Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурный ландшафт и Советское пространствоВ.Л. Каганский, строго говоря, не декларирует и никак не определяет, связи своего творчества с современными тенденциями в географии. Эта отличительная черта его теорий имеет своим следствием обособленность терминологии, автономность концепций. Однако это, во многом, и делает интересными его «конструкции», называемые обыкновенно теоретико-географическими. Каганский исходит из особого понимания и восприятия пространства, особого восприятия его как целостного культурного ландшафта. Строго говоря, он представляет не более чем свое собственное (т.е. субъективное) восприятие территорий, пространств, культуры и - шире - всего, что наполняет «культурный ландшафт». Недекларируемая субъективность в характеристике культуры в широком смысле как основы ландшафта - вот основная идея, привносимая В. Л. Каганским в многогранную ткань методик КГХ. При этом Каганский неявно указывает и на особенности самого процесса исследования - это путешествие + одиночество + мысль. Каганскому принадлежит первое и по сути единственное последовательное и цельное описание пространства теперь уже бывшего СССР, пост- роенное не по отраслевому принципу. Оно основано на принципах отбора характеристик в соответствии с восприятием ландшафта и главенством одних его черт над другими. Концепция Советского пространства выделяет основными чертами территории бывшего СССР: иерархичность, инверсии, необъяснимость, обязательную статусность, псевдосакральность, закрытость, мономасштабность, централизацию. Эти черты создают новую реальность, особое пространство, особое даже и своей оторванностью от реальной территории; но оно-то и есть «местообитание» граждан СССР. Это по сути -построение реальности на основе представления о внутреннем и внешнем восприятии культуры, определившей сущность территории и ее жителей (и наоборот). С другой стороны, результат этого построения концентрируется на особых «доминантах» - чертах, присущих пространству (см. выше). Таким образом, перед нами - образец построения КГХ на основе отбора главнейших черт и объяснения ими всех остальных составляющих того, что составляет сущность восприятия данной территории. Географические образы Понятие образа вообще достаточно распространенное и потому - многозначное. Об образах издавна говорили литературоведы и обыватели, имея в виду художественные образы (см. 2.4). Сущность «образа места» и их различия сформулировал Н.Н. Михайлов [Михайлов, 1948; см. 1.6]. Рассматриваемое здесь понятие основано на внедрении понятия образа из гуманитарных наук, где во второй половине XX столетия начали активно развиваться направления, связанные с исследованиями восприятия, памяти, познания и др. [см., напр., Найссер, 1981]. И сразу же этим построениям стали находиться применения, относящиеся к элементам пространства [см., напр., Голд, 1990; Линч, 1982; Тuan, 2002]. Особое место в негеографических исследованиях образов занимают многочисленные работы Г.Д. Гачева [Гачев, 2000, 2002а, б, 2003 или др.]. Собственно, их особенность и определяется тем, что Гачев исследует именно национальные образы мира, вычленяя в культуре народов, в традициях, в обычаях черты, обусловленные в той или иной степени природными условиями местообитания народа, историей формирования его (в основном, в территориальном разрезе) и др. По своей стилистике Гачев близок принципиально Каганскому - «автономность», особая терминология, понимание особого собственного образа жизни как атрибута процесса создания работ, и т.п. «Наш предмет - национальный космос в древнем смысле - как строй мира, миропорядок: как каждый народ из единого мирового бытия, которое выступает в начале как хаос, творит по-своему особый космос. В каждом космосе складывается и особый логос — национальное миропонимание, логика. <...> [Национальный космос] нам не сам по себе интересен (как его описывают науки о природе: география, биология, антропология), но натур- философски: именно в его перерастании в национальный логос, национальный склад мышления» [Гачев, 2000, с. 298]. Параллельно подобные направления намечаются и в географии [см. Методика страноведческих..., 1993]. С 1990-х гг. география образов развивается и в нашей стране. Не только разработки Михайлова послужили основой внедрения этого термина. Суть его, во многом, объяснялась уже сущностью «характеристики» Баранского; об образах писал и Машбиц [Машбиц, 1998, с. 229-230], не объясняя, правда, соотношений образов и КГХ. Д.Н. Замятин развивает понятие образа, исходя изначально из хорологического направления. Параллельно шло «сращивание» с гуманитарно-научными пониманиями образа: и здесь нет единства в трактовке. Образ может представляться как «визуальный объект, «картинка», возникающая в сознании человека. Иногда образ рассматривается как совокупность различных (не только визуальных) представлений об объекте в сознании одного или группы людей» [Замятина, 2003]. В трактовке Н. Ю. Замятиной образ есть «определенным способом организованная, внутренне целостная информация о месте» [Замятина, 2003]. По Д.Н. Замятину [см. Замятин, 2002], «географические образы - это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются, как правило, компактными моделями определенного географического пространства (или географической реальности), созданными для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели» [Замятин, 2003, с. 48]. Близко к последнему пониманию подходит О.А. Лавренова, определяющая образ «как систему представлений о геообъекте, включающую в себя все нюансы его устойчивых культурных значений (в т. ч. стереотипные и символические)» [Лавренова, 1998, с. 12]. Создание географических образов (в любой из трактовок) представляется как путь характеристики любого элемента географической «реальности», основанный на отборе главных черт и мониторинге их трансформаций в динамике. В любом случае речь идет о вычленении какого-либо среза информации, связанной так или иначе образом с местом. Заметим, что образы могут быть политико-географическими [Замятин, 20016; 2003, с. 144-284], экономико-географическими [Замятин, 2003, с. 285-318], культурно-географическими [Замятин, 2001а; 2003, с. 61-143] и др. Это свидетельствует о том, что географические образы вообще не претендуют на комплексность - образы дают мощный моментальный срез пространственных представлений. Однако, их использование в качестве инструмента и/или наименования КГХ представляется целесообразным. Другое дело, что само понятие образа слишком многозначно, поэтому возможности использования этого термина нам кажутся все же ограниченными. Ниже (см. 5.5) мы еще вернемся к географическим образам в попытке органично вписать их в нашу концепцию КГХ. Литература и география О близости и кооперации между географией и искусством написано немало [см., напр.: Мильков, 1981; Перцик, 1997; В.П. Семенов-Тян-Шанс-кий, 1928]. Нас интересуют возможности заимствования каких-либо художественных произведений и/или их частей как отдельного элемента (в каком-либо качестве) собственно КГХ. Мы выделили бы несколько «ипостасей» возможного привлечения художественных произведений к комплексному описанию территорий: 1. Художественные произведения, по своему смысловому и образному наполнению близкие к литературоведческим и/или гуманитарно-географическим. Образцом подобного рода произведений послужит книга Петра Вайля «Гений места» [Вайль, 2001], которая не только представляет города через их «выразителей», не только противопоставляет и сравнивает города через «конфликт» их «гениев» - но и обосновывает этот путь: «Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. <...> На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появился странный жанр -своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов» [Вайль, 2001, с. 7-8]. Параллельно эти же произведения, как правило, изобилуют и собственно живописными образными описаниями городов, которые при этом часто несут в себе не только чисто описательную функцию, но и «настроены» на отображение какого-либо феномена пространства. В схожем ключе «работают» в пространстве некоторые литературоведческие произведения [см., напр., Баглаевський, 1998]. 2. Художественные произведения, представляющие специально характеристику какого-либо географического объекта как вообще «главного героя» произведения, либо как элемент «обстановки» [см., напр., Белый, 1994; Паустовский, 1958]. Особый случай - произведения А.П. Платонова, особенно роман «Чевенгур» [Платонов, 1988], где само пространство Воронежской области мифологизируется и становится не то действующим лицом, не то предметом инверсий со стороны героев и автора. Как это ни странно, именно первого типа описания довольно распространены, но при этом их проблема в том, что они, как правило, не могут претендовать на комплексность описания и представляют одну какую-либо черту места. Нам представляется, что поиск отдельных черт есть важный этап при создании КГХ; поэтому привлечение именно этого типа литературных произведений наиболее продуктивно для синтеза КГХ, особенно - на этапе сбора первичной информации о месте и отбора основных черт. Заметим, что гуманитарно-географические описания часто напоминают именно такие произведения (теоретико-географические миниатюры Каганского [Ка-ганский, 2001, с. 116-132], например). Упоминавшаяся выше статья Миль-кова [Мильков, 1981] предваряет именно сборник подобного рода работ о Воронежской области. Регулярно подборки материалов об Украине и особенно о западных ее частях представляет львовский независимый культурологический журнал «I» [см., напр., Возняк, 2003; Клех, 2003; Пономарьов, 2003; Присяжний, 2003; Рот, 1995; Шльогель, 2003]; его материалы частично переведены в сборнике [Апология Украины, 2002]. Часто такого рода произведения можно использовать как первоначальный набросок «главных» структурных элементов-образов будущей КГХ. Вот, например, простое перечисление первых предложений абзацев рассказа Эркена Кагарова: У осени в Ташкенте совсем другой запах. В Ташкенте все делается неторопливо. В Ташкенте летом жарко. В Ташкенте много дешевых фруктов и овощей. Из Ташкента многие уезжают. В Ташкенте был самый высокий в Средней Азии памятник Ленину. Ташкент — город интернациональный. В Ташкенте жило много корейцев и татар. В Ташкенте не носят короткие юбки. В Ташкенте говорят: «плов-млов» и «телевизор-мелевизор». В Ташкенте очень любят цветы. В Ташкенте водку пьют из чайников. В Ташкенте на улице готовят плов и шашлык. В Ташкенте коровы пасутся на трамвайных путях. По Ташкенту многие скучают. [Кагаров, 1999]. Вот как характеризует подобного рода описания (на примере «Мещерской стороны» Паустовского [Паустовский, 1958]) Ф. Н. Мильков: «В повести нет стремления описать Мещерскую низменность в «целом» или «сред- нем» ни по компонентам природы, ни по физико-географическим районам, ее слагающим. Она состоит из отдельных, на первый взгляд совсем не связанных между собою отрывков, дающих, однако, в совокупности достаточно полное представление о природе и отчасти - о населении Мещеры» [Миль-ков, 1981, с. 9]. Об этом пишет и сам Паустовский: «Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: «Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то». Я не буду называть широт и долгот Мещерского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещерские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась древняя Русь от татарских набегов» [Паустовский, 1958, с. 195]. 3. Художественные произведения, написанные в исследуемом месте (либо автором из исследуемого места), но не связанные непосредственно с этим местом. Суть изучения таких произведений при составлении КГХ -во-первых, ознакомление с культурными особенностями города, во-вторых, отработка ряда «извне» возникших черт КГХ места, в-третьих, инструмент «повышения художественности» КГХ через использование в отдельных случаях текстов как бы местного колорита, хотя и не относящихся, строго говоря, к исследуемому объекту. Говоря о таких произведениях, отметим роль «хрестоматии» нестоличной литературы [Нестоличная литература, 2001]. Иногда такие произведения могут использоваться и как образец местного говора (диалекта) [см., напр.: Собакина, 1996] или особенностей национального развития. Иногда их можно просто использовать как инструмент создания особой ауры, особой значимости места, привлечения к нему интереса [см., напр.: Бекишев, 1999; Галеев, 2000; Ерофеев, 2001; Кальпиди, 1995; Малышев, 2000; Наумова, 1997; Пекин, 2001; Туренко, 2000]. В этом отношении наиболее «продуктивны» для создателя КГХ появляющиеся в последние годы все чаще сборники местных литературных произведений [см., напр.: Литературная Свирель, 2003; Откройся..., 2001; Поэзия Севера..., 2003; Стихи не приходят..., 2000; Юный Таллинн, 2003].
|