Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1 Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления





 

Внутренние логические противоречия (в первую очередь), а также нерешенные практические экономические проблемы привели к интеллектуальному кризису классической политической экономии во второй половине XIX века. После того, как представители немецкой исторической школы и их единомышленники в Англии завершили критику существующей теоретической системы, а Дж. Ст. Милль отрекся от ряда важнейших положений классической теории, последняя оказалась в весьма незавидном положении. Слабым местом критики «классиков» со стороны немецкой исторической школы была антитеоретичность последней. Представители немецкой исторической школы посвятили основные усилия описанию экономических институтов в их исторической эволюции (что было значительным вкладом в науку), но не предложили никаких альтернативных теоретических концепций. Если представители «ранней» немецкой исторической школы еще признавали существование универсальных экономических законов, то представители «поздней» исторической школы таковые отвергали. А в науке мало опровергнуть существующую теорию – необходимо предложить более приемлимую альтернативу, иначе ученые вынуждены будут по-прежнему придерживаться критикуемых концепций (при всей возможной убедительности критики).

В результате в 1860-е г.г. экономисты-теоретики оказались в тупике. Требовались серьезные изменения в методах исследования (теоретизирования); в экономической теории «назревала» методологическая революция.

Термин «маржиналистская революция» обозначает настоящий переворот в методах экономической теории, произошедший в 1870–е г.г. и связанный с такими выдающимися именами, как Леон Вальрас, Уильям Стенли Джевонс и Карл Менгер. Термин marginalism связан с введением в экономическую теорию предельных (marginal) величин, но «маржиналистский переворот» означал гораздо большее. Безусловно, следует иметь в виду, что, как и меркантилизм, «маржиналистская революция» – упрощенная реконструкция исторических событий «задним числом». Совокупность научных школ, возникших в последней трети XIX в результате «маржиналистской революции», принято называть неоклассическим направлением.

Существенно ограничив предмет (область исследований) экономической теории и на порядок повысив стандарты научности, маржиналисты добились большей точности и логической стройности науки.

Во-первых, единичным объектом изучения стал так называемый экономический человек, который, в какой бы роли ни выступал (потребителем, предпринимателем или продавцом рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (усилия) для его получения.

Во-вторых, при исследовании отдельных хозяйственных единиц стали применяться предельные величины, которые характеризуют эффект, получаемый от дополнительной единицы, потребления (предельная полезность) или затрат производственного фактора (предельная производительность фактора).

В-третьих, неоклассики преодолели ограниченность классического учения о товаре и рыночной цене. Классическая политическая экономия не изучала поведение на рынке потребителей товаров и поэтому не создала целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа, разработавшая концепцию предельной полезности благ и теорию капитала, а также доказавшая информационный характер экономических проблем. Ее лидерами были Карл Менгер, Евгений фон Бем–Баверк и Фридрих фон Визер. Книга Карла Менгера (1841–1921) «Основания политической экономии» произвела в 1871г. подлинный переворот в экономической теории, а фундаментальный трактат Фридриха фон Визера (1851–1926) «Общественное хозяйство» суммировал достижения австрийской школы. Английские классики считали решающей сферой экономики производство. Соответственно этому они полагали, что рыночные цены определяются предложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты, наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывали рынку и первенство в установлении цен отводили спросу покупателей. Они впервые сформулировали психологические законы массового поведения потребителей рыночных благ. Именно «австрийцам» мы обязаны появлением концепции альтернативных издержек.

В-четвертых, пересмотр классического наследия коснулся и производства. Лидер американского маржинализмаДжон Бейтс Кларк дополнил концепцию предельной полезности потребительских благ теорией предельной производительности труда и капитала. Он прямо противопоставил свою теорию классической теории трудовой стоимости.

В-пятых, концепции предельной полезности и предельной производительности факторов производства позволили поставить во главу угла неоклассической теории проблему эффективности рыночной экономики. Такая эффективность означает достижение максимума удовлетворения потребностей людей (или максимума дохода предпринимателя) при минимуме затрат производственных ресурсов. В результате предметом экономической теории стали универсальные, внеисторичные законы «чистой экономики».

В-шестых, с новых позиций были переработаны теория капитала, процента и денег. Выдающуюся роль в этом сыграли Ирвинг Фишер и стокгольмская школа во главе с Кнутом Викселем.

В-седьмых, акцент ранних «неоклассиков» на за данный объем средств (ресурсов) формирует статический экономический анализ, практически отсутствовавший у предшественников. Именно введение «новаторами маржинализма» в экономическую теорию статического анализа позволило распознать проблему ограниченности благ и в результате переформулировать предмет науки.

В-восьмых, введение в экономический анализ предельных величин позволило активно использовать математику (в частности – аппарат дифференциального исчисления) и создавать экономико–математические модели. Пионерами здесь стали экономисты т.н. лозаннской («математической») школы в экономике: англичанин Уильям Стэнли Джевонс, швейцарец Леон Вальрас, итальянцы Маффео Панталеони, Вильфредо Парето и Энрико Бароне. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные количественные зависимости в производстве, обмене и потреблении, и они позволили изыскивать оптимальные варианты продуктивного использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах. Леон Вальрас (1834–1910) разработал первую математическую модель общего экономического равновесия. Его теоретические достижения стали одной из основ моделей «затраты–выпуск» В. Леонтьева, американского экономиста русского происхождения, лауреата нобелевской премии (см. главу 7). Вильфредо Парето (1848–1923) был одним из основателей ординалистской теории полезности, теории общего равновесия и теории оптимальности экономики.

В-девятых, неоклассики впервые занялись научной обработкой данных наблюдения, систематическим сбором обширной эмпирической информации (в первую очередь статистической) и проверкой выдвинутых теорий путем сопоставления с полученными данными. Пионером в этом выступил выдающийся американский экономист Ирвинг Фишер, а Уэсли Клер Митчелл стал в 1920 году в США основателем первого в истории научного института эмпирических экономических исследований – «Национального Бюро Экономических Исследований, НБЭИ» (National Bureau of Economic Research, NBER). Таким образом, экономическая теория стала превращаться из умозрительной, метафизической дисциплины в науку подлинную, эмпирическую.

В результате «маржиналистской революции» в период с 1870 по 1930–е г.г. формируется неоклассическая микроэкономика, которая стала отправным пунктом для развития современной экономической теории. На базе неоклассического направления возникли новые и недостающие звенья экономической теории – теория рыночной цены, учение о предпринимательстве, теория потребительского поведения и др.

 

Date: 2015-12-11; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию