Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика целевой группы. Одной из причин развития у ребёнка инвалидности является нарушение слуха





Одной из причин развития у ребёнка инвалидности является нарушение слуха. Как известно, снижение слуха отрицательно влияет на речевое развитие ребенка, на его общение со взрослыми и детьми, создает неблагоприятный фон для его познавательного развития. При первом же подозрении на снижение слуха ребенок должен быть направлен на диагностическое обследование в специализированное медицинское учреждение. При подтверждении факта снижения слуха у малыша незамедлительно должны проводиться реабилитационные мероприятия.

Для того чтобы грамотно осуществлять реабилитационную помощь детям с нарушенным слухом и семьям, в которых они воспитываются, специалисты органов социальной защиты должны знать особенности данной категории детей.

Нарушения слуха встречаются достаточно часто. Большинство из них носит временный характер, например, при простуде, образовании серных пробок, аденоидах III-IV степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.). Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения, как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается. Однако эффективность лечения во многом зависит от своевременного выявления снижения слуха.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата — сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах[4]. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции.

К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, например, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называется смешанным, т.е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. На овладение речью отрицательно влияют также и временные нарушения слуха: частые простуды, отиты, аденоиды III-IV степени, серные пробки, так как они приводят к временному нарушению слуховой функции, которое препятствует формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи. Отрицательным фактором для общего и речевого развития ребенка является и одностороннее снижение слуха.

При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом - его личности. Однако при наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть ослаблены и даже преодолены.

Снижение слуха может быть вызвано разными причинами. К ним относятся:

· инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз),

· токсикозы беременности,

· асфиксия новорожденного,

· внутричерепная родовая травма,

· гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л),

· резус-конфликт,

· гемолитическая болезнь новорожденного,

· масса тела при рождении менее 1500 г,

· недоношенность,

· переношенность (гестационный возраст более 40 недель),

· применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др., фуросемид, аспирин, хинин), применяемые матерью во время беременности и назначаемые ребенку,

· наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора,

· патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного;

· проведение интенсивной терапии ребенку после рождения: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше;

· количество баллов по шкале Апгар 0-4 за 1 мин. или 0-6 за 5 мин.

· детские инфекции (паратит /свинка/, скарлатина, корь и др.),

· грипп,

· эпидемический менингит,

· частые простудные заболевания,

· острые и хронические средние отиты,

· экссудативные средние отиты, протекающие бессимптомно,

· черепно-мозговая травма.

К целевой группе детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое, т.к. слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Эта категория детей представляет собой разнородную группу, характеризующуюся степенью снижения слуха и временем его наступления, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии и, как следствие, разным уровнем речевого развития.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4-6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он слышит, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудиолого-педагогическая классификация Л.В.Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях.

По классификации Л.В.Неймана слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4-х речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:[5]

 

Степень тугоухости Средняя потеря слуха в дБ (500-4000 Гц) Условия разборчивого восприятия речи
I степень Не превышает 50 дБ Речь разговорной громкости - на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
II степень От 50 до 70 дБ Речь разговорной громкости - на расстоянии 0,5-1 м, шепот – нет
III степень Более 70 дБ Речь разговорной громкости - ушная раковина – 0,5 метра, шепот – нет

 

В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц).

Согласно международной классификации Wilson выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц):

 

 

Степень тугоухости Потеря слуха (500 - 2000 Гц)  
I II III IY ГЛУХОТА 26 - 40 дБ 41 - 55 дБ 56 - 70 дБ 71 - 90 дБ более 90 дБ

 

По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:

· ранооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух на первом-втором году жизни, или родились неслышащими;

· позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

Сам термин "позднооглохшие дети", хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу детей характеризует не только время наступления глухоты, но и наличие речи при отсутствии слуха. Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Однако после потери слуха без коррекционной помощи маленькие дети очень быстро теряют речь. Вместе с тем, даже если ребенок оглох в 2,5-3 года, уже можно сохранить речь, имевшуюся у него до потери слуха, и обеспечить ее дальнейшее развитие. Без целенаправленной работы по сохранению речи она будет утрачена в течение 2-3 месяцев.

«Особость» позднооглохшего ребенка состоит и в том, что он теряет слух, как правило, после тяжелой болезни, травмы. Врачи и родители обеспокоены его общим состоянием. Вопрос об острой необходимости оказания малышу специальной педагогической помощи в это время не встает. Но важно осознавать, что ожидание окончания лечения отодвигает начало коррекционных занятий на месяц, два и более. Когда предлагается приступить к ним, ребенок уже потерял речь. Он из забавного, говорливого малыша, с удовольствием рассказывающего стихи, сказки, подпевающего песенки, уже превратился в глухого неговорящего ребенка. И дальнейшее его развитие пойдет уже по этому пути, при этом обучение будет начато не в оптимальные для глухого малыша сроки — на первом году жизни, а достаточно поздно — в 3-4 года. Поэтому, как только жизни ребенка уже ничего не угрожает, родителям нужно начать проводить под руководством специалиста игры-упражнения, направленные на сохранение его речи, обучение ее пониманию по движением губ и обучение чтению (грамотный ребенок речь не потеряет).

Сохранению речи оглохшего дошкольника способствует проведение ему кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация — это хирургическое вмешательство по вживлению электродов в улитку, по которым электрические стимулы передаются в мозг и ощущаются как звуковые. Восстановление возможности слышать позволяет предотвратить распад речи оглохшего дошкольника и обеспечивает адекватные условия для дальнейшего общего и речевого развития ребенка.

По наличию или отсутствию сложных (комплексных) отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:

· дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

· дети, имеющие сложные (комплексные) нарушения в развитии.

В настоящее время считается, что 35%-40% глухих и слабослышащих детей имеют сложные (комплексные) нарушения, при которых снижение слуха сочетается с другими первичными недостатками: задержкой психического развития церебрально-органического происхождения; умственной отсталостью разной степени; детским церебральным параличом; нарушениями эмоциональной сферы и поведения; текущими психическими заболеваниями (например, эпилепсией). При сочетании трех и более первичных недостатков, выраженных в различной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии, речь может идти о множественных нарушениях.

Среди детей с нарушениями слуха выделяется также группа соматически ослабленных, имеющих тяжелые хронические заболевании, имеющих нарушения деятельности внутренних органов (сердца, почек, легких и др.)

Как отмечается специалистами, в случаях сложных и множественных нарушений чаще всего в первую очередь выявляется один тяжелый недостаток развития, а впоследствии обнаруживаются другие врожденные или появившиеся расстройства.

Группа глухих и слабослышащих дошкольников с комплексными нарушениями в развитии очень разнообразна по составу, наблюдается большое количество вариантов сочетания первичных, вторичных и последующих отклонений. Выявлено, что в случаях сочетания сенсорных, двигательных, интеллектуальных, эмоциональных недостатков сохраняются особенности каждого из них, а в результате их объединения возникает новая сложная структура нарушений. Особенности развития детей данной группы зависят от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре. Уровень развития детей также определяется сроками начала медико-психолого–педагогической помощи, уровнем профессиональной педагогической помощи, участием родителей в процессе реабилитации ребенка.

Дети данной категории имеют иной по сравнению с детьми с нарушенным слухом, не имеющими других первичных нарушений, исходный уровень психофизического развития. Психофизическое развитие каждого ребенка с комплексными нарушениями представляет собой индивидуальный, неповторимый вариант, поэтому их воспитание и обучение детей требует разработки особого психолого-педагогического подхода. В связи с этим для детей со сложными нарушениями развития необходим выбор форм воспитания и обучения, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ с учетом характера сочетанных нарушений и степени отставания в развитии от сверстников с нарушенным слухом.

Наибольшей по количеству является группа глухих и слабослышащих детей с первичной задержкой психического развития, в популяции детей с нарушениями слуха они составляют до 25-30%. Для этих детей характерны

эмоциональная неустойчивость, преобладание состояния возбуждения у одних и вялость, заторможенность у других, быстрая утомляемость. Отмечается их отставание в психофизическом развитии от обычных детей с нарушениями слуха, степень этого отставания зависит от условий воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении, сроков начала педагогической работы. Дошкольники с нарушениями слуха с ЗПР значительно отстают от сверстников со сниженным слухом в овладении основными движениями, что отрицательно отражается на формировании различных умений и навыков, прежде всего в самообслуживании. Отмечено значительное отставание в развитии предметно-игровой деятельности, отсутствие интереса к игре, рисованию. Глухие и слабослышащие дети старшего дошкольного возраста с ЗПР в возрасте 6-7 лет, воспитывающиеся в специальных дошкольных учреждениях, демонстрируют неравномерное отставание от обычных глухих детей. По уровню развития образной памяти и наглядно-действенного мышления они не имеют резких различий от нормально развивающихся неслышащих детей, однако показатели развития наглядно-образного мышления у них ниже. По сравнению с глухими детьми без дополнительных недостатков зафиксированы выраженные трудности в овладении речью. Дети с ЗПР, не получившие педагогической помощи в дошкольном возрасте, по поведению и результатам выполнения заданий в школьном возрасте напоминают умственно отсталых. Педагогический прогноз в отношении детей с нарушенным слухом с ЗПР, как подчеркивают все авторы, благоприятен в случае раннего начала коррекционной работы, индивидуализации обучения, использования специальных программ и методов.

Развитие глухих и слабослышащих умственно отсталых детей протекает своеобразно, для них характерно отставание по всем линиям детского развития. У умственно отсталых детей выявлено отставание в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, движений. Отмечаются выраженные недостатки произвольной деятельности: трудности вхождения в задания и переключаемость, неадекватное поведение, повышенная импульсивность у одних испытуемых или, наоборот, заторможенность и вялость у других. Дети с недостатками интеллекта по типу олигофрении имеют выраженное отставание в развитии наглядных форм мышления и памяти, что отличает их как от обычных детей с нарушенным слухом, так и глухих с ЗПР. Значительные трудности, свидетельствующие об интеллектуальных проблемах, дети испытывают в овладении счетом и математическими операциями, решением задач.

От 4% до 7% детей с нарушениями слуха имеют нарушения опорно -двигательного аппарата, чаще всего детский церебральный паралич (ДЦП). Среди них есть дети, которые в силу тяжести двигательных нарушений воспитываются дома и не получают специализированной сурдопедагогической помощи. Те дети, которые могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, как правило, посещают специальные детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, а в случае наличия легких нарушений слуха, что встречается довольно часто среди детей с ДЦП, они воспитываются в учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психофизическое развитие детей с недостатками слуха, имеющих двигательные нарушения, своеобразно. У глухих и слабослышащих детей выявлены парезы мышц туловища и конечностей, тремор, патологическое изменение тонуса мышц. Отмечаются пространственные нарушения, своеобразие восприятия, предметно-игровой и продуктивной деятельности. Моторные нарушения и обусловленная ими дизартрия создают препятствия в овладении устной речью, чтением и письмом. Однако в данной группе детей отмечаются значительные индивидуальные различия в плане обучаемости, которые зависят не только и не столько от состояния двигательной сферы, сколько от уровня интеллектуального и социального развития. Некоторые глухие и слабослышащие дети с ДЦП могут обучаться в обычных группах и классах при условии усиления индивидуального подхода, активного участия родителей. Часть детей с нарушениями слуха, имеющих ДЦП, посещает группы кратковременного пребывания и группы для детей со сложными нарушениями развития в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Однако некоторые дети данной группы, не овладевшие ходьбой, не могут посещать дошкольные учреждения и воспитываются дома, они нуждаются в организации надомной помощи со стороны педагогов и психологов.

Среди глухих и слабослышащих детей выделяется небольшое число детей с эпилепсией, ранним детским аутизмом, тяжелыми эмоциональными и поведенческими расстройствами. Их эмоциональное состояние и поведение нередко является значительным препятствием для обучения в условиях специальных образовательных учреждений.

Категория детей с нарушенным слухом различается разным уровнем речевого развития. Как уже отмечалось, нарушение слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора, а именно — на формирование речи.

Врожденная тугоухость, а также тугоухость, возникшая в доречевом периоде или в начальном периоде формирования речи, приводит к нарушению нормального речевого развития ребенка.

Глухота, врожденная или приобретенная в доречевом периоде, лишает ребенка возможности овладеть речью без специальных приемов обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя глухота может повести к распаду недостаточно упрочившихся речевых навыков.

У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты (чем позже произошла потеря слуха, тем дольше будет сохраняться речь даже при отсутствии коррекционной помощи) и от условий последующего развития ребенка, в частности, от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи.

По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:

· неговорящих (необученные дети);

· детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);

· детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;

· детей с развернутой фразовой речью с аграмматизмом;

· детей с нормальной фразовой речью, соответствующей возрасту.

Характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия четырех основных факторов:

· от степени снижения слуха,

· от времени возникновения поражения слуха,

· от наличия дополнительных отклонений в развитии,

· от условий развития ребенка после поражения слуха.

При прочих равных условиях, как впервые было отмечено Р.М. Боскис (1963), чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребенка. При своевременном начале коррекционной работы и ее систематическом и адекватном проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребенка может быть максимально приближен к норме.

Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Они могут максимально сближаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.

У дошкольников, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной и адекватной коррекционной работе, проводящейся с первых месяцев жизни, уже к 3-5 годам, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, можно максимально сблизить не только уровень их общего, но и речевого развития с возрастной нормой. В этом случае они владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются со взрослыми и детьми, рассказывают об увиденном, случившемся, читают стихи, подпевают песенки. Эти дети хорошо понимают обращенную к ним речь, которую воспринимают слухо-зрительно, то есть глядя на губы говорящего и одновременно слушая его с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Звучание их собственной речи, как правило, мало отличается от речи слышащих сверстников. Если посторонний человек не видит на ребенке индивидуальных слуховых аппаратов, которыми тот постоянно пользуется, то он даже не подозревает, что с малышом что-то не так, как у всех. Такие дети в дальнейшем, как правило, обучаются вместе со слышащими в детских садах и школах общего типа.

Столь же высокого уровня реабилитации можно достигнуть в ходе целенаправленной адекватной и своевременно начатой работы с позднооглохшими детьми (т.е. с теми, кто до потери слуха, наступившей в 3-4 года и позже, нормально слышал и говорил — владел фразовой речью). Если удается сохранить речь ребенка и совершенствовать ее, а также быстро восстановить устную коммуникацию уже на иной сенсорной основе (зрительно-слуховой, зрительно-вибротактильной, зрительной), то позднооглохший дошкольник может удержаться в том детском коллективе, в котором он воспитывался до потери слуха, и может быть подготовлен к успешному обучению в условиях массовой школы.

Относительно высокий уровень общего и речевого развития может отмечаться у части слабослышащих детей с незначительным снижением слуха при благоприятных условиях их развития, даже если отсутствовало целенаправленное коррекционное воздействие в дошкольном возрасте.

Высокого уровня психофизического и речевого развития также могут достигать дети с тяжелой тугоухостью и глухотой при относительно позднем начале обучения — в 2-3-4 года при наличии ряда благоприятных факторов. К ним относятся: интенсивное систематическое и адекватное состоянию ребенка обучение, активное участие семьи в его воспитании и обучении, высокие потенциальные возможности самого ребенка, его физическое состояние и личностные качества (активность, коммуникабельность, работоспособность и т.п.), дополнительная помощь дошкольнику (например, дополнительные индивидуальные и фронтальные занятия).

Следует также особо подчеркнуть, что эффект коррекционного воздействия, а тем самым и реализация реабилитационного потенциала детей с нарушенным слухом во многом определяется своевременностью (с момента выявления снижения слуха), качественного слухопротезирования и использования в занятиях с педагогом и дома различной адекватной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению).

Date: 2015-10-21; view: 671; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию