузов. Вахтенный помощник капитана, согласно «Уставу...», является старшим по всей вахтенной службе судна.

 

14. Определите, какой логический закон нарушен в каждом из данных примеров. Укажите ситуации, в которых логическая ошибка сделана намеренно, в качестве уловки.

1. Олигархи вместо того, чтобы стать локомотивом развития российской экономики, стали ее величайшим тормозом. Именно доминирующее положение олигархов в ряде отраслей и наличие у них финансовых ресурсов (полученных не за счет умелой и дальновидной политики по развитию своих предприятий, а просто потому, что цены на нефть выше, чем планировалось) сдерживает сейчас развитие среднего бизнеса. (Д. Евстафьев. Олигархи как экономические неудачники)

2. Сочинение на тему «Нужно ли изучать географию?»

«… Изучать географию нет необходимости. Ландшафт и положение той или иной страны можно изучать наряду с изучением истории этой же страны. По-моему, можно предмет истории совместить с географией, это удобно для учеников: меньше времени занимает и дает лучшие результаты. А то получается так: география этой страны сама по себе, а историческое прошлое и настоящее само по себе».

3. Предприниматели уверены, что без поддержки региональных властей, без реализации областных целевых программ развития туризма «поднять» это направление экономики на местах невозможно. В качестве образца назовем маршрут «Большое Уральское кольцо», охватывающий Свердловскую, Тюменскую области и Пермский край. Один из разработчиков, директор туристического агентства «Тесис - Екатеринбург» Вадим Овчинников, признается, что маршрут опередил время лет на пять, он дорог и спрос на него не велик. И надеется: «Думаю, к 2010 году потребитель «дорастет» до внутрироссийских маршрутов такого уровня, а «Большое Уральское кольцо» послужит примером для создания новых турпродуктов». («Эксперт – Урал», №22, 11.06.2007)

4. Из школьного сочинения.

«Так хочется, чтобы на земле был мир, над головой было голубое небо, чистое солнышко, и все люди жили счастливо, чтобы громко и радостно смеялись дети. А дети – это главное. Ведь мы все дети, имеем пап и мам. И так хочется мира. По-моему, у каждого человека в родной деревне есть свое любимое место, где он мечтает, думает. Ведь кому не хочется помечтать? А я очень люблю мечтать. Есть и у меня любимое место в парке. Когда идешь по аллее парка, то сразу на глаза попадаются два огромных дуба старика. Я разговариваю с ними, как с людьми. И это очень хорошо, когда у тебя природа – друг».

5. Ходжа Насреддин попросил своего богатого и скупого соседа дать ему на время котел. Возвращая котел соседу, Насреддин дал вместе с ним еще и кастрюльку, объяснив при этом, что эту кастрюльку родил котел, и поскольку последний принадлежит соседу, то, по мнению Ходжи, кастрюлька тоже должна принадлежать ему.

Когда Насреддин снова попросил у него котел, тот дал ему гораздо охотнее, чем в первый раз. Однако проходит время, а Ходжа котел не возвращает. Потеряв терпение, сосед сам пришел к Насреддину и потребовал вернуть котел. На что Насреддин ответил:»С удовольствием возвратил бы тебе котел, да не могу, потому что он умер».

- Как? – возмутился сосед. – Что ты говоришь чепуху? Разве может умереть котел?!

- Отчего же, - ответил Насреддин, - котел не может умереть, если он может родить кастрюльку?

 

Date: 2015-11-13; view: 1323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию