Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Привязанность — необходимое условие развития





Легко понять, почему привязанность является наиболее пер­вичным и фундаментальным условием развития. Со времен грехопадения мы выходим из материнской утробы пустыми, напуганными и изолированными. Это часть того печального наследства, которое оставили человечеству Адам и Ева. Мы отчаянно нуждаемся в любви, которая выведет нас из одино­чества.

Когда родился наш сын Рикки, моей жене Барби и мне труднее всего дались первые минуты его жизни: новорожден­ного взвешивали, измеряли, осматривали врачи. Это длилось лишь несколько минут, а потом врач передал ребенка Барби, и все же у нас обоих просто сердце разрывалось при виде ужа­са и одиночества малыша. Как только мать взяла его на руки и прижала к себе, Рикки успокоился и вскоре заснул.

В начале жизни ребенку нужен теплый прием, родители должны внушить ему: ^Ты наш, мы рады тебе, ты часть нашей семьи*. Церковь строится как семья: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Ефеся-нам 2:19). Тело Христово — новая семья, созданная для нас Богом наряду с биологической.

Весь первый год жизни в идеале следует посвятить тому. что­бы помочь младенцу вобрать в себя чувство принадлежности и безопасности. Этот процесс состоит из тысячи и тысячи опы­тов, в которых малыш убеждается: когда родители ему нужны, они всегда оказываются рядом. Человек наделен памятью, и множество опытов он превращает в устойчивое представление.

Бог дал нам память, чтобы мы могли понять этот мир и из­бежать повторения ошибок. «Итак вспомни, откуда ты ни­спал, и покайся» (Откровение 2:5) — такое предупреждение адресовано ефесской церкви. Это означает, что наше прошлое учит нас смирению. История Израиля превращается в «обра­зы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они бы­ли похотливы» (1 Коринфянам 10:6).

Особенно грустно смотреть, как уже немолодые люди по той или иной причине не выучили уроки, которые предложил


 

НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ


им Бог. Их жизнь испорчена не тысячами неверных решений в сфере любви иди работы, а одним и тем же дурным решени­ем, принимаемым снова и снова.

Младенец создает внутри себя эмоциональный образ мира, основанный в первую очередь на том, как с ним обращались в первый год его жизни. Если мать отзывается на потребности ребенка, берет его на руки, кормит, меняет памперсы, следуя его расписанию, а не заранее установленной схеме, ребенок постепенно убеждается в том, что мир достаточно надежен и предсказуем.

Если процесс формирования привязанности протекает бла­гополучно, результатом его будет устойчивость эмоционально­го объекта. Это значит, что ребенок сохраняет эмоциональный контакт, даже когда остается один, «укоренный и утвержден­ный влюбви» (см. Ефесянам 3:18). Это происходит в результате многократно повторяющихся опытов, в которых малыш полу­чает помощь и утешение от своей матери или попечительницы.

Вбирая в себя любовь, младенец развивает эмоциональную память, которая будет утешать его в минуты стресса. Если он впадает в панику, как только мать выходит за дверь, значит, он еще не достиг эмоциональной устойчивости объекта. Ребе­нок, который смотрит вслед матери и с минуту возмущается ее уходом, а затем возвращается к своей игре, уже приблизил­ся к достижению этой цели развития.

Крайняя степень дефицита эмоциональной устойчивости объекта именуется аутизмом. Сочетание генетических факто­ров и факторов воспитания приводит к почти полному пара­личу способности устанавливать эмоциональный контакт. Это никак не связано с задержкой интеллектуального разви­тия; напротив, дети, страдающие аутизмом, зачастую чрезвы­чайно умны и талантливы. Аутизм — это эмоциональное рас­стройство, это клетка, препятствующая ребенку вступить в личностные отношения с миром.

Дефицит привязанности проявляется по-разному, но об­щим признаком во всех случаях будет недостаток близости в самых важных отношениях. Эмоционально отстраненный че­ловек «не вкладывается» в свои отношения.


4. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИВЯЗАННОСТИ 71

Иногда такие дети остро ощущают свою обделенность, на­пример, если они растут в холодной или враждебной атмо­сфере. В таких случаях сразу очевидно, что потребность в эмоционально устойчивом объекте не была удовлетворена. В других случаях проблема лежит глубже, например, в дружных с виду семьях, где, однако, ребенку, попавшему в болезнен­ную или неприятную ситуацию, отказываются посочувство­вать. Ребенок в процессе развития привыкает к мысли, что получить любовь он может только в тех случаях, когда не предъявляет свои потребности или проблемы. Его страхи и боль затаиваются глубоко внутри, в изолированной ча^ти ду­ши, и могут оставаться там всю жизнь.


Привязанность — фундаментальная потребность человека. а изоляция — наиболее болезненное для него состояние. На всем протяжении истории самым суровым наказанием в тюрь­ме считалось одиночное заключение. Евангельская весть и за­ключается в том, что связь между Богом и людьми восстанов­лена (см. 2 Коринфянам 5:18-19). Почему изоляция так вредна?

Мы можем найти ответ на этот вопрос в законе энтропии (второй закон термодинамики). Этот физический закон гла­сит, что изолированные объекты деградируют. Проходит сто лет — и куча железа превращается в кучу ржавчины. Овощи, залежавшиеся в холодильнике, покрываются плесенью. Когда человеку минует тридцать лет, он замечает, что поддерживать форму ему уже не так легко: если в дружеском футбольном матче его сбивают с ног, он не так резво поднимается на ноги.

Энтропия действует и в духовном мире. Любая отрезанная от общения часть души деградирует. Самая страшная кара — ад — заключается не в утрате сознания или бытия, а в полной и окончательной изоляции от любви Божьей (см. Откровение 20:10). Принеся Себя в жертву за нас, Иисус прошел и через состояние отделенности от Отца, когда принял на Себя наши грехи (см. 2 Коринфянам 5:21). Он страдал, ибо был «оттор­гнут от земли живых» (Исаия 53:8). Это значит, что вне отно­шений нет жизни.

Часто бывает так, что христиане живут деятельной жиз­нью, ставят перед собой важные задачи и вроде бы принима-


72 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

ют верную «шкалу ценностей». Однако они страдают от бо­лезненных психологических явлений, которые кажутся со­вершенно непонятными, поскольку они не обращают внима­ния на качество человеческих отношений.

Эту ситуацию я наблюдал в жизни Шейлы. «Я все делаю правильно, — говорила она мне. — Я верующая христианка, Иисус — мой Господь. Я много работаю, по мере сил помогаю людям, стараюсь держаться в стороне от дурных влияний и дурных дел. Почему же, когда я просыпаюсь по утрам, мне не хочется жить?»

Шейла много занималась полезными делами, она искрен­не верила в Бога. Но все отношения в ее жизни строились ис­ключительно по принципу «донор—реципиент», причем до­нором всегда выступала она, Шейла не могла попросить помо­щи у других. Хотя она все время была чем-то занята, жизнь ее была пустой и бессмысленной.

Иисус призвал нас уподобиться детям (см. Матфея 18:3-4). Он имея в виду ту откровенность, с какой дети сообщают о сво­их потребностях. Нам следует смиренно признать свою зависи­мость, а не утверждать свою самодостаточность. Шейла из луч­ших побуждений стремилась к ложной самодостаточности.

Недостаточная устойчивость эмоционального объекта в той или иной форме непременно проявляется уже во взрос­лой жизни. Одна пациентка, участвовавшая в нашей боль­ничной программе, сказала мне:

— Вы не правы, считая, что я много ем из-за эмоциональ­ной изоляции. Но я ведь люблю быть одна, так я и время тра­чу с большей пользой

— Так-то оно так, — отвечал я, — но я вот что замечаю: вся­кий раз, когда вы испытываете стресс или эмоциональное по­трясение, вы уходите в свою комнату и набрасываетесь на сладости.


Эта женщина даже не сознавала, что страдает от дефицита привязанности, она утратила доступ к этой своей потребно­сти. Единственным ее симптомом оставалась привычка вся­кий раз, когда ее что-то беспокоило, искать утешения не в дружбе, а в еде.


4. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИВЯЗАННОСТИ 73

Здесь мы затрагиваем еще одну характеристику привязан­ности: Бог предназначил человека для общения, это часть на­шей природы, как и Его, поэтому мы не можем не вступать в отношения. Мы созданы так, что непременно формируем ка­кие-то привязанности, вот только они могут быть способству­ющими развитию, а могут быть смертельно опасными. Если человек не вступает в отношения любви, он формирует при­вязанность к чему-то другому, не столь надежному. Таков ис­точник любого вида наркомании, и на этой особенности основывает свои ухищрения Сатана, стремясь подорвать про­цесс нашего взросления.

Сатана старается сделать так, чтобы мы удовлетворяли со­вершенно законные, Богом данные нам потребности опас­ным и деструктивным способом. Этот мастер подделок воз­мущен тем, что сам он — тварь и испытывает потребности. Первым грехом была гордыня и попытка утвердиться в само­достаточности. «Буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:14). Сатана не мог стерпеть свою зависимость от Бога.

Иоанн предупреждает нас о подделках, которые предлага­ются нам для удовлетворения наших потребностей: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость жи­тейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоанна 2:16, курсив авт.). Секс, потребительское отношение к жизни, со­средоточенность на профессиональном успехе — все это временно и удовлетворяет нашу потребность в росте не должным образом. В конечном счете они приводят к само­разрушению.

Мы. падшие создания, легко покупаемся на приманку та­кого ложного удовлетворения. Есть такая часть нашей души, которая верит, что мы можем удовлетворить свои потребно­сти иными способами, а не теми, что предложил нам Господь.

Осознав, что большую часть своей жизни они провели в эмоциональной изоляции, пациенты нередко спрашивают меня, чем же они в таком случае подменяли привязанность. Как правило, я ссылаюсь на такой стих: «Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Луки 12:34). На что человек тратит больше всего эмоциональных сил. времени и денег, то


 

НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ


и является заменителем привязанности. Этот эрзац имеет ха­рактер мании, которая никогда не насыщается.

Многих сбивает с толку тот факт, что в список «эрзац-при-вязанностей» попадают многие хорошие веши:

Работа

Спорт

Хобби

Бда

Воспитание детей

Секс

Покупки

Религиозная деятельность

Приобретение знаний

Односторонние отношения («донорство»)

Многие христиане, сами того не зная, находятся в «нарко­тической зависимости» от таких вещей, которые сами по себе хороши, но в данном случае служат лишь прикрытием для черной дыры, образовавшейся в их сердце и отчаянно нужда­ющейся в близких отношениях.


Есть и не столь удачные замены — наркотики, алкоголь и т.п., которые помимо прочего разрушают здоровье. Список всякого рода эрзац-привязанностей очень длинен, поскольку он отражает широчайший диапазон тех средств, которыми че­ловек, не способный к эмоциональной привязанности, воз­мещает этот дефицит.

Эмоциональная привязанность — не роскошь, не нечто «желательное». Это духовная и душевная необходимость. Бог создал нас для отношений. Современные исследования пока­зали, что хроническое состояние изоляции вызывает физио­логические расстройства и сокращает продолжительность жизни.

Печально видеть, как христиане, не сумевшие откровенно признать свою потребность в привязанности, в конечном сче­те довольствуются не столь теплыми отношениями или вооб­ще отрицают важность близких отношений. По их мнению,


 

4. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИВЯЗАННОСТИ


дорожить ими значило бы «чересчур полагаться на человече­скую природу». На самом деле отношения с Богом и людьми строятся не по принципу «или—или»: необходимы и те и дру­гие. Мы глубоко нуждаемся в Боге, давшем нам ощущение вечности, и тоскуем по надежным человеческим отношениям, в которых мы можем познать других и сами можем быть ис­тинно познаны и искренне любимы, дабы все мы были едино.







Date: 2015-11-13; view: 267; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию