Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О стилях речи. Классификация стилей
Упражнение № 21. Выпишите из «Словаря современного русского языка» в 4 т. (под ред. А. П. Евгеньевой) и из «Словаря современного русского языка» в 17 т. все значения слова стиль. Проиллюстрируйте выписанные из словаря значения слова стиль своими примерами. Каково инвариантное значение слова стиль? Какова этимология слова стиль? Упражнение № 22. Определите, каково инвариантное значение слова стиль и каковы смысловые различия этого слова, употребленного в следующих текстах. (1) Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме (Н. Некрасов). (2) Стиль умелого руководства состоит в том, чтобы, предоставляя работникам инициативу и самостоятельность, вовремя направлять их и предупреждать ошибки. (3) В высокой и большой гостиной — чудесная мебель стиля ампир из красного дерева (В. Вересаев). (4) Мне кажется, что протестовать вексель не следовало бы. Это не в моем стиле (А. Чехов). (5) Стиль сентиментализма в русской литературе связан в первую очередь с творчеством Н. Карамзина. Упражнение № 23. Определите, в каком смысле употребляется слово стиль в следующих словосочетаниях: шутливый стиль, стиль репортажа, оттачивать стиль, торжественный стиль, научный стиль, стиль Лермонтова, сухой стиль, хороший стиль, уничижительный стиль, стиль аннотации, официально-деловой стиль. Ответ представьте в виде таблицы.
Упражнение № 24. Определите, какие слова в приведенных текстах воспринимаются как чужеродные, иностилевые. Каким термином обозначаются такие иностилевые средства? Каков результат их использования? (1) — Дай-ка мне ручку! — А что? — Телефон записать. — За неимением ручки я дам тебе карандаш. (2) Изобретение позволяет увеличить мощность микроскопа в три раза. Если поглядеть в объектив, можно различить такие частицы, которые оставались прежде невидимыми. (3) Вышел из дому спозаранку. Тьма — хоть глаз выколи. Осадки. Холодно. (4) В будущем году значительно возрастет производство отечественных автомобилей да велосипедов. (5) Спортсмен удачно провел свое выступление, продемонстрировал высокий класс фигурного катания, но в конце сложной программы он шлепнулся. Упражнение № 25. Сравните следующие тексты. Какие факторы влияют на их стилевое оформление? Входит ли в их число тема речи? Почему? (1) — Ну и погодка? — Что, льет еще? — Еще как! Не дождь, а ливень настоящий! (2) На севере области располагается область пониженного атмосферного давления. Воздушные массы, идущие с севера-запада, распространятся в ближайшее время и на центральные области Европейской территории, где ожидаются ливневые дожди. Упражнение № 26. Установите ту сферу общественной деятельности, с которой связаны приведенные ниже тексты. (1) По случаю провозглашения независимости Вашей страны примите, господин премьер-министр, сердечные поздравления и добрые пожелания успехов народу Вашей страны на пути самостоятельного государственного развития. (2) В целях повышения уровня методической работы университета и для координации работы методических советов факультетов приказываю: 1. Утвердить структуру методического совета университета и его состав согласно положению. 2. Председателю методического совета план работы методического совета и его секций на 2007-08 учебный год представить на утверждение ректору в месячный срок. Дата Подпись (3) Несмотря на то, что семантическому анализу лингвисты давно уделяют пристальное внимание, бытующие определения лексического значения, критерии для установления того, что входит в него и что остается за его пределами, до сих пор остаются дискуссионными. (4) — Представляешь, а велосипед-то мне так и не подарили! — Да? — Да. А мне говорят, мол, нет, он не полезен, а даже вреден. — Мне тоже хотелось, и мне тоже сказали, что так то и так, вреден, дескать. Упражнение № 27. Сравните приведенные тексты. Определите их тему. Установите, в содержании или в форме выражения мысли состоит их основное различие. Как можно назвать это различие? (1) С маленькими детьми надо больше петь, танцевать, играть под музыку. Тогда они будут расти веселыми, жизнерадостными, подвижными. Такие занятия научат детей любить и понимать музыку. Постепенно у них разовьется слух и музыкальная память. Так можно воспитать и художественный вкус, и слух ребенка, и его музыкальную память. (2) Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, музыкальное воспитание способствует его эстетическому воспитанию и всестороннему развитию. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности. Таким образом, музыкальное воспитание способствует: а) развитию эмоций, б) развитию речи, в) развитию движений, г) обогащению самостоятельной деятельности детей. Упражнение № 28. Докажите, что в создании разговорной окраски приведенного высказывания участвуют языковые средства всех уровней. — Дай-ка мне, дружище, рубликов шестьдесят! Примечание. Произношение числительного шестьдесят при полном и неполном стилях произношения: [шьд:’иэс’ат] — [шьс’ат]. Упражнение № 29. Определите, в какой ситуации уместна каждая из приведенных синтаксических конструкций. Обратите внимание на соответствующие лексические различия. (1) Как вернешься из командировки, сразу же зайди в бухгалтерию — сдай отчет. (2) По возвращении из командировки необходимо в трехдневный срок сдать отчет в бухгалтерию. Упражнение № 30. Сравните приведенные высказывания и установите стилеобразующие факторы, которые определяют их порождение, и стилевые признаки, которые им присущи. (1) Радиоактивность воздушной среды обусловлена наличием в ней радиоактивных веществ естественного и искусственного происхождения. Естественный радиоактивный фон создается за счет космического излучения и излучений от естественных радиоактивных веществ, находящихся в почве, воде и атмосфере. (2) Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя). Упражнение № 31. Сопоставьте следующие тексты с точки зрения передаваемой информации и использованных языковых средств. Определите, к какому функциональному стилю или типу речи относится каждый текст.
|