Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прочитайте текст
Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас. Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга – огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся – тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть? Самим собой. Это единственно верный ответ. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете. Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими. Какими будем мы, такой будет и наша жизнь. Каждый должен выковать свою позицию в процессе каждодневного выбора, каждодневного размышления. И все же одно дело - судить других, а иное – начинать с себя. Судить, рассуждать, понимать. Понимание – важнейший момент в размышлениях о судьбах людей. Разбираясь в хитросплетениях частной и общей жизни, интеллигентный человек приходит к такому выводу: понимать других, а счет предъявлять себе. Интеллигент не тот, кто непременно получил высшее образование, а тот, кто всем существом своим постиг истинные нравственные ценности и уж не примет поддельную стекляшку чьей-то болтовни за подлинный бриллиант. (По О. Кучкиной)
Выполните задания к тексту: Кратко изложите содержание. Определите основную мысль. Озаглавьте текст. Выскажите свое мнение по поводу прочитанного.
Допишите к текстам введение и заключение. I. Без сомнения, знание основ ораторского искусства и общения, практическое их применение позволяют приобрести уверенность в себе. Человек, владеющий словом и логикой, имеет больше шансов добиться успехов в жизни. Но для того чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки. II. Не случайно люди испокон веков знали истину: чем больше отдашь себя людям, не ожидая от них наград, тем больше вернется к тебе сердечным теплом и любовью. Мы тем и бедны, что имеем много, и не только бедны, но и несвободны, ибо не вещи нам служат, а мы вещам. (По А. Мартынову) 21. Какие вопросы могут быть рассмотрены в сообщении на тему: 1. Что значит сегодня быть хорошим инженером? 2. Использование материалов Интернета при написании рефератов: плюсы и минусы. 3. Платное обучение – прогресс или регресс российского образования? 4. Развитие железнодорожной отрасли в начале XXI века. 5. Наш факультет (институт) – лучший в университете! 22. А. Используя риторические фигуры и тропы, интересные и показательные факты и аргументы, составьте речь, состоящую из трех композиционных частей. Предлагаемые темы:
Б. К какому виду относится составленная Вами речь? В. Проведите обсуждение устного выступления по схеме: 1. Содержание выступления. Соответствие содержания выступления теме. Глубина освоения материала. Умение выступающего отобрать наиболее важные сведения. Новизна материала. 2. Логичность выступления. Соблюдение основных формально-логических законов (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Достоинства и недостатки композиции. 3. Языковая сторона выступления. Правильность (соответствие речи нормам современного русского языка). Богатство, выразительность. Чистота. 4. Поведение во время выступления. Умение держаться перед публикой. Внешний вид. Контакт с аудиторией.
23. Игра «Продолжи рассказ». Участники игры выбирают тему. Первый участник, начиная рассказ, произносит 2-3 предложения. Другой участник продолжает, потом - третий и т.д. Последний участник должен завершить рассказ, придумав логичную концовку. 24. Проведите круглый стол на тему «Изучение русского языка и культуры речи в техническом вузе: актуальность и проблемы». Подготовьте убеждающую речь о необходимости изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» или выскажите другое мнение и аргументируйте его. 25. Определите, какой метод изложения материала используется в каждом из текстов (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, хронологический, ступенчатый): I. Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которое мы уничтожили во взаимоотношениях. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу – и я тебя вижу, я тебя знаю – и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие – это пожелание. (По А. Акишиной)
II. Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в ХVII-начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину ХIX в. Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала деловую, научную, ораторскую прозу. Во второй половине ХIX в. начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической школы становится изучение художественной и поэтической форм речи. После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учения о прозе. В 1918 г. в Петрограде был создан «Институт живого слова». В 50-60-е гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране. Научный и общественный интерес к риторике возродился в 70-е гг.
III. Я убежден, что большинство людей боится жизни. Мы боимся быть самими собой. Жизнь связана с риском. Она означает активную вовлеченность. Жизнь - это испачканные руки. Это прыжок в центр толпы. Это падение лицом вниз. Но это и взлет выше головы, к звездам! Мне нравится такой образ. Когда мы появляемся на свет, то получаем весь мир в качестве подарка. Огромная коробка с громадной, длиннющей лентой! Однако некоторые люди даже не утруждают себя, чтобы развязать ленту, не говоря уж о том, чтобы раскрыть коробку. Если же они все-таки открывают ее, то ожидают увидеть там только красоту, чудо и восторг. (По Л. Баскалья) ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И АУДИТОРИИ Вопросы и задания
1. Что включает в себя понятие «этика ораторского выступления»? Каковы особенности поведения оратора перед аудиторией? 2. Какие составляющие техники речи вы можете назвать? 3. Какова роль невербальных средств в ораторском выступлении? 4. Назовите языковые средства, способствующие убедительности ораторской речи. 5. Использование каких языковых средств снижает эффективность речи? 6. Какие виды риторических аргументов вы знаете? 7. Какие приемы считаются непозволительными в ораторском выступлении? 8. Охарактеризуйте психологические аспекты установления контакта оратора с аудиторией (учет возрастных, половых, национальных, профессиональных и других особенностей аудитории; расположение в пространстве; форма преподнесения материала; специальные психологические приемы привлечения внимания).
Упражнения
26. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении следующих фраз.
Все это не для меня. Пусть все останется как есть. Я прочитал и то и это. Пусть это останется между нами. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. Нет, ни за что. Знаете, здесь как-то все неопределенно.
Выступите с краткой речью на одну из предлагаемых тем. Используйте в речи жесты различных типов. Избегайте лишних и искусственных жестов. (Не забудьте проработать все предыдущие этапы подготовки речи; обоснуйте, кому и зачем вы это говорите.) Как я учился плавать. Как мы заблудились в лесу. Как я охотился на бабочек. Как я поймал огромного судака. Как мы ремонтировали сарай. Как я болел за футбольную команду. 28. Найдите смысловые (логические) центры в следующем стихотворении в прозе И.С. Тургенева. Выделите их различными способами: силой и высотой звука, темпом речи, паузами, особой экспрессией. Помните, что возможно несколько вариантов «логической разметки» текста – в зависимости от понимания чтецом идеи произведения, его смысловых особенностей. Date: 2015-11-13; view: 8972; Нарушение авторских прав |