Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа студентов (СРС)





Самостоятельная работа студента (СРС) является важной составляющей в изучении дисциплины «Русский язык и культура речи». Цель СРС заключается в закреплении углублении знаний, полученных на лекциях, приобретении навыков составления устных и письменных текстов, выступлений, умения работы с учебной и справочной литературой; преодолении индивидуальных трудностей и пробелов в освоении предмета; расширении кругозора, повышении общей и речевой культуры.

Рекомендуетсясамостоятельная работа студентов по составлению логической схемы базы знаний по теме с использованием лекционных материалов, чтения и реферирования основной и дополнительной литературы; составление и редактирование текстов; выполнение тренировочных упражнений; работа со словарями; поисковая работа.

 

Задания и упражнения для самостоятельной работы

Раздел 1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

Основоположник первой русской филологической школы М.В. Ломоносов выдвинул критерий исторической целесообразности в упорядочении норм русского языка. Ученый разграничил стили литературного языка в зависимости от характеристики языковых единиц, тем самым впервые определил нормы стилей. В основе этой стилистической теории была позиция осознанной активной нормализации. Этот принцип развивался в трудах последователей М. В. Ломоносова вплоть до 30-х годов XIX в. Во второй половине XIX в.

Вопросы научной нормализации получили дальнейшее развитие в трудах Я.К. Грота (1812-1893), который впервые систематизировал и теоретически осмыслил свод орфографических законов литературного языка. В нормативном «Словаре русского языка», изданного под руководством Я.К. Грота в 1891 году, была разработана система грамматических и стилистических помет.

Новый этап в научной разработке проблем культуры речи начался в 30-е годы XX в. И связан с именами Д.Н. Ушакова, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, С.И. Ожегова, Л.В. Щербы. В основу нормализации языка был положен анализ современного состояния языка и его литературной нормы с учетом закономерностей его исторического развития. О языковой норме в полном смысле этого слова, т.е. как о категории осознанной и фиксированной в общеобязательных правилах, можно говорить только применительно к эпохе формирования языка с сопутствующим этому процессу преобразованием его литературно-письменной формы, т.е. литературного языка. Под литературным языком понимают нормированную, обработанную форму национального языка. По словам выдающегося отечественного лингвиста современности В.В. Виноградова, «литературный язык – это общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов, язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной». Цель существования литературного языка, главным образом, объединяющая – быть единым языком всей нации, в отличие от диалектов.

Идеал кодификации заключается в незыблемости, стабильности языковых установлений. Функциональные же и стилистические потребности языка создают условия для возможных его изменений, прежде всего, в норме употребления языковых единиц. Академик И.В. Ягич отмечал: «Против … отклонений от закономерных образований теория может некоторое время обороняться, но, в конце концов, она обычно уступает, потому что именно употребление – последняя инстанция, которой нельзя не покоряться». Значение фактора употребления подчеркнуто и в том употреблении нормы, которое предложил С.И. Ожегов: «Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа существующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов». (Ожегов С.И. Работы по культуре речи // Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М, 1974).

Норму можно рассматривать как итог познания и отражения сущности литературного языка, конкретное рациональное начало. Резкие и немотивированные отступления от литературной нормы квалифицируются как ошибки.

Date: 2015-11-13; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию