Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 47. Закон «Об образовании» и его значение для развития системы образования





Право на образование является естественным правом человека. Это по­ложение закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 13 Международного пакта по экономическим, культурным и социальным пра­вам, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка и др. международных и отечествен­ных документах. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) и Законом РФ «Об образовании» каждому гражданину предоставлено такое право.

Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных или муниципальных обра­зовательных учреждениях и на предприятиях, право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование (ст. 43). Закон РФ «Об образова­нии» (принят в 1992 г.) вобрал в себя самые прогрессивные на тот момент позиции государственной образовательной политики. В 1996 г. в Закон был внесен ряд своевременных поправок. Закон «Об образовании» регламентирует и регулирует характер структуры, функционирования и развития образования в РФ.

Однако на практике существует явный разрыв между законодательно зафиксированными нормами в сфере образования и фактическими воз­можностями для каждого гражданина России в их реализации. Противоре­чия существуют в реально складывающихся правоотношениях между различными субъектами, участвующими и включенными в образовательный процесс. Серьезную проблему представляет неравномерность развития от­дельных регионов страны. Многонациональный состав населения Россий­ской Федерации, углубление различий между городской и сельской шко­лой, имущественное и социальное расслоение российского общества дела­ют процесс управления образованием крайне сложным.

Важным документом, отражающим современные тенденции перспек­тивного развития отечественного образования, является Федеральная прог­рамма развития образования (апрель 2000 г.). В ней отражены основы го­сударственной политики в области образования, определена стратегия приоритетного развития системы образования во всех направлениях и спо­собы, обеспечивающие ее реализацию. Федеральную программу подкреп­ляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социаль­но-экономические, культурные и религиозные, демографические и иные особенности.

Закон РФ «Об образовании» определяет наиболее общие правовые нор­мы в сфере образования. Этот Закон является одним из основных в систе­ме складывающегося образовательного права. (Образовательное право — это: а) совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отноше­ния в сфере образования, т. е. образовательное законодательство; б) субъ­ектное право человека, естественное, неотчуждаемое.)

Данный Закон дал мощный импульс законотворчеству в области образова­ния. В частности, в августе 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Постановлениями Правитель­ства РФ утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях раз­личных типов и видов, Государственные образовательные стандарты и др.

Правительство РФ определило меры социальной и материальной поддерж­ки таких категорий обучающихся, как дети-сироты и дети, оставшиеся без по­печения родителей; инвалиды; дети и подростки с отклонением в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением; другие категории граждан.

Важнейшей проблемой реформирования системы образования стано­вится решение вопроса об уровне обязательного образования для граждан России. Очевидно, что имеющийся сегодня уровень обязательного обра­зования — основное общее образование — не обеспечивает устойчивого функционирования и развития страны. Во многих странах мира обосновы­вается переход к всеобщему высшему образованию в начале XXI в. как главному условию выживания человечества.

Являясь открытой системой, система образования России, безуслов­но, развивается с учетом мирового опыта, но при этом, как справедливо отметил Н. Д. Никандров, «о мировом опыте следует сказать особо. Мы не должны непременно использовать в России то, что делается в других, сколь угодно развитых странах. Вместе с тем ряд значимых моментов нельзя не учитывать, если не считать, что россияне и российские дети -это какие-то особые существа, для которых неприменимы общие законо­мерности».

Важной характеристикой отечественной системы образования является доступность образования. В Законе РФ «Об образовании» этот принцип по­лучил юридическое закрепление — он сформулирован как общедоступ­ность образования. Понятие общедоступности определено как независи­мость от следующих фактов, различающих людей: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, местожительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.


Особое внимание в международных и отечественных документах по образованию уделяется школе как социальному институту образования и учителю как транслятору образовательных культурных ценностей. Школа должна прививать вкус к образованию; научить получать удовольствие от учебы; создавать возможности научиться учиться; развивать лю­бознательность.

Ничто не может заменить авторитета учителя, а также диалога между учителем и учеником. Задача учителя — передать ученику все то, что человечество накопило в виде знаний о самом себе и о природе, челове­ке, обществе. Это необходимое условие дальнейшего самообразования человека.

Система образования – совокупность 1) преемственность образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов; 3) система органов управления образования и подведомственных им учреждений.


Система образования в РФ








Date: 2015-10-19; view: 471; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию