Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика процесса познания
Проблема деятельностной природы познания требует выявления его диалектического характера, что в свою очередь раскрывает познание как деятельность. Рассмотрение диалектики процесса познания целесообразно начать с уяснения категорий, с помощью которых ее (диалектику) можно выразить. Прежде всего, это «эмпирическое» и «теоретическое». Данные категории имеют своим содержанием уровни, или этапы, познавательного процесса. Пафос данного исследования требует, с целью углубления критики сенсуализма, сравнить категории «эмпирическое» - «теоретическое» с категориями «чувственное» - «рациональное». Анализ показывает, что категории «чувственное» - «рациональное» не имеют прямого отношения к самому процессу познания и его этапам. Они отражают способ функционирования объективного мира в сознании челове-ка. Категория «чувственное» отражает идеально-образную форму, то есть представление о предметах объективного мира, взятых со стороны их внеш-них свойств, в форме «картинки», «фотографии», в форме чувственного образа. Категория «рациональное» отражает идеально-понятийную форму функционирования в сознании человека сущностной стороны предметов и явлений действительности. Целостность этих форм возможно лишь как завершенный результат познавательной деятельности. То есть чувственный образ какого-либо объекта формируется не как результат процесса получения ощущений от воздействия этого объекта, а как результат освоения знаний о свойствах и сущности этого объекта. Например, чувственный образ стола возникает не вместе с ощущениями от контакта с ним, а лишь после того, как человек узнает из другого источника: что есть стол? И формирование чувственного образа стола становится возможным только на основе этого знания. Итак, мы зафиксировали, что этапы непосредственно познавательного процесса отражают категории «эмпирическое» и «теоретическое». Они различаются: * по задачам: эмпирическое исследование - поиск и открытие новых явлений, теоретическое - объяснение явлений, обеспечивающих их предсказание; * по средствам: эмпирическое – использование материальных средств наблюдения, измерения, моделирования и т.д.; теоретическое – использование специальных логических и знаковых средств (мысленный эксперимент, идеальное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.); * по результатам: эмпирическое - получение фактов, теоретическое - формирование теории; * по объекту: эмпирическое - уровень явления, теоретическое – уровень сущность. В процессе эмпирического исследования выявляются отдельные стороны объектов действительности, которые на теоретическом уровне представляются и функционируют в чистом виде; в форме абстрактных объектов, например, свойства (твердый), отношения (стоимость), материального носителя (тело). К ним же можно отнести и идеализированные объекты: «материальная точка», «идеальный газ», «треугольник», «черное тело» и др. Идеализированные объекты вне сознания не существуют. Эти категории отражают теоретически доведенную до крайней степени меру какого-либо свойства или стороны объекта действительности. Например, все тела обладают свойством поглощения внешних излучений, причем одни поглощают больше, другие меньше. Теоретически можно предположить, что есть тело, которое благодаря особой структуре не отражает излучений, а все их поглощает. Такое гипотетическое тело невозможно обнаружить с помощью отражаемых излучений. Оно и названо «абсолютно черным телом». Диалектика познавательного процесса достаточно рельефно проявляется в неразрывном единстве эмпирического и теоретического уровней, хотя в истории теории познания можно найти много примеров абсолютизации одного из них, а также их разрыва. Например, Ф. Бэкон метафизически абсолютизировал индуктивный метод эмпирического исследования, несмотря на огромный вклад в разработку таких познавательных приемов, как сбор, сравнение, анализ, обобщение данных об объективном мире. Р. Декарт абсолютизировал метод дедукции как метод логического выведения из самоочевидных истин (врожденных идей) всей совокупности знаний о мире. В реальном процессе познания данные уровни неразрывно связаны, во-первых, тем, что теоретический уровень всегда базируется на результатах эмпирического исследования. Теория всегда вырастает на каком-то эмпирическом базисе, даже если этот базис во времени отстает от возникновения теории на многие годы. Во-вторых, теория всегда зримо или незримо, явно или неявно присутствует в процессе эмпирического исследования. Научные факты всегда есть результат осмысления эксперимента или наблюдения в свете каких-либо теоретических представлений. В-третьих, применение теории всегда опосредуется эмпирическими исследованиями, иначе она просто не работает. Например, в настоящее время невозможно использование в чистом виде рекомендаций западных специалистов в нашей экономике без учета ее специфики. Кроме того, диалектическую взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания можно представить в виде процесса взаимодействия форм научного познания: фактов, проблем, гипотез, теорий. Основой научного исследования являются научные факты, полученные в результате осмысления опытов, наблюдений, экспериментов и т.д. Часть из них, как правило, не укладывается в существующие теории и не может быть ими объяснена. Наличие фактов, не объясняемых существующими теориями, приводит к противоречию между новыми фактами и старыми теориями. Это противоречие получает выражение в форме научной проблемы, которая разрешается через скачок, т.е. попытка объяснить новые факты приводит к выдвижению гипотезы, научного предположения для их объяснения. После проверки гипотезы на состоятельность и предсказательные возможности она подвергается экспериментальному испытанию, когда это возможно. И если в результате гипотеза подтверждается, то она становится элементом новой теории, как правило, «N» порядка и сама требует объяснения. Например, закон Менделеева отвечал на вопрос о зависимости свойств элементов от атомного веса, но не давал знания о законах образования самих атомов. Далее на основе теории первого порядка выдвигаются теории следующего уровня, позволяющие проникнуть в сущность более высокого порядка. Подробное рассмотрение данного вопроса можно найти в рекомендуемой литературе. Date: 2015-10-19; view: 632; Нарушение авторских прав |