Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1. Стилистические ресурсы





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ИСТОРИИ ЯЗЫКА

 

Н. А. ЯРОШЕНКО

И. В. СИМОНОВА

 

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ: ПРАКТИКУМ

Учебное пособие по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов специальности 6.020303 «Русский язык и литература»

образовательно-квалификационного уровня «Бакалавр»

 

 

Донецк

Юго-Восток

 

 

УДК 81’38:808.5=811.161.1

ББК 81.2Рус

Я 77

 

Ярошенко, Н. А. Стилистика и культура речи: Практикум: Учеб. пособ. по курсу «Стилистика и культура речи» для студ. спец. 6.020303 «Русский язык и литература» образо­вательно-квалификационного уровня «Бакалавр» [Текст] / Н. А. Ярошенко, И. В. Симо­нова; отв. ред. Е. С. Отин. — Донецк: Юго-Восток. — 212 с.

 

 

Подано систему вправ із стилістичного аналізу тексту і культури мовлення. Вправи із стилістики спрямовані на формування навичок комплексного стилістичного аналізу текстів різних функціональних стилів і типів мовлення. Завдання з культури мовлення мають сприяти вдосконаленню практичних навичок аналізу текстів з погляду їхньої комунікативної ефективності. Такий аналіз має на меті попередження і виявлення орфоепічних, акцентологічних, лексичних, фразеологічних, граматичних, стилістичних та інших помилок.

Книга адресована широкому колу читачів — викладачам, студентам, абітурієнтам, а також усім, хто цікавиться проблемами стилістики і культури мовлення.

 

 

Авторы-составители:

Н. А. Ярошенко, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкозна­ния и истории языка Донецкого национального университета;

И. В. Симонова, учитель высшей категории, «старший учитель», учитель русского языка и литературы Донецкой специализированной по информационным технологиям общеобразовательной школы І ‑ІІІ ступеней № 61 Донецкого городского совета Донецкой области; ассистент кафедры русской литературы Донецкого национального университета.

 

 

Рецензенты:

к. филол. н., доц. Л. П. Борисова;

к. филол. н., доц. Л. Н. Саркисова.

 

Ответственный редактор: д-р филол. н., проф., заведующий кафедрой общего языкознания и истории языка, декан филологического факультета Донецкого нацио­нального университета Е.С. Отин.

 

Утверждено к печати ученым советом филологического факультета (протокол № 1 от 2 сентября 2010 г.).

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………..........................................................  
   
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 1. СТИЛИСТИКА.…………………………....  
Тема № 1.Стилистические ресурсы ……………………………………………………....  
Тема № 2.Функциональная стилистика как наука о стилях речи. Классификация стилей ………………………………………………………...  
Тема № 3.Научный стиль ………………………………………………………………....  
Тема № 4.Официально-деловой стиль...............................................................................  
Тема № 5.Публицистический стиль...................................................................................  
Тема № 6. Разговорная речь.................................................................................................  
Тема № 7.Художественная речь.........................................................................................  
Тема № 8. Функциональные стили речи (обобщение)......................................................  
   
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ………………………....  
Тема № 9. Акцентологические нормы................................................................................  
Тема № 10. Лексическая сочетаемость...............................................................................  
Тема № 11.Лексическая недостаточность.........................................................................  
Тема № 12.Речевая избыточность. Плеоназм и тавтология.............................................  
Тема № 13.Использование в речи паронимов...................................................................  
Тема № 14.Использование в речи фразеологизмов..........................................................  
Тема № 15.Грамматические нормы....................................................................................  
Тема № 16.Культура речи (обобщение).............................................................................  
   
Приложение 1.Схема стилистического анализа текста...................................................  
Приложение 2.Общая характеристика функциональных стилей и типов речи............  
Приложение 3.Требования к написанию реферата..........................................................  
Приложение 4. Схема редактирования и анализа текста с точки зрения его коммуникативной эффективности..........................  
Приложение 5.Разновидности языковых норм. Система коммуникативно- стилистических качеств речи...................................................................  
   
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ».........................  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В профессиональной подготовке филолога важное место занимает курс «Стилистика и культура речи», который является теоретическим обобщением и практическим приме­нением тех знаний, умений и навыков, которые студенты получили в процессе изучения разных разделов науки о языке. В связи с этим этот курс относится к числу фунда­ментальных дисциплин филологического образования студентов специальности 6.020303 «Русский язык и литература».

Поскольку названный курс состоит из двух содержательных модулей «Стилистика» и «Культура речи», то предлагаемое учебно-методическое пособие содержит упражнения по стилистическому анализу текста и анализу текста с точки зрения его коммуникативной эффективности. Упражнения по стилистике направлены на формирование навыков комп­лексного стилистического анализа текстов разных функциональных стилей и типов речи. Задания же по культуре речи должны способствовать выработке практических навыков анализа текстов с точки зрения их коммуникативной эффективности. Такой анализ направлен на предупреждение и выявление в речи орфоэпических, акцентологических, лексических, фразеологических, грамматических, стилистических и др. ошибок.

Книга адресована широкому кругу читателей — преподавателям, студентам, абиту­риентам, а также всем, кто интересуется проблемами стилистики и культуры речи.

 


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 1

СТИЛИСТИКА

Тема № 1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 

Упражнение № 1. Из слов, приведенных в скобках, выберите то, которое соответ­ствует контексту как по лексическому, так и по стилистическому значению.

1. Мцыри произносит (священную, сокровенную, заветную) клятву, он обещает (найти, обрести, отыскать) отчизну, дом, друзей, родных. 2. Раздались (громкие, призывные) звуки труб, (неистовые, дикие, потрясающие) крики воинов, (тяжкий, грозный) топот коней. 3. Листы (древней, ветхой) рукописи от времени стали (древними, ветхими). 4. Городничий ведет себя (важно, степенно, солидно), пока не сталкивается с вышестоящим начальником. 5. Работа над созданием новой машины требует (упорства, упрямства). 6. Мой брат иногда понимает свои ошибки, но из-за (упорства, упрямства) не признает их. 7. Вредителей полей надо (искоренять, истреблять). 8. Следует (искоренять, истреблять) все недостатки.

Упражнение № 2. Распределите приведенные синонимы на две группы: 1) относя­щиеся к книжному стилю речи и 2) общеупотребительные.

* Составьте с общеупотребительными синонимами словосочетания с разными типами связи.

За границей — за рубежом, возмездие — наказание, чело — лоб, уста — губы, спор — диспут, палец — перст, сей — этот, голый — нагой, почивать — спать, потому что — ибо, шествовать — идти, глаза — очи, нежели — чем, чтобы — дабы, уйти из жизни — умереть, жить — проживать, жилплощадь — квартира, лицо ‘человек’ — человек, щеки — ланиты, звуковой — акустический, социальный — общественный.

Упражнение № 3. Образуйте сочетания из существительных, приведенных под буквой а), и прилагательных и глаголов, приведенных под буквой б).

* Выполните фонетический разбор одного существительного из каждой группы.

(1) а) труд, работенка; б) завершить, покончить, высокооплачиваемый, самоотвер­женный, пустяковый, квалифицированный;

(2) а) возмездие, наказание, трепка, взыскание; б) настигать, задать, обрушиться, заработать, справедливый, здоровенный, роковой, административный;

(3) а) стена, стенка; б) побелить, непроходимый, возвести, соорудить, глухой, тонкий.

Упражнение № 4. В приведенных предложениях найдите фразеологизмы. Выпи­шите их, распределив на две группы: 1) книжные и 2) разговорные.

* Определите значение фразеологизмов, при необходимости обращаясь к фразеологическим словарям русского языка.

** Подберите к фразеологизмам слова-синонимы.

1. Эта иллюзия заставляла спорщиков забывать, что событие, о котором они говорят, описано, может быть, еще год назад и давно кануло в Лету (М. Новорусский. «Записки шлиссельбуржца»). 2. И ума не приложу, что с ней делать, ваше сиятельство, с избой-то; и подпорки и подкладки клал — ничего нельзя поделать! (Л.Н. Толстой. «Утро помещика»). 3. — Эх, Сережа, Сережа, горячая голова! — снисходительно-ласково проговорил Виктор. — Море тебе по колено (С. Бабаевский. «Кавалер Золотой Звезды»). 4. По воскресеньям все женихи являлись целой стаей и ухаживали, говорили любезности, смеялись, курили невесте и ее матери фимиам (М. Горький. «Мужик»). 5. — Читай. Видишь... «Держись на поверхности»... Значит, есть и глубина.... Это дело будет посложней. Гошка Блин сразу не расколется. Стреляный воробей (Г. Матвеев. «Новый директор»). 6. Стасик принес духи «Милой женщине».... — Ну зачем ты... — не сразу сказала она. — В честь чего? — Да просто. Получка, — соврал Стасик. — Хорошие, а? А то я в них ни бум-бум (В. Болтышев. «Дядя Боря из Барнаула»). 7. Странное приклю­чение, которое я намерен рассказать, имело место несколько лет тому назад (Н. Лесков. «Дух госпожи Жанлис»). 7. — Ага, так он тебе и поможет. Держи карман шире. Ему до чужих проблем дела нет. 8. Совершенно верно, ваше высокопревосходительство, от Пулковской обсерватории до Петрограда рукой подать (Н. Брыкин. «Искупление»). 9. Литература сороковых годов уже тем одним оставила по себе неизгладимую память, что она была литературой серьезных убеждений. Не зная никаких свобод, ежечасно изнемогая на прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний, она не отказывалась от своих идеалов, не предавала их (Салтыков-Щедрин. «Круглый год»). 10. Час придет — и вот он сляжет. И помрет. Ну что ж! Устал. И, наверно, кто-то скажет: — Дед Данила дуба дал (А. Твардовский. «Дед Данила в лес идет»). 11. Того господина, например, из 10-го нумера, который горланил во всю ивановскую «Оду на вольность», я видел потом тишайшим штаб-лекарем (Д. Пирогов. «Дневник старого врача»). 12. Из общих предметов на младшем курсе камнем преткновения для большинства пажей, но не для большинства кадет, были механика и химия (А. Игнатьев. «Пятьдесят лет в строю»).

Упражнение № 5. Сгруппируйте приведенные слова по типу функционально-стили­стической окраски: общеупотребительные, разговорные и книжные. Для книжных и разго­ворных средств укажите подтип функционально-стилистического значения.

Аспект, подниматься, мероприятие, замешкаться, ибо, какой, отродясь, наличест­вовать, электронная почта, имейл (e-mail), мыло (‘электронная почта’), дочка, десять, десяток, акустический, социальные, четверо, четыре, четверка, воспроизводить, воспроиз­водство, наблюдение, книга, книжка, книжонка, стабильность, автобус, письмо, графи­ческий, глупыш, глупый, легкий, настроение, мороз, морозный, морозище, ионы, вакуоль, апогей, логарифм, промакашка, мобильник, мобила, саммит, кокнуть, безразлично, индифферентно, фиолетово (‘безразлично’), чувство, твердыня, калякать, проживать.

Упражнение № 6. Сгруппируйте приведенные слова по типу эмоционально-стили­стической окраски: нейтральные слова, слова с положительной (мелиоративной) и слова с отрицательной (пейоративной) окраской. Укажите возможные подтипы для эмоционально окрашенной лексики.

Опростоволоситься, скорбный, медленно, пригорюниться, оголтелый, малость, краснобай, велеречивый, грядущий, рожон, торопыга, неотесанный, каждый, прихлебатель, бомжиха, гуманитарка, ошарашить, лачуга, возомнить, безвременный, тетеря, останки.

Упражнение № 7. Определите, в чем заключается специфика стилистического зна­чения следующих слов.

Лучезарный, пламень, чертог, дубрава, огнь, мечтания, немолчный, синь, младой, вострубить, златокрылый, златострунный.

Упражнение № 8. Определите функционально-стилистическое и эмоционально-стилистическое значение следующих слов.

Пресловутый, наемники, думцы, агрессор, клика, сборище, оголтелый, военщина, содружество, начинание, добрососедский, судьбоносный, реформаторы, олигархи, антиглобалисты, рыночники, кучмизм, ельцинизм, аварийщик, автохтонн, амплитуда, авоська, белоручка, вежливый, вежливенький, антитеза, анамнез, алиментщик, балерун ‘артист балета’, апартаменты ‘плохое помещение’, баталия ‘шумная ссора, драка, бурный спор’, заседательствовать ‘собравшись, сидеть где-л. подолгу, обсуждая что-л.’, доморощенный ‘не обладающий достоинствами, приобретаемыми систематическим изучением чего-л., работой, деятельностью в какой-л. области’, дельце, двуногие ‘люди’.

Упражнение № 9. Что такое эмоционально-экспрессивная стилистическая окраска? Обладают ли ею приведенные слова? Ответ аргументируйте.

Радость, грусть, веселье, страх, благодарность, сомнение, уверенность, враждебный, согласие, несогласие.

Упражнение № 10. Определите, в чем заключается особенность фоники приве­денных отрывков из юмористических произведений.

(1) Скрипят скреперы. Рычат экскаваторы. Огрызаются бульдозеры. С ревом проносятся КрАЗы. Скрежет тормозов... Пробка! Диспетчер врубает рубильник. Гаражи изрыгают свору рыжих «ТАТР». В прорыв брошена гастрольная труппа театра. Вырисовываются горы раствора, роба прораба. Роба просит кирпича. Гремит увертюра.

(2) В наше время киберов, лазеров, квазеров и мазеров мы не можем довольствоваться морально устаревшими сонниками и должны поставить дело сновидений на службу всем хорошим людям...

(3) Это уже далеко не та мышка — вредитель и мот, которую мы наблюдали в «Курочке рябе», и тем более не та, что мы встречали у «Кота в сапогах». В «Репке» перед нами предстает мышка совершенно нового, передового формата. Она как бы является собирательным образом нелишних мышей. Хочется невольно воскликнуть: «Побольше бы таких мышей в книжках для наших малышей!».

(4) Отдыхал на юге: мотался из мотеля в мотель.

Упражнение № 11. (ДЗ). В приведенном отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» найдите стилистические синонимы к глаголу умирать. Выпишите указанные синонимы, распределив их на группы: 1) общеупотребительные, 2) книжные и 3) разговорные. Определите, какие из синонимов также имеют эмоционально-стилисти­ческую окраску, и укажите ее тип. Докажите, что глагол умирать является словом-доминантой соответствующего синонимического ряда.

* Найдите в тексте вводные слова и выражения. Объясните знаки препинания при них.

** Какие типы предложений по цели высказывания представлены в тексте? Какие типы предложений по цели высказывания в приведенном отрывке не использованы? Выпишите из текста по три примера повествовательных и вопросительных предложений.

— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.

— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка... Старушки они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, Богу душу отдает...

— То есть как это считается? У кого это считается?

— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

— Я — человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

И строго добавил:

— Мне дуба дать или сыграть в ящик невозможно: у меня комплекция мелкая.... (И. Ильф, Е. Петров.).

Упражнение № 12. Перепишитеследующие ряды слов. В каждой группе приве­денных слов найдите лишнее и подчеркните его. Ответ аргументируйте, для каждого слова определив тип стилистического значения.

(1) Аккомодация, ампер, синусоид, столовая, дактиль.

(2) Презумпция, истец, ответчик, знакомый, нижеподписавшийся.

(3) Возмездие, грядущий, чело, картошка, перст.

(4) Кривляка, баловник, адепт, лежебока.

(5) Вектор, адаптация, ельцинист, биссектриса, косинус.

(6) Маршрутка, раскладушка, противоречивость, газировка, попутка.

(7) Любовь, радость, благоверный, гнев, страх.

(8) Анамнез, вакуоль, цитоплазма, кассация, спряжение.

(9) Ускорение, аскорбинка, сущность, поглощение, абстрагирование.

(10) Дистрибьютор, менеджер, секретарша, шеф-редактор, референт.

(11) Суетня, возня, беготня, усыновление, мазня.

(12) Сказанул, стукнул, крутанул, расклассифицировал, кокнул.

* Определите способ словообразования существительных знакомый, столовая и нижеподписавшийся.

** Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов ускорение, абстра­гирование, усыновление, поглощение, сущность, противоречивость, аскорбинка, марш­рутка, раскладушка, газировка, попутка, суетня, возня, беготня, мазня, сказанул, стукнул, крутанул, крикнул, пнул.

Упражнение № 13. Сравните попарно приведенные предложения. Установите, чем они отличаются.

* Выполните морфемный анализ имени числительного.

1. Ты глуп. — Глупыш ты!

2. Рассказывай откровенно. — Выкладывай начистоту.

3. Путник прошел пешком около пятидесяти километров. — Он отмахал пешком километров пятьдесят.

4. Наше предложение категорически отвергли. — Наше предложение угробили.

5. Девочка взяла ножницы и изрезала всю ткань. — Девочка схватила ножницы и искромсала всю материю.

Упражнение № 14. Перепишите приведенные слова, распределив их по двум колонкам: архаизмы и историзмы. Объясните значения данных устаревших слов, за справ­ками обращаясь к толковым словарям. Для тех архаизмов, которые используются в поэти­ческой речи, укажите их стилистическое значение, а также синонимы, относящиеся к активной лексике.

* Составьте ассоциативный ряд со словом фаэтон. Напишите на основе ассоциаций эссе «В дороге».

Аршин, агнец, жандарм, вершок, ведать, внимать, врата, верста, око, ланиты, сажень, дщерь, чело, армяк, зело, лучезарный, челобитная, пуд, днесь, лабаз, фаэтон, ибо, дабы, клобук, пламень, огнь.

Упражнение № 15. Прочитайте следующие предложения. Укажите стилистические ошибки, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов. Особо выде­лите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиле­ния действенности речи. Запишите исправленные предложения и те предложения, кото­рые в корректировке не нуждались.

* Выполните синтаксический разбор пятого предложения.

1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 6. Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограни­чено. 7. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче. 8. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных. 9. С опозданиями у нас в группе все благополучно. 10. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.

Упражнение № 16. В следующих отрывках из художественных произведений выде­лите оценочную лексику; укажите ее функционально-стилевую принадлежность и стили­стическую роль в контексте (за справками обращайтесь к толковым словарям).

(1) Будь я романистом, я сказал бы: преступления и страсти отметили его чело роковой печатью, — но я не романист и говорю просто: физиономия его была хищна, жалка и изношена; в силу гармонии этих причин она не вызывала никакого доверия к себе (Максим Горький).

(2) Дом № 7 по Перелешинскому переулку не принадлежал к лучшим зданиям Старгорода. Два его этажа, построенные в стиле Второй империи, были украшены льви­ными мордами, необыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ровно восемь, по числу окон, выходящих в переулок. Помещались эти львиные хари в оконных ключах (И. Ильф и Е. Петров).

(3) Был лунный вечер. Остап несся по серебряной улице легко, как ангел, отталкиваясь от грешной земли. Ввиду несостоявшегося превращения Васюков в центр мироздания бежать пришлось не среди дворцов, а среди бревенчатых домиков с наруж­ными ставнями (И. Ильф и Е. Петров).

Упражнение № 17. Прочитайте текст. Найдите в нем примеры смешения стилей. Выпишите в две колонки канцеляризмы и элементы разговорного типа речи.

На пульт дежурного по городу поступило сообщение: совершено разбойное нападе­ние на молодую девушку. Дежурный оперативно передал информацию работающим нарядам. Автоэкипаж муниципальной милиции Северо-Западного округа прибыл по указанному адресу на улице Катукова. На месте происшествия их ждала потерпевшая — 20-летняя уроженка Калуги, проживающая в Москве. При виде сотрудников милиции перепуганная до смерти девушка бросилась им навстречу.

— Я возвращалась домой позднее, чем обычно. Примерно в десять часов вечера вошла в кабину лифта, чтобы подняться на нужный этаж, но тут в кабину вбежал молодой человек. А когда двери закрылись, он, угрожая ножом, потребовал деньги и драго­ценности.

Сначала девушка, пытаясь защититься, оказала сопротивление, но силы были явно не равны. И поставленная перед извечной в таких ситуациях дилеммой: кошелек или жизнь, она предпочла второе. Когда пострадавшая все-таки смогла вырваться из лифта, то опрометью бросилась домой и сразу же позвонила в милицию.

Но самое удивительное в этой истории то, что грабитель не успел скрыться с места преступления: он самым банальным образом застрял в лифте. Поэтому прибывший патруль муниципальной милиции вытащил узника из стальной ловушки и препроводил в ближайшее отделение. Грабителем оказался 27-летний мужчина, проживающий неподалеку.

Как и положено, похищенные драгоценности у него были изъяты и возвращены законной владелице.

Когда задержанного доставили в ОВД «Строгино», то оказалось, что туда с заявлением об ограблении по точно такому же сценарию обратилась женщина, проживаю­щая также в этом районе. Потерпевшая рассказала, что буквально час назад в подъезде на нее набросился неизвестный мужчина и, угрожая ножом, пытался похитить личные вещи.

В задержанном она опознала грабителя. Но и на этом «хэппи-энде» повествование еще не закончено. В ходе дальнейшего разбирательства было установлено, что в январе этого года на территории района «Строгино» было два аналогичных ограбления. Причем почерк преступления и приметы нападавшего совпадают с вышеописанными случаями. Преступник действовал уже как маньяк. Поджидал в подъезде очередную жертву, как правило, представительницу слабого пола, и, угрожая оружием, грабил.

Судьба справедливо сыграла с ним злую шутку, заточив в лифте.

Упражнение № 18. (ДЗ). В следующих предложениях и микротекстах найдите слу­чаи неоправданного употребления лексики устной речи (разговорной и просторечной) и элементов официально-делового стиля (канцеляризмов). Откорректируйте предложения, записав исправленный вариант.

1. В Москве широко практикуется работа по оказанию помощи больным и инва­лидам на дому. 2. При странных обстоятельствах посредническая фирма разбазарила бензин общественного фонда и сама осталась без денег. Милиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества. В ходе разбирательства засветились сомнительные фирмы, а в центре скандала оказались правоохранительные органы. 3. Идет процесс развития движения за укрепление сотрудничества. 4. Все это произошло уже после того, как тусов­ка российских олигархов вернулась с ежегодного форума деловых кругов. 5. Его траурная речь была словно под копирку перекатана с речи полуторагодовалой давности. 6. Министр сразу начал накачивать экономику пустыми деньгами, и в ноябре инфляция скакнула на 11 процентов. Испугались, позвали другого министра, который вообще все зажал. 7. У меня есть два серьезных консультанта в издательстве, которые четко сказали: получится хорошее кино — тиражи вырастут, плохое — мы попали. 8. Эта непонятка затянулась на месяц-полтора. Потом объявили, что ЕГЭ не будет. Все коллективно обрадовались, облегченно вздохнули, будто сняли с себя непосильную ношу.

Упражнение № 19. В следующих предложениях найдите слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положительной оценки. Откорректируйте предложения, записав исправленный вариант.

1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Эта была дружная и веселая семейка. 2. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса! 3. «Буревестник революции» — так прозвали Горького. 4. Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище человеческого разума — ракета. 6. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 7. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 8. И это подвиг, на который человек идет, осознавая всю тяжесть последствий. 9. Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее еще в XIX веке.

Упражнение № 20. В следующих предложениях найдите случаи неуместного использования иноязычной (заимствованной) лексики. Запишите исправленные предло­жения и те предложения, которые в корректировке не нуждались.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2. Девушка конфи­денциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 3. На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. 4. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 5. Профсоюзы делают сильный акцент на культ­массовую работу. 6. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 7. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 8. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. 9. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. 10. В этом тексте выступления много дефектов. 11. Сотрудники МУРа задержали плеяду распоясавшихся хулиганов.


Date: 2015-10-18; view: 2415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию