Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И Разбирательство судебное
Никаких сомнений в том, что Решение и Предписание должны быть оспорены в суде, не было ни у «Северстали», ни у «ММК». Хотя само предписание с его чисто мониторинговыми мерами воздействия и было, по определению одного из деловых изданий, достаточно «мягким»[167], тем не менее сам факт принятия актов, констатирующих несуществу ющий ценовой сговор, оборачивался существенными потерями в имидже для обоих его «участников». Выполняя социальный заказ Комиссия до того расстаралась, что установила факт, которого никогда не было, ибо никаких действий по повышению цен на штрипс «Магнитка» и «Северсталь» между собой не согласовывали; они и не могли этого делать просто за ненадобностью подобного согласования (см. об этом ниже). Перспективы судебного разбирательства виделись достаточно благоприятными прежде всего потому, что в дело так и не легло ни одного документа, который служил бы хотя бы косвенным доказательством согласования «Северсталью» и «Магниткой» ценовой политики на рынке штрипса. Напротив, все материалы дела доказывали, что повышение цен на штрипс было объективно обусловлено законами рынка, а противоположный вывод Коллегии был продиктован, как это уже объяснялось ранее, необходимостью исполнения ею «социального заказа», спущенного «сверху». Вот именно это последнее обстоятельство и наиболыне всего смущало, ибо гарантий объективности судебного разбирательства на таком фоне дать, конечно же, никто не мог[168]. Единственным способом, который позволял если и не гарантировать, то, по крайней мере, повысить шансы на объективность судебного разбирательства, было направление двух различных заявлений от «Северстали» и «ММК» в надежде на то, что они попадут к различным судьям: авось, хоть какой-то из них окажется вне влияния вездесущей федеральной исполнительной власти. Так родилось не одно совместное, а два отдельных заявления, причем, намеренно поданных с некоторым временным отрывом друг от друга (меньше шансов, что их объединят в одно производство). Цель была достигнута: в итоге в Арбитражном суде г. Москвы было возбуждено производство по двум делам — 19 марта 2004 г. по делу № А40-11699/04-2-77 по заявлению ОАО «Северсталь»[169] и 29 марта 2004 г. по делу № А40-13568/04-84-143 по заявлению ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»[170]. Основные аргументы «Северстали» уже были изложены; в заявлении осталось их только суммировать и взаимно увязать друг с другом. Так, в первую очередь было отмечено, что в материалах дела нет ни одного документа, свидетельствующего о действиях ОАО «Северсталь» и ОАО «ММК» по согласованию ценовой политики на рынке штрипса, т. е. то, что факт административного правонарушения, вопреки противоположному мнению Комиссии, не может считаться доказанным. Затем (п. 2) доказывалось, что если в деле нет документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, то это означает, что рассмотренное дело было возбуждено МАП РФ незаконно, а именно — вне пределов своей компетенции [171]. Специально подчеркивалось, что никаких дей ствий по повышению цен на штрипс ОАО «ММК» и ОАО «Северсталь» между собой никогда не согласовывали, т. е. то, что факт инкриминируемого правонарушения вовсе не имел места [172], а противоположный вывод Комиссии противоречит материалам дела, содержит ряд экономических ошибок [173] и является нелогичным. Далее (п. 5) доказывалось, что квалификация результата якобы совершенных согласованных действий является внутренне противоречч-ш>й: одна её часть исключает другую[174]; что (п. 6) дела о нарушении ст. 6 Закона РСФСР «О конкуренции» не подлежат рассмотрению в административном порядке органами МАП РФ, которые некомпетентны рассматривать подобные дела[175]; и, наконец, что Предписание, вынесенное на основании обжалуемого Решения, является незаконным, как осно ванное на незаконном же акте и оттого вместе с Решением подлежит отмене[176]. «Магнитка» использовала, в общем, те же аргументы, добавив к ним некоторые процессуальные соображения. 14 апреля 2004 г. состоялось предварительное судебное заседание по делу «Северстали». К сожалению, полноценной подготовки к разбирательству не получилось из-за болезни судьи, которая, самоотверженно явившись в процесс, все же нашла в себе силы собрать с представителей сторон запрошенные документы и назначить время нового заседания — 17 мая 2004 г. Это последнее проходило с двукратным перерывом — сперва до 24, а затем до 27-го мая, когда и завершилось постановлением решения[177]. Интересующиеся уже знают, что спорное Решение и Предписание им были отменены; тем не менее, позволим себе ещё на некоторое время занять их благосклонное внимание несколькими содержательными вопросами. Предметом самой острой, развернувшейся в заседании дискуссии, стало понятие о согласованных действиях. Представители МАП РФ (на тот момент — уже Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ) в принципе не отрицали, что никаких доказательств заключения договоров (соглашений) «Северсталью» и «Магниткой» у них, конечно же, нет. Их и быть не может, ибо само собой понятно, что ни один разумно действующий хозяйствующий субъект никогда не станет облекать подобных соглашений в письменную форму. И вообще речь идет не соглашениях, а о согласованных действиях. «Из содержания ст. 6 и общего смысла Закона о конкуренции следует вывод, что соглашение — это достигнутая между хозяйствующими субъектами договоренность о координации тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, результатом которой является (может являться) ограничение или устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке. Согласованные действия — это скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, результатом которых также является (может явиться) ограничение или устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке. Из этого вытекает, что понятия «соглашение» и «согласованные действия» не тождественны, но равнозначны по результату и представляют собой различные формы антиконкурентного согласованного поведения (картелей). Согласованные действия в отличие от соглашения не предполагают заключения устной или письменной договоренности между хозяйствующими субъектами на совершение определённых действий. Согласованность же может достигаться путем повторения таких действий, произведенных одним хозяйствующим субъектом одновременно или следом за другим хозяйствующим субъек том. Об этом также свидетельствует буквальное толкование понятия «согласовать» — привести в надлежащее соотношение, разъясняемое в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова». Вроде бы, все логично. Но в таком случае возникает вопрос: а как же быть с этимологическим единством слов «соглашение» и «согласование»? Неужели же действия юридических лиц могут «согласоваться» сами по себе? тем более — согласованы с какими-либо иными действиями в одностороннем порядке? Вряд ли; чтобы что-то согласовывать, надо согласовывать с кем-то. Иначе получится, что всякий хозяйствующий субъект, проводящий собственную ценовую политику, должен просто-таки молить Бога о том, чтобы никто другой не вздумал повторить его действия, ибо по мнению ФАС повторяемость действий означает то же, что и их согласованность. Но по С. И. Ожегову именно так и получается! Смутившись сим странным обстоятельством сотрудники «Магнитки» не поленились заглянуть в «Словарь», немедленно разъяснивший все недоумения: слово «согласовать» имеет два значения. Первое — то, о котором написал ФАС в своем Отзыве и которое озвучивал в судебных заседаниях: «согласовать — привести в надлежащее соотношение с чем-нибудь» (например, расписание автобусов с расписание электричек). Это так называемое пассивное согласование. А второе — то, о котором ФАС умолчал: «согласовать — обсудив, выработать единое мнение о чем-нибудь, получить согласие на что-нибудь». Из каких побуждений умолчал? Думается, объяснять не надо: очевидно, что говоря о действиях согласованных Закон о конкуренции образовывал прилагательное «согласованный» именно от этого значения термина «согласование», от активного согласования. Да и С. И. Ожеговым это прилагательное — «согласованный» — образовывалось именно от глагола «согласовать» во втором значении: «Согласованный — такой, в котором достигнуто единство, согласие (во 2-м значении), например, «согласованные действия». Обращаясь к «согласию» во 2-м значении, находим, что это — единомыслие, общность точек зрения. Естественно, «единомыслие» и «общность» не могут выработаться сами по себе — то и другое достигается в ходе активного согласования действий[178]. Итак, с «согласованием» разобрались — это двусторонние активные действия. Кто-то ведь эти действия совершал? Несомненно. Известно, что юридические лица действуют в гражданском обороте в лице своих органов и представителей. Значит, стремясь доказать факт совершения ОАО «ММК» и ОАО «Северсталь» согласованных действий Комиссия, по логике вещей, должна была бы заниматься установлением и доказыванием фактов, говорящих о том, кто, когда, где, при каких обстоятельствах, облеченный какими полномочиями, какие действия согласовал, а также — какие из согласованных действий, каким образом и когда были совершены, т. е. установить сам факт правонарушения, его последствия, а также — причинную связь между правонарушением и последствиями. Очевидно, в этих целях должно было быть произведено административное расследование (ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая одним из типичных случаев проведения административного расследования считает именно дела о нарушениях антимонопольного законодательства.), в ходе которого следовало собрать доказательства перечисленных фактов. Вопреки требованию закона и здравому смыслу административного расследования с целью установления перечисленных фактов не проводилось. Не обсуждались эти вопросы и на заседаниях Комиссии. В результате все без исключения материалы, собранные в деле, оказались посвящены совершенно иной теме — вопросу о том, насколько экономически обоснованным было повышение цен на штрипс ОАО «Северсталь» и ОАО «ММК». Но совершенно очевид но, что вопрос о согласованных действиях, направленных на повышение цен — это совершенно иной вопрос, нежели об экономической мотивировке осуществленного повышения. Подобные действия (точнее — бездействия) Комиссии привели к тому, что один из главных вопросов, составляющих предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении — вопрос о факте правонарушения (см. ст. 24.5 и 26.1 КоАП РФ) —оказался неисследованным, а сам факт правонарушения — недоказанным. Ну и, конечно же, вторым главным вопросом стал вопрос о логической обоснованности решения Комиссии, полученного, говоря языком логики, методом исключения: если одновременное повышение цен не обусловлено объективными рыночными условиями, то значит, оно обусловлено согласованными действиями. Но очевидно, что такой способ рассуждения может дать истинный результат только при истинности посылок и при условии, что мы имеем достоверное знание об исчерпывающем перечне факторов, которые могли бы быть причиной тех или иных явлений и фактов. А такое явление, как повышение цен несколькими производителями одной и той же продукции, может иметь самые разнообразные причины. Ставить здесь жесткое условие — или повышение цен предопределено рынком, или оно было заранее спланировано, согласовано, и никак иначе — явно неправильно. И в обыденной жизни, и в экономике большое количество однородных действий совершается одновременно, но далеко не каждое из них обусловлено или условиями рынка, или предварительным согласованием. Как указал Федеральный арбитражный суд Центрального округа от 20 января 2003 г. № А09-6610/02-15 «Даже при доказанности синхронного поведения некоторых участников товарного рынка нельзя однозначно говорить о согласованности их действий и направленности последних на ограничение конкуренции. Параллельное поведение участников товарного рынка может быть обусловлено многими факторами, которые, наряду с одновременным изменением цен, необходимо детально проследить в динамике: изменение затрат продавцов, рост потребительского спроса, дефи цит, принадлежность к одной или различным компаниям, следование за „лидером" и т. п.». В нашей ситуации повышение цен ОАО «Северсталь» было обусловлено затратними факторами, а также снабженческо-ценовой политикой, в то время, как ОАО «ММК» вполне могло руководствоваться политикой следования за «лидером». Итог известен: Решение Комиссии МАП России от 14 января 2004 г. по делу № 1 06/175-03 о нарушении антимонопольного законодательства и Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, вынесенное на основании указанного Решения 14 января 2004 г. по тому же делу, признаны недействительными[179]. Решение это оставлено в силе постановлениями апелляционной и кассационной инстанций — Девятого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Московского округа, в которых, помимо прочего[180], было подчеркнуто и самое главное: «в материалы дела не представлены какие-либо доказательства согласованных действий ОАО „Север-сталь" и ОАО „ММК"; не имеется «ни одного доказательства того, что повышение цен привело к ограничению конкуренции на рынке»; наконец, «в судебном заседании представители антимонопольных органов также не смогли пояснить, каким образом действия ОАО „Северсталь" и ОАО „ММК" ограничили конкуренцию и чем были нарушены права потребителей». «Суд пришёл к выводу, что антимонопольный орган не доказал ни наличия согласованных дей ствий, ни то, что конкуренция на соответствующем рынке была ограничена в результате повышения цен в период с июля 2002 г. по март 2003 г.». Чиновниками ФАС обещалось и надзорное разбирательство по полной, что называется, программе[181], но обещания эти так ни во что и не вылились: судебная коллегия, изучив материалы истребованного дела, оснований для надзорного пересмотра состоявшихся по делу актов не нашла. Date: 2015-11-13; view: 240; Нарушение авторских прав |