Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откровение павла





Апокриф основан на тексте Второго Послания к Коринфянам (глава 12),который можно было истолковать таким образом, что апостол Павел сам побывална небесах при жизни. Памятник относится к концу IV в. по Р. X. Был очень популярен в средниевека. Греческих рукописей сохранилось мало, но имеется ряд восточных версий(сирийская, коптская и эфиопская), а также латинская версия ("ВидениеПавла"), которая считается лучшей. В описании мук ада автор следует Откровению Петра. Греческая, латинская и сирийская версии обрываются на речи пророкаИлии; коптская версия имеет длинное продолжение, вероятно, более позднегопроисхождения. Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.

M. В.

Откровение святого Апостола Павла: о том, что открылось ему, когдавзошел он до третьего неба и был восхищен в рай, и услышал слованеизреченные. {Ср. 2 Кор. 12:2-6.} (1) Жил один влиятельный человек в городе Тарсе, в доме святогоАпостола Павла, во времена благочестивого царя Феодосия и блистательногоГрациана. {Т. е. между 375-385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана вЗападной Римской империи; Феодосии правил Восточной Римской империей в373-395 гг.).} И явился ему ангел Господень, говорящий: "Разобрав основаниедома сего, возьми, что найдешь там". Он же принял это за наваждение. (2)Когда же ангел явился ему и на вторую, и на третью ночь, поневоле пошел тотвлиятельный человек, разобрал основание дома, и, раскопав землю, нашел ларецмраморный, заключавший Откровение сие. Взяв же, показал его тот человекправителю города. А правитель, увидев ларец, запечатанный свинцом, убоялся,как бы не оказалось в нем нечто иное, и отослал его царю Феодосию. Царь же,получив ларец, повелел переписать Откровение сие и доставить подлинноеписание в Иерусалим. Написано же в нем было вот что: (3) Было слово Господне, обращенное ко мне: Скажи народу сему: Доколебудете вы грешить, доколе будете прибавлять к грехам своим и гневить Бога,создавшего вас, говоря, что вы - чада Авраамовы, дела же творя сатанинские,пути свои направляя в дерзновении Божием, выставляя напоказ одно лишь имяЕго, нищие нищетою греха? Узнайте, сыновья человеческие, что все Творениепослушно Богу, и только греховная природа человека гневит Бога. (4) Ибо ужемного раз Солнце, великое светило, приходило к Богу, так говоря противлюдей: "Господь Бог Вседержитель, до каких пор будешь Ты выносить всепрегрешения людские? Вели мне, и дотла сожгу их". И был голос ему: "Долготерпения Моего хватит на все грехи их, лишь быпокаялись. Если же нет - придут ко Мне, и Сам Я буду судить их". (5) И многораз Луна, и звезды приходили к Господу, говоря: "Господь Бог Вседержитель,Ты дал нам власть над ночью, и мы не можем долее терпеть воровства, развратаи кровопролития, чинимых людьми. Вели нам, и мы нашлем на них чудищ". {Ср.Откр. Варуха 8 и прим.} И был голос им: "Долготерпения Моего хватит на них,лишь бы обратились. Если же не обратятся - придут ко Мне и Я буду судитьих". (6) Так и море возгласило, говоря: "Господь Бог Вседержитель,осквернили сыны человеческие святое имя Твое. Вели мне - и, поднявшись,скрою я землю и сотру с нее сынов человеческих". И был голос, говорящий:"Долготерпения Моего хватит на них, лишь бы покаялись. А если не покаются,пусть придут ко Мне, и Я буду судить их". (7) Смотрите, сыны человеческие:все творение послушно Богу, одна природа человеческая грешит пред лицемБожиим. Потому прославляйте Бога непрестанно, и более всего - на закатеСолнца. Ибо в этот час все ангелы приходят к Богу, чтобы поклониться Ему, иприводят дела человеческие - что сделал каждый с утра до вечера хорошего идурного. И один ангел идет, радуясь о человеке, и пребывает в веселии,другой же идет мрачный. Все ангелы в установленный час собираются дляпоклонения Богу, чтобы донести о делах людей за каждый день. {Весь этототрывок по 11 гл. имеет параллель в Откр. Варуха 12-16.} Вы же, люди,славьте Господа непрестанно. (8) И вот, когда в установленный час являютсяангелы благочестивых людей, радуясь и распевая, и предстают в преклоненииперед Господом, се, Дух Божий говорит им: "Откуда пришли вы в радости?" Ониже в ответ: "Мы здесь от благочестивых мужей - тех, что проводят жизнь своюво всяческом благочестии, в страхе пред именем Божиим. Повели, Господи,чтобы до конца пребывали они в праведности Твоей". И был голос им: "Хранил Яи сохраню их непорочными в Царствии Моем". (9) И когда поднялись эти сколен, пришли другие ангелы, радостные ликом, сияя словно Солнце. И се, былголос им: "Откуда пришли вы?" Они же сказали: "Мы здесь от тех, ктоотрешился от мира и всего, что есть в мире, ради святого имени Твоего; мы оттех, кто в пустынях, на горах, в пещерах и ущельях земных, {Ср. Евр. 11:38.}спя на земляных постелях и постясь, проводят жизнь свою. Повели нам быть сними". И был голос: "Идите с миром вместе с ними, храня их". (10) Еще неушли они, как уже, се, другие ангелы, плача и рыдая, пришли поклониться предлицом Божиим. И Дух вышел навстречу им, и был им голос: "Откуда пришли вы?"И в ответ сказали они: "Пришли мы от призывающих имя Твое, служащих жеприроде греха. {Буквально сказано "веществу (hyle) греха". Ср. употреблениеэтого слова Иак. 3:5.} Что пользы служить им?" И был голос: "Не переставайтеслужить им - может быть, они покаются. А если нет, то придут ко Мне - итогда сам Я буду судить их". Знайте, сыны человеческие, что все, делаемоевами каждый день, ангелы записывают на небесах, - вы же не переставайтепрославлять Бога. (11) И был я в Духе Святом, {Ср. Откр. 1:10.} и говорит мне ангел:"Теперь следуй за мной, и я покажу тебе место праведников - то, куда отходятони после кончины своей". И отправился я вместе с ангелом, и вознес он меняна небеса под самую твердь, и посмотрел я, и увидел власти великие истрашные, полные гнева; {Власти (exoysiai) - см. прим. 2 на с. 153 к Откр.Варуха. Здесь они находятся на подобающем им месте.} изо рта же их исходилопламя огненное, и были на них огненные одежды. И вопросил я ангела: "Ктосии?" И сказал он мне: "Сии суть те, кого пошлют к душам грешников вназначенное время, - ибо не веруют они ни в Суд, ни в воздаяние". (12) Ивозвел я очи к небу, и увидел ангелов, лица которых светились словно Солнце,и были они препоясаны золотыми поясами, и держали награды в руках своих, нанаградах же начертано было имя Господа, {Ср. 1 Кор. 9:24; также 3 Езд.9:39.} и были они исполнены всяческой кротости и милосердия. И вопросил яангела: "Кто сии?" И сказал он мне: "Сии суть те, кого пошлют в деньвоскресения за душами праведников, которые невозбранно проследуют коГосподу". (13) И сказал я ангелу: "Хочу увидеть, как исходят из мира душиправедников и грешников". И сказал мне ангел: "Посмотри на землю". Ипосмотрел я на землю, и увидел, как целый мир предо мною обратился в ничто.И сказал я ангелу: "И это - величие людское?" И сказал он мне: "Да, ибо такисчезает всякий неправедный". И взглянул я, и увидел облако огненное,простершееся надо всем миром, и сказал: "Что это, господин мой?" И сказалон: "Облако сие есть неправедность, смешанная с гибелью грешников". (14) Яже восплакал и сказал ангелу: "Хотел я увидеть исход и грешников, иправедников - каким путем {Буквально следовало бы перевести примерно так:"на что похож, какой вид имеет их исход из мира".} они оставляют мир". Иговорит мне ангел: "Павел, взгляни вниз и увидишь то, о чем просишь". Ивзглянул я, и увидел одного из сынов человеческих, лежащего при смерти. Иговорит мне ангел: "Этот человек - праведник". И се, все дела того человекабыли с ним в час нужды. И явились добрые ангелы, а вместе с ними - злые. Излые не обрели места в нем, добрые же взяли власть над душой праведника исказали ей: "Запомни тело, из которого ты изошла, ибо предстоит тебевернуться в него в день воскресения мертвых, когда получишь то, о чемвозвестил Бог праведникам". И добрые ангелы, принявшие душу праведника,приветствовали ее как давно знакомую. И отправилась она с ними, и вышел Духнавстречу им со словами: "Се, душа, войди в место воскресения, котороеуготовил Бог праведникам Своим". (15) И сказал мне ангел: "Взгляни вниз наземлю и посмотри на душу нечестивца, как покидает жилище свое та, чтогневила Бога, говоря: "Будем же есть и пить, ибо кто, сойдя в ад, поднялся,возвестив, что существуют Суд и воздаяние?"" И всмотрелся я, и увидел вседела того человека, какие он совершил, стоящими перед ним. И пришли ангелызлые и добрые. И добрые не нашли места успокоения в душе его, злые же обреливласть над ней, говоря: "Душа несчастная, вглядись в плоть свою, запомни,откуда изошла, ибо предстоит тебе вернуться в нее в день воскресениямертвых, чтобы получить достойное прегрешений твоих". (16) После того, какпокинула она жилище свое, ангел, который все время был с нею, забежалвперед, говоря: "Куда направилась ты, душа несчастная? Я тот, кто день заднем вел запись прегрешений твоих. Загубила ты время, отданное на покаяние -да устыдишься весьма!" Когда же прибыла она, {"Когда же прибыла она", т. е.на небо. О ее "прибытии" туда более подробно рассказывает сирийская версияапокрифа.} увидели ее все ангелы и воззвали к ней, в один голос говоря:"Горе тебе, душа несчастная! Какое оправдание пришла ты принести Богу?" Исказал ангел души той: "Восплачьте все над ней вместе со мною". И, подойдя,поклонился ангел тот Господу, со словами: "Господи, вот душа, пребывавшая возле всю жизнь свою, все время, отпущенное ей. Поступи с ней по суду Твоему".И был голос, говорящий душе той: "Где плод праведности твоей?" {Ср. Откр.Седраха 12 и прим.} Она же молчала и не могла дать ответа. И снова былголос: "Всякий, кто помиловал, сам помилован будет - тот же, кто непомиловал, помилован не будет. {Ср. Мф. 5:7.} Да предастся душа эта незнающему милости ангелу Темелуху, {Ангел Темелух упоминается в Откр. Петра26. Темелух (греч.) - "заботящийся".} и да ввергнут ее во тьму внешнюю, гдеплач и скрежет зубовный". {Ср. Откр. Ездры 1 и прим.} И был голос словно быиз тысячи уст, говорящий: "Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой". (17)И еще увидел я: се, другая душа влекома была ангелом, и плакала она, говоря:"Смилостивься надо мной, праведный Судия, избавь меня от руки ангела сего,ибо ужасен он и беспощаден". И был ей голос, говорящий: "Вовсе беспощаднабыла ты, оттого и предана теперь этому ангелу. Исповедуйся в грехах своих,какие совершила в мире". И сказала душа та: "Не грешила я, праведный Судия!"И сказал Господь душе той: "Истинно полагаешь, что, где бы ни была в мире,скрыта ты от людей. Но разве не известно тебе, что, когда умрет человек,вперед него спешат дела его, будь то добрые или злые?" Услышав эти слова,умолкла она. И услышал я, как говорил Судия: "Пусть подойдет ангел, держащийв руках рукописание грехов твоих". {О том, что на небе есть книги, в которыеведется запись человеческих грехов известно, например, из Откр. 10:2 и 9.Ср. также Завещ. Авраама 12: "правый ангел вел запись добродетелей, а левый- грехов" и далее.} И говорит Судия тому ангелу: "Тебе говорю Я, ангел:умолчи обо всем, содеянном человеком сим, говори лишь о том, что совершил онза последние пять лет до смерти своей. Клянусь тебе Собою, что в первый векжизни его преданы были забвению все прошлые грехи его". И сказал ангел вответ: "Господи, повели, чтобы явились души и стали рядом с ангеламисвоими". (18) И сей же час явились они и стали. И сказал Господь душе:"Признай души эти, и если в чем согрешила ты перед ними". Она же в ответсказала: "Господи, года не прошло с тех пор, как одну из них я убила, а сдругой вступила в сожительство. И это не все, но я же еще и обидела ее". Исказал Господь: "Разве не ведомо тебе, что обижающий кого-либо в мире послесмерти содержится под стражей, пока не придет обиженный - и тогда оба будутсудимы, и каждый получит по делам его?" И услышал я голос, говорящий: "Дабудет предана душа эта ангелу Тартаруху, {Ангел Тартарух упоминается в Откр.Петра XIII. Тартарух (греч.) - "хранитель Тартара".} и да содержится она подстражей до великого Судного Дня". И услышал Я голос словно бы из тысячи уст,говорящий: "Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой". (19) Говорит тут мне ангел: "Видел ты это все?" И ответил я: "Да,господин мой". И снова сказал он мне: "Се, следуй за мной, и я покажу тебеместо праведников". И последовал я за ним, и поставил он меня передгородскими воротами. И увидел я дверь златую, и два столба златых вперединее, и две плиты златые поверх нее, заполненных письменами. И сказал мнеангел: "Блажен всякий входящий через врата сии, потому не все войдут сюда,но только имущие простоту, непорочность и чистое сердце". И вопросил яангела: "Что за письмена начертаны на плитах сих?" И сказал он мне: "Тоимена праведников и служителей Божиих". {Завещ. Авраама 12.} И сказал я ему:"Так значит, имена их записаны на самом небе еще при жизни их?" Ангел жесказал мне: "Стараниями... {Место испорчено.} ангелов становятся известныБогу те, кто хорошо служит Ему". (20) И тотчас отворились врата, и вышелчеловек, убеленный сединами, навстречу нам. И сказал он мне: "Радуйся,Павел, возлюбленный Божий". И целовал он меня, весел лицом, со слезами. Исказал я ему: "Отче, о чем ты плачешь?" И сказал он: "Плачу, ибо многиеблага уготовил Бог людям, и не исполняют они воли Его, чтобы вкусить отних". И вопросил я ангела: "Господин мой, кто этот человек?" И сказал онмне: "Человек сей - Енох, свидетель Последнего Дня". {Согласно традиции, впоследние дни, предупреждая приход Христа, явятся Енох и Илия, праведники,взятые Богом на небо. См. Откр. 11:3-8; Откр. Петра II; Откр. Ездры 10.Иногда бывает назван один Илия (например, Мал. 4:5-6).} (21) И говорит мнеангел: "Берегись рассказывать обо всем, что я покажу тебе, кроме как с моегопозволения". И поставил он меня над рекой, исток которой был утвержден всводе небесном, сама же река омывала кругом всю землю, и говорит мне: "Рекасия есть Океан". {Ср. гл. 31 и Откр. Варуха 2 и прим.} И был там светвеликий. И сказал я: "Господин мой, что сие?" И сказал он мне: "Сие естьземля кротких. Или не знаешь, что написано: "блаженны кроткие, ибо онинаследуют землю"? {Мф. 5:5.} Так вот, души праведников в месте сем иохраняются". И сказал я ангелу: "А когда же они явят себя миру?" И сказал онмне: "Когда наступит день воскресения мертвых и воссядет Судия. Тогдаповелит Он и откроет землю сию, и она просияет, и явятся в ней святые, иутешатся благами, уготованными им от создания мира. (22) И были по берегуреки дерева посажены, осыпанные всевозможными плодами. И обратил я взор квосходу Солнца, и увидел там дерева весьма великие, осыпанные плодами. Земляже та была светлее серебра и золота, и были на пальмовых тех деревахвиноградные лозы, и тысячи гроздий, и тысячи побегов на каждой ветви. Исказал я архангелу: "Что сие, господин мой?" И говорит он мне: "Сие естьАхеронтово озеро, {Ср. гл. 31 и Откр. Петра XIV.} внутри же его - градБожий. {"Град Божий" - небесный Иерусалим (ср. гл. 29). Ср. Откр. 21:10-23.}Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих.Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, ибросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию всоседство к праведникам". Подивился я и вознес хвалу Богу за все, что видел.(23) И сказал мне ангел: "Следуй за мной, и я введу тебя в град Божий и всвет его". Свет же его был ярче, чем свет мира, {"Свет мира" - очевидно, тоже, что солнечный свет. Ср. Откр. 21:23.} и ярче, чем золото, и стеныокружали его. Длиною же и шириной был он в сто стадиев. {Стадий - мерадлины, равная 177,6 м.} И увидел я двенадцать врат, богато украшенных,ведущих в город, и четыре реки окружали его, текшие медом, молоком, маслом ивином. {"Двенадцать врат" - ср. Откр. 21:12 и 21; "четыре реки" - КнигиСивилл II, 315-318: "Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком/Пламени и поведут их к свету и жизни беспечной/ Тем нетленным путем, чтоБогом проложен великим,/ Где три источника бьют - медовый, винный имлечный".} И сказал я ангелу: "Господин мой, что это за реки?" И сказал онмне: "Сами праведники, пребывая в мире, не пользовались этим, но умалилисьво славу Божию. Здесь же получают они тысячекратно". (24) Входя в город, увидел я дерева весьма высокие, росшие передгородскими воротами и не имевшие плодов. Под ними же - людей немногих,которые плакали громко, и склонялись вместе с ними дерева. {Здесьединственное число (в оригинале сказано "дерево") заменено на множественноедля согласования с предыдущим и последующим.} При виде же их заплакал я, ивопросил ангела: "Сии суть те, кому не дозволено войти в город?" И сказал онмне: "Да; тщеславие - вот корень всех зол". {Ср. Флп. 2:3. "Корень всех зол"- 1 Тим. 6:10.} И сказал я: "Для чего же и дерева те так умалились?" И вответ сказал мне ангел: "Потому нет на них плодов, что не отступили от своейнадменности". И вопросил я ангела: "Господин мой, ради какой милостипоставлены они перед городскими воротами?" И в ответ сказал он мне: "Радимногой благости Божией, ибо с этого места Христос должен вступить в град,чтобы те, кто будет с Ним, смогли просить за них и разделить их горе". (25)Я же отправился дальше, предводительствуемый на пути своем ангелом, ипоставил он меня над рекой. И увидел я тогда всех пророков, и, подойдя,приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий". Я жесказал ангелу: "Господин мой, кто сии?" И сказал он мне: "Сии суть всепророки, а песнопения эти - от всех пророчеств. И всякий, кто опечалил душусвою, не исполнив желания ее во имя Бога, входя, проходит здесь, и пророкиприветствуют его". (26) И увлек меня ангел в южную часть града, где течетрека молочная. И увидел я там всех младенцев, кого убил царь Ирод за имяГосподне. (27) И снова ангел отнес меня в восточную часть града, и увидел ятам Авраама, Исаака и Иакова. И вопросил я ангела: "Господин мой, что естьместо сие?" И сказал он мне: "Всякий, кто гостеприимен к людям, покидая мир,приходит сюда, и встречают его здесь как друга Божия за гостеприимство его".{Ср. Иак. 2:23 - об Аврааме. То же в Завещ. Авраама passim.} (28) И сноваотнес меня ангел в другое место, и увидел я там реку, текущую маслом, всеверной части града, и увидел там людей, поющих и радующихся. И вопросил я:"Кто сии, господин мой?" И сказал он мне: "Сии суть посвятившие себя Богу,они радуются, ибо допущены в град сей". (29) И взглянул я, и увидел посредиграда жертвенник великий и весьма высокий. И был человек, стоявший рядом сжертвенником, чье лицо сияло, словно Солнце. И держал в руках тот человекПсалтирь и гусли, и пел сладкозвучно аллилуйю, и голос его наполнял весьград. И все единодушно вторили ему, так что сотрясался град от крика их. Ивопросил я ангела: "Кто сей человек, поющий сладкозвучно, которому вторятвсе?" И сказал он мне: "Человек сей - пророк Давид, град же - небесныйИерусалим. И вот, когда придет Христос во второе пришествие Его, сам Давидвыйдет в сопровождении всех святых. Ибо подобно тому, как есть на небесах,так происходит и на земле: не должно без Давида {Т. е. без псалмов.}возносить жертву во время каждения драгоценного тела и крови Христовой, {Ср.Лк. 1:9-11.} но непременно нужно, чтобы пелась Давидова аллилуйя". (30) Ивопросил я ангела: "Господин мой, как следует толковать слово "аллилуйя"?" -"На еврейском языке "аллилуйя" означает "тевель маримата" - хвала Богу,Основателю всего: "восхвалим Его за это". {"Аллилуйя" действительно означаетхвалу Богу. Что касается соответствия этому слову в еврейском, должно быть,имеется в виду поздний язык евреев - арамейский. Так или иначе, сказанноепредстает в сильно искаженном виде.} Потому всякий, поющий аллилуйю,возносит Богу хвалу". (31) После того, как сказаны были эти слова, вынес меня ангел запределы града, Ахеронтова озера и земли благодатной, и поставил над рекойОкеаном, держащим на себе твердь небесную, и сказал он мне: "Знаешь, куда янаправляюсь?" И сказал я: "Нет, господин мой". И сказал он мне: "Следуй замной, и я покажу тебе, где души нечестивцев и грешников". И отнес он менятуда, где заходит Солнце, и где начало неба было утверждено в водах рекиОкеана. И увидел я то, что по другую сторону реки, и не было там света, номрак, печаль и стон. И увидел я реку, всю в водоворотах, и многое множествомужчин и женщин, ввергнутых в нее одни до колен, другие до пупа, многие жепо самое темя. {Ср. Оттер. Богородицы 5 и 23. Казнь прелюбодеев - ср. такжеОткр. Петра 24 и Откр. Богородицы 6.} И вопросил я: "Кто сии?" И сказал онмне: "Это люди, которые в разврате и прелюбодеяниях прожив свою жизнь,умерли без покаяния". (32) И увидел я на юго-запад от этой реки еще однуреку - там, где впадала в нее огненная река. И была в ней толпа из многихдуш. И вопросил я ангела: "Кто сии, господин мой?" И сказал он мне: "Сиисуть воры, хулители и клеветники, которые не полагались на Бога как назаступника своего, а понадеялись на тщету богатства своего". И сказал я ему:"Насколько глубока река эта?" И сказал он мне: "Меры не имеет глубина ее, ноона безмерна". (33) И стал я сетовать, и восплакал о природе человеческой. Исказал мне ангел: "О чем ты плачешь? Не милосерднее ли ты Бога? {Ср.,например, 3 Езд. 5:33.} Ибо Бог, сожалея о людях в святости Своей, ждет ихобращения и покаяния. Те же, соблазняемые собственным вожделением, приходятсюда и терпят вечное наказание". (34) И посмотрел я на реку огненную, иувидел человека преклонных лет, кого силою влекли двое, и кого они опустилив реку по колено. И ангел Темелух, подойдя к ним, держал в руке железо, имизвлекая внутренности того старика через рот его. И вопросил я ангела:"Господин мой, кто сей человек, подвергаемый такому наказанию?" И сказал онмне: "Старик, которого ты видишь, был пресвитером, {Главы 34-36 (казнисвященнослужителей) - ср. Откр. Богородицы 15-16. Пресвитерами вевангельские и апостольские времена иногда назывались священники -пресвитеры (Деян. 14:23), епископы, сами апостолы (1 Пет. 5:1; 3 Ин. 1:1) -без строгого различия. Позднее это наименование закрепилось за лицами второйстепени церковной иерархии, получавшими власть через рукоположение отепископов.} и когда он ел и пил, тогда же и служил Богу". (35) И увидел ятам другого старца, поспешно несомого четырьмя ангелами. И ввергли они его вреку огненную по пояс, и жестоко жгли его молнии. И сказал я ангелу: "Ктоэтот человек, господин мой?" И сказал он мне: "Тот, кого видишь ты, былепископом, но имя это не пристало ему. В благости Божией не ходил он, судомправедным не судил, над вдовой и сиротой не смилостивился, не был ни добр,ни гостеприимен. Ныне же воздано ему по делам его". {Ср. 1 Тим. 3:1-7.} (36)И взглянул я, и увидел посреди реки другого человека, опущенного в нее допупа; руки же его были все в крови, и черви выползали наружу через рот его.И вопросил я ангела: "Кто этот человек, господин мой?" И сказал он мне:"Тот, кого видишь ты, был диаконом {Диакон - низшая степень священства (отгреч. diaconeo - "служить", "прислуживать"). О том, какие качества должныотличать диакона, см. 1 Тим. 3:8-13.} - таким, что ел, и пил, и служилБогу". (37) И увидел я в другом месте: была здесь стена медная, охваченнаяогнем, и внутри нее мужи и жены, пожиравшие языки свои, терпевшие жестокоенаказание. И вопросил я ангела: "Кто они, господин мой?" И сказал он мне:"Сии суть те, которые оговаривают перед церковью ближних своих, а сами неприслушиваются к Слову Божию". {Ср. Откр. Богородицы 17.} (38) И взглянул я,и увидел яму, залитую кровью. И сказал: "Что это за яма?" И сказал он мне:"Сие есть место, куда ввергнуты убийцы {Казнь убийц - см. Откр. Петра 25.} иобманщики, блудники и прелюбодеи, мучители вдов и сирот". (39) И увидел я вдругом месте ясен, одетых в черное и гонимых туда, где мрак. И вопросил я:"Кто сии, господин мой?" И сказал он мне: "Жены сии - те, что не слушалисьродителей своих, но до брака запятнали девство свое". {Казнь потерявшихдевство - ср. Откр. Петра XI.} (40) И видел я жен, одетых в белые одежды,слепых, насаженных на вертела огненные, и ангел, не знающий пощады, бичевалих, говоря: "Теперь узнали, где пребываете, - когда же читали о том вПисании, то не верили". И сказал мне ангел: "Жены сии погубили себя, авместе с собой и младенцев своих. И се, пришли младенцы, вопия: "Взыщи занас с матерей наших!" И были они преданы ангелу, чтобы отнес он их впросторное место, родительниц же их - в вечный огонь". {Казнь преступныхматерей - ср. Откр. Петра 26.} (41) И отнес меня ангел прочь от тех казней, и поставил над кладезем,запечатанным семью печатями. И сказал ангел, бывший со мной, ангелу,приставленному ко кладезю в месте том: "Открой кладезь, дабы увидел Павел,возлюбленный Божий, ибо дана ему власть смотреть на казни". И сказал мнеангел того места: "Стань поодаль, пока я открою печати". И когда открыл онкладезь, изошло оттуда зловоние, какого нельзя было вынести. И,приблизившись к месту тому, увидел я, что заполнен кладезь тот мраком итьмой, и очень тесен. И сказал мне ангел, бывший со мной: "От места, гденаходится кладезь сей, который ты видишь, отвратилась слава Божия, и ни одиниз ангелов не взирает на людей тех. Все, кто не признал в святой МарииБогородицу и говорил, что не воплотился от Нее Господь в человеке, {Ср.Откр. Богородицы 4.} что хлеб причастия и чаша благословения - не плоть Егои кровь, ввергнуты в кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангелне взирает на них". (42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный,мужей многих и жен, мучимых там. И сказал я ангелу: "Кто сии, господин мой?"И сказал он мне: "Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых,и никогда не будет к ним снисхождения". (43) Услышав это, восплакал я горько. И воззрев на твердь, увидел, какразверзлись небеса, и архангел Гавриил сошел вниз с войском ангелов, исделали они смотр всем казням. И при виде их все приговоренные к наказаниювозопили громко в один голос: "Смилостивься над нами, Гавриил, предстоящийпред Богом! {Лк. 1:19; ср. Завещ. Авраама 4 и прим.} Ибо слышали мы, чтоесть суд, и вот, сами узнали его". И в ответ сказал архангел Гавриил: "ЖивГосподь, пред Коим я предстою! Денно и нощно, без устали исполняю япосольство для рода человеческого, но не содеяли они и малости благой в этойжизни, а суетно загубили отпущенное им время. Ныне же и я восплачу свозлюбленным Павлом: сжалится, быть может, благой Господь и дарует вамуспокоение". Ответствовали они ему в один голос: "Смилостивься над нами,Господин наш!" И пали пред лицем Божиим, и умоляли, говоря: "Смилостивься,Господь, над сынами человеческими, которых создал Ты по образу Своему!" (44)И сотряслось небо как лист, {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 17.} и увидел ядвадцать четыре старца, лежащих ниц, и увидел жертвенник, престол и завесу,{"Двадцать четыре старца" - см. Откр. 4:4; "жертвенник, престол и завеса" -ср. Исх. 40:3-6; Евр. 9:2-3.} и все взывало к славе Божией. И увидел я СынаБожьего, со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когдараздался глас трубный, возопили все казнимые, говоря: "Смилостивься наднами, Сын Божий, ибо Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!" И был голос,говорящий: "Какое благое дело сделали вы, что просите об успокоении? Твориливы, что хотели, и не покаялись, но в распутстве загубили жизнь вашу. Ныне жеради Гавриила, ангела правды Моей, и ради Павла, возлюбленного Моего, даруювам для успокоения ночь и день святого Воскресения, в который восстал Я измертвых". И возопили все казнимые, говоря: "Благословляем Тебя, Сын БогаЖивого: то успокоение милее нам жизни, что мы прожили, подвизаясь в мире ".{Глава 44 - ср. Откр. Богородицы 29.} (45) И после того говорит мне ангел: "Вот, увидел ты все казни. Атеперь следуй за мной, и отнесу я тебя в Рай, и развлечешь ты душу своюлицезрением праведников, ибо многие хотят приветствовать тебя". И взял онменя, не успел я вздохнуть, и перенес меня в Рай. И говорит он мне: "Сиеесть Рай, где согрешили Адам и Ева". И увидел я древо весьма великое,цветущее, на коем почил Дух Святой. И от корня его истекала влагаблаговонная, расходившаяся по четырем руслам. И сказал я ангелу: "Господинмой, что сие за древо, от которого истекает столь великое множество влаги, икуда текут воды сии?" И в ответ сказал он мне: "Прежде, чем возникли небо иземля, поделил Господь воды сии между четырьмя началами и главенствами, коимимена Фисон, Геон, Тигр и Евфрат". {Быт. 10:14.} И снова взяв мою руку,подвел он меня ближе к Древу Познания Добра и Зла. И говорит мне: "Сие естьдрево, из-за которого смерть вошла в мир, и от плода которого Адам взял изрук жены своей и ел. {Быт. 3:6.} Ныне же изгнаны они отсюда". И вслед за темпоказал он Древо Жизни, {Ср. Откр. Ездры 3; Откр. Седраха 5.} и сказал мне:"Его стерегут Херувимы и пламенеющий меч". (46) Когда же я осматривал древои дивился, увидел я жену, идущую издалека, и множество ангелов,славословящих ее. И вопросил я ангела: "Кто она, Господин мой, грядущая встолькой красе и славе?" И говорит мне ангел: "Жена сия есть святая Мария,мать Господа". Подойдя же, приветствовала она меня, говоря: "Радуйся, Павел,возлюбленный Божий, Ангельский и человеческий! Ты возвестил в мире словоБожие, учредил церкви, и свидетельствуют о тебе все спасшиеся через тебя -ибо, избавившись от идольского соблазна учением твоим, приходят они сюда". (47) Еще говорили они со мной, как, воззрев на небо, увидел я трехдругих мужей, идущих к нам. И вопросил я ангела: "Кто сии, господин мой?" Исказал он мне: "Сии суть Авраам, Исаак и Иаков, праотцы праведные". {Ср.окончание Завещ. Авраама (гл. 20): "Вознесите ныне друга моего Авраама вРай, где пребывают шатры праведников моих и где обители святых моих Исаака иИакова в лоне его, и нет там страданий, печали и стонов, но мир, веселье ижизнь бесконечная". Ср. также Откр. Петра 14.} И подойдя, приветствовали онименя со словами: "Радуйся Павел, возлюбленный Божий! Бог не огорчил нас:знаем, что ты во плоти и еще не оставил мир". И по порядку сказали они мнеимена свои от Авраама до Манассии. {Авраам, Исаак, Иаков, двенадцать сыновейИакова и два сына Иосифа. Здесь названы старший и младший. Манассия -первенец Иосифа и Асенефы (Быт. 46:20), однако из двух сыновей Иосифа Иаков"поставил Ефрема выше Манассии" (Быт. 48:20).} И говорит мне один из них,Иосиф, проданный в Египет: "Послушай меня, Павел, друг Божий: {Ср. Иак. 2,23.} не воздал я братьям моим, проклявшим меня, ибо блажен могущийпротивиться искушению - воздаст ему Господь в грядущем веке всемеро мздуего". (48) И еще говорил он со мной, как увидел я другого человека, идущегоиздалека, и видом своим был он подобен ангелу. И вопросил я ангела, говоря:"Господин мой, кто человек сей?" И сказал он мне: "Человек сей есть Моисейзаконодатель, им же Бог вывел сынов Израилевых из Египетского рабства".Подойдя лее, приветствовал он меня с плачем. И сказал я ему: "Отче, чтоплачешь ты, кроткий и праведный?" И в ответ сказал он: "Восплакать нужно мнео каждом человеке, ибо тяжкий труд положил я на народ неразумный, и непринесли они плода. И вижу я, что овцы, которых пас я, рассеяны, а тяжкийтруд, который превозмог я ради сынов Израилевых, обращен в ничто. Силы иполчища увидел я среди них, они же не разумели; и вижу язычников,поклоняющихся и уверовавших через слово твое, обратившихся и приходящихсюда, из народа же моего, столь многочисленного, ни один не уразумел. Ибокогда повесили Иудеи Сына Божьего на кресте, все ангелы и архангелы, всеправедники и творение всякое из числа небесных, земных и подземныхвосплакали и возрыдали великим плачем, нечестивые же и неразумные Иудеи неуразумели - оттого и уготован им огонь вечный и червь неусыпный". {Ср. Мф.11:17.} (49) Еще говорил он эти слова, как пришли трое других и приветствовалименя, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий, церквей хвала, ангеловкраса!" И вопросил я: "Кто вы?" И сказал первый: "Я - Исайя, тот, когоперепилил царь Манассия деревянной пилой". {Манассия - царь Иудейский, сын ипреемник Езекии (4 Цар. 20:21). Согласно преданию, по его приказу былперепилен деревянной пилой пророк Исайя.} И сказал второй: "Я - Иеремия,тот, кого побили Иудеи камнями, {О мученическом конце Иеремии в Писанииничего не сказано. Существовало предание, что он был побит камнями в городеТафнисе.} сами же навеки остались гореть в огне". И сказал третий: "Я -Иезекииль, тот, кого сожгли христоубийцы. Все эти муки претерпели мы, но несмогли обратить каменные сердца Иудеев". {Ко всей главе 49 ср. Евр. 11:37.}И пал я на лице свое, взывая к благости Божией, ибо милостив Он был ко мне,избавив от рода Еврейского. И был голос, говорящий: "Блажен ты, Павел,возлюбленный Божий, блаженны и уверовавшие через тебя в имя Господа нашегоИисуса Христа, ибо им уготована жизнь вечная". (50) Еще говорил тот голос, как пришел другой человек, возглашая:"Блажен ты, Павел!" И вопросил я ангела: "Кто он, господин мой?" И сказал онмне: "Человек сей - Ной, живший во времена потопа". Когда же приветствовалимы друг друга, спросил я его: "Кто ты?" И сказал он мне: "Я - Ной, ста летотроду построивший ковчег; и не снимал я хитона, который носил, и не стригволос, но, упражняясь в воздержании, не приближался к жене своей, и вот, кста годам хитон мой не порвался, и волос головы не поредел, и не перестал япроповедывать людям: "Покайтесь, ибо, се, грядет потоп". И никто не внял, новсе смеялись надо мною, не стыдясь беззаконий своих, пока не пришли воды ине погубили всех". {Быт. 6-7; ср. Книги Сивилл I, 125-209.} (51) И, оглянувшись, увидел я вдалеке еще двоих. И вопросил ангела:"Кто они, господин мой?" И сказал он мне: "Люди сии - Енох и Илия". Иподойдя, приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленныйБожий!" И сказал я: "Кто вы?" В ответ же Илия пророк сказал мне: "Я - Илияпророк, вознесший молитву к Богу, и сделал Он так, что три года и шестьмесяцев не сходил дождь на землю за нечестие сынов человеческих. {Ср. 3 Цар.17-18.} Часто тогда ангелы взывали к Богу, прося дождя. И услышал я [каксказал Он им]: "Будьте долготерпеливы до тех пор, пока возлюбленный мой Илияне вознесет молитву, и Я ниспошлю дождь на землю..."... {Обрыв текста. Набеседе Павла с Илией заканчиваются почти все известные рукописи.}

Date: 2015-11-13; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию