Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Медицина народов Средней Азии. Труды Авиценны их значение для развития медициныСтр 1 из 22Следующая ⇒
После распада Халифата в IX-XI вв. одним из важнейших научных центров Востока стала Средняя Азия. Государство Саманидов которое достигло своего расцвета в Х в. В 980 г. Недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина. Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний и состоит из пяти книг. Первая посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология, причины болезней, симптомы болезней, диета, профилактика, общи принципы лечения. Вторая посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения. В третьей описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам от «головы до пят»). Четвертая посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и др.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1)знание анатомии, 2)чистота хирургического инструмента, 3)особая забота о пациенте после операции. В пятой описаны «сложные лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств; растительного 526, животного 125, минерального 85.
4. Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.) Началом истории Средних веков в Западной Европе условно считается 476 г. Когда был низложен последний император Западной Римской империи – Ромул Аугустул. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма. В результате была создана своеобразная средневековая христианская цивилизация Запада. Ведущая роль в медицине принадлежала церкви. Первые христианские госпитали (помещение для приезжих) появились в Западной Европе на рубеже V-VI вв. при кафедральных соборах и при монастырях. Монахи лечили не только «постом и молитвой», но и рациональными средствами. Рост городов и количества горожан обусловили появление городских госпиталей, несущих функции приюта и больницы. Высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – врачебная школа в г. Салерно. Эта школа была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании придерживалась практического направления. Ее деканы не имели духовного сана. В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, а с 1238 г. Раз в пять лет разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов. В университете, на факультете медицины курс теоретического обучения длился пять-семь лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Количество студентов - медиков было небольшим и редко превышало 10 человек. Затем были открыты университеты в Болоньи, Париже. В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с ересями, сформировался церковный суд – инквизиция. В системе инквизиции важное место занимали и врачи. От его «искусства» пытать подсудимого зависели результаты следствия. Одновременно он следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался до суда. После пыток врач залечивал раны – ведь еретика надлежало возводить на костер невредимым. Все это заметно повлияло на сложившийся к тому времени метод средневекового образования – схоластику. Схоластика – средневековый научный метод, или тип религиозной философии, основанный на формальной логике. Медики-схоласты пользовались трудами Гиппократа и Галена, ссылаясь на ошибочные, умозрительные представления о процессах, происходящих в человеческом организме. Все сочинения предшественников предварительно проходили церковную цензуру, поэтому наиболее ценные практические сведения отбрасывались как противоречащие католическим догмам. Наука оказалась в жестких рамках религиозной идеологии. В 1490 г. В Падуе был построен первый анатомический театр. Наибольшим опытом обогатилась медицина в области инфекционных болезней. Наиболее тяжелой была эпидемия чумы в XIV веке. Из других заболеваний широко распространилась в этот период проказа (лепра) и ряд других кожных заболеваний. Этому способствовали крестовые завоевательные походы в страны Восточного Срединоземноморья (1096-1270 гг.) В эпоху Возрождения в связи с улучшением санитарного быта городов лепра в Западной Европе почти полностью исчезла. Медицина Средневековой Европы не была бесполезной. Был накоплен огромный опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных заболеваний, противоэпидемические меры.
Лекция № 6. Медицина Позднего Средневековья (XV – XVII вв.). Развитие опытного знания и клинического наблюдения. План 1. Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения: 2. Становление анатомии и хирургии как науки. 3. Медицина в Московском государстве.
1. Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения: На рубеже XIV – XV вв. создались условия для коренных преобразований в экономике, духовной жизни, медицине. Великие географические открытия положили начало мировой торговле, новым знаниям, например, медицина Европы получила новые лекарственные препараты – кору хинного дерева, опий, камфару и др. Так как гуморальная теория Гиппократа перестала удовлетворять врачей, появились попытки объяснить работу живого организма с позиций физики (механики) и химии (алхимии) – ятрофизика (ятромеханика) и ятрохимия. С позиций ятромеханики, организм подобен машине (сердце – насос, конечности – рычаги, теплота – за счет трения и т.п.), а все жизненные процессы можно объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения этого учения четко изложены в сочинениях итальянских физиологов Дж.А.Борелли (1608-1679) «О движении животных» и С.Санторио (1561-1636) «О статической медицине». Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), который во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три основные задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии. Современник Бэкона, французский ученый Р.Декарт (1596-1650) которого считают одним из творцов ятрофизики, был не только выдающимся философом и математиком, но также выполнил ряд физиологических исследований. Так, он в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт изучал также физиологическую оптику. Радикальным пересмотром всей средневековой схоластической медицин была вся деятельность Теофраста Бомбаст фон Гогенгейма (Парацельс 1493-1541 гг.). Парацельс является основоположником ятрохимии, направления ознаменовавшего привлечение химии к решению медицинских проблем (он применял химические исследования для решения вопросов физиологии, патологии, диагностики), и опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больных или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. С Парацельса началась переориентировка химических исследований «от делания золота» к приготовлению лекарств. Химические средства состояли из препаратов металлов из соединений свинца, сурьмы, меди, железа и ртути. Его внимание было постоянно обращено на изучение живого человека, на изыскание действенных лечебных средств. Парацельс разработал свою классификацию факторов, влияющих на здоровье человека, разделив ее на 5 видов: 1) естественные факторы, свойственные конституции каждого человека. 2) яды и факторы, привносящие заражение или возбудители инфекций и отравляющие вещества. 3) факторы психологического характера. 4) астральные воздействия такие как, атмосферные и климатические факторы. 5) божественное влияние, связанное с верой и могущее давать исцеление. Он впервые разработал приемы выделения из растительных лекарств действующего начала и изготовлял из них тинктуры, экстракты и эликсиры. Парацельс при всей своей научной деятельности не был свободен от многих мистических, астрологических и алхимических верований и традиций. В своих приемах лечения он применял «многие тайные средства» (арканы). С времен Парацельса ученые-химики стали выходить из среды врачей и фармацевтов, химию стали преподавать в университетах на медицинских факультетах, что способствовало дальнейшему развитию ятрохимии. Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела. Аптека как самостоятельное учреждение возникло во второй половине VIII в. городе Багдаде в 754 г. В Европе первые аптеки появились XI в. в испанских городах Толедо и Кордове. Из простых лавок они превратились в большие фармацевтические лаборатории, которые включали помещение для приема посетителей, кладовые, где размельчались и хранились лекарства и сырье, и собственно лаборатории с печью и дистилляционным аппаратом. Культивировались аптекарские ботанические сады – сады здоровья. Крошечные оконные садики постепенно «разрослись» в настоящие «сады здоровья»: участки рядом с аптекой использовались для выращивания лекарственных трав. В качестве лекарственного сырья аптекари использовали также минеральные вещества и части животных. Большой популярностью пользовались заморские лекарственные средства, которые привозились главным образом из стран Востока. Становление физиологии как науки связывают с именем У.Гарвея. Уильям Гарвей (1578-1657 гг.) – выдающийся английский врач, физиолог и эмбриолог. Основываясь на достижениях своих предшественников – Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам непременно возвращаясь к сердцу. Опустошительные эпидемии инфекционных заболеваний в XV – XVII вв. как и в средние века продолжали оставаться огромной трагедией населения Европы. В средневековых городах Западной Европы весь мусор и пищевые отходы выбрасывались прямо на улицы. В городе было трудно дышать из-за едкой зловонной пыли. В таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, натуральной оспы и других болезней именно в городах была самая высокая смертность. В то же время в Америке в процессе конкисты были завезены новые, неизвестные ранее болезни. Среди них – оспа. Эта печальная страница истории континента становиться еще более трагической в связи с тем, что конкистадоры использовали инфицированную оспой одежду в целях истребления непокорных аборигенов. В крупных портовых городах Европы, куда торговыми судами могли быть занесены эпидемии, появились особые противоэпидемические учреждения – изоляторы, обсерваторы, был установлен карантин. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796 г.) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40%. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракастро. Фракастро написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» в трех книгах. Словом «контагия» называлась живая размножающаяся сущность, выделяемая пораженным организмом. Будучи уверен в специфичности возбудителя заразы, Фракастро ввел понятие «инфекция» (внедряться, отравлять). Тогда же в медицине прижилось слово «дезинфекция», а в XIX веке последователь итальянского медика, врач из Германии К. Гуфеланд впервые применил обозначение «инфекционные болезни». Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Он полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение – все. В связи с ростом производства и развитием мануфактурного производства начинает появляться интерес к изучению условий труда и особенностей патологии рабочих, занятых в различных отраслях производства.
Date: 2015-12-10; view: 2719; Нарушение авторских прав |