Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И предметный имидж 2 page
Концепцию «матриархата негритянской семьи» в 70-е годы уточнил и во многом пересмотрел Герберт Гутмэн. Соглашаясь с тем, что бесчисленные семьи рабов были насильственно разрушены вследствие продажи жен, мужей и детей разным хозяевам, а также с тем, что семейные нормы рабов значительно отличались от семейных норм белого населения, он тем не менее на большом документальном материале доказал, что такие нормы у них все-таки существовали. Тем самым Г. Гутмэн снял негативный оттенок, содержавшийся в характеристиках негритянского матриархата. Тем не менее это не затронуло основных теоретических положений § 1. Групповой имидж концепции афро-американского матриархата, одним из которых является признание и социологическое обоснование повышенной общественной и политической активности афро-американских женщин. То, что «негритянский матриархат» не является вымыслом, подтверждает и факт несомненного влияния борьбы за гражданские права негров на развитие гражданского самосознания в белых женщинах Америки. Первоначальный импульс к возникновению движения суфражисток был задан именно благодаря активному участию белых женщин совместно с негритянками (причем и те и другие нередко превосходили в своей активности мужчин) в аболиционистском движении, начиная уже с 30-х годов. Но насколько верно то, что объективные свойства социальной группы получают то или иное преломление в ее групповом имидже, настолько же невысоки возможности целенаправленного влияния группы или ее представителей на содержание своего имиджа в глазах других социальных групп. Объясняется это, во-первых, тем, что отображаемая в имидже социальная группа в общем случае не является субъектом, способным к целенаправленным действиям. В случае же, если такая группа является организованной, речь должна идти не столько о групповом имидже вообще, сколько о корпоративном имидже, которому будет посвящен следующий параграф. Во-вторых, та социальная группа, которая воспринимает имидж, в большинстве случаев недоступна представителям отображаемой группы, отделена от них барьерами восприятия, главным из которых является уже существующий имидж. Большое значение имеет недоступность коммуникативных каналов, которые находятся в руках представителей группы-реципиента либо нейтрального коммуникатора. Примеров того, как легко поддаются целенаправленным изменениям национальные стереотипы в зависимости от внешней политики стран, немало в истории. Так, П. Н. Шихирев приводит результаты исследований этого процесса применительно к стереотипам русских и американцев: «В США русские, особенно в карикатурах (которые наиболее четко выражают обычно массовые стереотипы), изображались последовательно как: анархисты с бомбой в руке (1917-1922 гг.); медведи, сильные и добрые (1941-1945 гг.); коварные, жестокие, злые и опасные, вооруженные атомной бомбой чекисты и генералы (1947-1985 гг.); такие же люди, как американцы (1986—1990 гг.); перспективные, быстро обучающиеся партнеры (1991-1995 гг.); растяпы, мафиози, агрессивные попрошайки, готовые украсть и продать что угодно (1995 г. — Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж —=— настоящее время). По мере развития событий на Балканах вновь стали оживать черты стереотипов времен "холодной войны": непредсказуемость, ненадежность, вероломство и др. В Советском Союзе и в постсоветской России в свою очередь американцы изображались как "акулы империализма", "буржуи" с золотой цепью на толстом животе (1917-1934 гг.); военные союзники, не торопящиеся помочь (1941-1945 гг.); "поджигатели войны" с факелом в руках, генералы и шпионы, расисты, "линчующие негров", колониалисты (1947-1985 гг.); такие же люди, как и мы, но более преуспевшие, ушедшие вперед, у которых надо учиться рыночным отношениям и демократии (1986-1995 гг.); снобы и "жлобы", открывшие наконец свои истинные замыслы: уничтожить Россию и стать "мировым жандармом" (1996 г. — настоящее время)». (Источник: Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: ОАО «Типография "Новости"», 2000. С. 155.) Таким образом, важной особенностью группового имиджа является то, что он с трудом поддается преобразованиям со стороны группы-прообраза, но, с другой стороны, коммуникатор, владеющий коммуникативными каналами, легко может управлять им. Примером тому может служить известный скандал с американским банком «Bank of New York» (BONY), разразившийся осенью 1999 г., в связи с которым широкая американская, а затем и мировая общественность получила сообщения о широкомасштабном оттоке криминального капитала из России. В контексте скандала американской стороной называлась цифра до 20 млрд долл. в год и 100 млрд за несколько лет. Обнаруженные правоохранительными органами США нарушения в работе «Bank of New York» послужили поводом для широких обсуждений темы вывоза капитала из России, которой было придано политическое звучание. Так, по инициативе известного конгрессмена Джеймса Лича, председателя Банковского комитета Конгресса США, в сентябре 1999 г. было организовано слушание по делу «Bank of New York» в Конгрессе, причем установленный факт вывоза из России около 10 млн долл. был расценен как «отмывание» денег. В связи с этим в США начала проявляться тенденция к расширительному толкованию понятия «отмывания» денег и соответственно более жестким оценкам вывоза капитала. Если до скандала с BONY американский закон толковал «отмывание» только как легализацию доходов, полученных в результате преступной деятельности, то после скандала с BONY все большее распространение стало получать такое толкование, при котором неуплата налогов также подпадает под «отмывание», т.е. «серый» капитал оценивается как «черный». Иными словами, масштабы криминализации российской экономики и коррумпированности российского государства были сильно пре- §1. Групповой имидж увеличены американскими политиками, что позволило им спровоцировать развитие антироссийских настроений в США и других странах. Так, Дж. Лич во время своего визита в РФ в апреле 2000 г. фактически признал, что деньги, которые проходили через «Bank of New York», не связаны с криминальным бизнесом, однако по-прежнему настаивал на применимости к ним понятия «отмывания денег», полагая, что «все, что приобретено с нарушением какого-либо закона», должно считаться «отмыванием»: «Это не "отмывание" денег с российской точки зрения и с точки зрения соответствующих законов США, но это "отмывание" с точки зрения общего восприятия, существующего в Соединенных Штатах», — сказал Лич. Тем самым конгрессмен признал реальность тех изменений в «общем восприятии» американцев, которые стали результатом скандала с BONY. Практическим же результатом скандала стало повальное закрытие российских счетов в американских банках. (Источник: Америка решила преподать урок России: Беседа главы банковского комитета Госдумы Александра Шохина с корреспондентом газеты «Сегодня» Натальей Калашниковой // Сегодня. 2000. 28 апреля. См. также: Козловский В. BONY-МЫ: Соединенные Штаты против «русских денег» // Время. 2000. 16 октября.) В общем же случае влияние средств массовой коммуникации на характеристики групповых имиджей в массовом сознании во много зависит от тех целей, которые при этом преследуются. Если перед средством массовой коммуникации не ставится задача целенаправленно повлиять на тот или иной групповой имидж, как в предыдущем примере, то чаще всего происходит использование уже сложившихся стереотипных имиджей в целях рекламы, продвижения идеи или кандидата. Продемонстрируем это на примере тендерных имиджей. Еще Э. Гоффман, исследуя рекламные изображения, пришел к выводу, что в рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной упрощаются до уровня «ритуальных идиом», иными словами, в изображаемых конкретных социальных ситуациях мужские и женские образы символизируют идеальное распределение ролей и функций между ними [41, 117—131]. Устойчивость этого положения подтверждает проведенное в 1998 г. исследование И. В. Трошева [22], которое показало, что женские имиджи в рекламе связаны с пассивностью, эмоциональностью, спонтанностью поведенческих реакций, более низким когнитивным уровнем и уровнем притязаний, чем у мужчины. Женщина обычно изображается как движимая субъективными причинами в приобретении товара и занимающая дополнительные и зависимые Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж =_= роли (жена, любовница, подруга), связанная социально-престижным, символическим значением и использованием товара. Напротив, мужской образ в рекламе, как правило, характеризуется социально неограниченным стилем поведения. Таким образом, в рекламных образах закрепляется полюсная категоризация мужских и женских качеств. Мужской полюс соотносится с успехом, инициативой, автономностью, жизненной активностью, женский — с зависимостью, подчиненностью, беспомощностью. Такая поляризация женских и мужских групповых имиджей в рекламе является следствием свойственной этому виду массовой коммуникации опоре на устоявшиеся тендерные стереотипы. В то же время реклама, многократно и утрированно воспроизводя эти стереотипы, тем самым еще прочнее закрепляет их в групповом сознании. Надо отметить, что тендерные имиджи отличаются особой прочностью. Так, образ идеальной женщины, существующий в современном массовом сознании, немногим отличается от идеала, представленного в старинных женских журналах, родоначальником которых французская исследовательница Эю Сюллеро считает газету «Меркур Галан», начавшую выходить в 1672 г. [201, 9]. В следующем столетии, в правление Людовика XV, во Франции появились собственно женские издания: в 1758 г. «Курьер де ля нувотэ, фей эбдомадер а л'юзаж дэ фам» («Курьер новостей, еженедельный листок для женщин» — «Courier de la nouveaute»), а также «Журналь де дам» («Journal des Dames»), выходивший в 1759— 1778 гг., и появившийся в 1785 г., накануне Великой Французской революции «Кабине де дам» («Cabinet des dames») [202]. Воссоздаваемый на страницах этих изданий имидж идеальной женщины можно выразить понятием «прелестная простота». Он характеризовался такими добродетелями, как честь, доброта, уважение к ору-жающим, чувство меры, соблюдение морали и нравственности. Эти достоинства пропагандировались как главные украшения женщины. Для сравнения приведем результаты исследования, проведенного Н. Г. Бондарь в 2001 г. Было опрошено 70 мужчин в возрасте от 23 до 30 лет, половина из которых состоит в браке. Результаты исследования показали, что содержание образа идеальной женщины несколько различается у женатых и неженатых мужчин. Так, женатые мужчины больше ценят в женщине хорошую хозяйку, понимание, трудолюбие и умение зарабатывать деньги; неженатые мужчины больше отдают предпочтение таким характеристикам, как красота, скромность, ум, умение вести беседу на любую тему. Но 186 § 1. Групповой имидж при этом обе группы мужчин одинаково высоко ценят в женщине честность, верность, доверие и жизнерадостность [15, 418\, т.е. по сути дела тот же набор характеристик, который был присущ портрету идеальной женщины и 300 лет назад. При этом Н. Г. Бондарь отмечает, что в России в 90-е годы усилилась стереотипизация женщин в средствах массовой информации: «женщина предстает либо как деталь интерьера кухни и детской, либо как сексуальный объект» 115, 4Щ. Интересные результаты показало исследование, осуществленное в 2000 г. на факультете социальной психологии Екатеринбургского гуманитарного университета [90]. Методом семантического дифференциала были получены характеристики групповых имиджей идеальной женщины и женщины-политика в массовом сознании россиян. Затем методом контент-анализа были выявлены имиджевые характеристики идеальной женщины и женщины-политика в изображении средств массовой информации. Сравнение полученных данных позволило сделать следующие выводы. Имидж женщины-политика и идеальной женщины в массовом сознании во многом совпадают, но имеют и ряд различий. Женщина-политик должна обладать всеми качествами идеальной женщины, т.е. соответствовать традиционной роли женщины в патриархальном обществе: быть хорошей матерью, женственной, сексуальной, красивой. В то же время в отличие от идеальной женщины она должна быть более властной, жесткой, независимой, целеустремленной, ответственной, активной и решительной. В СМИ презентация женщины-политика отлична от презентации идеальной женщины. Женщина-политик в отличие от идеальной женщины чаще предстает перед зрителем вне дома и семейной ситуации, тон беседы с ней носит официальный, причем в значительной части случаев недружественный характер, ее собеседником является ведущий-мужчина. Ее одежда отличается подчеркнуто деловым стилем, в сюжетах она чаще всего играет роль руководителя, но в разговоре, как правило, ссылается на кого-либо, чаще всего мужчину, использует приписанный имидж. Между тем идеальная женщина чаще всего предстоит в домашнем интерьере, ее одежда подчеркнуто женственна, она чаще, чем женщина-политик, говорит от своего имени, однако в сюжетах, как правило, играет подчиненную роль. В большинстве случаев ее интервьюерами являются ведущие-женщины, которые обращаются к ней дружественно и уважительно. Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж ■ Таким образом, групповой имидж женщины-политика в СМИ представлен как социально ограниченный, связанный с нарушением полоролевых стереотипов, являющихся устойчивыми атрибутами женского группового имиджа. В целом же имидж женщины -политика, как и общегрупповой женский имидж, создаваемый СМИ, не отличается от соответствующих имиджей, существующих в массовом сознании. Вопросы к параграфу 1. Что такое групповой имидж (дайте определение)? 2. Что такое стереотип? 3. Как взаимосвязаны такие свойства группового имиджа, как его разделениость и его стереотипность? 4. Чем объясняется низкая управляемость групповым имиджем со стороны отображаемой группы? § 2. Предметный имидж Под предметным имиджем мы будем понимать такой символический образ вещи или иного неодушевленного объекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия, который провоцирует восприятие данной вещи или объекта как субъекта. Основным механизмом создания предметного имиджа является персонификация. По сути дела, речь идет о создании особой установки по отношению к предмету. Когнитивный компонент этой установки включает суждения, приписывающие предмету—прообразу имиджа те или иные свойства, наблюдаемые обычно у субъектов. Это могут быть психологические свойства, характеризующие объект как обладающий характером, темпераментом, личностными особенностями; способность осуществлять деятельность или совершать отдельные действия, предполагающие наличие воли и целеполагания. Ее аффективный компонент делает возможными такие эмоционально окрашенные отношения, направленные на объект персонификации, как симпатия и антипатия, страх, жалость, сострадание, презрение, дружба, любовь, конфронтация и т.д. Когнитивный компонент персонифицирующей установки может выражаться в готовности к заботе, сотрудничеству, соперничеству, противоборству и т.д. Проявления персонификации многообразны, универсальны и глубоко внедрены в человеческую культуру, их можно обнаружить и в искусстве, и в детской объектной игре, причем не только с куклами, но в принципе с любыми объектами. Исследования первобытных форм мышления указывают на то, что персонифицирующее восприятие первично по отношению к объектному. Для человека, принадлежащего к тотемическому обществу, животные, растения и другие объекты наделены не только способностью вли- Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж = яния на членов своего тотема, но и определенными обязательствами в отношении их, определенными отношениями с другими тотемами и т.д. Л. Леви-Брюль указывал на то, что первобытные люди и даже члены уже достаточно развившихся обществ, сохранившие черты первобытного образа мышления, считают изображения существ столь же реальными, как и изображаемые существа, и приводит пример де-Гроота о том, что у китайцев «ассоциирование изображений с существами превращается в настоящее отождествление. Нарисованное или скульптурное изображение, более или менее похожее на свой оригинал, является alter ego (вторым «Я») живой реальности, обиталищем души оригинала, больше того, это — сама реальность» [42, 133]. Однако, как справедливо замечает Л. Леви-Брюль, «отсюда вовсе не следует <...>, что подобная мыслительная структура встречается только у первобытных людей. Можно с полным правом утверждать обратное <...>. Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, — быть может, всегда — в одном и том же сознании» [42, 130\. Особенностью первобытного мышления является, говоря современным языком, принципиальная неразложимость аттитюдов на когнитивный, эмотивный и конативный компоненты. К этому следует добавить факт инициирующей роли социальных интеракций в формировании символического универсума человеческого мышления и культуры, и становится понятным, почему «первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Можно сказать, что их перцепции состоят из ядра, окруженного более или менее толстым слоем представлений социального происхождения» [42, 137\. Такая же неразложимость аттитюдов свойственна детскому мышлению, вот почему для ребенка естественно не только «кормить» куклу, но и «укладывать спать» машинку, «жалеть» разорванную книжку и «наказывать» ударивший его стул. Следы тотемистических представлений живут не только в народных сказках, но и в литературных жанрах словесного искусства, да и не только словесного. В качестве примеров персонификации можно указать на присвоение судам человеческих имен и установление на них ростр, сооружение статуй, использование для демонстрации одежды ма- § 2. Предметный имидж некенов, при том, что нет никакой рационально обоснованной необходимости в том, чтобы для выставления одежды использовать фигуры, наделенные человеческими чертами. При этом восприятие персонифицированного объекта в целом подчиняется общим закономерностям социального познания, основанного на категоризации, согласно которым объект воспринимается как представитель ингруппы или аутгруппы, что позволяет в ходе его восприятия включать механизмы идентификации или конфронтации, вызывающие эмпатию или антипатию. Зигмунд Фрейд считал, что отождествление человека с каким-либо животным даже в современной культуре символично и глубоко уходит корнями в подсознание. Он называл это явление тотемизмом или «индивидуальным тотемом» (наряду с тотемизмом в первобытном обществе) и писал, что совершающие акт отождествления люди стремятся приобрести какие-либо черты избранного животного [86, 212]. Особенно очевидно это на примере восприятия домашних животных. Надо отметить, что если в эпоху первобытности копировались в основном повадки и элементы внешности, то в сегодняшнем обществе происходит принятие целостного образа «личности животного», состоящего из уже спроецированных человеческих качеств, что подтвердилось результатами сравнительного анализа качеств личности владельцев кошек и собак в рамках исследования, проведенного калифорнийскими психологами Элайном и Киддом [27]. А. Е. Егорова, исследовавшая восприятие домашних животных (кошек и собак) хозяевами и другими людьми [27], обнаружила, что домашние животные не только существенно влияют на личность хозяина в целом, но меняют социальное восприятие его личности окружающими: «Наше отношение к человеку, про которого мы узнали, что у него живет огромная собака, на бессознательном (а иногда и на сознательном) уровне подвергнется коррекции, изменится. И дело здесь не только в возможной породистости собаки, просто "человек" и "человек с собакой" — два совершенно разных социальных символа» [27]. Иными словами, информация о наличии у человека собаки привносит изменения в символическую структуру его индивидуального имиджа. Интересно, что информация же о наличии нестандартного животного (хомяка или обезьяны) во многих случаях вызывает легкое недоумение. Это, по-видимому, объясняется тем, что образ этих зверей недостаточ- Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж - но полно был обыгран в фольклоре и литературе, и об их характере и особенностях трудно судить определенно — значит, трудно судить и о владельце. Изменения в восприятии человека под влиянием информации о наличии у него собаки или кошки объясняются действием механизма персонификации: «мы автоматически персонифицируем животное, и после этого акта владелец начинает рассматриваться уже не сам по себе, а в системе полноправных "межличностных отношений" со своим питомцем, подобно тому, как близкие друзья или супружеская пара часто теряют право на индивидуальное поведение в представлениях окружающих» [27]. При этом для того, чтобы произвести акт персонификации животного, мы проецируем на него личностные качества. Исследование, проведенное А. Е. Егоровой с использованием проективных методик, показало, что совокупность этих качеств устойчива и шаблонна: оценки и эпитеты, используемые испытуемыми при создании образов кошек и собак, повторялись. К примеру, практически все испытуемые приписали собаке такие качества, как высокий уровень общительности, развитое чувство вины, готовность всегда принимать мнение хозяина. Если перевести вышесказанное в термины психологии человека, то окажется, что собаки коммуникабельны, обладают внутренним локу-сом контроля и интрапунитивностью (умением принимать ответственность и вину на себя), конформны, внушаемы, альтруистичны. В зоопсихологии подобные оценки недопустимы, но при построении символических структур они вполне применимы. Что касается ценностных характеристик животных, то они заметно коррелируют с личностными характеристики самих испытуемых. К примеру, обнаруживается разница между восприятием собаки экстра-и интровертами: первые нередко чувствуют в качествах собаки нечто близкое, дают им положительную оценку, а вторые отзываются о том же с пренебрежением, чаще вместо послушания наделяют собаку трусостью, рисуют ее ползающей, скулящей, проецируя в этом описании свои личностные запреты и установки. Символический «портрет» кошки характеризуется полярностью, двойственностью, загадочностью. По мнению опрошенных, кошки неизменно эгоистичны, но способны длительное время льстить, разыгрывая любовь, их отличает нонконформизм, индивидуализм, интровертированность. Интересны оценки умственных способностей кошек: почти все опрошенные заявили, что кошки § 2. Предметный имидж гораздо умнее собак — просто они «не желают» ничего делать, хотя и могли бы. Своей независимостью кошки могут вызывать неприязнь, но и уважение (собаки же, напротив, более открыты, но зато и уважением пользуются реже). Несколько опрошенных экстравертов даже обнаружили некоторую боязнь кошек, что лишний раз показывает, насколько силен механизм персонификации: при том что собаки физически гораздо опаснее кошек, они, по крайней мере у взрослых, не вызывают сильного страха в силу своей «простоты», доступности пониманию. Благодаря персонификации и становится возможным создание предметного имиджа. Мотивация, лежащая в основе деятельности по созданию предметного имиджа, сродни той, что руководит созданием индивидуального имиджа. В действиях владельца животного или вещи, направленных на создание соответствующей этому животному или вещи имиджевой символической структуры, нередко прослеживается стремление к улучшению собственной Я-концепции, поскольку владение данным предметом воспринимается им как элемент своего личного портрета. Во-вторых, создание имиджа предмета может инспирироваться чисто прагматическими мотивами, например, желанием «пристроить» или продать животное, сделать привлекательным для потенциального покупателя товар или услугу. Не случайно в рекламе в качестве средства создания объектного имиджа так часто используется персонификация. Именно с персонификацией связано введение в рекламные сюжеты рекламного персонажа. При этом в качестве такого персонажа рекламисты чаще всего стремятся использовать образ, с которым потребитель может идентифицировать себя. В частности, этот прием часто используется в рекламе таких товаров, как алкогольная и табачная продукция. В настоящее время российские продавцы иностранных брэндов, как правило, пользуются иностранными же образами. Производителям же брэндов с русскими названиями («Исток», «Флагман», «Петр I») приходится решать задачу создания персонифицированного образа марки. В середине 90-х годов многие из них использовали идею патриотизма, исходя из той предпосылки, что покупатель, выбирающий отечественный товар, делает это из патриотизма. Подобным же образом идея патриотизма легла, например, в основу рекламной концепции «русского радио», до сих пор лидирующего в российском FM-диапазоне [84]. 13-6675 Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж =—>— Для создания привлекательного для покупателя имиджа алкогольной и табачной продукции российские компании пытаются найти образ современного российского мужчины. «В российской рекламе должен создаваться образ мужчины, который может держать удар и принимать ответственные решения», — говорит Евгения Мур, директор по работе с клиентами рекламного агентства D'Arcy, которое проводило рекламную кампанию водки «Флагман» [84]. Московская компания «Столичный трест», выпускающая водку «Виноградов», с самого начала продвигала ее как «мужской продукт», под слоганом «водка мужского рода». «В рекламе "Виноградова" мы будем использовать собирательный образ современного мужчины», — заявил заместитель гендиректора компании Алексей Пчелинцев [84]. «Русская винно-водочная компания» (РВВК) продвигает свою водку «Флагман» под лозунгом «Мужская история». На рекламных плакатах «Флагмана» мы видим суровое мужское лицо со скупой мужской слезой. По мнению производителя, этот образ представляет марку как «продукт премиум-класса, отражающий идею мужского психотипа» [84]. Некоторые рекламодатели, создавая имидж товара, обыгрывают мужские образы советского периода, используя ностальгию по старым временам. Так, подмосковная компания «Индигов продукт» продвигает сигареты «Союзные» под слоганом «Чувство родины» с помощью образа Штирлица. В 2001 г. компания «Исток» рекламировала свою водку, используя образы престижных в советское время профессий — геолога, летчика, морского капитана. Мультинациональная табачная компания JYI в 1996 г. разработала для российских потребителей марку «Петр I». По замыслу разработчиков, благодаря этому названию образ марки должен ассоциироваться у потребителей с такими мужскими ценностями, как стремление к лидерству, авторитет, уверенность в себе. При этом персонаж появился в рекламе этих сигарет не сразу, а лишь на пятом году существования марки, до этого героем всех рекламных компаний была сама пачка сигарет. Однако, даже не предъявляя аудитории персонифицированных образов, компания прибегает к обобщенному персонифицированному имиджу, который символизирует «определенный характер и отношение к жизни» [84]. Как утверждает Галина Родина, менеджер по маркетингу марки «Петр I», «образы, которые мы используем и будем использовать в дальнейшем, прежде всего характеризуются лидерскими качествами и уверенностью в своем успехе — вне зависимости от того, кем являются наши герои» [84]. § 2. Предметный имидж Профессиональные создатели предметных имиджей придерживаются общих принципов отбора символов, о которых говорилось в связи с индивидуальным имиджем, в частности, стремятся избегать символов, могущих вызвать у реципиента имиджа какие бы то ни было негативные ассоциации. Например, известно, что после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке многие американские компании отказались от использования рекламных материалов, которые могли вызвать те или иные ассоциации с происшедшим. Так, американское отделение автомобильной корпорации Daimler Chrysler отозвало с телевидения ролик, в котором фигурировал автомобиль, разъезжавший в месте какой-то абстрактной катастрофы; General Motors — ролик, изображавший Cadillac, ловко увертывающийся от воздушных атак. Корпорация Ford отказалась от распространения печатной рекламы Lincoln на фоне видов Нью-Йорка, поскольку на заднем плане просматривались башни Всемирного Торгового Центра. По этой же причине прервала рекламную кампанию австрийская фирма Palmers. Фирма Lever Faberge изъяла рекламу стирального порошка Persil, героем которой был ребенок, мечтающий стать летчиком [54]. Date: 2015-10-19; view: 1376; Нарушение авторских прав |