Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый ВУЗ для нового студента





Движение студентов в сторону сознательного поиска своего жизненного пути неизбежно – хотя бы в силу естественного отбора. Выживают целеустремленные и думающие, а не инфантильные и плывущие по течению Вопрос в том, будет ли ВУЗ стимулировать самоопределение студентов и адекватно реагировать на него, либо закроет глаза на изменения в обществе и в студентах, по-страусиному спрятав голову в песок.

Обретшие свободу «винтики» могут взорвать часовой механизм изнутри, если последний не изменится в нужную им сторону. Такого рода конфликты интересов – неизбежная оборотная сторона любого развития. Впрочем, единственная альтернатива болезненному и непростому развитию – продолжение снижения авторитета академической науки, девальвации кандидатских степеней, перетекания реального интеллектуального и творческого капитала в неакадемические формы коллективной мыследеятельности. Если мы не хотим, чтобы от науки и высшего образования остался сухой административный панцирь, лишенный жизненных соков свежей мысли – меняться необходимо.

Каков вектор этих изменений? Один из авторов статьи позволит себе привести пример из личного опыта и вспомнить свое обучение в одном из ведущих российских университетов. «Окунувшись с головой» в управленческий консалтинг, автор с горечью обнаружил, что на факультете прикладной математики - процессов управления он не получил ни классического системного анализа, ни технологий и стандартов моделирования бизнес-систем, ни информации о кибернетических подходах к управлению – проще говоря, ни прикладной математики, ни системных представлений об управлении реально необходимых в современной экономике. Более того, в общении с коллегами-выпускниками, многие из которых стали программистами или системными аналитиками, автор обнаружил огромный «аппетит», с которым они набрасывались на такие самоочевидные для современного «интеллектуала технической ориентации» вещи, как стандарт моделирования IDEF0 или подходы TQM к управлению организацией.

Почему эти потребности в свое время не удовлетворил ВУЗ? Не менее 50% времени студентов тратилось на дифференциальные уравнения и матфизику в различнейших видах и под разными «соусами», т.е. на вещи, которые когда-то представляли собой вопросы первостепенной актуальности для строительства межконтинентальных ракет и атомных реакторов. Конечно, известный консерватизм должен быть присущ и академической науке, и системе высшего образования – но ведь не до полного же пренебрежения реальной жизнью и ее интеллектуальными запросами!

Еще один пример уже прозвучал в предыдущем подразделе. Такой самоочевидный и абсолютно понятный в современной экономике факт, что большинство студентов дневных форм обучения начинают работу задолго до выпуска из ВУЗа (и соответствующим образом меняют свою стратегию посещения занятий и вообще учебы), по-видимому проходит совершенно незамеченным для большинства соответствующих руководителей, или «в лучшем случае» отмечается как негативный. Хотя приносящий в науку реальные проблемы практик, смотрящий на все учебные курсы сквозь призму действительно актуальных для него задач, явно учится и развивается как ученый-исследователь гораздо эффективнее, чем прилежный посетитель лекций, для которого учебный материал остается абстрактным теоретизированием. Достаточно вспомнить успешный опыт московского Физтеха, когда практическая работа на «оборонных» предприятиях начиналась еще до окончания ВУЗа и была тесно связана с обучением, или более современный пример – Центр корпоративного предпринимательства на базе Высшей школы экономики, устроенный по тому же принципу, чтобы понять, что «подработка» студентов при грамотном отношении администрации ВУЗа – не столько проблема, сколько полезный ресурс для развития.

Итак, нужна более высокая гибкость учебных программ и вообще процесса обучения, их «подстройка» под запросы реальной жизни – естественно, без «снижения планки», без превращения фундаментального образования в набор «практик», дающих умения, но не формирующих мышление. Логично отвести достаточно значительную роль в повышении гибкости учебного процесса, в его организации, самим студентам. Мы переходим от Госплана к рынку в области производства товаров – почему же госплановская система должна сохраняться в области производства специалистов? Конкретные механизмы участия преподавателей и студентов в подстройке учебного процесса под динамику ситуации и потребности рынка – тема отдельной дискуссии. Важно, что ориентированный на потребности рынка и общества процесс обучения может быть построен только при наличии студентов, имеющих свою жизненную стратегию, навыки самоорганизации и ясные мотивы влиять на содержание учебы, исходя из своих практических и интеллектуальных потребностей.

В качестве наиболее естественного инструмента обучения студентов навыкам организации своей деятельности авторы статьи рассматривают методику time management (управления временем, организации времени), понимаемую не просто как набор техник планирования, но как комплексную систему управления персональной деятельностью (самоменеджмент). В следующих разделах будет описано исследование потребности студентов в соответствующем курсе обучения, а также сформулированы некоторые методические соображения относительно применения тайм-менеджмента для повышения эффективности учебного процесса в ВУЗе.







Date: 2015-11-15; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию