Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексная реабилитация и работа с семьей 1 page. Основными принципами, определяющими систему и последовательность комплексной реабилитации детей с двигательными нарушениями
Основными принципами, определяющими систему и последовательность комплексной реабилитации детей с двигательными нарушениями, являются следующие: · Комплексный характер реабилитации предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех моторных, познавательных, доречевых и речевых функций, а также предупреждение и коррекция их нарушений. · Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного реабилитационного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. · Реабилитационная работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физиотерапия, ортопедическая помощь) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача и инструктора ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики (например, необходимо подавлять патологическую рефлекторную активность как в речевой, так и в скелетной мускулатуре). При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. · Реабилитационная работа организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игровая деятельность. · Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой). · Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями. · Гибкое сочетание различных видов и форм реабилитационной работы. · Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности реабилитационного воздействия. Необходима такая организация среды (быта, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние. Родители являются наиболее важным звеном в лечебно-педагогических мероприятиях с ребенком с двигательной патологией. Мать должна быть очень внимательна к своему ребенку и первой бить тревогу при задержке и нарушении не только двигательного развития, но и познавательного и доречевого. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним инструктор ЛФК, логопед, дефектолог. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии. · Ежедневный учет психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок (объема и характера проводимых с ним занятий). Методика организации общего режима. У детей с церебральным параличом часто наблюдается нарушение формирования биологических ритмов сна и бодрствования. Ребенок может быть сонлив днем и бодрствовать в ночное время, что неблагоприятно сказывается на его психическом развитии и препятствует проведению коррекционно-восстановительных мероприятий. Необходимо постепенно приучать ребенка к определенному режиму дня, тем самым нормализуя его биологические ритмы. Продолжительность ночного сна у детей дошкольного периода с их ростом изменяется незначительно, а длительность дневного сна постепенно снижается. В первые 2 месяца жизни ребенок с церебральным параличом должен спать не менее 20 часов в сутки, в возрасте 2-5 месяцев сон занимает 17-28 ч. в сутки, в 5-7 мес. – до 15 ч., у детей старше 10 месяцев и до 3-4 лет -14-15 ч. в сутки, от 4 до 7 лет продолжительность сна примерно 12-14 ч. У детей с тяжелыми формами ДЦП, осложненными судорожным синдромом, гидроцефалией, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с недостаточной прибавкой в весе и общей физической ослабленностью общая продолжительность сна может увеличиваться. Вопрос о продолжительности сна и соответствии режима дня возрасту и состоянию здоровья ребенка необходимо решать совместно с врачом. Детей с церебральным параличом желательно укладывать спать не позже 21.00 (так же как и здоровых детей). Режим дневного сна зависит от возраста ребенка, начиная с 9-10 месяцев ребенок переводится на двухразовый дневной сон общей длительностью не менее 4 часов. После 1,5-2-х лет ребенок постепенно переводится на режим с одноразовым с дневным сном с длительностью 3 часа для детей от 2 до 3 лет, 2,5-3 часа для детей 3-4 лет, 1,5-2 часа для детей с 4 до 7 лет. У детей с ДЦП нарушение сна может проявляться в виде трудностей засыпания, легкого пробуждения, неглубокого сна с частыми пробуждениями. Для того, чтобы сон формировался правильно необходимо соблюдать некоторые важные условия. Необходимо выбрать правильный момент для укладывания спать с учетом возрастных нормативов продолжительности бодрствования. У здоровых детей длительность одного периода бодрствования в первые месяцы жизни постепенно увеличивается от нескольких минут до 1-2 часов, во втором полугодии первого года до 2,5-3 часов, на втором году – до 5 часов, на третьем году до 6 часов. У детей с поражением нервной системы периоды активного бодрствования значительно короче, они быстрее устают.
Методика ухода за ребенком-инвалидом с ДЦП и формирование навыков самообслуживания. Уход за ребенком, страдающим церебральным параличом очень часто становится главной задачей родителей и центральным направлением воспитательной стратегии. Основную роль в организации и выполнении режимных процессов берет на себя, как правило, мама ребенка. Папа занимается материальным обеспечением семьи, бюджет которой ориентирован на лечение малыша. Ребенок подрастает, и маме все труднее становится справляться с физическими нагрузками, которыми сопровождается уход за ним. Но, несмотря на это, многие родители не стремятся к тому, чтобы формировать и развивать у малыша навыки, умения, а также стремление к самостоятельности. Так происходит потому что, во-первых, ухаживающие взрослые думают: «Рано, время еще не пришло. Ведь он еще маленький, ему трудно. Надо подождать, пусть окрепнет, тогда и начнем…» Во-вторых, маме или бабушке проще и быстрее все сделать самой. Их можно понять: помимо ребенка, воспитание которого конечно является приоритетом, столько дел по дому, и все надо успеть, а если еще некому помочь в этой ситуации? Возникает замкнутый круг, из которого бывает порой невозможно вырваться. Однако независимо от сложившейся в семье ситуации, у каждого ребенка, даже имеющего самые сложные нарушения есть свой потенциал и свой путь к развитию. Об этом родители должны знать. Природа позаботилась, чтобы дать шанс к реализации возможностей любого маленького человека, в том числе и в самостоятельности. Главное не проглядеть и не упустить этот шанс. Без привычки к аккуратности и умений самостоятельно воспользоваться туалетом, приготовить простую пищу, накормить себя, умыться и т.д. невозможно дать ребенку ощущение полноценной жизни, воспитать здоровую личность. Главная задача родителей помочь ребенку с церебральным параличом максимально реализовать право на самостоятельность, даже при наличии тяжелых нарушений. Воспитание и обучение ребенка навыкам самообслуживания начинается уже с самого раннего возраста и заключается в формировании положительного отношения к режимным процессам и привлечении к посильному участию в них. Начинать нужно с самого малого, например, во время кормления помогать, поощрять и поддерживать стремление и интерес малыша к бутылочке с едой, чашке, ложке и т.д. Конечно, это потребует от взрослого больше времени и терпения: ведь малышу трудно управляться с ложкой, он часто проносит ее мимо рта, роняет, переворачивает тарелку, чашку, расстраивается сам и расстраивает маму. Такое кормление заканчивается уборкой в комнате и купанием самого «виновника» застолья, купать которого тоже дело не простое. Тоже касается и горшка. Чтобы высаживать на горшок ребенка с церебральным параличом, особенно если он не может хорошо самостоятельно сидеть в силу специфики своего нарушения, взрослым необходимо обладать терпением, настойчивостью и мужеством. А когда малыш подрастет, окрепнет, быть самостоятельным помогут ему специальные средства, облегчающие к тому же родителям уход за ним. Чему необходимо научить ребенка в первую очередь? Навыкам самостоятельности в таких режимных процессах как кормление, укладывание на сон, посещение туалета, ванной комнаты, одевание. Ребенок, страдающий церебральным параличом должен уметь: · откусывать и жевать твердую пищу; · пить из специальной чашки и обычной (детям с гиперкинезами необходимо освоить навык питья с помощью соломинки); · есть ложкой, рукой или по-другому; · приготовить простую пищу (открыть баночку с йогуртом, пакет с кефиром, отрезать хлеб, намазать маслом, накрошить овощной салат или что-то другое); · приготовить постель ко сну, заправить после сна; · самостоятельно ложиться в кровать, садиться из положения лежа, спускать ноги, двигаться в кровати, принимать удобное положение; · накрываться и раскрываться в постели; · застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, застежки на липучках; · надевать и снимать нижнее белье, носки, спортивные брюки, футболки; · самостоятельно садиться и вставать, частично удерживая равновесие, с туалетного стула или унитаза; · пользоваться туалетной бумагой; · спускать воду в туалете; · открывать и закрывать кран с водой, душ; · осуществлять гигиенические процедуры: · пользоваться мылом: брать, намыливать руки и другие части тела, класть на место; · пользоваться полотенцем, вешать его на место; · пользоваться зубной пастой: брать, открывать, закрывать, класть на место, чистить зубы щеткой, полоскать щетку; · самостоятельно перемещаться по квартире без специальных средств или с помощью ходунков, кресла-коляски. Правильное кормление ребенка с церебральным параличом имеет большое значение для его роста и физического развития, формирования иммунитета, установления тесного эмоционального контакта с матерью, для стимуляции речевого развития и правильного звукопроизношения. Затруднения при вскармливании детей с ДЦП связаны со многими факторами: нарушением движений губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти; слабостью жевательной мускулатуры; дефицитом ротового, головного и туловищного контроля; недоразвитием равновесия, зрительно-моторной координации. При кормлении ребенка с церебральным параличом мать может испытывать значительные трудности, связанные с недостаточным развитием сосательного и глотательного рефлексов у малыша, со слабостью мускулатуры губ, с нарушением мышечного тонуса языка и ограничением его подвижности, с нарушением функции мягкого неба, а также с общими двигательными нарушениями. Ребенок с церебральным параличом обычно сосет вяло, часто попёрхивается, долго держит молоко во рту, быстро утомляется и даже засыпает. Трудности, связанные с кормлением ребенка с церебральным параличом, вызывают тревогу и беспокойство у матери и могут привести к преждевременному отказу от грудного вскармливания и нарушить первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Чтобы процесс кормления ребенка был более комфортным, желательно заранее приготовить все необходимые принадлежности (пеленку, слюнявчик, бутылочку, ложечку – в случае введения прикорма, лекарства, назначенные врачом во время приема пищи), необходимо выбрать удобное место и позу для кормления. Если у ребенка первых месяцев жизни ослаблен сосательный рефлекс, то можно его стимулировать, нежно похлопывая ребенка по середине верхней губы, поглаживая уголки рта. В случае если ребенок не смыкает плотно губы во время кормления грудью или из бутылочки, необходимо придерживать его губы с двух сторон или с одной, более слабой стороны, откуда вытекает молоко. Для облегчения вскармливания ребенка с церебральным параличом взрослые иногда прибегают к пассивному кормлению — увеличивают отверстие в соске, запрокидывают голову ребенка назад, чтобы жидкая пища стекала в глотку. Такой способ кормления вреден, так как может привести к аспирации — попаданию пищи в дыхательные пути с развитием аспирационной пневмонии. Необходимо стимулировать у ребенка активное сосание для того, чтобы мышцы губ, языка, неба и щек были готовы в дальнейшем к приему густой и твердой пищи, участвовали в звукопроизношении. Некоторые дети с церебральным параличом не могут произвольно закрывать рот или делают это с излишним усилием, прикусывая сосок или соску. Для того, чтобы ребенок лучше ощущал свои губы, необходимо проводить мягкий массаж в виде поглаживающих движений внутренней и наружной поверхности губ и щек, легких равномерных постукиваний кончиком указательного пальца по направлению от щек, носа, подбородка к губам. Если ребенок очень плотно смыкает губы, то для расслабления напряженных губных мышц можно делать специальные упражнения. Мать кладет свои указательные пальцы на точки, расположенные между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон, производя движения к средней линии так, чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такие же упражнения необходимо проводить с нижней губой, с верхней и нижней губами вместе. Также полезны упражнения, в которых пальцы взрослого находятся в том же положении и двигаются вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, вниз по нижней губе, обнажая нижние десны. В следующих упражнениях указательные пальцы мамы находятся в углах рта ребенка и губы растягиваются в улыбку, затем возвращаются в исходное положение. Если ребенок с ДЦП быстро устает при сосании, необходимо делать небольшие перерывы во время кормления или устанавливать график более частых кормлений с укороченными промежутками. У детей с повышенной возбудимостью при плаче происходит заглатывание воздуха (аэрофагия), что вызывает чувство распирания в животе, болезненные ощущения, крик и беспокойство в начале кормления. Для отрыгивания воздуха перед и после кормления ребенка кладут на плечо взрослого, поддерживая голову за подбородок, и поглаживают или слегка похлопывают его по спинке. В отличие от здоровых детей у детей с ДЦП пищевая доминанта в первые месяцы жизни развита слабо. У здорового ребенка в возрасте 3- 4 месяцев появляется пищевой рефлекс в виде оживления, открывания рта и сосательных движений, не только на вложенные в рот сосок или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком. У детей с церебральным параличом эти реакции выражены очень слабо или отсутствуют. Также отмечается значительное повышение тонуса языка — язык становится толстым, напряженным, малоподвижным, при плаче складывается «лодочкой» или упирается кончиком в твердое небо. Ограничены или отсутствуют движения языка вверх и назад, что значительно затрудняет кормление ребенка, т.к. пища выливается или вываливается наружу. Одной из основных причин, затрудняющих обучение самостоятельному приему пищи у детей с ДЦП, является недоразвитие схемы движений рука-рот. Для стимуляции этих движений и формирования навыка самостоятельного приема пищи необходимо уже с первых месяцев жизни направлять ручки ребенка к бутылочке с молоком или груди матери, а в дальнейшем надо класть его ручки на руки взрослого, держащие чашку, из которой он поит ребенка. При одностороннем поражении дети пользуются чаще здоровой рукой, поэтому необходимо максимально стимулировать двигательную активность паретической руки. При кормлении ребенка с церебральным параличом важно следить за его позой, т.к. ребенок может подавиться пищей, если его кормят лежа или сидя с запрокинутой или опущенной вниз головой. Маленького ребенка можно кормить, расположив его на коленях, повернув лицом к себе, придав голове и шее физиологическое положение. Если ребенок пьет молоко из бутылочки, необходимо, чтобы его руки придерживали бутылочку или просто находились на ней. При кормлении детей, которые могут удерживать голову и туловище в вертикальном положении желательно использовать специальный стул с подголовником, поручнями и подставкой под ноги. Ребенка усаживают так, чтобы голова и шея находились в физиологическом положении, не запрокидывались назад, были слегка наклонены к груди, при необходимости ребенка фиксируют ремнями или полотенцем на уровне бедер, при этом его ноги должны находиться под прямым углом к туловищу. Ребенка, который хорошо овладел навыком сидения, сажают на стульчик за детский стол. Ноги ребенка должны стоять на полу. Необходимо следить за осанкой ребенка, не допускать сползания со стула, при необходимости фиксировать ребенка в области бедер ремнем или полотенцем. Все приспособления для фиксации ребенка необходимо использовать как временные средства в начале обучения. Дети с церебральным параличом часто едят неопрятно, роняют пищу, проливают ее на себя за счет двигательных нарушений и насильственных движений. В связи с этим ребенку необходим фартук с глубоким карманом и длинными рукавами, который сделает самостоятельный прием пищи более комфортным. Здоровые дети в возрасте 7-8 месяцев делают первые попытки жевать пищу, а к концу первого года активно осваивают этот навык. Ребенок с ДЦП длительное время испытывает трудности в жевании, откусывании, проглатывании твердой пищи. Вместо жевательных движений ребенок производит движения языка вперед и вниз, и неразжёванная пища выталкивается изо рта. В начале обучения жеванию рекомендовано использовать протертую, но достаточно твердую пищу, т.к. наибольшие трудности вызывает прием жидкости, очень растертая или вязкая пища, пища неоднородной консистенции — например, овощные супы, продукты, которые прилипают к твердому небу. При обучении ребенка есть с ложки необходимо стимулировать движения языка небольшим надавливанием ложкой на его переднюю треть, строго по середине, во время приема пищи. Ложка должна быть металлической, чайной или десертной, не слишком длинной, чтобы не вызывать рвотный рефлекс, и не слишком глубокой, чтобы в момент прижимания ложки к языку ребенок снимал с нее пищу верхней губой. В начале обучения необходимо помещать на кончик ложки небольшое количество пищи и научить ребенка закрывать рот, как только ложка вынута изо рта. Для многих детей с ДЦП характерен постоянно открытый рот и выраженное слюнотечение. Напоминания взрослого о необходимости закрыть рот и проглотить слюну обычно не приносят результата. Эффективными оказываются упражнения, когда взрослый указательным пальцем слегка надавливает между верхней губой и носом, что способствует спонтанному закрыванию рта и улучшению глотания. При обучении самостоятельному приему пищи с ложки взрослый вначале своей рукой направляет руку ребенка к тарелке с едой и ко рту. Ребенок с ДЦП самостоятельно может есть очень долго в силу вышеперечисленных особенностей приема пищи. Необходимо запастись терпением, не нервничать, иначе ребенок быстро потеряет интерес к такому сложному для него виду деятельности и будет требовать, чтобы его кормили. Чтобы пища не остывала удобно использовать посуду с двойным дном. Если ребенок пьет из чашки или стакана, то проливает жидкость на себя или поперхивается ею, т.к. его губы не могут охватить край чашки, а движения языка вперед затрудняют процесс питья. Для облегчения навыка питья можно использовать стакан с вырезанным краем, наливая в него жидкость на один глоток. Стакан подносится к губам ребенка и наклоняется так, чтобы жидкость коснулась губ, при этом взрослый помогает ребенку закрыть рот. На начальных этапах обучения питью желательно использовать немного густую жидкость, например кефир, кисель, сок с мякотью. Также можно предложить ребенку любимый им напиток для создания положительного эмоционального настроя, следует ограничить прием кислых жидкостей, т.к. они усиливают слюноотделение. Затем необходимо увеличивать постепенно объем жидкости, не убирать стакан от губ ребенка после каждого глотка. При обучении ребенка с церебральным параличом самостоятельному приему пищи и питью необходимо помнить и о развитии у него общегигиенических навыков — мытьё рук до и после еды, пользование салфеткой, соблюдение порядка на столе и т.д. Приучая к самостоятельной еде ребенка с ДЦП, как и при «нормальном» ходе развития, необходимо начинать с пищи, которую можно брать руками. Пить учат сначала из стаканчиков, предназначенных для этой цели, или через соломинку, но соломинки не всегда рекомендуются детям, плохо контролирующим движения рта и языка. Как поступать в таких случаях, может посоветовать специалист. Существуют специальные столовые приборы, но начать обучение вполне можно со стандартного набора для детей, так как большинство специальных приборов по размерам рассчитаны на взрослых. Тарелки особой формы или снабженные пластиковыми кольцами для удержания пищи помогут натренироваться в движениях, необходимых для того, чтобы успешно справляться с едой.Помочь удерживать ложку может специальная пластиковая многоцелевая лента. Ее отрезают, ориентируясь на ширину кисти ребенка, имеющиеся отверстия в ленте помогают надежно закрепить ложку и саму ленту на руке. У умственно отсталых детей, страдающих церебральным параличом, способных, тем не менее, есть самостоятельно, часто возникают проблемы, когда им предлагают воспользоваться не теми столовыми приборами, к которым они привыкли. С новыми предметами их надо знакомить. Сначала они могут отказаться пользоваться, например, более легкими столовыми приборами или с более длинными ручками. Но, если предлагать их в ситуации, когда они будут видеть, что брат, сестра или близкие взрослые едят ими, дети отнесутся к новым предметам с большим доверием. Обучение приготовлению еды. С помощью ножа с широкой ручкой и специальной доски с бортиками ребенок может участвовать в приготовлении еды. Подставки, не дающие предметам скользить, ложки с утолщенными ручками, специальные доски с ограничительными бортиками могут позволить ребенку осваивать несложные приемы приготовления пищи. Детям с серьезными недостатками полезно давать помешивать, раскатывать, переливать ложкой, даже если их движения приходится постоянно направлять. Такая ежедневная процедура как купание, доставляет удовольствие всем детям. Однако купать ребенка с церебральным параличом довольно сложно – мешает нарушенный мышечный тонус, непроизвольные движения и т.д. Когда ребенок еще совсем маленький родители могут решить эту проблему без особых физических затрат. Достаточно приобрести подходящую ванночку, которая имеет наклонную поддержку для спины и головы, позволяющую придать малышу симметричную позу. Для того чтобы уменьшить риск скольжения, на дно можно постелить полотенце, так будет комфортнее. Наступает время, когда ребенок уже не умещается в своей ванночке и его приходится купать в большой. Многие дети боятся этого, так как не чувствуют себя безопасно, поэтому родителям приходится приспосабливаться, создавая малышу условия. В этой ситуации можно прибегнуть к вспомогательным средствам. Например, использовать резиновый коврик с присосками, который делает дно ванны нескользкой и придает ребенку, который может самостоятельно удерживать равновесие в позе сидя, уверенности. Хорошей поддержкой становится резиновый надувной круг, его просто надевают на малыша. А если связать вместе два надутых круга, то можно посадить ребенка в середину, спина его приобретет надежную опору, ноги будут свисать. Малыша, который неуверенно сидит или не может сидеть без поддержки, сажают в пластмассовый ящик для овощей или игрушек, придавая правильную позу с помощью непромокаемых валиков, подушек, клиньев. Ящик ставят на дно ванны, предварительно постелив резиновый коврик против скольжения. В некоторых ситуациях, например, когда ребенок не может сидеть долгое время, выручает большой, слабо накаченный спортивный мяч. Малыша можно положить как на спину (он будет находиться в полусидячей позе), так и на бок, придавая физиологичную позу. Когда маленькие дети подрастают, становится все труднее ухаживать за ними. Часто большой ребенок самостоятельно не может забраться в ванну, перебраться из одного кресла в другое и т. д. Родители или другие лица, обеспечивающие уход, должны знать о том, как поднимать такого ребенка без ущерба для своего здоровья. Основное правило для всех случаев: при поднятии спина должна оставаться прямой, работают мышцы ног. Если ребенок тяжелый, а ухаживает за ним беременная мама или кто-нибудь из членов семьи со «слабой» спиной, поможет использование подъемного устройства. К сожалению, в нашей стране это специальное приспособление не производится, а изготовленное за рубежом не имеет популярности в силу своей недоступности и дороговизны, но если появится возможность его приобретения, не пренебрегайте этим. Удобным приспособлением является складная ванна–простыня (низкая, высокая), предназначенная для купания большого ребенка, страдающего церебральным параличом, в кровати. Ванна из водонепроницаемого материала имеет специальную опору и ремни для поддержки головы ребенка во избежания погружения ее в воду. Вода спускается через гибкий пластмассовый шланг. Комплектуется с высокими и низкими стойками. Подготавливают ванну для купания таким образом: ребенка на кровати поворачивают так, чтобы он оказался на ванне-простыне; бока ванны-простыни поднимаются, вставляются металлические трубы, которые укладываются на стойки-держатели; голова укладывается на специальный широкий ремень; тело ребенка фиксируется. Следующая, не менее трудная задача — обучение ребенка самостоятельному пользованию туалетом. Такая проблема возникает в каждой семье, воспитывающей ребенка-инвалида, страдающего церебральным параличом. Решать ее родителям приходится по-разному. Одним детям требуется много времени, другим меньше для того, чтобы научиться быть опрятными. Обычно, привыкание к горшку начинается к концу первого, началу второго года жизни ребенка. Началом формирования контроля над отправлением естественных нужд можно считать факт появления в доме горшка, который обязан находиться в определенном месте. Чтобы малыш чувствовал себя на нем уверенно, советуем приобрести горшок с устойчивым широким основанием и высокой удобной спинкой, хорошо поддерживающей спину. На первых порах можно ставить горшок на стул, между ног сидящего взрослого. Таким образом, ребенок получает возможность непосредственного контакта с близким человеком в ответственный момент, который, к тому же создает ему дополнительную опору своим телом, и придерживает руками разведенные бедра. Для детей, которые плохо сохраняют правильную позу в положении сидя, можно самим сконструировать удобное сиденье: на дно перевернутого табурета, ножки которого соединяются перекладинами, ставится горшок, и малыш, придерживаясь за перекладины, чувствует себя безопасно. Удобно помещать горшок на дно пластмассового ящика для игрушек или картонной коробки, оборудовав ее перекладиной, за которую ребенок будет держаться. В наших магазинах продается специальный пластмассовый стульчик-горшок, который также оборудован перекладиной. Отправление интимных нужд у большого ребенка, как правило, происходит в ванной комнате. Скорее всего, для этого потребуется специальное оборудование. Пользование ванной и душем до определенного предела дело интимное, и надо продумать, как организовать пространство, и облегчить водные процедуры ребенку-инвалиду с церебральным параличом. На этот счет существует множество приспособлений. Особенно важно облегчить пользование туалетом. По возможности, надо стремиться к тому, чтобы помочь ребенку пользоваться им обычным образом. Если у ребенка есть физические проблемы, необходимо научить его: · сообщать о своих нуждах; · контролировать работу мочевого пузыря и кишечника; · вовремя отправляться в туалет. Недержание бывает вызвано нехваткой времени, например, когда ребенку трудно быстро проделать все необходимые движения и устроиться на сиденье унитаза. Для того чтобы расслабиться, одному ребенку нужна опора для всего тела, другому – достаточно стенового поручня, для поддержания равновесие. Специальное оборудование, таким образом, может играть большую роль в каждодневном пользовании сантехническими устройствами. Вот некоторые из них: Туалетный стульчик обеспечивает правильное положение тела сидящего ребенка и соответствует всем гигиеническим требованиям. Стульчик имеет опору для головы и крепёжные ремни для фиксации ребенка на стульчике. Высота стульчика и подножки регулируются по росту пользователя. Стульчик имеет горизонтально регулируемый столик. Емкость для фекалий крепится к нижней части сидения и легко вынимается поворотом против часовой стрелки. Материал, которым обтянуты сидение и спинка, легко чистить и дезинфицировать. Кресло для принятия водных процедур. На сиденье имеются специальные ремни, фиксирующие положение тела и головы ребенка. Сиденье изготовлено из специального материала, хорошо пропускающего воду. Регулируется угол наклона спины и высоты подъема голени. Основа сиденья из пластмассы, поэтому кресло не царапает ванну. Date: 2015-10-21; view: 369; Нарушение авторских прав |