Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откровение петра





Этот один из самых ранних христианских апокрифов был создан в начале IIв. и долгое время - до того, как сформировался канон Нового Завета -признавался многими верующими подлинным произведением Апостола Петра. КанонМуратори (конец II в.) признает его наравне с Откровением Иоанна, правда, соговоркой, что этот текст "некоторые из наших не хотят читать в церкви". В"Истории Церкви" Евсевия Кесарийского (III, 25), написанной в первойполовине IV в., Откровение Петра уже отнесено к подложным писаниям. Во всяком случае, апокриф пользовался широкой известностью у ранниххристиан. Однако впоследствии текст его был утрачен и только в конце XIX в. в Египте обнаружили фрагмент "Откровения" на языке оригинала -греческом. В начале XX в. был найден и опубликован полный текст апокрифа на эфиопскомязыке. Editio princeps (полный текст) в издании: S.Grebaut. Revue de 1'Orient Chretien, 1910. Перевод выполнен по изданию: E.Hennecke. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Ubersetzung. Bd.2. Tubingen, 1964. В той части памятника, которая сохранилась на обоих языках, имеютсядовольно существенные различия, и в предлагаемом переводе предпочтениеотдано греческому тексту, но кое-что дополнено по эфиопской версии. Тачасть, которая сохранилась только на эфиопском, и дополнения помещены вквадратные скобки. Полный русский перевод "Откровения Петра" публикуется впервые. Чтокасается греческой части апокрифа, то она была уже переведена на русский А.Б. Рановичем и опубликована в его книге "Первоисточники по истории раннегохристианства" (М., 1933).

В. В.

[I. И когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему те, ктобыли с Ним, и молили Его, и просили Его, говоря: Возвести нам, каковыпризнаки Твоего пришествия и кончины мира, дабы знали мы и заметили времяТвоего пришествия и научили грядущих за нами, которым мы проповедуем словоТвоего благовестил и которых вводим в Твою Церковь, дабы они, когда услышат,обратили внимание и заметили время Твоего пришествия. {Мф. 24:3.} И Господьнаш отвечал нам, говоря: Берегитесь, чтобы не прельстили вас, {Мф. 24:5.} ичтобы не усомнились вы и не стали служить иным богам. Многие придут подименем Моим, говоря: Я Христос. {Мф. 24:4.} Не верьте им и не сближайтесь сними. {Ср. Лк. 17:23; Мф. 24:26.} Ибо пришествие Сына Божия не явитсяприметным образом, но как молния, сияющая от востока до запада, {Лк. 17:20;Мф. 24:27.} так Я приду на облаке небесном с великим воинством во славеМоей. {Мк. 13:26.} Крест Мой будет идти пред лицем Моим, и так приду Я вославе Моей. В семь раз ярче солнца буду сиять Я, и так приду Я во славе Моейс Моими святыми, с Моими ангелами, когда возложит Отец Мой венец на главуМою, дабы судил Я живых и мертвых, {1 Пет. 4:5.} и воздам каждому по деламего. {Мф. 16:27.} II. Вы же возьмите подобие от смоковницы: когда появятся у нее листья ивсе ветви ее станут мягкими, наступит конец мира. {Ср. Мк. 13:28-29.} И я,Петр, отвечал Ему и сказал: Объясни мне о смоковнице, и как узнаем мы это,ибо все свои дни дает листья смоковница, и каждый год приносит она плод свойхозяевам своим. Что же значит подобие о смоковнице? Мы не знаем этого. - Иотвечал мне Учитель и сказал мне: Ты не понимаешь, что смоковница есть домИзраилев? Человек насадил смоковницу в саду своем, она же не приносилаплода. И он искал плодов ее долгие годы. И не обретя их, сказал он сторожусада: "Вырви эту смоковницу, дабы не делала она нашу землю неплодородной!" Исказал садовник Богу: "Мы, слуги, очистим ее от сорной травы, и окопаемземлю возле нее, и польем ее водой. Если же и тогда не принесет она плода,тотчас удалим ее корни из сада и посадим другую на ее место". Не понял ты,что смоковница есть дом Израилев? Истинно говорю тебе, когда в конце ветвиее станут мягкими, придут лжехристы {Мк. 13:22.} и возбудят надежду, говоря:"Я Христос, {Мф. 24:5.} уже являвшийся в мир". И когда увидят они, что злыдела их, {То есть дела лжехристов.} отвернутся от них и прославят того,которому возносили хвалу наши отцы, распявшие первого Христа и тяжко темсогрешившие. {Вероятно, текст испорчен.} Но этот лживый не есть Христос. Икогда станут они его проклинать, будет он убивать мечами, и будет множествомучеников. Тогда станут ветви смоковницы, сиречь дома Израилева, мягкими, номногие станут от руки его мучениками, они умрут и станут мучениками. Енох иИлия будут посланы, чтобы научить их, что это обольститель, который придет вмир и должен дать знамения и чудеса, чтобы прельстить. {Мк. 13:22.} И потомустанут те, кто умер от руки его, мучениками и причислены будут к добрым иправедным мученикам, угодившим Богу в жизни своей. III. И явил Он мне в деснице Своей души всех людей и на правой ладониСвоей образ того, что должно свершиться в последний день: то, как будутразделены праведники и грешники, и каковы будут праведные сердцем, {Текстнесколько испорчен.} и как будут злодеи истреблены на все века. Мы видели,как плакали грешники в великой скорби и печали, пока не заплакали все, ктовидел их своими глазами, - будь то праведники, ангелы или Он Сам. Я жевопросил Его и сказал Ему: Господи, позволь мне сказать об этих грешникахслово Твое: "Лучше было бы им не родиться". {Мф. 26:24.} И отвечал мнеСпаситель и сказал мне: О Петр, отчего ты говоришь так - "лучше было бы имне родиться"? С Богом споришь ты. Не можешь ты жалеть подобие Его более, чемОн. {Ср. 3 Езд. 4:34.} Ибо Он создал их и привел туда, где не было ихпрежде. Оттого огорчилось сердце твое, что видел ты скорбь, которая поразитгрешников в последние дни, но Я покажу тебе дела их, коими согрешили онипротив Всевышнего. IV. Посмотри теперь, что поразит их в последние дни, когда придет деньБога. И будут в день суда Божия все люди собраны от востока до заката предОтцом Моим, вечно живым, и Он повелит аду, чтобы отверз он свои стальныезасовы и отдал все, что есть в нем. {Откр. 20:13.} И диким зверям и птицамповелит Он, чтобы отдали они все мясо, которое съели, ибо пожелает Он, чтобывновь стали видимы люди. Ибо для Бога ничто не умирает, и ничто не бываетневозможно для Него, ибо все Его. И все будет в день суда по слову Божию, ивсе происходит, как Он сотворил мир и все, что в нем, - повелел Он и всестало - так же будет и в последние дни, ибо для Бога все возможно, и такговорит он в Писании: "Сын человеческий, изреки пророчество о разделенныхкостях и скажи костям: кости к костям в члены, мышцы, жилы, плоть и кожу иволосы на ней". {Иез. 37:4 слл.} И душу и дух даст им великий Уриил повелению Бога. {Ср. Книги Сивилл II, 227-231.} Ибо Господь призвал его дляслужения в день суда при воскресении мертвых. Смотрите и вспомните осеменах, посеянных в землю. Сухими и бездушными сеют их в землю. Ипрорастают они, приносят плод, и землю возвращает их как доверенный залог. Ито, что умирает, что сеется в землю как семя, оживает и возвращается кжизни, - это человек. Насколько же больше воскресит Бог из тех, кто верит вНего и кто избраны Им, ради которых создал Он землю, в день суда, и всевернет земля в день суда, ибо она будет также судима в тот день, и небо снею. {Это место цитирует Макарий Великий (Ответы, IV, 6).} V. И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех:огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собоювесь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и все на земле будет гореть, иморе станет огнем, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, нохлынет к суду гнева. {Ср. Ис. 34:4; 2 Пет. 3:10. На это место такжессылается Макарий Великий (Ответы, IV, 7).} И звезды расточатся от пламениогненного, словно бы и не были они сотворены, и тверди небесные прейдут отнедостатка воды и станут как несотворенные. И будут молнии на небе, иколдовство их испугает мир. {Возможно, текст испорчен.} И дух трупный будетим подобен и станет по велению Бога пламенем. И когда все творениеуничтожится, побегут люди, что на востоке, на запад, а те, что на западе, -на восток; а те, кто на юге, побегут на север, те же, кто на севере, - наюг, и повсюду встретит их гнев ужасного огня. И погонит их пламя неугасимое,и принесет их к суду гнева ручьем неугасимого пламени, что течет иодновременно огонь в том ручье пылает; и оттого, что разойдутся в кипенииволны его, великий скрежет зубов будет у сынов человеческих. {Мф. 8:12 идр.} VI. И узрят все, как Я сойду на вечно сияющем облаке и ангелы Божий,кои воссядут со Мною на престоле славы Моей одесную Отца Моего небесного.{Мф. 16, 27; Лк. 9:26 и др.} И наденет Он венец на Мою главу. И когда узрятэто народы, восплачут они, каждый народ в отдельности. И повелит Он им, дабыпошли они в огненный ручей, {Ср. Дан, 7:9 сл.} а дела каждого предстанутперед ними. И воздастся каждому по делам его. {Пс. 61:13; Мф. 16:27.} Что доизбранных, делавших добро, придут они ко мне и не узрят огня, пожирающегосмерть. {Неясное место.} Но злодеи, грешники и лицемеры будут стоять вглубинах не исчезающей тьмы, и кара их - огонь, и ангелы принесут их грехи,и приготовят им место, где будут их казнить вечно, каждого по прегрешениюего. Ангел Божий Уриил принесет души тех грешников, что погибли в потопе, ивсех, что жили во всех идолах, во всяком изваянии и всех изображениях тех,кого называли богами, на всех холмах, и на камнях, и у дорог. {Не вполнеясное место, перевод предположительный.} И вместе с жилищами своими сгорятони в огне вечном. И когда погибнут они с жилищами своими, будет над нимисуд вечный.] {Здесь, очевидно, есть какой-то пропуск.} 21. Но я увидел и другое место, напротив этого, совершенно мрачное. Ибыло то место казни, и те, кого казнили там, и ангелы казнящие носилимрачные одежды, будучи одеты соответственно воздуху в этом месте. 22. И некоторые были там подвешены за язык. Это были те, которыепредали поруганию путь праведности, и под ними был огонь, который пылал имучил их. 23. И было там большое озеро, наполненное горящим илом, в которомстояли некоторые люди, отвернувшиеся от праведности, и ангелы мучили их. 24. Но были там и иные: женщины, повешенные за волосы над этим кипящимилом. Это были те, которые наряжались для прелюбодеяния. А те мужи, которыесошлись с ними и запятнали себя прелюбодеянием, были подвешены за ноги, иголовы их были в иле, и громким голосом кричали они: "Не думали мы, чтопопадем в это место". 25. И видел я убийц и их сообщников, брошенных в ущелье, полноеядовитых червей, и мучимые ими, извивались они сами в муках. Черви жеобрушивались на них словно темные тучи. А души убитых стояли рядом, взиралина казнь тех убийц и говорили: "О Боже, праведен суд Твой!" {Откр. 16:7;19:2.} 26. Вблизи этого места увидел я другое ущелье, в который сбегали гной инечистоты мучимых, и становились они там озером. И сидели там женщины,которым гной доходил до шеи, и сидело напротив них множество детей,родившихся до срока, и плакали они. И исходило от них пламя огненное ипоражало женщин в глаза. {Это место цитирует Климент Александрийский(Избранные места, 41).} Это были те, которые зачали детей вне брака иизгнали их из чрева. [Другие мужи и женщины стоят выше их. И дети их стоятздесь напротив них в месте восторга. И они вздыхают и вопиют к Богу ородителях своих: "Это те, которые оставили и прокляли и преступили заповедиТвои. И убивали они нас и проклинали ангела, создавшего нас, и вешали нас. Иотняли они у нас свет, который Ты дал всем". И молоко их матерей течет изгрудей их и свертывается и дурно пахнет, и выходят оттуда звери, пожирающиеплоть, и выходят они, обращаются и мучат их вечно с их мужами, ибо оставилиони заповедь Божию и убивали своих детей. Дети же их будут отданы ангелуТемелуху. {Это место цитирует Климент Александрийский (Избранные места,48-49). Темелух - по Откр. Павла 16 - злой ангел.} И тех, которые убили их,будут вечно мучить, ибо того хочет Бог.] 27. А другие мужи и женщины стояли[по воле ангела гнева Эсраила] до середины своего тела в пламени, и былибросаемы в мрачное место и бичуемы злыми духами, и внутренности ихпожирались червями неусыпными. То были те, которые преследовали праведных ипредавали их. 28. И были рядом с ними иные мужи и женщины, которые кусалисвои губы, и мучили их и огненным железом сжигали им глаза. Это были те, ктохулили и предавали поруганию путь праведности. 29. А напротив этих былиснова иные мужи и женщины, которые откусывали языки свои и имели пламеньогненный в устах своих. Это были ложные свидетели. 30. А в другом месте былипылающие кремни, острее мечей и всяких копий; и мужи и женщины, одетые вгрязные лохмотья, катались по ним в муках. Это были те, кто были богаты иполагались на богатство свое и не жалели сирот и вдов, но презирали заповедьБожию. 31. В ином великом озере, полном гноя и крови и вскипающего ила, стоялимужи и женщины до колен. Это были те, кто давали деньги в рост и требовалипроценты за проценты. 32. Другие мужи и женщины, которых сбрасывали с высокого обрыва, падаливниз, после чего мучители их вновь заставляли их подниматься наверх, а затемвновь сбрасывали их вниз, и не было им отдохновения от этой муки. Это былите, которые осквернили тела свои, отдаваясь как женщины. А женщины среди нихбыли те, которые вступали друг с другом в связь как мужи с женщинами. 33. Ибыло у обрыва того место, наполненное [ангелом Эсраилом] пламенемсильнейшим. И стояли там мужи, которые руками своими творили идолов вместоБога. И были там иные мужи и женщины, державшие пылающие розги и бившие имидруг друга, и не было им никогда отдохновения от этой муки. 34. А рядом сними были еще иные мужи и женщины, которых жарили и пекли на вертелах. Этобыли покинувшие путь Божий. [XI. И было другое место весьма возвышенное... {Опущено нескольконеясных слов.} мужи и женщины, совершившие преступление, катятся там вниз, вужасное место. И, упав в бушующее пламя, поднимаются они вверх и вновьпадают вниз, и так повторяется все время. Такая казнь им навек. Это те,которые не почитали отца и мать и отреклись от них по своей воле. За то имнаказание вечное. Затем приводит ангел Эсраил детей и дев, чтобы показать имказнимых. Казнятся они болью, подвешиванием и множеством ран, кои наносят имплотоядные птицы. Это те, которые полагаются на грех свой, не слушаютсяродителей своих и учению отцов своих не следуют, а тех, кто старше их, непочитают. С ними девы, они облекаются тьмою как одеждами, и сурово казнятих, разрывая их плоть. Это те, которые не сохранили своего девства довремени вступления в брак, и претерпевая эту муку, получают они наказание зато. И вот другие мужи и женщины, которые беспрестанно откусывают себе языкии в то же время терпят муку от огня вечного. Это рабы, которые не былипокорны своим господам. Такова казнь их навек. XII. И при этой казни слепые и немые мужи и женщины белых одеждах. Исбиваются они в одну толпу и падают на угли огня неугасимого. Это те,которые подают милостыню и говорят: "Мы праведны пред Богом", сами жеправедности не имели. {Текст не совсем ясный.} Выводит ангел Эсраил из этой казни и ставит пред судом. Таков суд их.Течет огненный ручей, и все судимые попадают в тот ручей. Ставит их тудаангел Уриил. И есть тут огненные колеса, и мужи и женщины приковываются кним силою вращения колес этих. И горят те, которые во рву. Это колдуны иколдуньи. Этим колесам при каждом суде несть числа. XIII. Потом привели ангелы Моих избранных и праведных, которыесовершенны во всякой праведности, неся их на руках своих, и были одеты они водежды жизни вечной. И смотрят они на тех, кто ненавидел их, {Пс. 53:9;58:11.} которые терпят казнь. Каждому по делам его и муки. И все мучимыеговорят в один голос: "Смилуйся над нами, ибо теперь познали мы суд Бога,который возвестил Он нам прежде, а мы не поверили". И является ангелТартарух {Тартарух - упоминается также в Откр. Павла 18.} и казнит их с ещебольшими муками и говорит им: "Теперь каетесь вы, когда нет более временидля покаяния и не осталось уже ничего от жизни". И все говорят: "Праведенсуд Божий, ибо мы слышали и познали, что благ Его суд, {Ср. Пс. 18:10; Откр.16:7; 19:2.} ибо карают нас по делам нашим". XIV. {Текст главы местами сильно испорчен.} Тогда дам Я избранным иправедным Моим крещение и спасение, о котором молили они Меня, в поляхАхеронтских, которые называют Элизий. {Ср. Книги Сивилл II, 330-338.}Украшают они цветами удел праведных, и Я пойду и возрадуюсь с ними. Введу Янароды в вечное Царствие Мое и дам им Вечное, к коему устремил Я надежду их,Я и небесный Отец Мой. Я сказал тебе это, Петр, и возвестил тебе. Иди же вгород западный на винограднике, который назову Я тебе... из рук Моего сына,который без греха, да святится дело его... Ты же избран в надежде, которуювелел Я надеяться тебе. Итак, посылаю я в мир послание мое с миром. Ибовозрадовался исток слов Моих, надежда жизни, и внезапно спасен мир.] 1. Многие из них будут лжепророками и станут учить путям и различнымуставам погибели. 2. Но то будут сыны погибели. {2 Пет. 2:1 слл.; Ин. 17:12;2 Фес. 2:3.} 3. И тогда Бог придет к моим верным, - алчущим, жаждущим ипритесняемым - и в этой жизни испытают души их, сынов же беззакония будетсудить Он. 4. И продолжал Господь и сказал: Пойдем на гору, будем молиться.{Ср. Мк. 9:2; Лк. 9:28.} 5. Мы же, двенадцать учеников, пошли с Ним ипросили Его показать нам одного из праведных братьев наших, которые ушли измира, дабы видели мы, каковы они обликом, утешились бы и могли ободритьлюдей, слушающих нас. 6. И когда мы молились, явились внезапно двое мужей,стоящих пред Господом, на которых мы не могли смотреть. 7. Ибо исходилосияние от лиц их, как от Солнца, и одежда их светилась так, как еще никогдане видело око человеческое. Ибо и великолепия, коим были они облачены, икрасоты лика их не могут описать ничьи уста и ничье сердце измыслить неможет. 8. Увидев их, ужаснулись мы, ибо тела их были белее всякого снега икраснее всякой розы. 9. И красное было на них смешано с белым, и я просто немогу описать красоты их. 10. Ибо и волосы были у них волнистые и приятныевидом и обрамляли лица и плечи их словно один венок, сплетенный из цветовнара и пестрых цветов, или словно радуга в эфире. Столь благолепен был обликих. 11. Увидев их красоту, ужаснулись мы пред ними, когда внезапно явилисьони. 12. И приступил я к Господу и сказал: Кто сии? 13. И говорит Он ко мне:Это [Моисей и Илия, {Мк. 9:4.}] братья ваши праведные, облик которых желалиувидеть вы. 14. Тогда сказал я Ему: А где [Авраам, Исаак, Иаков и] всеправедники, и как устроен тот век, в котором находятся обладающие такоюславой? 15. И показал мне Господь обширное место вне мира сего, которое всесияло светом, и воздух там пронизывали солнечные лучи, и сама земля цвеланеувядающими цветами и была полна пряностей и растений, превосходно цветущихи не увядающих и дающих благословенные плоды. 16. Столь сильным был ароматцветов, что он доносился оттуда даже до нас. 17. Жители того места былиоблечены в светящиеся ангельские одежды, и одежда их была подобна месту, гдепребывали они. 18. И ангелы ходили среди них. 19. Все тамошние жители имелиравный блеск, и единым голосом славили они Господа Бога, радуясь в томместе. 20. Тогда говорит нам Господь: Сие есть место братьев ваших,первосвященников, праведных людей. [XVI. И возрадовался я и помыслил, что понял написанное в книге Господамоего Иисуса Христа. И сказал я Ему: Господи, хочешь ли, чтобы сделал яздесь три кущи: одну тебе, одну Моисею, одну Илии? {Мф. 17:4.} И сказал Онмне во гневе: Сатана ведет борьбу против тебя, и затуманил он твои мысли, иблага мира сего одолевают тебя. {Ср. Мф. 16:23.} Должны быть отверсты глазатвои, и уйти должны раскрыться, дабы... {В тексте явный пропуск. Здесьдолжно было говориться о явлении кущи.}...не рука человеческая сотворилакущу, но сотворил ее небесный Отец Мой для Меня и для избранных. И смотрелимы на нее, полные радости. XVII. И вот, внезапно низошел голос с неба и сказал: Сей есть Сын Мойвозлюбленный, в Котором Мое благоволение {Мф. 3:17; 17:5.} и заповеди Мои...{В тексте пропуск.} И низошло столь великое и совершенно белое облако на головы наши иунесло Господа нашего и Моисея и Илию. И задрожал я и ужаснулся, и воззрелимы ввысь, и разверзлось небо, и увидели мы людей во плоти, и подходили они иприветствовали Господа нашего и Моисея и Илию и шли на второе небо. Иисполнилось слово Писания: "Род сей ищет Его и ищет лица Бога Иакова". {Пс.23:6.} И великий страх и ужас наступил в небе. Ангелы собирались вместе, даисполнится слово Писания, говорящее: "Отворите врата, князья!" {Пс. 23:7-9.}И тогда закрылось небо, разверзшееся прежде. И мы молились и сошли с горы,славя Бога, вписавшего имена праведных на небесах в Книгу Жизни. {Ср. Откр.17:8.}]

Date: 2015-11-13; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию