Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О стилях речи. Классификация стилей





 

Упражнение № 21. Выпишите из «Словаря современного русского языка» в 4 т. (под ред. А. П. Евгеньевой) и из «Словаря современного русского языка» в 17 т. все значения слова стиль. Проиллюстрируйте выписанные из словаря значения слова стиль своими примерами. Каково инвариантное значение слова стиль? Какова этимология слова стиль?

Упражнение № 22. Определите, каково инвариантное значение слова стиль и каковы смысловые различия этого слова, употребленного в следующих текстах.

(1) Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме (Н. Некрасов).

(2) Стиль умелого руководства состоит в том, чтобы, предоставляя работникам инициативу и самостоятельность, вовремя направлять их и предупреждать ошибки.

(3) В высокой и большой гостиной — чудесная мебель стиля ампир из красного дерева (В. Вересаев).

(4) Мне кажется, что протестовать вексель не следовало бы. Это не в моем стиле (А. Чехов).

(5) Стиль сентиментализма в русской литературе связан в первую очередь с творчеством Н. Карамзина.

Упражнение № 23. Определите, в каком смысле употребляется слово стиль в следующих словосочетаниях: шутливый стиль, стиль репортажа, оттачивать стиль, торжественный стиль, научный стиль, стиль Лермонтова, сухой стиль, хороший стиль, уничижительный стиль, стиль аннотации, официально-деловой стиль. Ответ представьте в виде таблицы.

Особенности манеры изложе­ния, связанные с эмоцио­нально-экспрессивной и функциональной окраской языковых средств Функциональный стиль речи Совокупность прие­мов использования языковых средств, характерных для какого-либо жанра, произведения, писателя Способ орга­низации рече­вого произве­дения, слог
       

Упражнение № 24. Определите, какие слова в приведенных текстах восприни­маются как чужеродные, иностилевые. Каким термином обозначаются такие иностилевые средства? Каков результат их использования?

(1) — Дай-ка мне ручку!

— А что?

— Телефон записать.

— За неимением ручки я дам тебе карандаш.

(2) Изобретение позволяет увеличить мощность микроскопа в три раза. Если поглядеть в объектив, можно различить такие частицы, которые оставались прежде невидимыми.

(3) Вышел из дому спозаранку. Тьма — хоть глаз выколи. Осадки. Холодно.

(4) В будущем году значительно возрастет производство отечественных автомо­билей да велосипедов.

(5) Спортсмен удачно провел свое выступление, продемонстрировал высокий класс фигурного катания, но в конце сложной программы он шлепнулся.

Упражнение № 25. Сравните следующие тексты. Какие факторы влияют на их стилевое оформление? Входит ли в их число тема речи? Почему?

(1) — Ну и погодка?

— Что, льет еще?

— Еще как! Не дождь, а ливень настоящий!

(2) На севере области располагается область пониженного атмосферного давления. Воздушные массы, идущие с севера-запада, распространятся в ближайшее время и на центральные области Европейской территории, где ожидаются ливневые дожди.

Упражнение № 26. Установите ту сферу общественной деятельности, с которой связаны приведенные ниже тексты.

(1) По случаю провозглашения независимости Вашей страны примите, господин премьер-министр, сердечные поздравления и добрые пожелания успехов народу Вашей страны на пути самостоятельного государственного развития.

(2) В целях повышения уровня методической работы университета и для координации работы методических советов факультетов приказываю:

1. Утвердить структуру методического совета университета и его состав согласно положению.

2. Председателю методического совета план работы методического совета и его секций на 2007-08 учебный год представить на утверждение ректору в месячный срок.

Дата Подпись

(3) Несмотря на то, что семантическому анализу лингвисты давно уделяют присталь­ное внимание, бытующие определения лексического значения, критерии для установления того, что входит в него и что остается за его пределами, до сих пор остаются дискуссионными.

(4) — Представляешь, а велосипед-то мне так и не подарили!

— Да?

— Да. А мне говорят, мол, нет, он не полезен, а даже вреден.

— Мне тоже хотелось, и мне тоже сказали, что так то и так, вреден, дескать.

Упражнение № 27. Сравните приведенные тексты. Определите их тему. Установите, в содержании или в форме выражения мысли состоит их основное различие. Как можно назвать это различие?

(1) С маленькими детьми надо больше петь, танцевать, играть под музыку. Тогда они будут расти веселыми, жизнерадостными, подвижными. Такие занятия научат детей любить и понимать музыку. Постепенно у них разовьется слух и музыкальная память. Так можно воспитать и художественный вкус, и слух ребенка, и его музыкальную память.

(2) Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, музыкальное воспитание способствует его эстетическому воспитанию и всестороннему развитию. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности. Таким образом, музыкальное воспитание способствует: а) развитию эмоций, б) развитию речи, в) развитию движений, г) обогащению самостоятельной деятельности детей.

Упражнение № 28. Докажите, что в создании разговорной окраски приведенного высказывания участвуют языковые средства всех уровней.

Дай-ка мне, дружище, рубликов шестьдесят!

Примечание. Произношение числительного шестьдесят при полном и неполном стилях произношения: [шьд:’иэс’ат] — [шьс’ат].

Упражнение № 29. Определите, в какой ситуации уместна каждая из приведенных синтаксических конструкций. Обратите внимание на соответствующие лексические различия.

(1) Как вернешься из командировки, сразу же зайди в бухгалтерию — сдай отчет.

(2) По возвращении из командировки необходимо в трехдневный срок сдать отчет в бухгалтерию.

Упражнение № 30. Сравните приведенные высказывания и установите стилеобразующие факторы, которые определяют их порождение, и стилевые признаки, которые им присущи.

(1) Радиоактивность воздушной среды обусловлена наличием в ней радиоактивных веществ естественного и искусственного происхождения. Естественный радиоактивный фон создается за счет космического излучения и излучений от естественных радиоак­тивных веществ, находящихся в почве, воде и атмосфере.

(2) Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежа­щего опеке или попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя).

Упражнение № 31. Сопоставьте следующие тексты с точки зрения передаваемой информации и использованных языковых средств. Определите, к какому функцио­нальному стилю или типу речи относится каждый текст.

Date: 2015-10-18; view: 1649; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию