Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитационная диагностика





Обследование детей с церебральным параличом представляет значительные трудности в связи с многообразием и сложной структурой нарушений двигательного, психического и речевого развития, а также в силу возрастных особенностей детей. Двигательная патология в сочетании с расстройствами зрения и слуха, отсутствие речи или нарушение ее разборчивости затрудняют организацию обследования и ограничивают возможности использования экспериментальных методик. Не всегда представляется возможным получить объективные данные о состоянии познавательной и речевой деятельности детей с церебральным параличом.

В связи с этим перед реабилитационной диагностикой стоят следующие задачи:

– определить имеющиеся нарушения развития различных функциональных систем детей дошкольного возраста с церебральным параличом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками;

– провести качественный и количественный анализ особенностей двигательной сферы, социального, познавательного и речевого развития;

– определить направления реабилитационной работы с детьми.

Комплексное изучение детей дошкольного возраста с ДЦП включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, сенсорного и речевого развития.

I. Двигательное развитие.

II. Социальное развитие.

III. Познавательное развитие.

IV. Речевое развитие.

Диагностическая программа исследования состоит из нескольких блоков:

1-й блок — изучение компонентов социального развития: контактности, эмоциональной сферы, средств общения, навыков самообслуживания (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены).

2-й блок — изучение компонентов познавательного развития: сенсорного развития (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, пространственного восприятия), уровня развития деятельности (предметных действий), уровня развития познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, запаса знаний об окружающем, внимания, обучаемости и использования фиксированных видов помощи.

3-й блок — изучение компонентов речевого развития: особенностей доречевого развития, уровня понимания обращенной речи, уровня собственной (экспрессивной) речи: словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой структуры слов, фонетического строя речи, фонематических процессов, общей разборчивости речи, дыхания, голоса, просодики.

4-й блок — изучение компонентов двигательного развития: общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики.

Качественный анализ результатов выполнения детьми заданий. С целью более детального выявления особенностей развития детей с ДЦП были разработаны и введены качественные показатели по каждому блоку заданий, которые позволяют зафиксировать специфику нарушений развития ребенка и определить степень выраженности нарушений (тяжелая, умеренно выраженная, легкая).

Количественные показатели. Для объективизации оценки введены количественные показатели, позволяющие проследить степень выраженности показателей. Количественная оценка действий ребенка едина для всех изучаемых «линий развития». Уровень сформированности различных функций оценивается по четырёхбалльной шкале (от минимального – 1 балл до максимального – 4 балла):

1 балл — отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень);

2 балла — умеренно выраженные нарушения (средний уровень);

3 балла — незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень);

4 балла — нормальное развитие функции (высокий уровень).

Важным условием комплексного обследования является согласованность действий специалистов различного профиля: реабилитолога, логопеда, дефектолога, воспитателя, невропатолога, врача ЛФК.

В ходе проведения диагностики необходимо проводить тщательный анализ тех положений тела ребенка и его движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять познавательную и речевую деятельность. Детей с тяжелыми двигательными нарушениями можно укладывать на удобную кушетку или ковер (в рефлекс-запрещающие позиции), проверяя разные положения — лежа на спине, на животе, на боку. В более легких случаях — с детьми с умеренно выраженными и легкими двигательными расстройствами – проводить обследование в положении «сидя» (на коленях у матери или в фиксированном стуле) или «стоя» (с поддержкой). Главное, стимулировать ребенка к максимальному проявлению своих двигательных возможностей.

Во время обследования необходимо стараться, чтобы ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может негативно отразиться на изменении (повышении) тонуса не только скелетной, но и артикуляционной мускулатуры. При этом представление о двигательных и речевых возможностях может быть искаженным. Обследование должно проводиться в присутствии матери ребенка или лица, его сопровождающего, так как многие дети с церебральным параличом боятся новых людей и новой обстановки. Основными методами диагностики являются метод наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности и метод индивидуально-обучающего эксперимента.


Необходимо, чтобы все предъявляемые ребенку экспериментальные задания были адекватны хронологическому возрасту и актуальному уровню его моторного, психоречевого развития, степени развития анализаторной деятельности. Многие дети могут не понимать обращенную речь, поэтому при предъявлении заданий следует сочетать речевую инструкцию с естественными и специальными жестами. Большинство детей с ДЦП может не владеть навыками экспрессивной речи, а также иметь значительные ограничения общей моторики и функций рук, то для понимания ответной реакции ребенка на предлагаемые задания следует опираться на имеющиеся у детей невербальные средства общения: мимику, жесты, движения глаз, интонацию.

При изучении анамнестических данных следует учитывать следующие показатели:

1. Течение беременности (без патологии/с патологией: токсикоз I-ой и/или II-ой половины беременности, угроза выкидыша, кровотечение, ушибы плода; инфекционные, эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек; психические травмы; употребление алкоголя, курение).

2. Течение родов:

· Срок (своевременные, преждевременные, переношенные).

· Длительность родов (затяжные, стремительные).

· Применение родовспоможения: стимуляция, вакуум-экстракция, выдавливание, наложение щипцов; не применялось (самостоятельные роды); кесарево сечение (плановое или экстренное).

· Особенности при рождении: родовая травма, асфиксия (закричал – сразу/после стимуляции), гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи.

· Оценка по шкале Апгар.

3. Вес и рост при рождении.

Ниже приведена характеристика изучаемых компонентов с их уровневой оценкой в баллах. В связи с ограниченным объемом книги мы не приводим детального описания всех компонентов, ограничиваясь наиболее значимыми.

Изучение компонентов социального развития. При исследовании контактности должно учитываться желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым. Отмечается, насколько легко и быстро ребенок вступает в контакт, заинтересован ли в нем, охотно ли подчиняется взрослому.

 

Контакт(эмоциональный, жестово-мимический, речевой)
1 балл Ребенок в контакт не вступает: не обращает внимания и не отвечает на инициативу взрослого (может быть испуган, плачет, кричит), равнодушен ко всем обращениям.
2 балла Ребенок в контакт вступает не сразу, с большим трудом: проявляет слабо выраженный интерес ко взрослому и его действиям, изредка безразлично отвечает на его инициативу (улыбается в ответ на улыбку взрослого, подает по его просьбе руку или игрушку), часто отвлекается от общения; большинство обращений взрослого игнорирует.
3 балла Контакт избирательный: ребенок проявляет недостаточно стойкий интерес ко взрослому и его действиям, улыбается, выражает радость, но иногда отвлекается от общения; некоторые из обращений взрослого игнорирует.
4 балла Ребенок охотно и быстро вступает в контакт: проявляет радость и интерес при общении со взрослым (улыбается, смеется, вскрикивает), охотно откликается на любое обращение взрослого, постоянно смотрит на него, следя за выражением лица.

 


Исследуя эмоциональную сферу детей, следует обращать внимание на следующие качества: активность-пассивность, деятельность-инертность. Выявлять особенности преобладающего настроения (бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное; резкие колебания настроения) и поведения ребенка.

 

Эмоциональная сфера
1 балл Отсутствие или неадекватность эмоций при общении со взрослым. Крайне низкий эмоциональный фон. Эмоциональные реакции не дифференцированы.
2 балла Эмоциональные реакции при общении со взрослым выражены слабо, бедны по выразительности, однообразны. Может иметь место неадекватность эмоций. Преобладание отрицательных эмоций над положительными.
3 балла Характерна общая эмоциональная активность и вариабельность эмоций ребенка. В процессе активного бодрствования ребенок недостаточно эмоционален в ответ на общение со взрослым. Эмоции лабильны, неярко окрашены, не всегда соответствуют ситуации. Фон настроения несколько снижен.
4 балла При общении со взрослым проявления эмоциональных реакций разнообразны, избирательны. Эмоции ярко окрашены, выразительны, адекватны ситуации.

 

При исследовании средств общения детей необходимо учитывать следующие показатели:

– Невербальные средства общения (недифференцированные движения тела, улыбка, выразительный взгляд, дифференцированные мимические реакции, естественные и специальные жесты, вокализации).

– Речевые средства общения (различные высказывания детей).

 

Средства общения
1 балл Ребенок не использует никаких средств общения – не обращается ко взрослому взглядом, не выражает мимикой и голосом своих нужд.
2 балла Ребенок изредка использует взгляд, невыразительную мимику и отдельные вскрикивания для выражения своих желаний (жесты используются преимущественно в ответ на обращения взрослого).
3 балла Средства общения ребенка со взрослым несколько ограничены: ребенок использует взгляд, мимические реакции, отдельные интонационно выразительные голосовые реакции (ребенок поглядывает на взрослого, время от времени обращается к нему с улыбкой).
4 балла Ребенок использует различные средства общения для выражения своих желаний и нужд: экспрессивно-мимические – выразительный взгляд, богатую мимику, выразительные жесты для изображения желаемого действия; интонационно выразительные дифференцированные голосовые реакции; речевые средства в виде отдельных слов и звукоподражаний.

 


Исследование уровня сформированности навыков самообслуживания должно включать самообслуживание при приеме пищи (с 1 года) и самообслуживание в одевании и раздевании и навыки личной гигиены (с 2 лет).

 

Навыки самообслуживания
1 балл Полное отсутствие навыков самообслуживания: навыки не сформированы, отсутствует мотивация к их освоению.
2 балла Частичное владение навыками самообслуживания: навыки сформированы слабо; ребенок понимает назначение того или иного навыка, но не всегда выражает свои потребности
3 балла Владение навыками с небольшой помощью взрослого, навыки самообслуживания сформированы недостаточно.
4 балла Самостоятельное владение навыками самообслуживания.

 

Навыки самообслуживания
1 балл Прием густой, жидкой и даже твердой пищи без помощи взрослого недоступны. Не может даже частично раздеваться и одеваться. Не проявляет недовольства при нарушении опрятности, не просится на горшок (не сообщает о физиологических потребностях), при высаживании на горшок чаще всего выражает недовольство.
2 балла Прием твердой, густой, жидкой пищи и питье из чашки без помощи взрослого затруднены, но ребенок пытается выполнить навыки самостоятельно (тянет руки к ложке и чашке). Тянет руки к воде при умывании и полотенцу при вытирании. Проявляет недовольство при нарушении опрятности, иногда просится на горшок характерным звуком или жестом. Спокойно относится к высаживанию на горшок.
3 балла Самостоятельный прием твердой и густой пищи и питье из чашки несколько затруднены, осуществляются с небольшой помощью взрослого. Подносит руки к воде при умывании, может «промокнуть» лицо и руки полотенцем. Умеет частично раздеваться и одеваться (может снять и надеть несколько предметов туалета). Умеет контролировать физиологические потребности (стул), выражать потребность в туалете (заранее сообщать взрослому характерным словом, звуком или жестом).
4 балла Самостоятельный прием твердой, густой и жидкой пищи, а также питье из чашки. Умывается (трет ладони, части лица) и вытирается самостоятельно. Умеет раздеваться (штанишки, кофту, шапку, ботинки, расстегивать молнию и большие пуговицы) и частично одеваться (носки, штанишки, кофту). Самостоятельно пользуется туалетом (горшком).

 

Изучение компонентов познавательного развития. Исследование сенсорных процессов включает изучение зрительного и слухового восприятия. При изучении должны учитываться этапы формирования сенсорных функций у детей с нормальным развитием.

· Исследование зрительного восприятия проводится с учетом следующих показателей:

– Зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки).

 

Зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта – лица взрослого, предмета).
1 балл Зрительное сосредоточение отсутствует: ребенок даже кратковременно не фиксирует взгляд на лице взрослого (даже матери) и на неподвижном предмете (может быть стойкое косоглазие, нистагм, птоз, симптом Графе …).
2 балла Быстрое истощение функции зрительного сосредоточения: ребенок кратковременно фиксирует взгляд на лице матери и на большом ярком неподвижном предмете (1-2 секунды).
3 балла Зрительное сосредоточение недостаточно длительное: ребенок задерживает взгляд на лице говорящего с ним взрослого и на предмете не более 4-5 секунд.
4 балла Длительное зрительное сосредоточение: фиксация взгляда на лице взрослого и на предмете не менее 10-20 секунд, длительно удерживает в поле зрения неподвижный объект (лицо взрослого, игрушку).

 

– Прослеживание движущегося оптического объекта.

 

Прослеживание движущегося оптического объекта
1 балл Не прослеживает движущийся оптический объект.
2 балла Ступенчатое прослеживание движущегося оптического объекта: ребенок следит за ярким перемещающимся предметом, периодически теряя его из виду.
3 балла Недостаточно длительное прослеживание движущегося оптического объекта (до 8-10 секунд), фрагментарное, неполное, непостоянное.
4 балла Плавное длительное прослеживание движущегося оптического объекта: ребенок следит за движущимся предметом во всех направлениях, не отрывая взгляда, до 10-20 секунд.

 

– Узнавание матери, различение близких и чужих людей.

Узнавание матери, различение близких и чужих людей
1 балл Не узнает мать, не дифференцирует своих и чужих людей.
2 балла Узнает мать после длительной стимуляции (ласкового разговора, улыбки, поглаживания), но чаще всего не различает близких и чужих людей.
3 балла Хорошо и достаточно быстро выделяет мать, дифференцирует «своих» и чужих взрослых после стимуляции (улыбки, ласкового тона голоса).
4 балла Хорошо и быстро дифференцирует близких и чужих людей: отвечает улыбкой на разговор «своего» взрослого, в ситуации общения с незнакомым человеком проявляет настороженность, а иногда и негативную реакцию (плачет).

 

– Рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой.

 

Рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой
1 балл Не обращает внимания на людей, игрушки, предметы, даже находящиеся вблизи.
2 балла Фиксирует взгляд, кратковременно рассматривает людей, окружающие предметы и игрушки, находящиеся в непосредственной близости; произвольное переключение взора с одного предмета на другой отсутствует.
3 балла Недолго рассматривает людей, предметы, игрушки, находящиеся в непосредственной близости; произвольное переключение взора с предмета на предмет несколько затруднено.
4 балла Длительно рассматривает людей, окружающие предметы, игрушки, находящиеся в поле зрения; свободно произвольно переключает взор с одного предмета на другой.

 

– Зрительное изучение окружающего: рассматривание предметов, расположенных в разных местах.

 

Зрительное изучение удаленных предметов
1 балл Зрительно не изучает удаленные предметы.
2 балла Кратковременно фиксирует взгляд на удаленных предметах, не переключая взор и не рассматривая их.
3 балла Недолго рассматривает предметы, игрушки, удаленные на расстояние; рассматривание и переключение взора с одного предмета на другой затруднено.
4 балла Рассматривает окружающие предметы, игрушки, удаленные на расстояние; свободно переключает взор с одного предмета на другой.

 

– Узнавание, различение знакомых предметов и игрушек.

При исследовании зрительного восприятия важно использовать разнообразные предметы окружающей действительности, игрушки, простые предметные и сюжетные картинки. С 2-3-х летнего возраста исследование зрительного восприятия можно проводить с учетом следующих показателей:

– Узнавание, различение знакомых предметов и игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу - 1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.).

– Дифференциация игрушек и однопредметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) - с 1 года 6 мес.

– Рассматривание и узнавание предметов и игрушек на простых сюжетных картинках - с 1 года 6 мес.

– Зрительное восприятие цвета, формы и величины предметов.

Зрительное восприятие цвета, формы и величины предметов исследовалось по следующим уровням:

· Соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1 года 6 мес.).

· Различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет).

· Знание и называние цвета, формы, величины предметов (с 2 лет 6 мес.).

При исследовании зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов следует использовать различные дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши, доски Сегена, шарики, кубики и бруски разного размера и цвета).

– Разборка и складывание матрешки: двухсоставной – с 1,6 лет; трехсоставной – с 2,6 лет.

– Разборка и складывание пирамидки: из трех колец – с 2 лет; из четырех колец – с 2,6 лет.

– Кубики-вкладыши: двухсоставные – с 1,6 лет; трехсоставные – с 2 лет; четырехсоставные – с 2,6 лет.

– Цветные кубики: два (красный, желтый) – с 2 лет; четыре – с 2,6 лет, пять – с 3 лет.

– Доски Сегена: две формы – с 1,6 лет; три формы – с 2 лет, четыре формы – с 3 лет.

– Ориентировка в 2-х контрастных величинах – с 1 года 6 мес., в 3-х контрастных величинах – с 2 лет.

· Уровень развития слухового восприятия оценивался по следующим показателям:

– Слуховое сосредоточение.

– Ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого.

– Локализация звука в пространстве (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение).

– Дифференциация тембровой окраски и интонации голоса матери (или другого «близкого» человека) и «чужих» людей.

– Узнавание своего имени (дифференциация своего и чужого имени).

– Различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого, различное реагирование на них.

– Различение характера мелодии (веселой и грустной, тихой и громкой).

– Слуховое внимание на речь взрослого.

· Исследование уровня развития деятельности включает следующие разделы:

 

1. Проявление интереса к игрушкам, избирательность, стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой).

 

Проявление интереса к игрушкам
1 балл Интереса к игрушкам и предметам не проявляет. С игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослым не включается.
2 балла Проявляет поверхностный, нестойкий интерес к игрушкам, предметам
3 балла Интерес к игрушкам и предметам проявляет, но он недостаточно стойкий.
4 балла Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам. Включается в совместную игру со взрослым.

 

2. Характер действий с предметами, игрушками:

– Неспецифические манипуляции (стереотипные, одинаковые действия со всеми предметами-игрушками: похлопывание, постукивание, размахивание, перекладывание из одной руки в другую, сосание, бросание).

– Специфические манипуляции (учет физических свойств предметов: сжимание и разжимание пищащей игрушки, размахивание и потряхивание погремушкой, отталкивание подвешенных игрушек).

– Предметные действия (использование предметов по их функциональному назначению).

– Процессуальные действия (многократное осуществление предметно-игровых действий, не направленных на более отдаленный или конечный результат) – (с 1 года 6 месяцев).

– Предметная игра с элементами сюжета (цепочка логически связанных, целенаправленных, осмысленных предметно-игровых действий) (с 2 лет 6 мес.).

Исследование познавательной активности и мотивации к деятельности пронизывает весь процесс изучения детей. Для их выявления можно использовать метод наблюдения.

В ходе наблюдения отмечаются такие качества, как наличие или отсутствие познавательного интереса, активность и настойчивость в овладении навыками или пассивность ребенка при этом, желание добиться результата или равнодушие ребенка к результату деятельности, целенаправленность деятельности и отсутствие ее.

 

Познавательная активность и мотивация к деятельности
1 балл Отсутствие познавательной активности и мотивации к деятельности
2 балла Познавательная активность и мотивация к различным видам деятельности низкая
3 балла Недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности
4 балла Ярко выраженная познавательная активность и мотивация

 

· При изучении запаса знаний об окружающем необходимо учитывать уровень его сформированности.

Запас знаний об окружающем
1 балл Запас знаний об окружающем отсутствует или крайне низкий
2 балла Запас знаний об окружающем строго ограничен
3 балла Запас знаний об окружающем несколько снижен
4 балла Запас знаний об окружающем соответствует возрасту

 

· При исследовании особенностей внимания важно учитывать возможность, длительность сосредоточения, стойкость и его переключение.

 

Внимание
1 балл Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте)
2 балла Внимание неустойчивое, поверхностное. Быстро истощается
3 балла Внимание недостаточно устойчивое
4 балла Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные

 

· Исследование обучаемости и использования фиксированных видов помощи (во время обследования) можно проводить, начиная с 2 лет.

 

Обучаемость и использование фиксированных видов помощи
1 балл Обучаемость отсутствует. Ребенок не использует помощь взрослого. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
2 балла Обучаемость низкая. Использует помощь взрослого. Перенос знаний затруднен – при предъявлении аналогичного задания чаще всего с ним не справляется.
3 балла Обучаемость недостаточная. Способен выполнить задание с небольшой помощью взрослого, но при предъявлении аналогичного задания самостоятельно с ним справляется не всегда.
4 балла Обучаемость высокая. Ребенок выполняет задание самостоятельно или при небольшой помощи взрослого переходит к более высокому способу выполнения задания.

 

· При изучении пространственных представлений (с 2 лет) важно исследовать:

– Представления о схеме тела (своего, взрослого или другого ребенка, куклы): показать части тела (голова, руки, ноги); показать части лица (глаза, рот, нос, уши).

– Ориентировку в сторонах собственного тела – с 3 лет.

– Начальную ориентировку в окружающем пространстве («низ», «верх», «сзади», «впереди», «в», «на», «под» и т.д.) – с 3 лет.

– Целостный образ предмета (конструктивный праксис) – с 2 лет.

 

· При исследовании к онструктивного праксиса важно выявить простейшие конструктивные умения детей, используя набор деревянного строительного материала (кубики, бруски, призмы), палочки, разрезные картинки из 2-3 частей. Все задания предлагаются ребенку по показу взрослого.

· При анализе важно читывать способ выполнения задания: по показу, по подражанию, совместными действиями. Все постройки в ходе обследования следует обыгрывать вместе с ребенком («Мы строим дом для Кати», «По дорожке идет ляля: топ-топ-топ»). После обыгрывания постройки можно попросить ребенка повторить действие. Образец постройки взрослого, при этом, остается перед ребенком.

Задания для построек из строительного материала:

– С 1,5 лет: башня из 2-3 кубиков, машина (кубик на пластине), дом (из кубика и призмы), стол и стульчик (из кубика и пластины).

– С 2 лет: дорожка из кирпичиков или пластин, башня из 2-3 кубиков и призмы, диванчик из 2 пластин, ворота из 2 кирпичиков и пластины над ними.

– Конструирование из 2 палочек (с 2 лет), из 3 палочек (с 2,5 лет).

– Разрезные картинки: из 2 частей (с 2 лет), из 3 частей (с 2,5 лет).

Изучение компонентов речевого развития. Изучение особенностей речевого развития детей включает два направления: исследование понимания обращенной речи (импрессивной речи), исследование собственной речи (экспрессивной речи).

Понимание обращенной речи исследуется с учетом его поэтапного формирования в онтогенезе по следующим показателям:

– Выделение по слову взрослого некоторых знакомых предметов, игрушек, часто показываемых и называемых, находящихся в определенном месте (8-10 мес.).

– Знание своего имени, различение интонаций голоса взрослого (6-8 мес.).

– Выделение по слову близких людей (матери, отца, бабушки): «Где мама?», «Где папа?», «Где баба?» (10 мес.).

– Понимание и выполнение разученных ранее простых действий и движений по слову взрослого (без указательного жеста): «ладушки», «до свидания», «дай», «на», «возьми», «дай ручку», «сорока-ворона».

При выраженных нарушениях функции рук может приниматься попытка выполнения движений. Если ребенок сразу не выполнил задание, требуемое движение пассивно руками ребенка можно производить несколько раз; при этом действие сопровождается словами. После обучения ребенку опять предъявляется то же задание.

– Понимание названий (выделение по слову) нескольких предметов, игрушек независимо от их местоположения (11-12 мес.).

С 1 года 6 мес.:

– Понимание названий окружающих предметов обихода (посуды, одежды), игрушек, действий.

– Понимание команды «нельзя» и «можно» без жестового подкрепления и интонационного отношения.

– Выделение по слову предметов и игрушек на предметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу (при выборе из двух-трех).

– Понимание и выполнение простых речевых инструкций: «положи», «открой», «закрой», «сними», «надень», «брось», «дай маме», «отдай тете», «покачай куклу», «постучи молоточком», «покатай машинку», «покорми лялю» и др.

– Показ частей лица и тела на себе, на взрослом и на кукле.

С 2 лет:

– Узнавание предметов и игрушек на предметных картинках, действий - на простых сюжетных картинках.

– Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

– Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций.

– Понимание простого рассказа по сюжетной картинке, ответы на вопросы взрослого.

– Понимание единственного и множественного числа существительного.

С 2,5 лет:

– Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, имеющихся в опыте ребенка.

– Понимание единственного и множественного числа глагола, прилагательного, времени глагола.

Изучение компонентов двигательного развития. Изучение состояния двигательных функций (общей, артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук) необходимо проводить совместно с невропатологом и врачом ЛФК.

· При определении уровня сформированности основных двигательных навыков следует учитывать следующие показатели:

– Удержание головы.

– Самостоятельное сидение.

– Удержание вертикального положения стоя (у опоры и самостоятельно).

– Ходьба с поддержкой.

– Самостоятельная ходьба.

· При определении уровня развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо учитывать следующие показатели:

– Направление руки к предмету.

– Захват предмета, его удержание в руке.

– Произвольное отпускание предмета.

– Простейшие манипуляции с предметами (размахивание, постукивание, перекладывание из одной руки в другую, поднесение ко рту, сосание).

– Свободное манипулирование предметами.

– Дифференцированные движения пальцев рук.

– Выделение ведущей руки.

Возможности двигательных функций кистей и пальцев рук важно выявлять в различных положениях ребенка: лежа на спине, на животе; сидя, стоя (с поддержкой). Для обследования необходимо использовать разнообразные игрушки и предметы (погремушки, колечки, мячи, кубики и др.).

· Изучение артикуляционной моторики.

Артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования необходимо оценивать в соответствии с общими моторными возможностями ребенка. Важно отмечать даже незначительные речедвигательные расстройства. Определение ведущего неврологического речедвигательного синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике следует проводить совместно с невропатологом и врачом ЛФК.

Обследование артикуляционного аппарата следует начинать с проверки строения его органов: твердого, мягкого неба, челюстей, губ, языка. Изучение двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает исследование подвижности губ, языка и мягкого неба. При этом следует обращать внимание на возможности непроизвольных и произвольных движений органов артикуляции (по подражанию). Важно подробно изучить особенности дыхания (тип дыхания, его глубину, частоту, ритм), голосообразования (силу и тембр голоса) и просодики (мелодико-интонационные и темпо-ритмические характеристики голосовых и речевых реакций).

На основании качественного анализа полученных данных на каждого ребенка заполняется специально разработанная карта-схема комплексного психолого-педагогического обследования детей.

Для детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП предлагается следующая схема комплексного обследования.

 

СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП

I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  
КОНТАКТ(эмоциональный, жестово-мимический, речевой):  
- В контакт не вступает  
- Контакт формальный (чисто внешний)  
- В контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет в нем заинтересованности  
- Контакт избирательный  
- Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется  
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:  
- активный, бодрый, деятельный  
- пассивный, вялый, инертный  
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность  
- колебания настроения  
- капризность  
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:  
1) Невербальные средства:  
- Общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком  
- Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций  
- Общение посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов  
2) Речевые средства (различные высказывания):  
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены):  
- Полное отсутствие навыков  
- Частичное владение навыками  
- Владение навыками с небольшой помощью взрослого  
- Самостоятельное владение навыками  
II. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  
ОБЩАЯ МОТОРИКА:  
Сформированность основных двигательных навыков:  
- Удержание головы  
- Самостоятельное сидение  
- Удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно)  
- Ходьба с поддержкой  
- Самостоятельная ходьба  
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:  
- Направление руки к предмету  
- Захват предмета, его удержание в руке  
- Произвольное отпускание предмета  
- Простейшие манипуляции с предметами  
- Свободное манипулирование предметами  
- Дифференцированные движения пальцев рук  
- Выделение ведущей руки (правая / левая)  
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА:  
- Неврологический синдром в мышцах и моторике артикуляционного аппарата (спастический парез, гиперкинезы, атаксия)  
  Лицевая мускулатура:  
  - Гипомимия  
  - Тонус лицевой мускулатуры: спастичность / гипотония / дистония / N  
  - Сглаженность носогубных складок  
  - Оральные синкинезии  
  - Асимметрия лица  
  - Гиперкинезы лица  
  Губы: норма, толстые/тонкие; наличие расщелины  
  - Тонус губной мускулатуры: спастичность / гипотония / дистония / N  
  - Подвижность: губы малоподвижные/подвижные  
  Зубы:крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, N  
  - Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный  
  Твердое небо: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N  
  Мягкое небо: длинное/короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля  
  Движение нижней челюсти: - открывание/закрывание рта - умение держать рот закрытым  
  Язык: толстый, маленький, узкий, раздвоенный, невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки  
  - Тонус язычной мускулатуры: спастичность / гипотония / дистония / N  
  - Гиперкинезы языка  
  - Тремор языка  
  - Девиация (отклонение) языка в сторону  
  Обьем артикуляционных движений языка:  
  - Строго ограничен / Неполный / Снижение амплитуды артикуляционных движений / В полном обьеме  
  - Умение удержать артикуляционную позу  
  - Способность к переключению  
  - Произвольное высовывание языка  
  - Подъем языка  
  - Боковые отведения (вправо/влево)  
  - Пощелкивание  
  - Облизывание губ (круговые движения языка)  
  Глоточный и небный рефлексы: - повышен/понижен/нормальный  
  Наличие патологических рефлексов орального автоматизма (губной, хоботковый, поисковый, ладонно-ротоголовной и др.)  
  Вегетативные расстройства:  
  - Гиперсаливация: - постоянная/ усиливающаяся при определенных условиях  
  Жевание: - отсутствие жевания твердой пищи / затруднение жевания / N  
  Глотание: - не нарушено; поперхивается, захлебывается при глотании  
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:  
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ  
- отсутствие или крайне низкая познавательная активность и мотивация к деятельности  
- снижение познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности  
- недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности  
- ярко выраженная познавательная активность и мотивация  
ВНИМАНИЕ:  
- Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте)  
- Внимание неустойчивое, поверхностное. Быстро истощается  
- Внимание недостаточно устойчивое  
- Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные  
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  
1) Проявление интереса к игрушкам, избирательность, стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):  
- Интереса к игрушкам не проявляет (С игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослым не включается. Самостоятельной игры не организует).  
- Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам., предметам  
- Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.  
2) Адекватность употребления игрушек:  
- Совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия).  
- Игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).  
3) Характер действий с предметами-игрушками:  
а) Неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, перекладывает, тянет в рот, сосет, бросает).  
б) Специфические манипуляции - учитывает только физические свойства предметов.  
в) Предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением.  
г) Процессуальные действия (с 1,5 лет).  
д) Игра с элементами сюжета (с 2 лет).  
ЗАПАС ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ: - Отсутствует или крайне низкий  
- Строго ограничен  
- Несколько снижен  
- Соответствует возрасту  
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:  
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ:близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, нистагм, N  
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:  
- Зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки).  
- Прослеживание движущегося оптического объекта: фрагментарное/плавное.  
- Узнавание матери, различение близких и чужих людей.  
- Рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой.  
- Зрительное изучение удаленных предметов  
- Узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу.  
- Дифференциация игрушек и однопредметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) - с 1,5 лет.  
- Рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках - с 1,5 лет.  
- Соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет).  
- Различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет).  
- Знание и называние цвета, формы, величины предметов (с 2-2,5 лет).  
СОСТОЯНИЕ СЛУХА: снижение слуха / N  
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:  
- Слуховое сосредоточение.  
- Ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого.  
- Локализация звука в пространстве (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение).  
- Дифференциация тембровой окраски и интонации голоса матери (или другого «близкого» человека) и «чужих» людей.  
- Узнавание своего имени (дифференциация своего и чужого имени).  
- Различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого.  
- Слуховое внимание к речи взрослого.  
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ:  
- Знание и показ частей тела и лица.  
- Ориентировка в сторонах собственного тела.  
- Целостный образ предмета.  
- Дифференцирование пространственных понятий (справа-слева, выше-ниже, дальше-ближе, впереди-сзади, в центре).  
- Конструктивный праксис.  
IV.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ  
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: -Протекало с выраженной задержкой
- Протекало с задержкой
- Нормальное (по возрасту)
Время появления и особенности голосовых реакций:
- Крик
- Гуление
- Лепет
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
- Не понимает обращенную речь
- Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции
- Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Выполняет сложные речевые инструкции
- В полном объеме
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития:
- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы
- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию).
2-й уровень речевого развития:
- Пользуется простой фразой
- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития: Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Фонетико-фонематические нарушения
4-й уровень речевого развития: Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность
N: Пользуется развернутой фразой. Связная речь сформирована
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: - Проявляет склонность к эхолалии.
- Наличие речевых штампов.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: - резко ограничен / беден / в пределах обихода / достаточный
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: - Не сформирован
- Сформирован недостаточно
- Сформирован (N)
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: Нарушена/не нарушена (N)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения - искажения
- Усредненность гласных; Недостаток произношения свистящих/шипящих/соноров/ губно-губных/губно-зубных/средненебных/заднеязычных/твердых согласных/звонких согласных
- Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи
- Фонетический строй речи сформирован достаточно (N)
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков): - Замены
- Смешения
Фонематическое восприятие: Нарушено/сохранно
Разборчивость речи:
- Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
- Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
- Разборчивость речи не нарушена (N)
ДЫХАНИЕ: Свободное/затрудненное/поверхностное/неровное, неритмичное
- Дифференциация носового и ротового выдоха
ГОЛОС:
- Недостаточная сила голоса: - Тихий, слабый, истощающийся
- Нарушения тембра голоса: глухой/сдавленный/хриплый/назализованный/ напряженный/дрожащий
- Сильный, звонкий (N)
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: нарушена/сохранна
Просодическая организация звукового потока: Мелодико-интонационная сторона речи: N
- Нарушение интонационного оформления речи
- Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
- Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный)
Темп речи: нормальный/тахилалия/брадилалия/запинки/заикание
Ритм речи: нормальный/растянутый/скандированный/зависит от проявления гиперкинезов
     

Логопедическое обследование детей с церебральным параличом. Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК при обследовании ребенка.

В ходе логопедического обследования детей с ДЦП используют следующие методы:

- Изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных).

- Наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации).

- Беседа с родителями и ребенком.

- Визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи.

- Использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.

Прежде, чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), желательно обсудив его с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральными параличами является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).

Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).

При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие или наличие патологических тонических рефлексов и их влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения — на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении «сидя» или «стоя».

Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого неба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с церебральными параличами нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной — спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрия лица, сглаженности носогубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; попёрхивание и захлебывание при глотании.

Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обращается внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженными речедвигательными синдромами не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, а затем узким, верхнего подъема, пощёлкиваний и т.д. Оценивается степень и граница глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).

Оценка понимания обращенной речи (импрессивной речи) является важнейшим этапом логопедического обследования. Логопед выявляет уровень понимания обращенной речи (различение интонации голоса взрослого, ситуативное понимание обращенной речи, на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется понимание смыслового значения слова, действия, простого и сложного сюжета, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи выявляется уровень речевого развития ребенка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики, жестов, интонации.

При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока.

Подробно проверяется фонетико-фонематического строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.

Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И.И.Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи:

1 форма - фонетическое расстройство, проявляющееся в искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков.

2 форма - фонетико-апраксическое расстройство, включающее как фонетические нарушения (искажения звуков), так и артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене и пропусках звуков.

3 форма - фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова).

Итак, в ходе логопедического обследования детей с церебральным параличом логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрических расстройств на основе оценки неречевых нарушений. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее частым первым проявлением дизартрических расстройств является наличие псевдобульбарного (спастико-паретического) синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже у новорожденного. Прежде всего, это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может быть сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика - гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отмечается раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике речевого аппарата. Наиболее характерными являются следующие нарушения:

1. Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц.

- В лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носогубных складок, опущение одного из углов рта, перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; гиперкинезы лица.

- В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ; недостаточность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы, препятствующее плотному захвату соски или соска и вызывающее подтекание молока изо рта.

- В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса; патология строения языка (при спастичности - язык массивный, оттянут «комом» назад или вытянут «жалом» вперед; при гипотонии - тонкий, вялый, распластанный в полости рта; раздвоенность языка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки); патология положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта); гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; ограничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных движений); повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса.

- Мягкое небо: провисание небной занавески (при гипотонии); отклонение язычка от средней линии.

-







Date: 2015-10-21; view: 500; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.08 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию