Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиционное построение ораторской речи. Риторический канон
Вступление Задачи: 1. Вызвать интерес к теме разговора, показав ее полезность для собеседников-слушателей 2. Установить психологический контакт со слушателями, создав эффект единомыслия. 3. Мотивировать их активное восприятие речи риторическими и наводящими вопросами. Основная часть Задачи: 1. Раскрыть суть проблемы (идеи, подхода, решения, предложений, инициативы). 2. Аргументировать свое видение проблемы. 3. Побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени). 4. Поддерживать интерес и внимание у собеседников. 5. Управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержания речи. 6. Вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем речи, манерой поведения. Заключение Задачи: 1. Подвести итог сказанному («Что для нас важно в этой проблеме?»). 2. Сформулировать свои предложения (решение). 3. Призвать к обсуждению предложения или непосредственным конкретным действиям, если решение принято. 4. Ответить на вопросы аудитории. Вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и последней части – краткость. Во вступлении речи автор решает следующие задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя. Заинтересовать аудиторию можно, начав речь парадоксом, юмористическим замечанием, настораживающим заявлением, цитатой из произведения, можно также показать аудитории предмет, имеющий прямое отношение к теме выступления. Сделать свое выступление актуальным для данной аудитории можно лишь в том случае, если хорошо знаешь основные, групповые и конкретные интересы слушателей. В заключение своей речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение. Повторение необходимо по той простой причине, что слушатель в большинстве своем в конце прослушанного выступления не всегда может повторить его главные положения, не упустив чего-либо: подводит память или разные отвлекающие моменты. Повторение может быть организовано 1) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели; 2) воспроизведением главных разделов речи. Иллюстрацией служит сравнение, аллегория, анекдот или притча, в которую складывается сущность сказанного. Конечно, стоит большого труда найти такой материал – надо много читать, наблюдать, размышлять, чтобы суметь проиллюстрировать выступление на любую тему. Неоценимую помощь в этом плане может оказать Библия. Вечная книга несет в себе тысячи и тысячи жизненных ситуаций и способы их разрешения. Источником для подбора иллюстраций могут стать сказки, басни, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Риторическим построением называется метод создания завершенного высказывания. Высказывание - частью аргументации, его замысел подчинен общим задачам данной аргументации. Но высказывание может стать произведением слова, имеющим самостоятельное художественное значение. В этом случае оно рассматривается как произведение литературы. Риторическое построение как метод рассчитано на создание высказывания не только как элемента аргументации, но зачастую и как литературного произведения. Традиционно риторический канон включает пять последовательных частей или этапов: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (память), акцио (действие). Инвенция – создание высказывания на уровне замысла. Подразумевается не сообщение или передача каких-либо новых сведений, а авторская интерпретация тех фактов, которые известны не только оратору, но и аудитории, и главным становится убеждение аудитории в правильности трактовки факторов автором высказывания. В процессе изобретения автор обнаруживает и определяет проблематику, открывает идею высказывания как оптимальный вариант решения проблемы, обдумывает предложение, находит необходимые аргументы, т.е. разрабатывает содержание высказывания. На этом этапе будущее высказывание приобретает смысловую завершенность и логическую целесообразность. Расположение – этап создания высказывания на композиционном уровне. Автор выделяет основные смысловые части высказывания, располагает их в определенной последовательности, определяет не только порядок, но и расположение структурных составляющих каждого аргумента, т.е. очередность развертывания положения и обоснования каждого из аргументов, составляющих высказывание. В результате выступление приобретает завершенность как произведение слова, которое не только выполняет аргументативную задачу, но и является литературной формой, отвечающей жанровым и функционально-стилистическим нормам. Диспозиция создает высказывание как предмет понимания и оценки со стороны адресатов речи. Элокуция – создание высказывания на уровне собственно текста, т.е. словесной ткани произведения. Автор находит наилучшие лингвистические средства выражения замысла, прежде всего на уровне лексики, подбора терминологии, общеупотребительных слов, выбора синонимов, наиболее адекватно и полно выражающих мысль автора, соответствующих выбранному функциональному стилю и жанру, нахождению оптимальных синтаксических конструкций. В результате реализации этого этапа произведение приобретает стилистическую цельность и завершенность. Память – часть риторического построения, свойственная в основном ораторской прозе в античной риторике, она была обязательной частью построения, поскольку оратор создавал публичную речь не только как элемент аргументации, но и как завершенное произведение слова, которое оценивалось аудиторией на слух. Поэтому античный оратор стремился, репетируя будущее выступление, не только полностью воспроизвести написанное, но и отработать ораторские приемы непосредственного убеждения и привлечения аудитории. В современном ораторском искусстве память как один из этапов риторического канона зачастую опускается, но остается правило, в соответствии с которым ритору следует до публикации произведения внимательно прочесть и отредактировать его. Действие также относится к вéдению частной риторики в античной риторике. В современном ораторском искусстве (по сравнению с античной традицией) действию как завершающему этапу риторического канона отводится меньшая роль. Однако и сегодня для успешного решения задачи согласия и присоединения аудитории ритору следует сосредоточиваться не только на создании текста, но и на отработке приемов его произнесения. От того, как будет произнесена речь в значительной степени зависит эффект, произведенный на аудиторию. Date: 2015-10-21; view: 1392; Нарушение авторских прав |