Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На примере обязательного страхования. автогражданской ответственности)
автогражданской ответственности) Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (автогражданской ответственности) — ОСАГО, получил мощный общественный резонанс, пожалуй, еще даже до своего законодательного закрепления. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[163] подвергся изменениям дважды, прежде, чем успел вступить в силу. Способы обхода этого Закона и вопросы эффективности его применения обсуждались еще до его принятия и продолжают горячо обсуждаться по сей день, причем, не только в специализированных, но и в популярных печатных изданиях, теле- и радиопередачах[164]. Почти одновременно со вступлением Закона в силу стали слышны рассуждения юристов о «необеспеченности» его применения подзаконной нормативной базой и тех злоупотреблениях, которые на этой почве она непременно предпримет ГАИ (ГИБДД), экономисты стали чуть ли молиться за несчастных страховщиков, для которых ОСАГО обещало стать самой убыточной операцией, а население оборвало телефоны, умоляя В. В. Путина добиться снижения ставок страховых взносов. Все это про исходило на фоне устойчивых слухов о том, что где-то некий добрый дядя уже (ура! уже!) печатает поддельные полисы и наклейки ОС АГО, которые ничем не отличаются от настоящих, а продаются за сущие копейки. И что же мы сегодня имеем в сухом, как говорят химики, остатке? Владельцы консервных банок на колесах продолжают ездить на них, страховщики не только не разорились, но и, напротив, с большим энтузиазмом занимаются О С АГО, пикообразного роста злоупотреблений сотрудников ГАИ тоже не произошло. Пошумели, покричали и... ничего. Пена осела, вода постепенно испарилась, а сухого остатка, как оказалось, вовсе нет. Точнее, его мало кто видит. Очень жаль, что весь общественный резонанс, связанный с Законом об ОСАГО, был вызван, главным образом, причинами поверхностными, в какой-то степени даже иррациональными. Очень жаль, что на поводу у этого иррационализма пошли российские юристы, которые, серьезному анализу фундаментальных вопросов страхового права предпочли внешне яркие, а содержательно блеклые, если не сказать, соплеподобные, рассуждения о нецелесообразности, социальной несправедливости и невиданной коррупционной емкости этого Закона. Единственное исключение из всей этой массы чисто конъюнктурного словоблудия являются упреки в нескольких существенных логических изъянах Закона об ОСАГО. Считаем необходимым констатировать свою солидарность с двумя из них. Первый упрек касается неправильного определения базы для страхового риска. Риск всякой гражданской ответственности рождается действиями определенного лица; риск автогражданской ответственности — действиями лица, управляющего транспортным средством (ТС), т.е. действиями по использованию ТС. Даже если одному и тому же физическому лицу принадлежит возможность использования нескольких транспортных средств, все равно в каждый конкретный момент времени он сможет использовать не более одного ТС (одновременно сидеть за рулем двух и более автомобилей невозможно даже физически). Следовательно, ОСАГО должно иметь своей отправной точкой (базой) лицо, использующее транспортное средство, в то время, как Закон об ОСАГО построен на прямо противоположном принципе — его базой является транспортное средство, используемое лицом. В результате страхователям, которые не желают создавать себе проблем во взаимоотношениях со страховщиками, достаточно просто поменяться машинами, т. е. пересесть на чужой автомобиль: сколько бы они ни причиняли при этом вреда, ОСАГО на эти случаи распространяться не будет (см. подпункт «а» п. 2 ст. 6 Закона). Второй же упрек связан со своеобразным «унификаци-онным» характером ОСАГО. Из ст. 7 Закона следует, что по договору ОСАГО страховщик обязан возмещать потерпевшим причиненный вред без ограничения общей суммы возможного возмещения. И хотя ст. 7 и устанавливает лимит выплаты по одному страховому случаю, она не ограничивает общего количества страховых случаев, которые могут наступить в течение срока действия договора страхования; статья это даже специально подчеркивает: «Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить причиненный вред, составляет...» (и далее по тексту). Получается, что все автовладельцы находятся, в отношении ОСАГО, в абсолютно равном положении — и те, кто в течение многих лет ездит без единой аварии и те, кто бьет чужие машины по несколько раз в день (лишь бы не набивал за раз больше установленного лимита). Вряд ли такая всеобщая «стрижка под одну гребенку» может иметь логическое объяснение. Отсюда, между прочим, проистекает и относительная дороговизна ОСАГО в сравнении даже с добровольным страхованием той же автогражданской ответственности, не говоря уже о страховании автомобиля как имущества. Одно дело, если бы автовладельцы страховались, скажем, до первого случая, или же установленный законом лимит ответственности страховщика относился бы ко всем ДТП, независимо от их числа, наступившим в пределах срока действия договора страхования. В первом слу чае водители были бы заинтересованы в минимизации числа ДТП, во втором — в минимизации ущерба от ДТП; то и другое создавало бы дополнительную определенность в обязательственно-правовом положении страховщиков и позволило бы им снизить ставки страховых премий. А получилось ни то, ни сё... Отмеченные и многие другие недостатки Закона, его вступление в силу и первый год действия, значительно обострили ряд проблем теории страхового права, некоторые из которых заслуживают самого пристального научного внимания и, по возможности, оперативного и верного решения. Иначе практика применения данного Закона, а вообще говоря — и всего страхового законодательства, рискует сделать не один шаг в неверном направлении. Некоторые из них и предлагаются вниманию читателей в настоящем очерке. Date: 2015-11-13; view: 467; Нарушение авторских прав |