Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые выводы
•Неделя прошла. Я вижу в ваших руках “Бланки учета времени”. У кого-то они заполнены сверху донизу, а у кого-то имеют первозданный вид. Но я уверена, что несмотря на то, что многие из вас так и не решились записывать свои дела, вы все же вели наблюдения за собой. Какой самый первый вывод можете вы сделать?
В ответах чаще звучит недовольство собой и неверие, что можно научиться и перестать терять время зря.
•Не следует огорчаться и приходить в уныние. Переоценка собственной занятости – явление обычное. Психологи расценивают его как вполне естественное качество человеческой психики.
В книге “Самоорганизация студентов первого курса” приводится распорядок дня среднего студента, который был опубликован в студенческой газете. Послушайте, как он выглядел:
7-00 Подъем 7-30 Подъем 8-00 Подъем 9-00 Подъем 9-30 Подъем 10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента) 12-00 Обед 12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще на лекции) 16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии 18-00 Вася взял 5 копеек и ушел 19-00 У входа в общежитие. Светы нет 20-00 Светы нет 21-00 Светы нет 22-00 Света пришла с высоким блондином 23-00 Вечерние игры и развлечения 24-00 Выполнение домашнего задания 25-00 Домашнее задание 26-00 Задание 27-00 Отбой
•Смешно? Я вижу, многие из вас узнали себя. Возможно, бывают дни, когда вы живете по такому распорядку. Но так ли уж бессмысленно потрачено время на ожидание Светы и на общение с Васей? Важно, чтобы стремление к экономии и планированию времени не препятствовало личным взаимоотношениям. Поэтому, получив первые результаты автохронометража, не нужно пытаться заполнить свой день до отказа делами и круто менять свою жизнь.
Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно.
Распределяем время
Упражнение 16
Выберите любой день из тех, что вы прохронометрировали. Посчитайте, сколько времени у вас уходит на следующее:
а) Работа, которую вы выполняете по обязанности, но без удовольствия.
б) Работа, которую вы делаете по собственному желанию.
в) Общение (например, с друзьями, с родственниками).
г) Ритуалы (например, подъем, отход ко сну).
д) Деятельность, приносящая удовлетворение.
е) Пустое времяпрепровождение.
ж) Другое.
Нарисуйте два круга рядом. Подпишите под одним кругом: “Типичный день на прошлой неделе”, под другим: “Идеальный день”. Разделите оба круга на соответствующие сектора так, чтобы отразить долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня.
Отметьте, отличается ли типичный день от идеального? Что вы можете сделать, чтобы приблизить обычный день к желаемому? Придумайте и запишите для начала три способа, которые позволят вам приблизить типичный день к идеальному.
Оцените то, что вы уже умеете
Каждый из вас уже владеет множеством технических приемов, позволяющих вам принимать решения, доводить начатое дело до конца и добиваться успеха. Иначе бы вы не смогли изо дня в день справляться с тем количеством заданий, которое требует обучение в школе (особенно в выпускном классе), заниматься на факультативах, в спортивных секциях, посещать подготовительные курсы, и при этом успевать пообщаться с друзьями, сходить на дискотеку. В этом смысле вы уже сейчас представляете собой специалиста, владеющего техникой и способностью к самоорганизации.
Упражнение 17
Рассмотрите бланки учета своего времени с такой позиции, чтобы выявить свои сильные стороны, другими словами, вам предстоит определить, что вы умеете уже сегодня, сейчас. Каждую свою способность начинайте записывать со слов: “Я умею...” и так до тех пор, пока не убедитесь, что составили полный список.
Теперь прочитайте, что получилось, и подумайте, какие ваши личные качества и особенности стоят за каждым умением.
Когда задание выполнено, садимся в круг и начинаем обсуждение. Предлагаю в группе поделиться своими впечатлениями о проделанном упражнении.
•Было ли сопротивление выполнению задания? •Кому задание показалось трудным? •У кого оно не вызвало затруднений? •Кому не удалось определить ни одной способности? •Давайте определим максимальное и минимальное количество отмеченных умений.
После общей беседы предлагаю желающим познакомить группу со своим списком умений и способностей. Итак, первый смельчак рассказал о своих способностях к самоорганизации.
•Спасибо. Ты рассказал нам то, что ты сам знаешь о себе, это, как говорится, взгляд на себя изнутри. Здесь в кругу сидят твои товарищи, которые проучились с тобой несколько лет. Они давно знают тебя и, возможно, глядя на тебя со стороны, замечают в тебе то, что ты сам заметить не можешь. Ты хочешь, чтобы они рассказали тебе об этом? •Да. (Чаще неуверенно и настороженно). •Любой из вас, – обращаюсь я ко всем присутствующим, – может высказаться и дополнить только что прослушанный список. Обязательно начинайте свое высказывание следующими словами: “Мне нравится твое умение...”
Работая со старшими подростками, я столкнулась с тем, что они чаще оценивают себя негативно, склонны концентрироваться на своих недостатках, как внешних, так и внутренних. Это приводит к тому, что им все труднее становится замечать свои умения, достоинства и успехи. Описанное упражнение помогает подросткам найти в себе то положительное, что в них уже есть, но что не замечалось раньше или не расценивалось как достоинство. Будучи четко сформулированными, записанными, да еще и произнесеными вслух перед сверстниками, способности и умения приобретают право на существование. Теперь они существуют. Теперь уже можно ждать от себя их проявления.
Куда уходит время (анализ слабых сторон)
•Выполняя Упражнение 15, многие обнаружили, что на пустое времяпрепровождение у них ушло немало времени. Вы сможете сократить эти потери в будущем сами. Для этого, во-первых, четко определите, какие занятия попадают в эту категорию. Во-вторых, найдите способы, как снизить расход времени на них или вообще исключить из своей жизни.
Упражнение 18
Просмотрите свои бланки учета времени и выпишите все занятия, которые можно определить как “поглотители” времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?
Теперь, когда перед вами список основных “поглотителей” вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?
Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
Причины потерь времени:
•не умею отделить важные дела от второстепенных •не планирую предварительно свой день •личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.) •не всегда знаю, что нужно делать •отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) •не умею сказать “нет” •моя личная недисциплинированность •не довожу начатое до конца •долго раскачиваюсь в начале каждого дела •много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят •не знаю своего личного ритма физической и умственной активности •очень легко отвлекаюсь (например, на шум)
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите “свои” 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших “поглотителя” времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
Ниже приводится содержание одного из занятий, на которых обсуждались меры устранения “поглотителей” времени.
Как сказать “нет”
•Бывают в жизни ситуации, когда вам нужно отказать человеку, но вы не знаете, как это сделать, чтобы не обидеть его. Этому можно научиться, если соблюдать следующие несложные правила:
1.Поблагодарите человека за то, что он обратился именно к вам, ведь он же мог и не вспомнить про вас. 2.Откажите, но только очень вежливо, и объясните, что сейчас вы заняты. Вы имеете право не объяснять причин своего отказа. 3.Скажите о своих чувствах. 4.Предложите альтернативное решение.
Ваш отказ может звучать приблизительно так: “Мне приятно, что ты обратился именно ко мне. Я действительно мог бы сделать это для тебя, но сейчас я очень занят (готовлюсь к экзаменам, помогаю отцу в гараже), поэтому не могу выполнить твою просьбу. Я очень сожалею, что пришлось тебе отказать. Думаю, ты можешь обратиться к Н., возможно, он знает, как тебе помочь.”
Упражнение 19
Образуйте два круга: внутренний и внешний. Те, кто стоит во внутреннем круге, повернитесь лицом к стоящим во внешнем круге и образуйте пары. Сейчас каждой паре нужно будет проговорить диалог, в котором первый (из внутреннего круга) обращается ко второму (из внешнего круга) с просьбой, на которую нужно дать вежливый отказ, используя все 4 правила. После первого диалога внешний круг передвигается по часовой стрелке, образуются новые пары, и все повторяется сначала. И так до тех пор, пока не встретится первая пара. Теперь поменяйтесь ролями и проделайте то же самое.
После того, как упражнение выполнено и каждый имел возможность несколько раз сказать “нет”, я, подводя итоги, напоминаю подросткам о тех правах, которые имеет любой человек:
•Вы имеете определенные обязательства перед своими друзьями и близкими. И вам необходимо их выполнять. Но вы также имеете и свои права. Это, во-первых, право быть независимым, во-вторых, право быть выслушанным и принятым всерьез, в третьих, право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистом.
Сокращение телефонных разговоров
•Кому из вас не известно всесилие звенящего телефона? Сколько раз, уже выходя из квартиры, вы возвращались в прихожую, заслышав телефонный звонок? Сколько раз оставляли на раскаленной плите котлеты только потому, что зазвонил телефон? Телефонный звонок в некоторых случаях является чем-то вроде непрошеного посетителя, который вторгается в ваш дом, отрывая от дел, нарушая ваши планы. Обидно? Но ведь и вы не без греха. Вспомните свои отчеты о стиле промедления. Многие звонят от скуки, из склонности к болтовне, чтобы избавиться от недовольства кем-то или чем-то (выговорился – и полегчало), от растерянности, в поисках контакта, чтобы посплетничать и т.д. А вы?
Парадокс телефона в том, что изобретенный как средство экономии времени, он является одним из самых распространенных его “поглотителей”. Чтобы ваш телефон соответствовал своему первоначальному назначению, вам необходимо придумать способы, как этого достичь.
Вот некоторые из них:
1.Проинформируйте всех своих потенциальных абонентов (чаще всего это ваши друзья) о том, когда не следует звонить. 2.Сообщите им также время, когда вам лучше всего звонить.
Если вам позвонили в неудобный для вас момент, например, вы заняты и не хотите надолго отвлекаться, или у вас кто-то в гостях и вы не можете заставлять гостя ждать, то здесь следует воспользоваться следующим советом по ведению телефонного разговора:
1.Будьте кратки. Помните, что начало разговора определяет его ход и длительность. “Алло, а, это ты, привет, как дела?” – это не что иное как приглашение к долгому разговору. 2.В самом начале разговора сообщите абоненту время, на которое он может рассчитывать. “Я сейчас очень занят и, к сожалению, не смогу уделить тебе более... минут. Слушаю тебя” – подобные фразы ни в коем случае не являются невежливыми, но гарантируют краткий телефонный разговор. 3.Завершайте разговор вовремя, как только почувствуете, что цель достигнута и тема исчерпана.
Многие телефонные разговоры длятся очень долго из-за того, что собеседники имеют трудности с их завершением. Но и здесь можно найти выход, если хорошо подумать.
Далее я предлагаю учащимся составить список фраз, позволяющих сократить “пустой” телефонный разговор в его начале, середине, конце.
Планирование времени
Необходимое отступление
Известно, что в недостатке времени люди чаще предпочитают винить само время. А что, его стало меньше? Может быть, короче стали минуты, часы, укоротилась неделя? Нет, изменилось отношение человека ко времени.
Размеренность, регламентированность и ритмичность жизни ушли в прошлое. Еще в прошлом столетии и даже несколько десятилетий назад большинство людей занимали свое место в обществе, опираясь на традиции и социальные условности. Человек был закреплен в какой-то структурированной общности, его жизнь от рождения до смерти была регламентирована и, следовательно, наполнена смыслом.
Личность отождествлялась с той ролью, которую она занимала в обществе (ремесленник, крестьянин, священник и т.д.). Человек почти не имел шансов переместиться из одного класса в другой, он едва ли мог перемещаться географически. При рождении человек попадал в определенное экономическое положение, которое гарантировало ему соответствующий жизненный уровень, освященный традициями. И хотя некоторым удавалось порвать с традициями – стать артистом, предпринимателем, ученым, преступником или даже святым, – большинство следовало предсказуемым и общепринятым жизненным образцам.
В столь упорядоченном обществе от людей не требовалось принимать решения и нести ответственность за устройство собственной жизни. Слишком ограниченными были ресурсы и слишком сильны социальные ожидания, чтобы в жизни большинства людей оставался какой-либо реальный выбор.
В наши дни в связи с экономическими изменениями структура общества неузнаваемо изменилась. Это вызвало и психологические изменения внутри личности. Жизнь стала насыщена духом беспокойства. Возникло современное понятие времени. Минуты приобрели значение. Время стало ценным, его уже нельзя тратить без пользы. Продуктивность приобрела роль одной из высоких моральных ценностей. Стремление к успеху стало всепоглощающей страстью. Прежняя стабильность рухнула, а вместе с ней и безопасность, которую она гарантировала человеку. Теперь все зависит не от гарантий социального статуса, а от собственных усилий человека и от того, как он сумеет распорядиться тем временем, которое ему отпущено, на достижение каких целей он его использует.
Характер современной жизни требует ясных и обоснованных целей. Чтобы угнаться за темпами общественных перемен, расширением возможностей выбора, ослаблением традиций, человеку необходимо распознавать, чего он хочет достичь в своей жизни вообще, в ближайшие пять лет, каковы его цели на год, месяц, день. Этот процесс становится важным и трудным из-за влияния многих совместно действующих факторов:
•изменяющиеся ожидания относительно качества жизни; •постоянный рост цен; •ощущение неспособности повлиять на события; •финансовые и экономические потрясения; •растущее в обществе насилие.
Понятно, что подобные глубокие изменения оказывают сильное влияние на жизнь человека. Несмотря на то, что человек не может контролировать внешние события, он может научиться обращаться с теми возможностями, которые предоставляет жизнь. Ясность в вопросе о личных целях – это основное средство осуществления большинства из этих возможностей.
Понимают ли это старшеклассники, те, кому уже через годпредстоит закончить школу и лицом к лицу столкнуться с реальностью современной жизни? Ставят ли они перед собой цели и считают ли они это необходимым? С обсуждения этих вопросов начинаются занятия по теме “Планирование времени”.
Зачем нужно ставить цели
•Задумайтесь над вопросом: нужно ли человеку ставить перед собой цели? Если вы ответили на него утвердительно, то тогда задайте себе еще один вопрос. Зачем нужно ставить перед собой цели? (Можно предложить ответить на этот вопрос письменно, а затем устроить обсуждение полученных ответов).
Чаще всего подростки дают очень неопределенные, отвлеченные ответы. Необходимость ставить перед собой цель они никак не свяэывают со своей повседневной жизнью, а относят ее к будущему, причем очень далекому:
•Цель в жизни – это как маяк в море, чтобы не сбиться с пути. •Если у человека есть цель, это помогает ему сделать карьеру. •Цели нужны для того, чтобы их достигать и в конце жизни можно было бы сказать, что жизнь прожита не зря. •Цели ставить нужно и обязательно очень высокие. Я где-то читала, что чем выше цель, тем больше возможности чего-то в жизни достичь.
И очень мало ответов вот такого содержания:
•Цели нужно ставить, чтобы четко определить, чего ты хочешь от жизни и можешь ли этого достичь. Это поможет не размениваться по мелочам и не тратить время впустую. У меня есть такая цель.
Поставить перед собой цель – это значит заглянуть в будущее, сконцетрировать свое внимание и силы на то, что должно быть достигнуто.
Цель показывает, в каком направлении двигаться и каков должен быть конечный результат. Цели, если они четко определены, действуют как вызов и побуждают человека к действиям. Большинство людей, добившихся в жизни чего-либо значительного, обладали способностью ставить перед собой цели. Когда человек ставит перед собой конкретную цель, его подсознание мобилизует все силы, чтобы его стремления осуществились. И начинает по-новому перерабатывать содержащуюся в подсознании информацию (факты, образы, переживания).
Человеку, у которого нет мечты, очень мало дают книги, радио и телевидение. В лучшем случае они развлекают и расширяют его кругозор. Но если у человека есть цель, то любая поступающая к нему информация стимулирует подсознание, и оно начинает предлагать, порой достаточно внезапно, новые подходы и способы решения проблем.
•А у вас есть цели? Можете ли себе их ясно представить? Знаете ли вы, что значит достичь своей цели? •Определить свои цели – это значит выяснить, что,когда, (к какому сроку) и в каких масштабах нужно достичь. Достичь свои цели вы сумеете лишь в том случае, если они будут для вас абсолютно ясны. Это основополагающая предпосылка успехов в учебе, работе и личной жизни. Вероятность осуществления ваших целей существенно возрастет, если вы их запишете!
Это необходимо делать, потому что:
•в письменном виде цели визуально запечатлеваются и не подвержены опасности забвения; •записанные цели приобретают обязательный характер, вам уже трудно будет отказаться от их реализации; •записанные на бумаге, они побуждают к деятельности, направленной на их достижение. •С течением времени цели, конечно же, надо уточнять и обновлять, так как меняется жизнь, меняетесь и вы, стремления человека в 15-16 летнем возрасте будут отличаться от тех, которые появятся у вас в 20 лет, а те задачи, которые вы поставите в 25, претерпят заметные изменения, когда вы достигнете 30, 40 лет. Однако чем раньше вы научитесь ставить себе цели, соотносить их с вашими возможностями и корректировать по ходу продвижения, тем легче вам будет в дальнейшем добиваться успехов.
Перед тем, как вы начнете записывать цели, определите, в каких сферах вашей жизни вы хотите продвинуться?
Все предлагаемые варианты сначала записываются на доске, затем группируются по темам, и наконец получается несколько крупных сфер:
Учеба (знания, умения). Здоровье. Личное развитие. Отношения с окружающими. Материальное положение.
Некоторым учащимся бывает настолько трудно определить свои цели, что они никакими силами не могут заставить себя это сделать. Приведенный ниже контрольный список для формулирования целей намного облегчает им эту задачу.
Контрольный список для формулирования целей
Учеба (знания, умения). Экзамены, получение атестата. Продолжение образования. Выбор профессии, сферы деятельности. Изучение языков. Обучение работе на персональном компьютере.
Здоровье. Хорошее физическое состояние. Вес. Питание. Курение. Потребление спиртного. Уход за телом. Снятие перенапряжения.
Личное развитие. Хобби. Спорт. Путешествие. Посещение театров, кино, концертов. Чтение книг. Расширение знаний в области культуры, политики, экономики, социальных наук. Развитие способностей (каких?)
Отношения с окружающими. Семья. Друзья. Родственники. Деловые связи. Известные, влиятельные люди.
Материальное положение. Доход. Обеспеченность, источники средств. Наличные средства. Независимость. Квартира. Дом. Машина. Мебель. Одежда. Украшения. Личные расходы.
Чего вы хотите достичь
Для занятий по этой теме я использовала рекомендации и упражнения, предлагаемые разными авторами (Л. Зайверт, Дж. Роджер, П. Маквильямс, Дж. Г. Скотт). Занятия проходят успешнее, если во время выполнения упражнений звучит спокойная музыка. Она помогает расслабиться и углубиться в себя.
Упражнение 20
Выберите любые важные сферы жизни. Напишите их названия на отдельных листках.
Теперь из этих трех сфер выберите ту, которая является для вас самой важной. Положите тот листок, на котором вы записали ее название, перед собой и задайте себе вопрос: чего я хочу достичь? Чего я действительно хочу? Чего я хочу больше всего? Можно закрыть глаза и посидеть некоторое время, размышляя над ними. После этого запишите все мысли и образы, какие возникли у вас. Не позволяйте себе оценивать и анализировать ответы. Записывайте все, что приходит в голову, даже если ответы будут неконкретными и расплывчатыми. Когда вы почувствуете, что написали все, отложите ваш первый список в сторону.
Из оставшихся сфер выберите ту, которая стоит на втором месте по значению, проделайте то же самое.
Возьмите третий листок. Прочитайте название сферы вашей жизни и задайте себе те же вопросы.
Возьмите первый список целей и прочитайте его. Что вы можете еще написать? Может быть, вы захотите что-нибудь вычеркнуть? Исправить?
Проранжируйте все ваши цели по степени важности от 1 (самая важная) до N (номер последней цели, не самой важной). Отложите список в сторону.
Прочитайте три первых пункта. Задайте себе вопрос: Это действительно самое важное для меня в данной сфере? Если ответ утвердительный, то переверните лист и запишите их на другой стороне. Если вы сомневаетесь, то выберите из тех пунктов, что идут следом, тот, что считаете важным, и затем перенесите на другую сторону листа.
То же самое проделайте со вторым и третьим списками.
Положите перед собой все списки с тремя главными целями. Теперь перед вами более ясная картина того, что вы хотите. Прочитайте свои записи еще раз и задумайтесь: Насколько важны для меня эти цели? Я действительно хочу именно этого? Насколько эти цели реалистичны? Насколько они согласуются между собой? Не противоречат ли они друг другу? Часто люди ставят перед собой значительно больше задач, чем они могут реально выполнить. Для осуществления всего желаемого у них просто не хватит сил, времени, способностей. Поэтому необходимо установить приоритеты, то есть решить: Какие цели являются наиболее важными? С какими можно повременить? На достижение каких целей следует направить свои ресурсы, то есть время, способности, умения?
Сейчас установите приоритеты А, В, С, для каждой из девяти целей, которые вы отобрали из трех важнейших сфер вашей жизни.
A.очень, очень важные цели. B.очень важные цели. C.просто важные цели.
Возьмите чистый лист бумаги и запишите на нём сначала цели приоритета А, затем В и С. Посмотрите на список целей приоритета А. Это то, что вы хотите. Это и есть то, на что нужно направить ваши силы и энергию. Вы готовы уже сейчас приступить к их реализации? Каков будет ваш первый шаг?
Когда я это хочу получить
•Каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее выполнения и сформулированы результаты. Именно этим мы сейчас и займемся. Но прежде необходимо начертить специальный бланк “Цели”. Для этого вам понадобятся простые и цветные карандаши, линейки и резинки. Бланк представляет собой таблицу из 7 колонок. Первая, самая узкая – для записи порядкового номера. Во второй колонке вы будете записывать название сферы жизни. Можно придумать свой символ для нее. Некоторые авторы предлагают обозначать ее в виде ключа. Третья колонка предназначена для записи целей. Для неё тоже можно придумать свое обозначение. Например, изобразить в виде стрелы. Четвертая колонка, ее нужно сделать поуже. Здесь вы будете проставлять приоритет для каждой цели: А, В, С. Можно ограничиться буквенным обозначением, можно придумать символы. В 5-ю колонку записываются промежуточные результаты и мероприятия, которые необходимы для достижения цели. Шестая – для записи сроков. И наконец, седьмая колонка. В неё можно ставить собственную роспись как подтверждение, что вы заключили контракт с самим собой (см. приложение №2). •Как заполнять бланк “Цели”? •Из списка, который вы составили накануне, перепишите свои цели и сферы жизни в соответственную колонку. Теперь подумайте о сроках, они должны быть реальными.
Самое ответственное в этой работе – сформулировать промежуточные результаты. Для этого необходимо соблюдать следующее правило. Результат следует определять конкретными словами, то есть чтобы, во-первых, его можно было увидеть, услышать, почувствовать. Во-вторых, чтобы он выражал непосредственные действия.
Заполненные и ярко оформленные бланки вы можете поместить где-нибудь на видном месте, например, у себя на письменном столе под стеклом, или повесить над изголовьем кровати. Таким образом он постоянно будет напоминать вам о ваших целях и побуждать к действию.
Определение задач внутри цели
•Когда цели определены и записаны, то сразу появляется желание приступить к их реализации. Однако нужно твердо уяснить: вы сумеете достичь их, если будете расходовать свое время и силы только на те дела, от которых зависит конечный результат. Для этого нужно превратить свои цели в задачи, которые предстоит решать “здесь и сейчас”. Поэтому следующим шагом будет определение перечня задач внутри каждой цели. •Зачем нужен перечень задач? •Затем, чтобы определить, что должно быть сделано, и связать цели с календарным планом, когда должно быть сделано. Чем конкретнее будет сформулирована задача, тем больше шансов сделать что-либо для ее выполнения. Здесь необходимо соблюдать следующие правила:
1.Формулируйте задачи конкретно. Для этого используйте глаголы: уменьшить, увеличить, повысить, обеспечить, а также глаголы, которые обозначают действия: прочитать, выучить, решить, собрать и т.п. 2.Формулируйте задачи, так, чтобы их выполнение поддавалось измерению или оценке. Вводите в формулировки задач количественные показатели, такие как килограммы, часы, минуты, штуки, проценты, размеры и т.п. 3.Устанавливайте предельные и промежуточные сроки выполнения. Это позволяет выполнять задачи в пределах намеченного срока. Если предельные сроки не установлены, решение проблемы постоянно откладывается.
•Чтобы усвоить правила, необходимо потренироваться. Предлагаю список крупных целей. Для каждой нужно сформулировать задачи.
Цели / Задачи:
1.Хочу похудеть
Сбросить 5 кг. до Нового года. Заниматься зарядкой по 20 минут каждое утро. Устраивать разгрузочные дни 1 раз в неделю (суббота).
•Сдать зачет по геометрии
Выучить 3 теоремы к 12 дек. (по теореме в день). Решить 15 задач (каждый день по 5 задач).
•Научиться печатать на машинке
Брать уроки машинописи 2 раза в неделю (по 1 час.).
•Регулярно заниматься спортом
Посещать тренировки 2 раза в неделю (среда, пятница).
•Научились? Теперь нужно определить перечень задач внутри каждой из ваших целей и записать их. Если задача проста, то можно приступать к ее выполнению, но прежде необходимо задать себе следующие вопросы:
1.К какому сроку задача должна быть выполнена? 2.Сколько времени мне потребуется на ее выполнение (часов, дней, недель)? Это поможет установить срок начала работы. 3.Когда я должен начать? 4.Что (кто?) мне может помешать? 5.Что я могу предпринять, чтобы предотвратить помехи?
Ответить на последние 2 вопроса вам поможет список основных “поглотителей” времени и те меры, которые вы придумали, чтобы их ликвидировать.
Техника решения крупных задач
– Какие задачи считаются крупными?
– Которые очень большие и за раз не сделаешь?
– Верно. А что вы с ними делаете?
– Откладываю.
– Если можно, то вообще не делаю.
Крупными задачами считаются:
Во-первых, огромные задачи, решение которых требует долгой и напряженной работы.
Во-вторых, задачи, промежуточные этапы которых не приносят видимых результатов, что ослабляет желание к ним приступать (например, научиться печатать на машинке).
В-третьих, это задачи, которые при краткосрочном планировании чаще всего откладываются на потом или кажутся не столь важными и срочными по сравнению с другими.
Иногда эти задачи называют “слоновыми” или просто “слонами” из-за их больших размеров. С одной стороны, каждый из нас может быть полон благих намерений их “съесть”, но “проглотить” их за один присест совершенно невозможно.
•Какие крупные “слоновые” задачи есть у вас? •Экзамены сдать. •Отремонтировать машину. •Приготовить платье на выпускной. •Научиться играть на гитаре.
Можно ли научиться решать “слоновые” задачи? Да, можно. Есть единственный способ справиться с ними. Это сделать их маленькими. Люди придумали два метода уменьшения “слонов”:
Отойти от них подальше. На горизонте они выглядят не такими большими. Этот метод наиболее распространен. На расстоянии “слоны” кажутся мелкими, и поверить в свою победу над ними совсем не сложно. Когда “слоны” далеко, желание справиться с ними огромно. Но когда “слон” оказывается рядом, тотут же находятся сотни причин, по которым именно сейчас с ним нужно подождать, так как есть много срочных дел. В результате ни одна из задач не будет выполнена.
Разделить “слона” на мелкие порции, которые можно положить в рот. Эта так называемая “слоновая техника”, разработанная фирмой Тайм Менеджер Интернешнл, поможет вам успешно решать крупные задачи.
1.Разделите задачи на мелкие задачки. 2.В качестве задачи дня (недели и пр.) включите ее решение в список своих регулярных дел. 3.Старайтесь выполнять эту мелкую задачу ежедневно, в дополнение ко всем обычным делам. 4.Выберете одну “слоновую” задачу и не отступайте от нее, пока не справитесь с ней полностью. 5.Не беспокойтесь о судьбе сразу всех своих крупных задач. Сосредоточтесь на одной и будьте довольны тем, что вы сделали сегодня! Поступая так, вы начнете медленно, но верно продвигаться вперед, к своей цели, и почувствуете то, что обычно чувствует человек, у которого все складывается хорошо и которому жизнь приносит радость.
Практически применить слоновую технику можно при подготовке к экзаменам.
Как вы обычно готовитесь к экзаменам? Что вы себе говорите? “Выучить все билеты – это огромная задача. А я не могу сечас выделить на нее много времени. По вечерам, когда я только и могу заниматься, я уже чувсвтвую себя усталым. Да и за один вечер все билеты не выучишь.” И задача откладывается. Пойдя по такому пути, вы не только обрекаете себя на постоянные переживания, но и рискуете завалить экзамен.
Если же вы действительно хотите подготовиться к экзаменам и не тянуть до последнего, разделите эту задачу на мелкие.
Определите, сколько вам нужно учить вопросов в день, чтобы успеть подготовиться?
Установите срок, когда вы начнете. Например, если вопросов 40, а вы можете выучить только 2 в день, начать подготовку нужно не позже, чем за 20 дней.
Старайтесь выполнять принятое обязательство. Это будет сделать легко, если вы “проговоритесь” о нем кому-нибудь из друзей, тогда будет трудно отступать. И вознаграждайте себя за каждые 2 выученных билета чем-то приятным, например, шоколадкой, прогулкой, любимой телепередачей.
•Принцип решения крупных задач прост, но потренироваться все же следует.
Задание: используя “слоновую технику”, придумайте решение для следующих задач:
а) Изучение иностранного языка
б) Подготовка реферата
в) Засолка капусты
г) Подготовка семейного торжества (например, дня рождения)
д) Наклейка обоев в своей комнате.
Задание выполняется в группах по 3-4 человека. Результаты обсуждаются всей группой. Выбираются лучшие проекты.
Можно предлагать различные задачи как для индивидуальных, так и для групповых целей. Важно, чтобы старшеклассники научились их решать и поняли, что эти задачи являются и будут являться частью их жизни.
День, когда будет покончено со всеми “слоновыми” задачами, не наступит никогда. Они будут постоянно появляться, и надо научиться не тревожиться по этому поводу. Лучше развивать свои способности добиваться результатов, чтобы быть готовым решать задачи, которые поставит будущее.
Творческое начало и организованность
•Если всю жизнь расписать до мелочей, то никакой свободы не будет, – раздается реплика в ответ на мое предложение поговорить о планировании времени. •Свободы для чего? •Ну, например, для творчества. •Мне нравится твой пример с творчеством. Кто еще так думает?
Поднимаются руки, раздаются поддерживающие возгласы.
•Я согласна, так и будет, если “всю жизнь расписать до мелочей”. Но мы ведем речь о разумном планировании, а не о составлении планов во имя планов. Проведение выходного дня можно вообще не планировать. Не исключено, что и в некоторых других случаях можно обойтись без плана, чтобы, пользуясь свободой, реализовать все благоприятные и зачастую неожиданные возможности.
Сочетать в себе творческое начало и организованность вполне возможно. Большинство специалистов, изучающих головной мозг, считают, что творческие и аналитические способности могут развиваться одновременно. Таким образом, порядок и творчество не исключают друг друга.
Давайте разберемся. Необходимой предпосылкой истинного творчества является высокая работоспособность. А уровень работоспособности во многом зависит от того, насколько человек четко представляет себе общую картину своих дел. Одна из самых распространенных причин быстрой утомляемости и ощущения подавленности даже во время отдыха состоит в том, что голова человека остается забитой обрывками мыслей о различных делах, с которыми он не успел справиться. Его утомляет не обилие завершенных дел, а беспокойство о делах, которые он не сделал, и связанные с этим чувства обеспокоенности и тревоги. Какое уж тут творчество?
Таким образом, мнение о том, что четкая организация времени мешает свободе творчества, неверно. Конечно, многие творческие люди “не страдают” организованностью, но творят они не благодаря беспорядку, а вопреки ему.
Распределение дел во времени
Знаете ли вы накануне, какими делами будете заниматься завтра, на следующей неделе, в течение месяца?
•Нет. •Не всегда. •Смутно.
Когда человек не имеет ясной картины своих дел, то все дела, которые нужно сделать, представляются ему в виде беспорядочного вороха крупных и мелких задач. В результате его мозг вынужден постоянно заниматься обдумыванием большого количества дел (вынести мусор, купить к ужину хлеб, переписать кассету, вечером уже нужно отдать, выучить физику, завтра обязательно спросят, выкупить лекарство в аптеке и т.п.). Понять, что важно, а что не важно, что срочно, а с чем можно повременить, человеку в этом случае трудно. Многие вещи им попросту забываются или остаются незамеченными. Дела делаются в случайном порядке, зависящем от непредсказуемых внешних толчков. Например, телефонный звонок может напомнить о неоплаченном счете за переговоры, который мама просила оплатить еще три дня назад.
Неудивительно, что такой человек будет находиться в постоянном напряжении и практически лишен покоя. Если подобная ситуация длится долго, то это может привести к серьезным последствиям. Накапливается усталость, исчезает чувство уверенности в себе и ощущение благополучия.
Что делать? Выход один – учиться организовывать свое время. Для этого нужно усвоить несколько общих правил распределения дел во времени. Вот эти правила:
1.Составление списка дел. Возьмите лист бумагии запишите на нем все дела, которыми вам предстоит заниматься, например, в течение недели. 2.Упорядочение дел в списке. Просмотрев внимательно весь список, вы увидите, что в нем есть дела сложныеи простые. Сложные нужно разбить на части. Например, вы приглашены на день рожденья в воскресенье. Это мероприятие придется разбить на три части: выбор подарка, подготовка праздничного платья и посещение самого торжества. В результате такого упорядочивания список дел станет более четким. 3.Разделение списка на два: список регулярных дел и список прочих дел. Какие дела можно отнести к регулярным? Это те дела, процедура выполнения которых остается одной и той же, или те, которые нужно делать каждый день, каждую неделю, месяц. Гулять с собакой нужно каждый день, делать генеральную уборку в квартире раз в неделю, а платить за коммунальные услуги раз в месяц.
Подумайте, какие дела в вашем списке носят регулярный характер, и отметьте их. Прочие дела – это те, которые можно делать редко, и возникают они случайно. Например, такие, как ремонт перегоревшего утюга или покупка стержней для авторучки. Они войдут в список прочих дел.
4.Превращение нерегулярных дел в регулярные. Обратимся к списку прочих дел. Именно они создают неожиданные трудности. Однако среди них есть такие, которые можно перевести в регулярные. Например, можно стричься тогда, когда вам не понравится ваше отражение в зеркале. Но можно поступить иначе. Установить для себя правило: стричься в первую неделю каждого месяца. Теперь стрижка перейдет в список регулярных дел.
Регулярными можно сделать чтение журналов, посещение театров, чистку одежды, закупку продуктов и многое другое. Это позволит экономить время, заранее подготовиться к делу и не выбиваться из общего ритма.
5.Разделение дел на жестко фиксированные во времени и имеющие временные рамки. Регулярность у разных дел разная. Готовить одежду, в которой вы ходите в школу (почистить и погладить), можно раз в неделю, например, в субботу. Брать книги в библиотеке – раз в две недели. Это регулярные дела, которые имеют временные рамки. Против них в списке нужно указать день их выполнения, например, в субботу, в каждый второй понедельник и т.д. Но в списке есть занятия, которые не только регулярные, но и жестко фиксированные во времени. Это может быть занятие в секции каратэ, которые бывают два раза в неделю по вторникам и пятницам с 18 до 20 часов. Посмотрите, какие еще в вашем списке есть дела, имеющие жестко фиксированное время, и отметьте их. 6.Превращение регулярных дел в четко фиксированные во времени и закрепление за ними одних и тех же часов. Многие регулярные дела, имеющие временные рамки, можно жестко фиксировать во времени. Это облегчит их выполнение. Положим, вы приняли решение: ходить в библиотеку каждый второй и четвертый понедельник после уроков с 14 до 15 часов. Для каких ваших дел вы еще можете установить конкретные часы? Переход от условной регуляции к фиксированной увеличивает гарантию выполнения ваших дел. Четко зафиксированные во времени дела принимают обязательный характер, от них уже труднее уклониться. 7.Выделение степени неотложности нерегулярных дел. Для каждого из нерегулярных дел нужно отметить степень его неотложности и указать время, когда вы хотите его выполнить. Есть среди нерегулярных дел первоочередные. Например, вы обнаружили, что уже нет чистых тетрадей, значит, купить их нужно уже сегодня. Следовательно, покупка тетрадей будет первоочередным делом. Бывают “негорящие”, нерегулярные дела, но если их долго не делать, то из “негорящих” они могут превратиться в “горящие”. Так, если вовремя не уплатить замеждугородние переговоры, то телефон могут отключить. Тогда вместо получасового дела возникает многочасовое. “Горящее” дело нарушает ход других дел, отвлекает. Лучше его избежать, предупредить. Поэтому среди нерегулярных дел в вашем списке найдите те, которые могут стать неотложными и горящими. Отметьте их и укажите время, в которое вы сможете их выполнить.
•О правилах по организации времени написано много книг разными авторами, как зарубежными, так и отечественными. Вы познакомились с теми, которые предлагает известный ученый Г. Х. Попов в своей книге, адресованной школьникам. Эти правила просты и универсальны. Если их освоить, то с их помощью можно легко научиться планировать дела на день, неделю, месяц, не только в школе, но и после ее окончания.
Чтобы облегчить работу по распределению дел на какой-то период, можно использовать разные способы. Например, просто составить список дел, которые нужно сделать за месяц, можно оформить его в таблицу, а можно придумать специальный бланк. Он даст полный и одновременный обзор дел, которые предстоит решать.
Упражнение 21
Представьте, что вы работаете в организации, которая консультирует по вопросам эффективного использования времени. Одна из фирм сделала вам заказ: разработать для ее сотрудников бланк “Регулярные дела на месяц”. Бланк должен соответствовать следующим требованиям:
а) быть удобным для использования;
б) представлять человеку полную информацию о делах в рабочее и личное время, то есть показывать, что нужно сделать и когда;
в) иметь инструкцию о том, как с ним работать.
Подумайте: какой формы должен быть бланк? Какие графы и колонки следует в него включить? Какие условные обозначения можно ввести для удобства записи и работы с ним? (См. приложение №3.)
Разработанные проекты бланков нужно будет защитить. Принимать заказ будет экспертная комиссия, которая имеет право задавать любые вопросы.
Для выполнения упражнения разделитесь на 3 группы. Две группы будут рисовать бланки, третья – представлять экспертную комиссию.
Предложив это упражнение старшеклассникам, я избавила себя от необходимости доказывать им, зачем нужно планировать свои дела заранее. Защищая свои проекты и убеждая импровизированную комиссию в том, что планирование регулярных дел дает выигрыш во времени, позволяет видеть полную картину предстоящих задач, держать их решение под контролем, помогает не выпускать из виду важные дела и, следовательно, чувствовать себя уверенно, старшеклассники убеждаются в этом сами. Значит, есть надежда, что многое из того, чему они научились на занятии, они смогут применять и в повседневной жизни.
Дневник времени
При упоминании о дневнике на лицах старшеклассников появляется недовольное выражение.
•Только не это! •Нет уж, избавьте... •Почему? Объясните, – прошу я.
И начинается доверительный разговор о том, какие неприятные моменты и даже трагедии пришлось пережить из-за этого злополучного дневника. Они рассказывают о том, как они его “теряли”, “забывали дома”и даже “случайно оставляли в магазине”. Другие признаются, как заменяли или вырывали в дневнике страницы, исписанные красными чернилами, замечаниями учителей. Из рассказов старшеклассников становится ясно, что большая часть относится к дневнику как к врагу, от которого одни неприятности.
Давайте подойдем к этой проблеме с другой стороны, – предлагаю я, – и попытаемся превратить его из врага в союзника или даже друга. Причем личного друга, верного помощника, который будет служить именно вам.
Подумайте о таком варианте дневника, который больше похож на личную рабочую книгу. Она одновременно может служить вам и календарем, и средством для планирования времени, и записной книжкой, и быть при этом удобной благодаря своей наглядности (обозримости).
Упражнение 22
Объединитесь в группы по 5 человек. Составьте проект “Дневника времени”для старшеклассника, который мог бы стать его постоянным спутником, так сказать, письменной памятью, всегда и везде находящейся под рукой. Подумайте.
Какие разделы будет иметь такой Дневник времени? Какие специальные бланки можно в него включить? Какую информацию можно будет в нем хранить?
При защите своего проекта опишите подробно, как им нужно пользоваться.
Дневник времени, который предложили учащиеся одного из 11 классов, включал 5 разделов:
“Календарь на год”.
“Расписание уроков и консультаций”. Этот раздел состоял из четырех бланков по количеству учебных четвертей. {График регламентированных и фиксированных затрат времени}
“Еженедельник”. Бланк “Неделя” занимал развернутый лист и состоял из шести колонок, разлинованных по горизонтали. Каждая из колонок соответствовала дню недели. Шестая колонка поделена была на две неравные части. Верхняя часть отводилась для субботы, нижняя для воскресенья.
“Мои цели”. Здесь находились бланки для записи основных целей на год или другие периоды.
“Информация”. Учащиеся разделили его на несколько подразделов: список книг для обязательного чтения; список дней рождения; расписание электричек и пригородных автобусов; телефоны и адреса друзей, родственников, организаций; последний подраздел состоял из нескольких чистых листов бумаги, сюда предлагалось записывать умные мысли, идеи, как свои, так и чужие.
К сожалению, этот, а также другие, не менее интересные и оригинальные, Дневники времени существуют только в воображении старшеклассников. Их нет в действительности. Их не найдешь на прилавках канцелярских магазинов. Но много из того, что было предложено в их проектах, старшеклассники могут использовать, даже не имея такого дневника, приспособив для этого обычную записную книжку.
Подведение итогов
На последнем занятии предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:
1.Что нового вы узнали? 2.Что показалось вам особенно важным? 3.Чему вы нашли подтверждение? 4.Что вы хотите проработать основательнее? 5.Что вы хотите применить на практике? 6.Что из того, о чем вы узнали, вы уже применяете? 7.Ваш вопрос. Начните его словами: “Что делать, если?..”
Лучше попросить старшеклассников ответить на этот вопрос письменно. Письменная форма подведения итогов дисциплинирует мышление, так как заставляет еще раз, только уже с другой стороны, взглянуть на обсуждаемые вопросы. Увидеть результаты своей работы, отметить достижения. Для меня это возможность получить обратную связь и определить, чем следует заниматься дальше и на что обратить внимание.
Приложения {см. appendix.htm }
Date: 2015-11-15; view: 408; Нарушение авторских прав |