Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное образование





В учреждениях профессионального образования, в том числе специ­альных (коррекционных) для воспитанников с отклонениями в разви­тии и инвалидов, обучение ведется по специальным профессиональ­ным образовательным программам. Подобные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образователь­ные программы соответствующего уровня в целях подготовки квали­фицированных работников и специалистов надлежащего уровня.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) об­щего образования осуществляется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образо­вания с учетом профиля получаемого специального образования.

Профессиональная подготовка приобретается в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других об­разовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учеб­но-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организации, имеющих соответст­вующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалис­тов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Цель начального профессионального образования — подготовка ра­ботников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной деятельности на базе ос­новного общего образования.

Начальное профессиональное образование для отдельных профес­сий базируется на среднем (полном) общем образовании. Оно может быть получено и в образовательных учреждениях начального профес­сионального образования: профессионально-техническихиииыхучили-щах данного уровня.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовить спе­циалистов среднего звена, удовлетворить потребности личности в углуб­лении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное професси­ональное образование соответствующего профиля, получают среднее про­фессиональное образование но сокращенным ускоренным программам.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образо­вательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования - в колледжах.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку, и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование могут предоставить образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения): институты, университеты, академии.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогиче­ской квалификации на базе высшего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование могут дать аспирантура, ординатура и адъюнктура, докторантура, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Вопрос № 26. Учитель как личность и профессионал. Профессиограмма учителя. Педагогическое мастерство.

Функции учителя:

1. Проективная (проектировоч­ная)

функция учителя заключается в конструировании модели] предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достижение цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов форм оценки полученных результатов и т. д.Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса. Диагностика, прогнозирование, проектирование

и планиро­вание — педагогические функции, выполняемые учителями на одготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выпол­няет информационную, организационную, оценочную, конт­рольную и корректирующую функции.


2. Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Сущность информационной функции ясна из определения.

Учитель — главный источник информации для обучаемых.

3. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объеди­няемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет раз­виваться процесс и в нем будут происходить намеченные изме­нения.

На завершающем этапе любого педагогического проекта учи­тель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного

дела: какова эффектив­ность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли про­блемы, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, се­мейные.

^ Какими способностями должен обладать учитель?

Первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от об­щения с ними.

Выделены главные группы способностей:

1) организаторские — умение учителя сплотить учащихся, за­нять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.;

2) дидактические — умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убеди­тельно и последовательно изложить учебный материал,

стимули­ровать развитие познавательных интересов и духовных потребно­стей, повышать

учебно-познавательную активность и т. п.;

3) перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых,

объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики;

4) коммуникативные способности проявляются в умении учи­теля устанавливать педагогически целесообразные отношения сучащимися, их родителями, коллегами, руководителями учеб­ного заведения;

5) суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;

6) исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно

оценить педагогические ситуации и про­цессы;

научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в

избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педагога мы долж­ны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинирован­ность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, вы­полняющий свои обязанности в системе производственных от­ношений.Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылка­ми создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

В ряду этих качеств — человечность, доброта, терпели­вость, порядочность, честность,

ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, вы­сокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешен­ность,


потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, Доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержан­ность, достоинство, патриотизм, религиозность,

принципиаль­ность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, Выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из

сочувствия ученику, помощи ему, уважения егомнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательно­сти к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности.

Учитель — это всегда активная, творческая личность Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Кроме того, учитель должен быть изобретательным,

сообразительным настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.Профессионально необходимыми качествами учители явля­ются выдержка и самообладание. Профессионал всегда обязан со­хранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный баро­метр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их на­строение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — спра­ведливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требова­тельным. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в пе­дагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особом роде умения строить свои отношения с воспитанни­ками. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в об­щении с учащимися. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя.

Личностные качества в учительской профессии неотъемлемы от профессиональных. Среди них:

- владение методикой преподавания предмета;

- психологическая подготовка;

- общая эрудиция и широкий культурный кругозор;

- педагогическое мастерство и владение

технологиями педа­гогического труда;

- организаторские умения и навыки;

- педагогический такт и техника;

- владение технологиями общения и ораторского искусст­ва и др.

В чем заключается мастерство учителя?

Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и

обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог, мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знаю­щий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими от­раслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии,


в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пони­манием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим отличности педагога, то никакого противопоставления

тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство — как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующего метод.

Существует мнение, что подлинным мастером-учителем мо­жет стать лишь талантливый человек с определенным наслед­ственным предрасположением. Учителем надо родиться.

Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать приви­легией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей.

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых не­благоприятных условиях добиваться

нужного уровня воспитан­ности, развития и знаний учащихся.

Мастер — это учитель, в совершенстве владеющий современ­ными методами преподавания.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на Уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения про­граммного материала именно на уроке.

Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых,

развивать их способности, самостоя­тельность, пытливость. Также учитель должен уметь эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, форми­ровать у школьника высокую нравственность, чувство патрио­тизма, трудолюбие, самостоятельность.







Date: 2015-10-19; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию