Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиционное построение ораторской речи. Риторический канон





Вступление

Задачи:

1. Вызвать интерес к теме разговора, показав ее полезность для собеседников-слушателей

2. Установить психологический контакт со слушателями, создав эффект единомыслия.

3. Мотивировать их активное восприятие речи риторическими и наводящими вопросами.

Основная часть

Задачи:

1. Раскрыть суть проблемы (идеи, подхода, решения, предложений, инициативы).

2. Аргументировать свое видение проблемы.

3. Побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени).

4. Поддерживать интерес и внимание у собеседников.

5. Управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержания речи.

6. Вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем речи, манерой поведения.

Заключение

Задачи:

1. Подвести итог сказанному («Что для нас важно в этой проблеме?»).

2. Сформулировать свои предложения (решение).

3. Призвать к обсуждению предложения или непосредственным конкретным действиям, если решение принято.

4. Ответить на вопросы аудитории.

Вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и последней части – краткость.

Во вступлении речи автор решает следующие задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.

Заинтересовать аудиторию можно, начав речь парадоксом, юмористическим замечанием, настораживающим заявлением, цитатой из произведения, можно также показать аудитории предмет, имеющий прямое отношение к теме выступления.

Сделать свое выступление актуальным для данной аудитории можно лишь в том случае, если хорошо знаешь основные, групповые и конкретные интересы слушателей.

В заключение своей речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.

Повторение необходимо по той простой причине, что слушатель в большинстве своем в конце прослушанного выступления не всегда может повторить его главные положения, не упустив чего-либо: подводит память или разные отвлекающие моменты.

Повторение может быть организовано 1) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели; 2) воспроизведением главных разделов речи.

Иллюстрацией служит сравнение, аллегория, анекдот или притча, в которую складывается сущность сказанного. Конечно, стоит большого труда найти такой материал – надо много читать, наблюдать, размышлять, чтобы суметь проиллюстрировать выступление на любую тему. Неоценимую помощь в этом плане может оказать Библия. Вечная книга несет в себе тысячи и тысячи жизненных ситуаций и способы их разрешения. Источником для подбора иллюстраций могут стать сказки, басни, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Риторическим построением называется метод создания завершенного высказывания. Высказывание - частью аргументации, его замысел подчинен общим задачам данной аргументации. Но высказывание может стать произведением слова, имеющим самостоятельное художественное значение. В этом случае оно рассматривается как произведение литературы. Риторическое построение как метод рассчитано на создание высказывания не только как элемента аргументации, но зачастую и как литературного произведения. Традиционно риторический канон включает пять последовательных частей или этапов: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (память), акцио (действие).

Инвенция – создание высказывания на уровне замысла. Подразумевается не сообщение или передача каких-либо новых сведений, а авторская интерпретация тех фактов, которые известны не только оратору, но и аудитории, и главным становится убеждение аудитории в правильности трактовки факторов автором высказывания. В процессе изобретения автор обнаруживает и определяет проблематику, открывает идею высказывания как оптимальный вариант решения проблемы, обдумывает предложение, находит необходимые аргументы, т.е. разрабатывает содержание высказывания. На этом этапе будущее высказывание приобретает смысловую завершенность и логическую целесообразность.

Расположение – этап создания высказывания на композиционном уровне. Автор выделяет основные смысловые части высказывания, располагает их в определенной последовательности, определяет не только порядок, но и расположение структурных составляющих каждого аргумента, т.е. очередность развертывания положения и обоснования каждого из аргументов, составляющих высказывание. В результате выступление приобретает завершенность как произведение слова, которое не только выполняет аргументативную задачу, но и является литературной формой, отвечающей жанровым и функционально-стилистическим нормам. Диспозиция создает высказывание как предмет понимания и оценки со стороны адресатов речи.


Элокуция – создание высказывания на уровне собственно текста, т.е. словесной ткани произведения. Автор находит наилучшие лингвистические средства выражения замысла, прежде всего на уровне лексики, подбора терминологии, общеупотребительных слов, выбора синонимов, наиболее адекватно и полно выражающих мысль автора, соответствующих выбранному функциональному стилю и жанру, нахождению оптимальных синтаксических конструкций. В результате реализации этого этапа произведение приобретает стилистическую цельность и завершенность.

Память – часть риторического построения, свойственная в основном ораторской прозе в античной риторике, она была обязательной частью построения, поскольку оратор создавал публичную речь не только как элемент аргументации, но и как завершенное произведение слова, которое оценивалось аудиторией на слух. Поэтому античный оратор стремился, репетируя будущее выступление, не только полностью воспроизвести написанное, но и отработать ораторские приемы непосредственного убеждения и привлечения аудитории. В современном ораторском искусстве память как один из этапов риторического канона зачастую опускается, но остается правило, в соответствии с которым ритору следует до публикации произведения внимательно прочесть и отредактировать его.

Действие также относится к вéдению частной риторики в античной риторике. В современном ораторском искусстве (по сравнению с античной традицией) действию как завершающему этапу риторического канона отводится меньшая роль. Однако и сегодня для успешного решения задачи согласия и присоединения аудитории ритору следует сосредоточиваться не только на создании текста, но и на отработке приемов его произнесения. От того, как будет произнесена речь в значительной степени зависит эффект, произведенный на аудиторию.







Date: 2015-10-21; view: 1392; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию