Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туристские объекты и комплексы





 

Туристские комплексы представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания. Под туристским комплексом также понимают совокупность разных по функциям туристских учреждений вместимостью более 1000 мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия и т.д.).

Туристский объект ― особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ. Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства туристских объектов. Номенклатура типов объектов туризма (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием, обусловленным богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих. Это порождает необходимость классификации туристских комплексов.

Типы туристских объектов обычно классифицируют на основе различных признаков: стационарности, сезонности эксплуатации, функциональной специфики, величины. Они названы у ряда авторов и составляют основу классификаций, представленных в специальной и нормативной литературе.

Один из признаков различия объектов отдыха ― стационарность. Стационарные сооружения― неперемещаемые объекты, к которым принадлежат все капитальные здания, рассчитанные на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные сооружения ― те, которые можно перемещать на другое место, то есть все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т.п. Нестационарные туристские объекты разделяют на стабильные (палатки, домики) и мобильные (автоприцепы, туристское судно).

Другой критерий деления ― сезонность эксплуатации, в связи с чем различаются туристские объекты круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.



Стационарные и нестационарные туристские здания и устройства в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют туристские комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Комплексы, как и отдельные здания и сооружения, могут иметь ту или иную функциональную специализацию: полифункциональные туристские комплексы, в которых совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей, и специализированные, где доминирует специализация (например, центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения).

Следующий критерий деления туристских объектов ― их величина, или мощность (вместимость), выражаемая количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, то есть в день сезона максимальной загруженности. Величина туристского комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения.

Существуют различные рекомендации по оптимальной величине туристских комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость туристских комплексов принимается в пределах от 2000 до 10 000 мест. Туристские центры, сформированные на основе озер и рек, где туристские ресурсы ниже, имеют, обычно, меньшую вместимость и подразделяются на малые ― до 0,5 тыс. мест, средние ― 0,5―2,5 тыс. мест, большие ― более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость туристских центров: для центров круглогодичного использования ― 2―15 тыс. человек, для центров сезонного (зимнего или летнего) использования ― 1―7 тыс., для специализированных ― 0,5―2 тыс.

Мировой опыт туристского строительства демонстрирует примеры возведения как сверхбольших, с очень высокой вместимостью, туристских комплексов, так и малых, почти миниатюрных. В виду этого допустимо классифицировать туристские комплексы по числу отдыхающихна миникомплексы вместимостью до 500 человек, комплексы вместимостью 500―2000, макрокомплексы вместимостью 2000―5000 и мегакомплексы вместимостью свыше 5000. Термин «туристский центр», который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова «комплекс», относится к макро- и мегакомплексам.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стало уменьшение популярности больших туристских комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети туристских объектов небольших туристских комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению, противопоставленных по своему архитектурному решению мощным центрам отдыха с высокой степенью урбанизации.



Туристские комплексы ― не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями ее природного ландшафта. При этом именно качество ландшафта определяют туристские возможности (потенциал) территории и служат побуждающей причиной намерения возводить любое туристское устройство. Здесь возникает вторая ключевая проблема ― выбор места для размещения туристского объекта. Местоположению объектов туризма специалисты придают большое значение, тем более, если речь идет о размещении элитных туристских комплексов.

В последнее время проблема оценки территорий для туристского использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма, она широко обсуждается в специальной печати. Существует несколько подходов к оценке, общее для них ― все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) туристской деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, туристская инфраструктура (здания, комплексы, инженерные системы).

Сложность оценки территории для целей туризма в том, что для разных видов туристской деятельности необходимы различные ресурсы и условия. К основным видам туристско-рекреационной деятельности относятся рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии «в природу» и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). При этом каждый вид деятельности требует индивидуального подхода, касающегося группировки оцениваемых факторов и прочтения их значения. Внимание следует уделять не только положительным, но и отрицательным факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в туристских и рекреационных целях.

Методика туристской оценки территории должна включать взаимосвязанное изучение основных аспектов территориальной организации отдыха и предусматривать их комплексный анализ, базироваться на системной методологии. Положительные возможности для решения проблемы туристской оценки территории и выбора места для размещения рекреационных комплексов предоставляет аппарат многомерной статистики, в частности методы факторного анализа.

В самом общем виде они представляют собой матричные преобразования и исчисления. Изначальный этап ― выбор единиц изучения и выделение признаков. Вся собираемая в ходе анализа информация представляется в форме таблицы данных, в которой строки соответствуют большому количеству территориальных единиц, а столбцы ― множеству признаков, описывающих их экологическое состояние, рекреационное, народнохозяйственное значение. Такая форма позволяет провести балльную оценку территории по всему комплексу аспектов.

Проведение комплексной оценки методами факторного анализа предполагает пошаговое выполнение следующих процедур (этапов оценки):

1 шаг ― выделение и группировку факторов (признаков), по которым ведется оценка;

2 шаг ― определение интенсивности и уровня фактора (признака);

3 шаг ― разработку критериев оценки и оценочных шкал;

4 шаг ― проведение балльной оценки по каждому единичному фактору;

5 шаг ― проведение комплексной балльной оценки по всей группе факторов;

6 шаг ― ранжирование и категоризацию единиц территории с установлением их приоритета.

В существующих методиках туристской оценке подлежит ландшафт, его фрагменты. Любая местность (ландшафт), с точки зрения отдыха, туризма, может привлекать и манить к себе, либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими). Аттрактивность― основное системное свойство туристских ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их туристской ценности. Аттрактивность туристской деятельности ― индивидуальная или групповая привлекательность занятий туристской деятельности и их сочетаний.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся, так или иначе, охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. Они выделяют ряд критериев, по которым можно было бы ее оценить. Например, А.Д. Волков и А.Н. Громцев считают, что ведущие признаки, определяющие рекреационное качество ландшафта, ― контрастность форм рельефа, мозаичность и типологический спектр лесов, наличие водных объектов, ягодных и грибных угодий, транспортная доступность. Приведем в систему те проявления, что определяют аттрактивные свойства местности. Можно выделить три блока таких свойств: топологические, функциональные и эстетические.

Привлекательны уникальные (индивидуальные, неповторимые) места, определяемые прилагательным «самый» (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т.д.). К уникальной местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы сплетаются в редкий по богатству сочетаний клубок, к примеру: лес, озеро, река, горы, равнинные участки ― все в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов ― рек, озер, водохранилищ, древесной растительности ― хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, создают дополнительные рекреационные возможности и повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, обладающие благоприятными условиями для любительских промыслов (грибного и ягодного сбора, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы ― необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, ровные площадки ― условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемая характеристика ― эстетические качества места. Понятие «эстетика места», применяемое здесь, отражает способность его воздействовать своими некоторыми качествами на нервную систему, психоэмоциональную сферу туриста. Определяющим служит фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем пристальный интерес.

Наряду с аттрактивными, местность может обладать репеллентными свойствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить туристский потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести большое количество опасных и вредных для человека животных и растений (насекомые-переносчики, к примеру, энцефалитные клещи, ядовитые пресмыкающиеся или растения, хищные животные), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Гнус (мошка, комары, слепни, мухи) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным можно отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Следует остановиться и еще на одном аспекте создания и последующего функционирования туристских объектов и комплексов ― особенностях и принципах их включения в систему туристских маршрутов. Классификация туристских маршрутов будет приведена нами в параграфе 3.2. В работе Л.Г. Лукьяновой и В.И. Цыбуха графически представлены основные принципы размещения туристских объектов и комплексов в системе туристских маршрутов (рис. 2.2.)[22].

 

Рис. 2.2. Принципы размещения туристских комплексов

в системе туристских маршрутов:

а – принципы организации туристских учреждений на маршруте; б – схемы туристских маршрутов: 1 – линейная; 2 – радиальная; 3 – кольцевая; 4 – смешанная; Т – начальное и конечное туристские учреждения; ТП – транзитное (промежуточное) туристское учреждение

 

Особую роль они придают также и взаимосвязи транспортной и стационарной составляющей при организации туристских маршрутов, которые реализуются в трех основных формах:

1) использование только транспортной составляющей для проживания туристов ― морские и речные круизные суда, туристско-экскурсионные поезда;

2) использование только стационарной составляющей для проживания в начальных, конечных и промежуточных точках авиационных, автобусных и автомобильных маршрутов;

3) комбинированное использование для проживания транспортной и стационарной составляющих, которые обладают гибкой формой организации туризма и имеют круглогодичное действие ― комбинированные теплоходные и железнодорожные маршруты.

 






Date: 2015-10-19; view: 1626; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию