Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завещание авраама





Апокриф основан на главе 18 Книги Бытия. Был популярен в Средние века.Сохранилось много греческих рукописей, разделенных издателем Джеймсом на двегруппы: т. н. "версия В" (более ранняя, предположительно I в. по Р. X.,иудейская) и "версия А" (развернутая, с христианскими добавлениями). Апокрифбыл переведен на многие языки; дошли коптские, эфиопские, арабские,славянские и румынские версии. Определенных доказательств существованияеврейского оригинала нет. Название можно объяснить тем, что текст был частью трилогии, кудавходили также "Завещание Исаака" и "Завещание Иакова" (дошли в коптскихпереводах). Эта трилогия была подражанием "Завещаниям 12-и Патриархов". Насамом же деле ни: какого "завещания" Авраам не оставляет, несмотря нанеоднократные призывы со стороны Господа Бога и архангела Михаила. Главный принцип построения сближает апокриф с более позднимиОткровениями Седраха и Ездры (диалог с Богом или Его вестником,заканчивающийся смертью героя, и выполнение ряда условий героя Богом). Перевод выполнен по первому изданию греческого текста в книге: М. R.James. The Testament of Abraham. Cambridge, 1892 (версия А).

M. B.

Прожил Авраам сколько было отмерено жизни его - девятьсот девяностопять лет, {Книга Бытия определяет возраст Авраама в 175 лет: Быт. 25:7.} всегоды жизни своей живя в мире, кротости и праведности. Праведный, был онвесьма гостеприимен, ибо, поставив шатер свой на пересечении путей у дубравыМамре, принимал всех: {О том, как Авраам, выйдя из Ура Халдейского, пришел вХанаан и стал жить в Хевроне у дубравы Мамре - Быт. 11:13.} богатых ибедных, царей и правителей, калек и немощных, друзей и странников, соседей ипрохожих - всех, не делая различий, принимал благочестивый, пресвятой,праведный и гостеприимный Авраам. Дошла и до него общая всем, неумолимаясмерти горькая чаша и скрытый жизни предел. Тогда Господь Бог, призвав кСебе архангела Своего Михаила, сказал ему: "Сойди, Михаил архистратиг, кАврааму и скажи ему о смерти, чтобы распорядился он о делах своих, ибоблагословил Я его, как звезды небесные и как песок на берегу морском, {Ср.,например, Быт. 22:17.} и счастлив он многим имением и многим имуществом, ибогат весьма; превыше же всего праведен он всяческой добродетелью,гостелюбив и братолюбив, как только возможно. Ты же, архангел Михаил, пойдик Аврааму, возлюбленному сыну Моему, и возвести ему о смерти его, и сообщиему достоверно: "Предстоит тебе в час сей изойти из суетного мира сего,выйти из тела, и отправишься ты с миром к Владыке твоему"". {Исход человекаиз мира зависит от того, вел ли он праведную жизнь. В особых случаях, чтобыпринять душу праведника, Бог посылает архангела. Тогда переход от земногосуществования к иной жизни происходит особенно легко и благостно. Ср. гл. 3и 8; Откр. Седраха 9; Завещ. Завулона 10:6.} 2. Отойдя же от лица Божьего, сошел архистратиг к Аврааму, к дубравеМамре, и нашел праведного Авраама в поле, сидящим подле подъяремных быков,возделывавших землю, с сыновьями Масековыми и другими слугами числомдвенадцать. И се, пошел архистратиг к нему, Авраам нее, увидев идущеговдалеке архистратига Михаила, по праву прекраснейшего среди воинов, тотчасподнялся и пошел навстречу ему, как то было в его обычае - давать всемстранникам приют, встречая их и принимая. Архистратиг же, почтительноприветствовав его, сказал: "Радуйся, досточтимейший отче, праведная душа,избранник Божий, истинный друг Небесного!" {Иак. 2:23. Ср. Откр. Павла 27.}Авраам же сказал архистратигу: "Радуйся, достопочтеннейший воин, солнцеликийи прекраснейший превыше всех сынов человеческих, добро пожаловать! Вотпочему хочу спросить тебя: откуда явился цвет юности твоей? Научи меня,просителя твоего, откуда, из какого войска и от какого пути явилась сюдакраса твоя?" Архистратиг же сказал: "Иду я, праведный Авраам, из великогограда, послан великим Царем сообщить, участь друга истинного Его: призываетЦарь его к Себе". И сказал Авраам: "Пойдем, господин мой, со мной на полемое". И говорит архистратиг: "Иду". Придя же на поле, где шла пахота,остановились они для беседы. Авраам же сказал слугам своим, сыновьямМасековым: "Пойдите в лошадиное стадо и приведите двух лошадей ручных иукрощенных, чтобы я и человек сей, мой гость, сели на них". И сказалархистратиг: "Нет, господин мой Авраам, не вели им приводить лошадей, ибоостерегаюсь я садиться на тварь четвероногую. И неужели Повелитель мой несчастлив многим богатством, имея власть над людьми и всяческими созданиями?Но я сам остерегаюсь того - когда-либо сесть на тварь четвероногую. Так чтодавай, праведная душа, пешком проделаем путь до дома твоего". И сказалАвраам: "Воистину да будет так". {Причину отказа архангела Михаила следуетискать, вероятно, в том, что он, как и все прочие ангелы, имел огненнуюприроду и поэтому не мог войти в соприкосновение с живым существом без рискаего уничтожить. Ср. Слав. Енох 1: "И явились мне два пресветлых мужа, какихя никогда не видывал на земле. Лица их сияли словно Солнце, очи будтогорящие свечи, а из уст исходил огонь".} 3. Как шли они от поля к жилищуего, росло у дороги древо кипарис. И се, повинуясь воле Божией, заговорилодрево человеческим голосом и сказало: "Свят, свят, свят Господь Бог,призывающий его любящими Его". {По-видимому, эти слова надо понимать так:Бог посылает за Авраамом не Смерть, а Своего архангела, о чем Аврааму и даетзнак древо.} И скрыл Авраам тайну ту, сочтя, что не слышал архистратигголоса древесного. Подойдя же к дому, сели они во дворе. И, увидев ликангельский, сказал Исаак Сарре, матери своей: "Госпожа моя матушка, вот,человек, сидящий с отцом моим Авраамом, не сын он рода населяющих землю". Ипобежал Исаак, и поклонился, и пал к ногам бесплотного. И бесплотныйблагословил его и сказал: "Дарует тебе Господь Бог обетование, какоевозвестил отцу твоему Аврааму и семени его, {Быт. 13:14-17 (Аврааму); 26:2-4(Исааку).} дарует же тебе и драгоценное благословение отца твоего и материтвоей". Сказал тут Авраам Исааку: "Дитя Исаак, {Если опираться на то, чтоговорится в Книге Бытия, Исааку, которого Авраам "родил" будучи ста лет отроду (Быт. 21:5), в это время должно быть 895 лет.} зачерпни воды из кладезяи принеси мне в сосуде, дабы могли мы омыть ноги человеку сему, гостюнашему: утомился он, придя сюда после долгого пути". Побежав же ко кладезю,зачерпнул Исаак воды в сосуд и принес им. Подойдя, омыл Авраам ногиархистратига Михаила. Сотряслась тут утроба Авраамова, и восплакал он надстранником. Когда же увидел Исаак отца своего плачущим, восплакал и он. Иархистратиг, как увидел плачущими их обоих, сам стал плакать с ними, ипадали слезы архистратига в сосуд, в воду, взятую для омовения, и делалиськамнями драгоценными. Видя же чудо то и подивившись, собрал Авраам украдкойте камни и скрыл тайну, один удержав сие в сердце своем. 4. И сказал Авраам Исааку, сыну своему: "Пойди, сын мой возлюбленный, вкомнату, где мы вкушаем пищу, и придай ей праздничный вид. Приготовь для настам два ложа: одно - мне, другое - человеку сему, нашедшему у нас сегодняприют. Поставь для нас там скамью на двоих, поставь светильник и стол, нежалея всего самого лучшего. Укрась жилище, чадо: расстели ткани тонкие,пурпур и виссон, {Виссон - название дорогой, тонкой и мягкой льняной ткани(Быт. 1:42; Лк. 16:19).} воскури все славные и ценные благовония, принесятрав душистых из сада, наполни ими дом наш, зажги семь двойных светильников,дабы возвеселились мы, - ибо муж сей, нашедший у нас сегодня приют, знатнее,чем цари и вельможи, недаром обличьем своим превосходит он всех сыновчеловеческих". Исаак же приготовил все как нельзя лучше. Тогда Авраам, взявза руку архангела Михаила, отошел с ним в комнату, где вкушали пищу. Ивоссели они оба на ложа, и на середину выдвинул Авраам стол, где в изобилиистояло все самое лучшее. И вот, поднялся тут архистратиг с места своего ивышел вон, будто бы по малой нужде. И взошел он на небо во мгновение ока, ипредстал пред лицем Божиим, {Михаил вместе с Гавриилом являются такназываемыми "ангелами предстояния", стоящими перед престолом Божиим - Лк.1:19; Откр. Павла 43; Книга Еноха 9:1; 40:2; 90:22.} и сказал: "ВладыкоГосподи, да будет ведомо державе Твоей, что не в силах я возвеститьнапоминание о смерти праведному тому человеку, ибо не видел на земле никого,подобного ему - милостивого, гостеприимного, праведного, искреннего,богобоязненного, не причастного ни к какому злу. И вот теперь, Господи, дабудет известно Тебе, что не в силах я возвестить ему напоминание о смерти".Господь же сказал: "Сойди, Михаил архистратиг, к другу Моему Аврааму, и чтоскажет он тебе, то и делай, и если будет он что есть - ешь и ты с ним. Я жепошлю Духа Моего Святого к сыну его Исааку, и зароню напоминание о смертиего в сердце Исаака, так что в сновидении узрит он смерть отца своего. Исааксам и возвестит виденное им во сне - ты же истолкуешь, и вот, узнает Авраамо кончине своей". И сказал архистратиг: "Господи, все духи небесные -бесплотны, и не едят они, и не пьют. {Ср. Тов. 12:19.} Он же поставил предомной стол, уставленный в изобилии всем, что ни есть лучшего из благ земных итленных. Что же я, Господи, теперь стану делать? Как мне не выдать себя,сидя за одним столом с ним?" Господь лее сказал: "Сойди к нему, и пусть сиетебя не беспокоит, ибо когда будешь сидеть с ним, пошлю я к тебе духавсеядного, и поглотит он из рук твоих и через уста твои все, что будет настоле: услади же себя всем вместе с Авраамом, истолкуй лишь как должновидение - так, чтобы узнал Авраам серп смерти и жизни скрытый предел, ичтобы распорядился он всем, что есть у него, ибо благословил Я его превышепеска морского, и как одни только звезды небесные". 5. Тогда сошел архистратиг в дом Авраама и воссел подле него за столом,Исаак же служил им. По окончании трапезы, сотворил Авраам обычную молитву, иархангел молился вместе с ним, и легли они отдохнуть каждый на ложе своем.Исаак же сказал отцу своему: "Отче, хотелось и мне лечь с вами в комнатесей, чтобы мог я услышать вашу беседу: любо мне слушать слова доблестногомужа сего, превосходящие все, доселе слышанное". Сказал тут Авраам: "Нет,дитя, но отойди в комнату твою и ляг на ложе твое, дабы не стали мы втягость сему человеку". Тогда Исаак, испросив их благословения и сам пожелавим доброй ночи, пошел в комнату свою и возлег на ложе своем. И заронил Богнапоминание о смерти в сердце Исаака, словно бы то привиделось ему во сне,и, пробудившись к третьему часу ночи, встал он с ложа своего и бегомприбежал в комнату, где спали отец его с архангелом. И там, став переддверью, начал кричать Исаак, говоря: "Отче Авраам, поднимись и отвори мнескорее, чтобы мог я войти и обвить руками шею твою, и целовать тебя прежде,чем отнимут тебя у меня". Тогда, поднявшись, отворил ему Авраам. И, войдя,обвил Исаак руками шею его и стал плакать громким голосом. Сотряслась тутутроба Авраамова, восплакал и он с ним громким голосом. Архистратиг же, видяих плачущими, восплакал сам вместе с ними. Сарра же, бывшая в комнате своей,услышав плач тот, бегом прибежала к ним и нашла всех их плачущими в объятияхдруг друга. И сказала Сарра с плачем: "Господин мой Авраам, из-за чего выплачете? Скажи мне, господин мой, не принес ли тебе брат сей, что сегоднягостит у нас, весть о племяннике твоем Лоте, что умер он, и потому все вытак сокрушаетесь?" И в ответ сказал ей архистратиг: "Нет, сестра Сарра, нетак, как ты говоришь, но сын твой Исаак, думаю я, видел сон, и пришел к нам,плача; у нас же при виде его сотряслась утроба, и оба мы восплакали". 6. Услышала Сарра речь архистратига, превосходившую все, доселеслышанное, и тотчас узнала, что говорящий - ангел Господень. И сделала Сарразнак Аврааму в сторону двери, чтобы вышел он, и говорит ему: "Господин мойАвраам, знаешь ты, кто этот человек?" Авраам же сказал: "Не знаю". И сказалаСарра: "Вспомни, господин мой, трех мужей небесных, бывших нашими гостями вшатре у дубравы Мамре, как заклал ты тельца безупречного и предложил имтрапезу. Когда же окончили они есть мясо, вновь поднялся теленок и веселососал свою мать. Или не знаешь ты, господин мой Авраам, что и плод чрева намдаровали они, как обещали - Исаака? Ибо, если мужей тех святых было трое,сей есть один из них". {Ср. Быт. 18:1-16.} Сказал же Авраам: "Сарра, истинносказанное тобой: слава и хвала Богу нашему и Отцу, ибо вчера вечером, когдамыл я ноги его в сосуде для омовения, сказал я себе в сердце своем: "Ногисии - одного из трех мужей, коим омыл я стопы тогда. {В Быт. 18:4 Авраамговорит: "И принесут немного воды, и омоют ноги ваши". Сам же он занимаетсяустройством пиршества. Подмена позволяет включить в рассказ распространенныймотив узнавания. Так во время омовения ног старая кормилица узнаетвернувшегося после долгих странствий Одиссея (Гомер. Одиссея, XIX, 386 идалее).} И слезы его, падавшие вечером в чашу, делались камнямидрагоценными"". И достав из одежд, дал он их Сарре со словами: "Если неверишь мне, взгляни на это". Взяв же их, поклонилась Сарра и целовала,сказав: "Слава Богу, являющему нам чудеса! Знай же теперь, господин мойАвраам, что сие есть нам откровение, будь то о дурном или о хорошем". 7. Оставив же Сарру, вошел Авраам в комнату и сказал Исааку: "Итак, сынмой возлюбленный, возвести мне правду, что видел ты во сне, и чтовзволновало тебя, когда вот так бегом прибежал к нам?" И в ответ сталговорить Исаак: "Видел я, господин мой, этой ночью Солнце и Луну над головоймоей, и лучи Солнца окружали и освещали меня. Когда же я так смотрел ирадовался, то увидел, как отверзлось небо, и муж светлый сошел с него,сиявший ярче семи Солнц. И, подойдя, муж тот солнцеподобный забрал Солнце отголовы моей и поднялся обратно на небеса, откуда вышел, я же опечалилсяпечалью великой, ибо забрал он Солнце от меня. И спустя короткое время,когда еще печалился я и убивался, увидел я мужа того во второй раз сходящимс неба. И взял он от меня и Луну над головой моей. И восплакал тут я плачемвеликим, и умолял мужа того светлого, и говорил: "Нет, господин мой, неотнимай славы моей у меня, сжалься надо мной и услышь меня; и когда взял тыСолнце от меня, оставь Луну при мне!" Он же сказал: "Дай подняться им квышнему Царю, ибо хочет Он, чтобы они были там". И забрал он их от меня,лучи же оставил при мне". И сказал архистратиг: "Слушай, праведный Авраам:Солнце, которое видел сын твой, есть ты, отец его, и так же точно Луна -мать его, Сарра. Муж светлый, сошедший с неба, есть посланник Божий, которыйдолжен забрать праведную душу твою от тебя. Ныне же узнай, досточтимейшийАвраам, что настал час оставить тебе земную жизнь и переселиться к Богу". Исказал Авраам архистратигу: "Вот чудо из чудес невиданное! Так значит, ты -тот, кто пришел забрать душу мою от меня?" Говорит же ему архистратиг: "Я -Михаил архистратиг, предстоящий пред лицем Божиим, послан сюда возвеститьтебе напоминание о смерти; и если так, то отправлюсь я теперь к Нему, как Онповелел мне". И сказал Авраам: "Сейчас вижу я, что ты - ангел Господень ичто послан взять душу мою, но я не пойду с тобой: ты же сделай то, что Онприкажет тебе". {Повторение просьбы архангелом Михаилом и отказ Авраама -ср. Откр. Седраха 9 и др.} 8. Услышав слова те, тотчас сделался архистратиг незрим, поднявшись жена небо, предстал пред лицом Божиим и поведал обо всем, виденном в домеАвраама. Сказал архистратиг Владыке и такие слова: "Вот что говорит другТвой Авраам: "Не пойду я с тобой: ты же сделай то, что Он прикажет тебе". Атеперь, Господи Вседержителю, прикажет ли что Слава Твоя и Царствие Твоебессмертное?" Сказал же Бог архистратигу Михаилу: "Еще раз пойди к другуМоему Аврааму и так скажи ему: "Сие есть воля Господа Бога твоего,приведшего тебя в землю обетованную, благословившего тебя превыше пескаморского и звезд небесных, отверзшего утробу неплодной Сарры и даровавшеготебе в старости плод чрева - Исаака; воистину говорю тебе: благословляя,благословлю Я тебя и, умножая, умножу семя твое, и дам тебе все, чтопопросишь у Меня, ибо Я - Господь Бог твой, и нет другого кроме Меня. Что жеты противишься Мне и что печалишься, скажи? Зачем противишься архангелуМоему Михаилу? Или не знаешь, что со времен Адама и Евы все умерли? И ниодин из пророков не избежал смерти, и ни один из правителей не бессмертен, ини один из праотцев не избежал тайны смерти - все умерли, все примирились садом, всех пожинает серп Смерти. К тебе же не посылал Я Смерть, не позволилсмертоносному недугу сойти на тебя, не дал серпу Смерти встретить тебя, непозволил сетям ада опутать тебя, не пожелал, чтобы когда какое-либо злокоснулось тебя, но для доброго увещевания направил к тебе Моего архангелаМихаила, чтобы узнал ты о переходе своем из мира и сотворил распоряжение одоме твоем и обо всем, что есть у тебя, и чтобы благословил ты Исаака, сынатвоего возлюбленного. Теперь же узнай, что не для того, чтобы огорчить тебя,сделал Я так. Для чего же сказал ты архистратигу Моему: "Не пойду с тобой!"?Для чего сказал сие? И не знаешь ты, что, позволь Я Смерти прийти к тебе, -посмотрел бы Я тогда, пошел бы ты, или не пошел"". 9. Взяв же у Господа слова увещевания, сошел архистратиг к Аврааму, и,увидев его, пал праведник ниц на земную твердь словно мертвый. Архистратигже сказал ему все, что услышал от Всевышнего. Тогда, поднявшись, припалблагочестивый и праведный Авраам со многими слезами к ногам бесплотного иумолял его, говоря: "Прошу тебя, архистратиг вышних сил, коли уж почтил тыменя, раба грешного и недостойного, приходя ко мне каждый раз, прошу тебя исейчас, архистратиг, сослужи службу - донеси еще единожды слово мое доВсевышнего и скажи Ему так: "Говорит Авраам, слуга Твой: Господи, Господи,во всяком деле и слове, о каком просил я Тебя, услышал Ты меня, и всякоежелание мое исполнил. И теперь, Господи, не противлюсь я державе Твоей, ибознаю и сам, что не бессмертен, но смертен. Когда все послушно воле Твоей,дрожит и трепещет пред лицом силы Твоей, я тоже чувствую страх - и все же водной-единственной просьбе прошу не отказать мне: ныне, Владыко Господи,услышь мольбу мою, ибо еще пребывая в теле, хочу увидеть я всю вселенную итворения все, какие создал Ты, Владыко, единым Словом. И как только увижусие, тогда уйду из жизни без печали"". И вот, вновь отошел архистратиг истал пред лицом Божиим, и возвестил Богу обо всем, сказав: "Говорит другТвой Авраам: "Восхотел я оглядеть всю вселенную при жизни моей, прежде, чемумру"". Услышав же то, вновь велит Всевышний архистратигу Михаилу и говоритему: "Возьми облако светлое и ангелов, что правят колесницами, и, сойдя,возьми праведного Авраама на колесницу херувимскую и вознеси его в эфирнебесный, чтобы увидел он всю вселенную". 10. И, сойдя, взял архангел МихаилАвраама на колесницу херувимскую и вознес его в эфир небесный, и повлек егона облаке с шестьюдесятью ангелами. {Ср. вознесение Илии в 4 Цар. 12:11.} Истал подниматься Авраам на колеснице надо всею вселенной, и взирает на мир,каким он был в тот день: одни люди пашут, другие правят волами, в одномместе пасут скот, в другом - танцуют и веселятся, поют и играют, где-тодерутся и ведут тяжбу, в другом месте, плача, справляют поминки по мертвым.Увидел он и новобрачных, почивающих в постели, и, сказать кратко, увиделвсе, что ни есть в мире хорошего и дурного. И так, пролетая мимо, увиделАвраам мужей, вооруженных мечами, державших в руках мечи те заостренные, ивопросил Авраам архистратига: "Кто они?" И сказал архистратиг: "Люди сии -воры, задумавшие сотворить убийство, кражу и душегубство". Сказал же Авраам:"Господи, Господи, услышь голос мой и повели, чтобы вышли звери из чащи ипожрали их!" И только сказал он это, как вышли звери из чащи и пожрали людейтех. {Ср. 4 Цар. 2:24.} И увидел он в другом месте мужа и жену, творящихпрелюбодеяние, и сказал: "Господи, Господи, повели, чтобы разверзлась земляи поглотила их!" И тотчас надвое расселась земля и поглотила их. И увидел онеще в другом месте людей, копающих под дом и расхищающих чужое имущество, исказал: "Господи, Господи, повели, чтобы сошел огонь с небес и пожрал их!" Итолько сказал он это, как сошел огонь с небес и пожрал их. И тут был с небаглас архистратигу, говорящий: "Повели, Михаил архистратиг, остановитьколесницу и верни назад Авраама, дабы не увидел он всей вселенной; ибо еслиувидит всех, живущих в грехе, погубит он все мироздание. Ибо вот, не грешилАвраам и не щадит грешников, Я же сотворил мир и не желаю погубить ни одногоиз них, но ожидаю смерти грешника, дабы жил он и мог покаяться. Вознеси жеАвраама к первым вратам небесным, чтобы посмотрел он там на суды ивоздаяние, и пусть покается перед душами грешников, которые он погубил".{Ср. Откр. Ездры 2.} 11. Поворотил Михаил колесницу и перенес Авраама на восток, к первымвратам небесным. И увидел Авраам два пути: один - узкий и тесный, другой же- широкий и просторный. И увидел там двое врат: одни врата широкие, в началеширокого пути, другие же, узкие, - в начале узкого пути. {Метафора двухворот, двух путей - узкого и широкого, встречается в Ветхом и Новом Заветенеоднократно. Наиболее известное место - Мф. 7:13-14: "Входите теснымивратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, имногие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, инемногие находят их". Ср. Лк. 13:24. Однако, смысл не всегда один и тот же.Ср., например, 3 Езд. 7:6-9 и 7:12-13.} А снаружи пред теми двумя вратамиувидел мужа, восседавшего на золоченом престоле. И был вид того человекаужасен и подобен он был властелину. {Царь, сидящий на престоле и судящиймертвых - образ, параллель которому есть в греческой мифологии: "В аде узреля Зевесова мудрого сына Миноса;/ Скипетр в деснице держа золотой, тамумерших судил он,/ Сидя; они же его приговоров, кто сидя, кто стоя/Ждали..." (Гомер. Одиссея, XI, 568-571). В диалоге Платона "Горгий" (526 be)о суде в подземном царстве рассказано более подробно: судей трое - Радаманти Эак, держащие в руке жезл, и Минос с золотым скипетром, надзирающий надними. Ср. также Цан. 7:9-10; Мф. 25:31 и др.; Откр. 4:2 и др.} И увиделАвраам души, во множестве загоняемые ангелами через широкие врата, и увиделдуши другие, немногие числом, вносимые ангелами через узкие врата. И когдасмотрел муж тот дивный, сидящий на золотом престоле, как лишь немногие душипроходят через узкие врата, через широкие же - великое множество, тотчасхватался он за волосы на голове своей и за бороду на щеках своих иповергался наземь с престола, плача и рыдая горько. Когда же смотрел он, какмного душ проходит через узкие врата, тогда поднимался с земли и вновьсадился на престоле своем, в радости великой ликуя и веселясь. Вопросил жеАвраам архистратига: "Господин мой архистратиг, кто муж сей удивительный,украшенный толикою славой, что то плачет и рыдает горько, а то ликует ивеселится?" И сказал бесплотный: "Сей есть первозданный Адам, пребывающий втоликой славе, и взирает он на мир, ибо все от него произошли. И когда видитдуши, во множестве входящие через узкие врата, тогда поднимается с земли исадится на престоле своем, ликуя и веселясь в радости, ибо сии узкие вратаесть врата праведников, ведущие к жизни, и входящие через них идут в рай.Потому и радуется первозданный Адам, что смотрит на души спасенные. Когда жевидит он души, во множестве входящие через широкие врата, тогда рвет волосына голове своей и повергается наземь, плача и рыдая горько. Ибо врата сииширокие есть врата грешников, ведущие к гибели и на вечную муку. Потому жепервозданный Адам и падает с престола своего, плача и рыдая о гибелигрешников, что много гибнущих душ, спасаются же немногие: на семь тысячнасилу находится одна спасающаяся душа, праведная и незапятнанная". 12. Еще говорил он мне это, и вот, явились два ангела, огненных ликом,безжалостных помыслом и суровых видом, {Ср. Мф. 17:49-50.} и гнали онитысячи душ, безжалостно осыпая их ударами, а одну душу держал ангел. Ипрогнали они все души те через широкие врата навстречу гибели. И вот,последовали и мы тогда за ангелами, и вошли во врата те широкие. Ипосередине между двух врат высился там престол ужасный, видом напоминавшийужасный кристалл, сиявший как огонь. И восседал на нем муж дивный,солнцеликий, подобный Сыну Божию. {Вся картина напоминает описание Страшногосуда в Апокалипсисе Иоанна.} Перед ним же стоял стол кристалловидный, весь взолоте и виссоне. Поверх же стола положена была книга: толщина ее - шестьлоктей, ширина же ее - десять локтей. Справа же и слева от стола стояли дваангела, держащие каждый бумагу, чернила и трость. {Трость как орудие письма(иногда называется также "писчая трость") - ср. 3 Ин. 13; Пс. 44:2.} Впереди же стола восседал ангел светлый, держащий в руке своей весы, аслева от него - ангел весь огненный, безжалостный и суровый, в руке своейдержащий трубу, в ней же - огонь всепожирающий, испытующий грешников. И мужтот дивный, восседавший на престоле, сам судил и обличал души. И два ангеласправа и слева от него, вели запись, так что правый из них вел записьдобродетелей, а левый - грехов. И ангел тот, что восседал впереди стола идержал весы, взвешивал души, а огненный ангел, держащий огонь, испытывалдуши. И вопросил Авраам архистратига Михаила: "Что сие перед нами?" И сказалархистратиг: "То, на что смотришь ты, благочестивый Авраам, есть суд ивоздаяние". И вот, ангел, держащий душу в руке своей, вынес ее и поставилперед судьей. И сказал судья одному из ангелов, помогавших ему: "Открой мнекнигу сию и найди в ней грехи души сей". И, открыв книгу, нашел он в нейпоровну грехов и добродетелей, и не отдал душу ту ни наказующим, ниспасающим, но поставил ее посередине. 13. И сказал Авраам: "Господин мой архистратиг, кто судья сейпредивный? И кто ангелы сии пишущие? И кто сей ангел солнцеликий, держащийвесы? И кто сей ангел огненный, держащий огонь?" Сказал же архистратиг:"Видишь, благочестивейший Авраам, мужа страшного, восседающего на престоле?Сей есть сын Адама первозданного, нареченный Авелем, которого убил порочныйКаин. {Быт. 4:8. Других мест, где бы Авель был посажен судить души, нет.Основанием к такому выбору могло послужить то, что он пал первой жертвойчеловеческого греха (Быт. 4:10; Евр. 12:24) и потому имеет право наосуждение грешников.} И посажен он здесь судить всякое творение, обличаяправедников и грешников, ибо сказал Бог: "Я не сужу вас, но всякий человекчеловеком судим будет". Того ради предал Он суд в руки Авеля, чтобы судил онмир до великого и славного Его пришествия, и тогда, праведный Авраам,совершится последний суд и воздаяние - вечное и неотвратимое, которого никтоне сможет оспорить. Ибо всякий человек произошел от первозданного [Адама] ипотому сначала здесь предстает перед судом сына его. Во второе же пришествиебудут все судимы двенадцатью коленами Израилевыми - всякое дыхание, и всякоетворение. В третий же раз - всеобщим Владыкой Богом судимы будут. И тогда,наконец, близок будет тот суд к окончанию, и ужасен будет приговор, и нетизбавителя. Так, в три ступени совершится суд над миром и воздаяние - ипотому одним свидетелем или двумя не устанавливается непреложно истинностьсказанного, но всякая речь подтверждается тремя свидетелями. Два же ангела,стоящие справа и слева - те, что ведут запись грехов и добродетелей; и тот,который справа, ведет запись добродетелей, тот же, что слева - грехов.Солнцедикий же ангел, держащий весы в руке своей, есть архангел Докиил,праведный весовщик, и взвешивает он добродетели и грехи в праведностиБожией. Огненный же и безжалостный ангел, держащий в руке своей огонь, естьархангел Пируил, имеющий власть над огнем, и посредством огня испытующийлюдские дела; {Имена Докиил и Пируил произведены от греческих слов docimazo- "испытывать" и pyr - "огонь" с добавлением обычного в таких случаях "-ил"(т. е. божество). Ср. общеизвестные имена архангелов - Михаил, Гавриил.} иесли чье дело сгорает в огне, тотчас хватает того человека ангел и от судауносит его в место наказания грешников, горше которого нет. Если же делокого из людей выдержит испытание огнем и не загорится от него, бываетоправдан тот человек, и берет его ангел праведности, и относит ко спасению,в удел праведников. Так, праведнейший Авраам, все и всегда испытуется огнеми весами". 14. Сказал же Авраам архистратигу: "Господин мой архистратиг, та душа,которую держал ангел в руке своей, как же присуждено ей стать посредине?" Исказал архистратиг: "Слушай, праведный Авраам: сие потому, что нашел судьяпоровну грехов и добродетелей ее, и ни на казнь не отдал ее, ни ко спасению,пока не придет всеобщий Судия". {То есть Сам Господь Бог.} Сказал же Авраамархистратигу: "Чего же тогда недостает душе этой для спасения?" И сказалархистратиг: "Если обретет одну добродетель сверх числа грехов, пойдет коспасению". Сказал же Авраам архистратигу: "Се, Михаил архистратиг, сотвориммолитву о душе этой, и посмотрим, услышит ли нас Господь". И сказалархистратиг: "Аминь, да будет так". И сотворили они прошение и молитву одуше той, и услышал их Бог, и, восстав от молитвы, не увидели они душустоящей там. И сказал Авраам ангелу: "Где душа, которую держал тыпосередине?" И сказал ангел: "Спасена она молитвой твоей праведной, и вот,взял ее ангел светлый и вознес ее в рай". И сказал Авраам: "Славлю имя БогаВсевышнего и милость Его безмерную!" Сказал же Авраам архистратигу: "Прошутебя, архангел, внемли просьбе моей: воззовем еще раз с мольбой к Господу,поклонимся милосердию Его и попросим о милости к душам грешников, которых ятолько что по злобе сердечной проклял и погубил - тех, кого поглотила земляи тех, кого растерзали звери, и тех, кого пожрал огонь по слову моему, иботеперь знаю я, что согрешил пред линем Бога нашего. И вот, Михаилархистратиг вышних сил, воззовем же к Господу со слезами, чтобы отпустил Онгрех мой и простил его мне". И внял ему архистратиг, и сотворили они молитвупред лицем Божиим. И долго уже взывали они, когда пришел с неба голос,говорящий: "Авраам, Авраам, услышал Я голос твой и просьбу твою и отпускаютебе грех, тех же, о ком ты думаешь, что Я погубил их, обратно призвал Я и кжизни вернул по крайней благости Моей. Потому отложил Я до срока суд надними, ибо те, кого сам Я гублю из живущих на земле, Смерти преданы уже небывают". {Очевидно, имеется в виду неокончательность подобного ухода изжизни, что позволяет вернуть все в прежнее положение. Возможно, здесьуместны и другие толкования, однако точное понимание смысла затруднено из-заплохой сохранности текста.} 15. Сказал же и архистратигу глас Господень: "Михаил, Михаил, служительМой, верни Авраама в дом его, ибо, вот, приблизилась кончина его, и время,отмеренное ему, подходит к концу. Пусть распорядится он обо всем, и тогдавозьми его и приведи ко Мне". Развернув же колесницу и облако, повлекархистратиг Авраама к дому его, и, войдя в комнату его, опустил на ложе. Ипришла Сарра, жена его, и оплела руками ноги бесплотного, и, умоляя,говорила: "Благодарю тебя, господин мой, что принес ты господина моегоАвраама: ведь вот, думали мы, что взят он от нас". И пришел Исаак, сын его,и оплел руками шею его, и точно так же все слуги и служанки Авраамаобступили его и обнимали его, славя Бога. Сказал же бесплотный ему: "Слушай,праведный Авраам: вот жена твоя Сарра, вот и возлюбленный твой сын Исаак,вот и все слуги твои и служанки вокруг тебя: сотвори распоряжение обо всем,что имеешь, ибо приблизился день, в который покинешь тело и единожды ещеотправишься к Господу". Авраам же: "Господь так сказал, или ты от себяговоришь это?" Архистратиг же сказал: "Слушай, праведный Авраам: Владыкаповелел, и я говорю тебе". Сказал же Авраам: "Не пойду с тобой". Услышавтакую речь, тотчас же отошел архистратиг от лица Авраамова и взошел нанебеса, и предстал перед лицем Бога Всевышнего, и сказал: "ГосподиВседержителю, вот, выслушал я от друга Твоего Авраама все, что сказал онТебе, и просьбу его исполнил, и явил ему могущество Твое: всю поднебеснуюземлю, и море, суд и воздаяние при помощи облака и колесниц, явил я ему, - иговорит он опять: "Не пойду с тобой"". И Всевышний сказал ангелу: "Неужелиопять говорит друг Мой Авраам: "Не пойду с тобой"!?" Архангел же сказал:"Господи Вседержителю, так говорит. И боюсь я коснуться его, ибо изначальнослывет он другом Твоим, и все его поступки пред лицем Твоим всегда былисамые наилучшие. И никто из людей не может равняться с ним - даже Иов,удивительный человек. {Иов - персонаж одной из книг Ветхого Завета, носящейего имя. Известен своим благочестием, которое ему удалось сохранить передлицом невыносимых страданий, выпавших на его долю. Время жизни Иова точнонеизвестно. Его родиной в Писании названа "страна Уц", находившаяся,по-видимому, в Эдоме, к югу от Мертвого моря. Ср. Иез. 14:14 и 20; Иак.5:11.} И потому боюсь я коснуться его: повели же, бессмертный Царь, каковобудет слово Твое?" 16. Тогда Всевышний говорит: "Призови ко Мне сюда Смерть, прозванную"бесстыжий лик" и "безжалостный вид"". И, отойдя, сказал бесплотный МихаилСмерти: "Идем, зовет тебя Владыка всего творения - Бессмертный Царь".Услышав же, задрожала Смерть от страха, затряслась, охваченная боязньювеликой. И, придя в великом страхе, стала она пред Незримым Отцом, дрожа,трясясь и стеная, ожидая повеления Владыки. И вот, говорит Незримый БогСмерти: "Ты, горестное и дикое для мира имя, скрой дикость твою, спрячьгниль твою, горечь же твою сбрось с себя, навлеки на себя красу твою ивсякую славу твою, и сойди к другу Моему Аврааму, и возьми его, и приведиего ко Мне. Но и ныне говорю тебе: не испугай его, но возьми лестью, ибоискренний друг он Мне". Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего инавлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, истала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих; приняв же видархангела, щеки свои осветив огнем, сошла она к Аврааму. Праведный же Авраамвышел из комнаты своей и сел под деревами дубравы Мамре, подпирая рукою щекуи ожидая прихода архангела Михаила. И вот, аромат благоуханный началдоходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть,идущую к нему во многой красе и славе. И, поднявшись, встал Авраам навстречуей, подумав, что она есть архистратиг Божий. И, увидев его, поклонилась емуСмерть, говоря: "Радуйся, почтенный Авраам, праведная душа, искренний другБога Всевышнего, делящий кров со святыми ангелами!" Сказал же Авраам Смерти:"Радуйся, солнцеликий, солнцеподобный помощник преславный, светлый, муждивный; откуда грядет твоя слава к нам, и кто ты есть, и откуда пришел?"Говорит тут Смерть: "Авраам праведнейший, се, скажу тебе правду: я - горькаясмерти чаша". Говорит ей Авраам: "Быть того не может, ведь ты - великолепиемира, ты - краса и слава ангелов и человеков, ты прекраснее, чем всякаякрасота, и ты будешь говорить мне: "Я - горькая смерти чаша", и не скажешь:"Я - самое прекрасное из благ"?" Сказала же Смерть: "Да, ибо я говорю тебеправду: какое имя нарек мне Господь, такое и называю тебе". Сказал жеАвраам: "Зачем тогда пришла ты сюда?" Сказала же Смерть: "За твоей святойдушой явилась". И вот, говорит Авраам: "Знаю, о чем говоришь ты, но не пойдус тобой". Смерть же промолчала и ничего ему не ответила. 17. Поднялся тогда Авраам и пошел в дом свой. Смерть же последовала заним. Взошел Авраам в комнату свою, взошла и Смерть с ним, возлег Авраам наложе свое, Смерть же приступила к нему и стала у ног его. Сказал нее Авраам:"Поди, поди прочь от меня: хочу отдохнуть на ложе моем". Говорит Смерть: "Неотступлю я, пока не заберу дух твой у тебя". Говорит ей Авраам: "Во имя Богабессмертного говорю тебе: скажи мне правду, ты - Смерть?" Говорит емуСмерть: "Я - Смерть, я - та, что повергает весь мир в уныние". Сказал жеАвраам: "Прошу тебя, когда ты и есть Смерть, скажи мне: ко всем ли ты приходишьв подобной красе, славе и совершенстве?" И сказала Смерть: "Нет, господинмой Авраам, но это твои добродетели, бездонное море гостеприимства твоего ивеличие любви твоей к Богу сделались венцом вкруг головы моей. В красе, вполном покое и с лестью на устах подступаю я к праведникам. К грешникам жеприхожу в великой гнили и дикости, с величайшей горечью и с видом диким ибезжалостным". Сказал же Авраам: "Прошу тебя, внемли мне и яви дикость твою,и всю гниль твою и горечь". И сказала Смерть: "Но не вынести тебе лицезрениядикости моей, праведный Авраам!" Сказал же Авраам: "Нет, достанет у меня силвзглянуть на всю твою дикость во имя Бога живого, ибо могущество Бога моегонебесного пребудет со мной". Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красу ипрелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась водежды тиранна. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможныхзверей, и всяческой нечистоты нечистее. И явила она Аврааму головы драконаогненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великоюлютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и ликаспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска.{Ехидна, аспид, василиск - виды ядовитых змей, упоминаемые в Писании (см.,например, Пс. 139:4; Быт. 49:17; 77с. 90:13). О василиске, кроме того,известно, что он убивал не только ядом, но еще взглядом и дыханием. Все этиназвания, включая "рогатую змею", выступают часто как синонимы.} Явила желик меча огненного, и лик меченосный, и лик молнии ужасно разящей и звукгрома страшного, явила же еще лик моря свирепого, волнами вспененного, ипоток яростный, бурлящий водоворотами, и дракона трехглавого, ужасного, ичашу, ядом наполненную, и, сказать кратко, явила ему великую дикость игоречь невыносимую, и всякий недуг смертоносный, и как бы запах смерти. И отвеликой горечи и дикости умерли слуги и служанки числом до семи тысяч, и самправедный Авраам стал на волосок от смерти, так что чуть было не испустилдух. 18. И тогда, увидев такое, сказал пресвятой Авраам Смерти: "Прошу тебя,всегубительная Смерть, скрой свою дикость и навлеки на себя красоту иприятный вид, какой был у тебя прежде". И тотчас же скрыла смерть дикостьсвою и навлекла на себя красу, какая была у нее прежде. Сказал же АвраамСмерти: "Что же это ты сделала, убив всех слуг и служанок моих? Или Бог заэтим послал тебя сегодня сюда?" И сказала Смерть: "Нет, господин мой Авраам,не так, как ты говоришь, но ради тебя послана я сюда". Сказал же АвраамСмерти: "А что же тогда они умерли? Ведь Господь не велел того? " Сказала жеСмерть: "Поверь, Авраам праведнейший: удивительно, что и ты не был взятвместе с ними; однако, скажу тебе правду: ибо, если бы не было с тобой в тотчас десницы Господней, должен был бы и ты оставить эту жизнь". Праведный жеАвраам сказал: "Теперь знаю, что был я на волосок от смерти, так что чутьбыло не испустил дух. Но прошу тебя, всегубительная Смерть: когда слуги моии служанки безвременно умерли, то давай вместе с тобой попросим Господа Боганашего, чтобы услышал Он нас и воскресил безвременно умерших из-за твоейдикости". И сказала Смерть: "Аминь, да будет так". Встав же, пал Авраам ницна земную твердь, моля Господа, и Смерть с ним; и ниспослал Бог дыханиежизни на мертвых, и возвращены они были к жизни. И вот, воздал тогдаправедный Авраам славу Господу. 19. И войдя в комнату свою, возлег он. Пришла же и Смерть и стала передним. Сказал нее Авраам ей: "Поди прочь от меня: хочу отдохнуть, ибо едвадышу я". И сказала Смерть: "Не отступлю я от тебя, пока не возьму душутвою". И Авраам с суровым лицом и сердитым видом сказал Смерти: "Кто повелелтебе говорить так? Ты от себя говоришь сие, похваляясь, и не пойду я стобой, пока архистратиг Михаил не придет ко мне, и тогда отойду с ним. Но ивот еще что скажу тебе: если все же хочешь, чтобы я пошел с тобой, разъяснимне все свои превращения, про семь голов дракона огненных, и что означаетлик пропасти, и что за меч грозный, и что за поток мощный, бурлящийводоворотами, и что за море взбаламученное, свирепыми волнами вспененное?Разъясни о громе невыносимом и молнии ужасной, и что за чаша зловонная,полная яда? Разъясни мне обо всем". И Смерть сказала: "Слушай, праведныйАвраам! Семь веков повергаю я в уныние мир и всех свожу в ад: царей иправителей, богатых и бедных, рабов и свободных препровождаю я в его глубины- потому и явила я тебе семь голов драконовых. Лик же огня явила я тебепотому, что многие умирают, сжигаемые огнем, и в лике огня видят лик смерти.Лик же кручи явила тебе потому, что многие из людей гибнут, падая с высотыдерев или с ужасных круч и, оканчивая так существование, в образе ужаснойкручи видят смерть. Лик же меча явила я тебе потому, что многие во времявойн мечом бывают вырваны из жизни, и в мече видят смерть. Лик же мощного потока, бурлящего водоворотами, явила тебе потому, чтомногие, нашествием многих вод захваченные и могучими потоками унесенные,захлебываются и погибают, до срока видя смерть. Лик же моря, неистовымиволнами вспененного, явила тебе потому, что многие, на море в мощный прибойпопав и терпя кораблекрушение, под водой скрываются, морскую смерть видя.Гром же невыносимый и ужасную молнию явила я тебе потому, что многие излюдей в час гнева [Божьего], слыша гром и ужасную молнию видя, попав в беду,видят такую смерть. {Место испорчено.} Явила же я тебе и зверей ядовитых,аспидов и василисков, и барсов, и львов, и скимнов, {Скимны - другоеназвание львов (Пс. 16:12 и др.). Как правило, скимен - лев особенно молодойи сильный.} и медведей, и ехидн, и, сказать кратко, всякого зверя лик явилая тебе, праведнейший, потому, что многие из людей зверями умерщвляются,другие же - гадами ядовитыми, <драконами, аспидами, змеей рогатой ивасилисками>, {Вставка Джеймса.} ехидной отравленные, угасают. Явила же ятебе и чаши вредоносные, наполненные ядом, ибо многие из людей, от другихиспив яда, тут же несвоевременно погибают". 20. Сказал же Авраам: "Прошу тебя, скажи, неужели может бытьнесвоевременная смерть?" Говорит Смерть: "Аминь, аминь, говорю тебе вправоте Божией: есть семьдесят две смерти, {Семьдесят два - вот что пишет обэтом числе С. Аверинцев: "Это сакральный числовой символ завершеннойполноты, мировой целокупности... По древней традиции, сохраняемой ученостьюраввинов, таково число народов и языков мира (иногда округляемое до 70,подобно тому, как в библейской "Книге Исхода" говорится о "семидесятистарейшинах Израилевых", в то время как число их должно быть в связи счислом двенадцати "колен Израилевых" 12 x 6 = 72). В еврейском изводе "КнигиЕноха" упоминаются 72 имени Бога и 72 ангела. По известной легенде,греческий перевод Ветхого Завета (так называемый "Перевод семидесятитолковников", по-латыни "Септуагинта", т.е. "Семьдесят") выполнен 72переводчиками за 72 дня. Новозаветное предание знает наряду с более узкимкругом 12 апостолов Иисуса Христа более широкий круг 72 (или 70) учеников"(От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1992, с. 296).} и только одна -праведная, знающая свой срок, ибо многие из людей умирают в одночасье, ипредают их могиле. Вот, возвестила я тебе все, о чем ты просил; теперь жеговорю тебе, праведнейший Авраам: оставь все желания и тотчас прекратиспрашивать, но следуй за мной, как Бог и Судия всеобщий велел мне". Сказалже Авраам Смерти: "Отойди от меня еще ненадолго, чтобы мог я отдохнуть наложе моем, ибо едва дышу: оттого, что смотрят на тебя глаза мои, иссяклисилы мои, и все члены тела моего воистину кажутся мне тяжелыми, словно изсвинца, дух же мой весьма печалится. Посторонись немного, ибо сказал я, чтоне могу выносить твоего вида". Пришел же Исаак, сын его, и пал на грудь его,плача, пришла и жена его Сарра, и обвила ноги его, убиваясь горько. Пришли ивсе рабы его и рабыни, и стали вкруг ложа его в глубокой печали. Авраам жебыл на краю смерти. И сказала Смерть Аврааму: "Вот, поцелуй правую руку мою,и да возвратятся к тебе веселье, жизнь и сила". Ибо Смерть обманула Авраама.И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти, и тутже предстал Михаил архангел со множеством ангелов, и унес драгоценную душуего на руках своих, обернутую в плащаницу богоявленную и умащенную миромбогодухновенным и ароматами. Погребли же тело праведного Авраама в третийдень после кончины его, и опустили тело его в землю обетованную, в дубравеМамре, драгоценную же его душу упокоили ангелы и вознесли ее на небо,распевая трисвятую хвалу Богу, Владыке всего сущего, и представили ее дляпоклонения Богу и Отцу. {Существовало представление, согласно которому душаявлялась для поклонения Богу на третий день после смерти. До этого же онастранствует по земле.} И когда при великом славословии и восхвалении, бывшемпред Господом, поклонился Авраам, и пришел голос беспорочный Бога и Отца,так говорящий: "Вознесите ныне друга моего Авраама в рай, где пребываютшатры праведников Моих и где обители святых Моих Исаака и Иакова в лоне его,и нет там страдания, печали и стонов, но мир, веселье и жизнь бесконечная".{Упоминание Исаака и Иакова среди населяющих рай может вызвать недоумение:Исаак по Завещ. Авраама (первые главы) еще мальчик, а сын его Иаков вовсе неродился. Видимо (ср. упоминание об Иове в гл. 15 и возраст Исаака - гл. 3),точное временное соотнесение для подобных текстов не имеет значения. Гораздоболее важны раз навсегда утвердившиеся формулы типа "Авраам, Исаак и Иаков".Ср. Откр. Павла 47-49 и Откр. Петра 14. Ср. также молитву "Со святымиупокой...".} С тем же и мы, братья мои возлюбленные, уподобимся в гостеприимствепатриарху Аврааму и позаимствуем от него добродетельный образ жизни, дабыудостоились и мы жизни вечной, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. Его жеслава и держава вовеки. Аминь.

Date: 2015-11-13; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию