Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПолимасштабностьЧто же это за «место» может быть, о котором мы все время говорим и которое мы собираемся описывать? Может ли это быть маленькая улочка или дом... или это обязательно целый материк или океаническое пространство? Строго говоря, ответа на этот вопрос мы дать не можем. Однако же, нам представляется, что место это должно быть скорее небольшим, чтоб можно было бы его объять единым взором. При этом важно, чтоб это не сводилось просто к описанию того, что видишь - и не более. Важно отразить и потаенное, не только в глубинах какого-то особого понимания и восприятия, глубинах культуры и истории - но и то, что спрятано в пространствах, уходящих за пределы нашего объекта исследования. Надо смотреть на город одновременно и как на домик на углу, и как на квартал многоэтажек, и как на выросший в голой степи островок цивилизации, и как на неотъемлемую часть необъятной степи, которая лишь там и сям спускается к другим данностям. Это значит - мыслить полимасштабно. Игра масштабами, наверное, самая географическая черта КГХ. Она требует географической эрудиции, знания тех самых «полочек», от которых мы так «открещивались» - и знания всей территории в ее многообразии. Например, характеризуя село Михайловское Олонецкого района Карелии (см. ИЛ, II.3) отдельно от окружения, мы позиционируем его как «ворота русского севера». Если мы описываем его среди других мест административного района, то эта черта перестает быть специфической для села, характеризуя район в целом - и доминантой Михайловского становятся основательность построек, «цепкость» и «крепкость» в характере жителей. При еще большем приближении эти две черты получают различное пространственное соответствие, становясь доминантами двух частей Михайловского - Палнаволока и Устья. 3.6. Пространство + время КГХ, без сомнения, суть пространственный жанр, однако же и без исторического наследия мы обойтись никак не можем. Мы можем вычленить особые черты. И пусть какие-то из них будут связаны не с настоящим, а с прошлым; это будет лишь один из срезов места, одна из доминант. Она будет представлять определенный «срез» - общность пространства и времени, своего рода «пространство + время» (хронотоп). Не для всякого места будет актуально прибегать к использованию «пространства + времени». Часто перед нами встанут всевременные доминанты, которые можно развивать в любом историческом контексте. Но иногда некоторые из доминант станут актуальными только в определенной ячейке пространства + времени. И только после обоснования такой доминанты - можно будет далее искать ее аналогии, ее «продолжение» и в нашем времени, и где-то еще. Время неистребимо. Оно не может не влиять на пространство, поэто- му и место не может не быть хоть отчасти, но - итогом и времени тоже. Значит, пространственно-временные доминанты тоже неотъемлемая часть КГХ - и многое зависит от индивидуальности конкретного места. Например, пространство и время ведут себя в городе Мценске Орловской области удивительным образом. Они здесь уже переплетены; переплетены так, что разделить их - невозможно. Мценск представляется аномалией, заповедником пространственно-временных общностей. История Мценс-ка не есть история в чистом виде; она глубоко завязана на пространственных трансформациях образа города. И разделить эти два сюжета в КГХ - нельзя; нет района Мценска в другом времени, равно как нет эпохи в истории города без «ее» участка Мценска. Видимо, в этой особенной структуре, особенном сочетании, органичности двух «измерений» - и есть причина ячеистос-ти образа Мценска; эти ячейки суть пространственно-временные неделимые частички, и только из них образ и формируется - и никак иначе.
|