Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туризм в системе научного знания. Науки о туризме





 

Туризм в системе научного знания. Важность изучения туристской деятельности определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. В экономической сфере, являясь прибыльным видом бизнеса, туризм способствует оптимизации экономических процессов: увеличению валютных поступлений и доходов, развитию предприятий транспорта, связи, питания, строительства, созданию рабочих мест.

Социокультурная значимость туризма раскрывается в сохранении культурного наследия и трансляции исторических ценностей, возрождении российского социокультурного пространства, освоении эффективных практик использования свободного времени, в построении и процессуальном обеспечении идентификационных практик, в поддержании здоровья людей. Туризм содействует повышению образовательного уровня и культурного потенциала страны, региона, города или конкретного места. В социополитической сфере он помогает стабилизировать межэтнические и международные отношения, способствует возникновению взаимного интереса, толерантности и уважения между людьми различных национальностей.

Феномен туризма признан уже давно. Однако туризм как наука ― явление достаточно новое. Процесс формирования туристской науки начался всего 8―10 лет назад. Туристская наука, переживающая свое становление, пока не имеет сформировавшегося научного аппарата и опирается на широкий спектр отраслевых знаний. В нашей стране впервые научный интерес к туризму проявила экономическая наука. Первая публикация относится к 1965 г. В журнале «Вопросы экономики», № 4, появляется статья В.М. Кривошеева «Экономика туризма». Затем увидели свет крупные работы П.Г. Олдака, В.И. Азара, В.С. Преображенского, И.В. Зорина, Ю.А. Веденина, В.А. Квартальнова и других ученых.

В.С. Преображенский, И.В. Зорин, Ю.А. Веденин работой «Географические аспекты конструирования новых типов рекреационных систем» «подключают» к проблематике туризма науку о земле. Через некоторое время прочные лидирующие позиции в исследовании закономерностей индустрии туризма заняли географы: В.С. Преображенский, Б.Н. Лиханов, Ю.А. Веденин, Н.А. Ступина, И.В. Зорин и другие ученые ИГАН СССР выдвинули и исследовали гипотезу о рекреационной системе.

В последние годы в туристской науке определились новые направления. Особенно важен опыт синтеза туристики как системной науки, имеющей собственный объект исследования ― индустрию туризма, предмет исследования ― рекреацию и субъект исследования ― туриста.

Не так давно почти спонтанно стали появляться специальные отраслевые туристские дисциплины ― экономика туризма, рекреационная география, экология туризма, биосфера и туризм, педагогика и психология туризма, менеджмент туризма, безопасность туризма, информационные технологии в туризме, рекреалогия, феноменология туризма и др. Авторы, опираясь на многочисленные работы своих предшественников, попытались определить связи туризма с важнейшими науками и выделить основные направления туристской теории и практики, возникшие на основе таких связей:

§ туризм и география, на основе взаимодействия которых сформировались география туризма, рекреационная география, туристское страноведение, туристское регионоведение, региональный туризм; следует также сказать, что туризм ― одна из наиболее географичных отраслей;

§ туризм и экономика, на основе чего возникло новое направление ― экономика туризма; связи туризма и экономики в силу наиболее частой трактовки туризма как экономического феномена, считаются наиболее тесными;

§ туризм и философия, взаимодействуя между собой, привели к возникновению таких направлений как философия туризма, феноменология туризма и путешествий, философия гостеприимства и т.д.;

§ туризм и социология порождают появление ряда направлений и феноменов ― социология туризма, социальный туризм, социальная природа и значимость туризма; исходя из того, что в туризме главное ― потребитель, возрастает значимость социологических знаний;

§ туризм и информатика, техника, технология, взаимосвязи подобного рода формируют важнейшие научные и практические направления ― информационные технологии в туризме, техника и технология туризма;

§ туризм и экология, на стыке которых формируется несколько научных направлений, наиболее важные из них ― туристское природопользование, экология туризма, экологический туризм, экологическая безопасность в туризме и др.;

§ туризм и право ― туризм, как и любые другие отрасли сферы сервиса, требует особого правового регулирования; во второй половине прошлого века сформировалось целое направление туристской теории и практики ― туристское право;


§ туризм и психология, так как психология туристского потребления и психология туристского предложения определяют во многом характер и направления развития всего туристского бизнеса; психология туризма ― наиболее перспективное научно-прикладное направление, получившее толчок к развитию только в последние годы;

§ туризм и медицина, связи подобного рода в последнее время приобрели свою значимость, так как вопросам медицины уделяется большое внимание в туристской практике; медицина, в том, или ином виде, представлена в туристском праве, туристском страховании, туристских формальностях, безопасности туризма; сложилось как отдельное направление и медицинское обеспечение туризма.

В самом упрощенном варианте существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира.

1. Туризм как отрасль экономики ― совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

2. Туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт.

3. Туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, то есть деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий.

4. Туризм как деятельность во время отдыха ― точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом, туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.

Т.И. Черняева, не отрицая множественность проявлений туристской деятельности, полагает, что феномен туризма следует определять с помощью экономического, технического и психологического подходов. Экономический подход предполагает анализ туризма как системы экономических активностей, как индустрии. В экономических терминах важно исследовать проблемы, связанные с размещением и поддерживающими сервисами: спрос и предложения, расходы и доходы, занятость.

Технический подход основан на определении туризма, используемого организацией «British Tourist Authority» для сбора статистических данных: «Туристское путешествие ― это пребывание в течение одного или нескольких дней вне дома с целью проведения выходных или праздников, посещения родственников и знакомых, участия в бизнес-конференциях и с другими целями, исключая обучение в закрытых учебных заведениях и сезонные заработки».

Психологическая перспектива обращена, прежде всего, на развлекательные путешествия, и особенно на первоначальную мотивацию: отдых, открытие и удовольствие. С этих позиций развлекательный туризм может быть определен как способы и средства, с помощью которых люди получают психологические выгоды. Они извлекаются из посещения новых мест и освоения новых ситуаций, из свободы от работы и повседневной рутины жизни, из возможности приобретения нового поведенческого, социального и культурного опыта.

А. Мэтиесон и Дж. Уолл предлагают выделять три базисных составляющих туризма:


§ динамическую,включающую передвижение к месту или местам следования;

§ статическую,предполагающую остановку, стоянку или проживание;

§ результирующую, представляющую собой комбинацию первых двух и отражающую результаты прямого или косвенного вовлечения субъектов туристской активности в экономические, физические, социокультурные подсистемы.

Таким образом, туризм, по мнению Т.И. Черняевой, рассматривается как сложный феномен, включающий разнообразные переменные и отношения, возникающие внутри туристского процесса, путешествия, включая начальные приготовления, путь к месту следования и обратно, стоянку и восстановление после возвращения.

Подобная множественность проявлений туризма как экономического и социально-культурного феномена современности предопределила широкое внимание к исследованию его проблем со стороны представителей ряда наук. В связи с этим возникла потребность в формировании новой системной науки о туризме, туристской деятельности и туристской индустрии, названной туристикой.

Туристика как комплексная наука о туризме. Туризм представляет собой область интересов многих наук и дисциплин: истории, философии, географии, социологии, психологии, антропологии, экономики, экологии, рекреалогии, культурологии. Каждая из них изучает туризм по-своему, но, ни одна ― в целом, хотя в наше время необходим целостный взгляд на туризм, в котором были бы синтезированы все аспекты его изучения.

Всероссийская конференция «Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма», проходившая 23―25 марта 1997 г. в поселке Раково Московской области, рекомендовала осуществлять подготовку специалистов туризма на основе туристики.

Как самостоятельная наука (дисциплина) туристика признана в ряде стран мира. Так, в Болгарии, Польше и Словакии ряд авторов (М. Бочваров, П. Мариотт, Е. Анджеевский) определяют туристику как науку, изучающую теорию и практику туризма. Джафар Джафари предложил называть туристикой науку об истории научных взглядов на туризм. Туристика в самом общем смысле занимается изучением туризма и путешествий[15].

Гипотеза о туристике впервые была сформулирована в 1998 г. В.А. Квартальновым, И.В. Зориным и В.С. Преображенским.

Туристика ― наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма. Туристика как наука требует:

§ единого комплексного подхода к ней как к предмету научного познания;

§ систематизации существующих научных подходов по анализу развития туризма;

§ четкого определения предмета, субъекта и объекта изучения;

§ определения рамок актуальной научной проблематики;

§ объединения отдельных ее компонентов в общую картину;

§ обобщения накопленных знаний и методов изучения туризма;


§ изучения системы межпредметных связей через проведение анализа таких наук, как антропология, экология, экономика, рекреалогия[16].

В настоящее время туристика представляет собой целостную систему современных фундаментальных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма и туристском законодательстве. Современная туристика ― взаимосвязь четырех слагаемых целесообразного развития туризма в современных социально-экономических параметрах:

§ туризм как национальное явление сферы реализации многообразных прав и потребностей человека (прав на здоровье, отдых, передвижение);

§ туристская деятельность как технология удовлетворения потребностей и спроса (туристская индустрия, формы организации, туринформатика, подготовка кадров);

§ туристская экономика как особый сектор современной национальной и региональной экономики (туристский рынок, предпринимательство, бизнес, продукт);

§ туристская политика как составная часть социальной и экономической политики государства, его субъектов и регионов, направленная на регулирование туризма и туристской деятельности.

Туристику также можно определить как систему прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект ― туристскую фирму. Туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма: организацию, управление и экономику.

В.А. Квартальнов предлагает гносеологическую модель туристики (рис. 1.3.), состоящую из трех взаимосвязанных подсистем:

1. Субъект туристики ― турист,удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний (физиологических, психологических, экологических, экономических, социальных и т.д.), знание которых обязательно для специалиста по туризму.

2. Объект туристики ― индустрия туризма. Туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки.

3. Предмет туристики ― туристский продукт. Специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт.

Рис. 1.3. Гносеологическая модель туристики

 

Каждый из элементов гносеологической модели туристики вступает в отношения с другими ее элементами. Так, например, турист имеет систему рекреационных потребностей, которые должен учитывать туроператор при производстве туристского продукта (связь «турист→турпродукт»). С другой стороны, турист проявляется в отношениях с индустрией туризма характером своей рекреационной деятельности и как потребитель услуг в месте их производства (связь «турист→индустрия туризма»).

Индустрия туризма характеризуется отношениями с туристом как потребителем туристских услуг (связь «индустрия туризма→турист») и с туристским продуктом как с технологией производства услуг (связь «индустрия туризма→турпродукт»). Туристский продукт предусматривает отношения выбора эксклюзивных производителей туристских услуг (связь «туристский продукт→индустрия туризма) в целях оптимизации туристской программы и ее анимации в отношениях с туристом (связь «туристский продукт→турист»).

Продолжая данный тезис, Ю.А. Худеньких писал, что туристскую сферу можно представить в виде системы взаимодействия трех основных субъектов: туристов, туристских предприятий и туристских территорий (интересы населения и местных властей). При взаимодействии субъектов между собой возникает целый ряд внутренних противоречий[17]:

§ между потребностями туристов и возможностями их реализации («турист ― туристское предприятие»);

§ между туристами и местными сообществами в связи с изменением традиционного образа жизни населения («турист ― территория»);

§ между различными категориями туристов, в зависимости от социодемографических характеристик и целевых установок туристской деятельности («турист ― турист»);

§ между туристским бизнесом и местными сообществами в связи с использованием ресурсов территории («туристское предприятие ― территория»);

§ между туристскими предприятиями в форме конкуренции внутри туристской отрасли («предприятие ― предприятие»);

§ между отдельными группами местных сообществ, выражающих различные социально-экономические интересы («территория ― территория»).

Как полагает В.А. Квартальнов, формирование умений и навыков, знаний и конкретного опыта для столь многогранной отрасли, как туризм, должно опираться на базовые и проверенные педагогической и туристской практикой стандарты профессионального туристского образования, систему концепций, моделей и представлений, образующих единое понятие ― «туристика».

По его мнению, в состав туристики как науки входят: экономика и социология туризма; туристский менеджмент (правовой, кадровый, финансово-экономический, экологический и технологический); туристское ресурсоведение; региональная политика; теория и практика туристской деятельности; туристская индустрия и туристская инфраструктура; туристский мониторинг и информационные технологии туризма.

В туристике выделяется семь основных концептов туризма ― точек зрения на сущность и содержание туристской деятельности[18].

1. Концепция менеджмента: туризм осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма: внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т.д. (официальная терминология ВТО).

2. Концепт, развивающий экономическую константу «турист»: временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее ― граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

3. Миграционный аспект: временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

4. Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

5. Деятельностный подход: путешествия, походы, спортивные или рекреационные мероприятия и другие формы отдыха.

6. Рыночное толкование концепта: «Туризм как процесс состоит из спроса (турист), предложения (туристская индустрия) и туристского продукта, на который направлен интерес туриста».

7. Индустриальный подход: «Человек путешествует с незапамятных времен, в то время как туризм, социально-экономический феномен, в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно, и количественно; путешествие является лишь элементом туризма и часто не самым важным».

Альтернативные науки о туризме. В ряде работ вообще отрицается существование комплексной науки о туризме, а также убедительно доказывается тезис, что выделение специфической науки о туризме не представляется возможным, и в этом нет необходимости. Авторы настоящей работы придерживаются данной точки зрения.

Выделение специализированной науки о туризме и тем более многолетние споры о названии такого научного направления отчасти лишены рациональности и смысла. Так, при определении основного объекта научных исследований туристики, туризмоведения и прочих направлений, все авторы однозначно указывают на туризм и туристскую деятельность. Однако следует заметить, что туризм по своей сути не научен, не имеет сформировавшегося научного и методологического аппарата. Его невозможно описывать как научное явление, нельзя смоделировать, описать системой определенных постулатов, закономерностей и принципов.

Тем не менее, дискуссии на тему о необходимости формирования новой науки о туризме продолжаются, и будут продолжаться. Это подтверждается еще и тем, что в последнее время предложено более десятка названий будущей науки о туризме ― туризмоведение, туризмология, туризмометрия, турография, туризмография, туристика, туропедия, турология и др. Причем многие названия далеки от научности и порой даже абсурдны (например, туропедия и туризмометрия). Наиболее разработаны и часто используются в научной литературе ― туристика и туризмоведение.

Туризмоведение, представляемое сегодня концептуальным видением туризма, отмечено в своем генезисе двумя основными этапами. Первый ― в узкоспециализированном, методическом виде, второй ― в широком социальном виде. Но поскольку туризм, выступающий объектом туризмоведения чрезвычайно сложный, комплексный по своей сути, то и туризмоведение должно быть многоплановой наукой. При этом в нем как системе, отличающейся многоаспектностью и многомерностью, где можно встретить рекреационную, экологическую, технико-хозяйственную, экономическую, финансовую, правовую, информационную, социологическую, образовательную, психологическую и другие подсистемы, должны быть использованы соответствующие им языки и в целом науки, способствующие раскрытию природы и сущности указанных подсистем. Но поскольку они используются не сами по себе, а в контексте совершенствования возможностей и исследования туризма, то получают определенного вида конкретизацию своего знания в системе исследования туризма.

Термин «туризмоведение» впервые предложен и активно разрабатывается украинскими учеными. В частности, еще в 1980 г. вышла книга Н.П. Крачило «Основы туризмоведения». Некоторые отечественные специалисты также поддерживают такой вариант науки о туризме (к примеру, П.А. Окишев, опубликовавший в 2005 г. учебное пособие «Основы туризмоведения»).

Формирование и развитие турографии и туропедии как новых системных наук о туризме связывают с петербургской научной школой. В частности, активные разработки в области туристской теории и практики ведутся учеными Балтийского института туризма и предпринимательства. Если первое направление звучит относительно благозвучно, то второе, по мнению авторов, следует считать несколько абсурдным. Но в науке приветствуются все точки зрения, не отступаем от этого принципа и мы в своей работе. Одна из крупных научных школ в области теории и практики туризма сложилась в Казахстане. Основная масса учебных и научных работ казахских ученых позиционируется в контексте разработки теоретических и прикладных основ туризмологии. Существование туризмологии также можно считать оправданным, так как многие специалисты из России, Белоруссии, ряда стран Европы часто используют данное обозначение науки о туризме в своих исследованиях.

Серьезные исследования содержания наук о туризме проводят в течение многих лет украинские специалисты. Предлагая использовать в качестве обозначения науки о туризме и туристской деятельности термин «туризмология», они определяют сущность и других ― альтернативных туристских наук. Туризмоведение определяется как наука наиболее общая, абстрактная со своей системой равноправных объектов исследования. По мнению ученых, туризмоведение считается наукой, систематизирующей исследования трех основных проявлений феномена «туризм» ― теоретического аспекта, практической деятельности, истории становления и развития.

Туризмография или турография, как поясняет сама этимология этих слов, подразумевает некоторый свод письменно зафиксированных сведений о туризме, а также систему различных описей, справочников, учебников и монографий, словарей и т.д. Сюда же можно включить и различного рода популярную литературу, например, путеводители, дающие представление о туристских путешествиях, поездках, достопримечательностях и инфраструктуре туристских дестинаций.

Спецификой объекта и методов исследования отличается и туризмометрия. Здесь на первый план выходят возможности математического измерения и описания основных проявлений туристской деятельности. Нетрудно предположить, что основа туризмометрии ― аппарат многомерной статистики. Следовательно, основная ее задача ― описание основных тенденций и проявлений туристской деятельности, а также экономической и социальной эффективности туризма с помощью математического моделирования и статистических методов. Вместе с тем, подчеркивается важность этого направления, которое определяется как раздел комплексной науки о туризме.

Туристика, как наука о туризме, по мнению украинских ученых, претендует на самостоятельность и имеет право на существование, так как удачно отражает автономность туристского знания. Тем не менее, термин «туризмоведение» по мнению киевских специалистов гораздо благозвучнее и содержательнее термина «туристика». Понятие «туризмология», как указывают авторы, наиболее полно отражает задачи туристской науки на современном этапе ее становления и развития, а также отражает сущность туризма как объекта научных исследований.

Предлагается также и структура туризмологического знания. В частности, выделено несколько важнейших разделов туризмологии: теория туристской деятельности; педагогика и этика туризма; туристский менеджмент и маркетинг. Все эти разделы служат своеобразным базисом для практики туристской деятельности. В последних работах предлагается включение в систему туризмологии целого ряда частных научных направлений: истории туризма, экономики туризма, рекреалогии, психологии и педагогики туризма, правового обеспечения туризма и др.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины существующего многообразия определений понятия «туризм»?

2. Из всех определений туризма выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное. Постарайтесь обосновать свой выбор.

3. В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма?

4. Какие критерии заложены в определении туризма, приводимом в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?

5. Перечислите основные характеристики и критерии туризма.

6. В чем заключается отличие туристской деятельности от экскурсионной?

7. На основе представлений о критериях понятия «туризм» определите, в каких из приведенных ниже случаев идет речь о туристах, а в каких нет:

§ профессор Аверьянов из Санкт-Петербурга провел неделю в своем загородном доме;

§ житель Самары, отправляясь за покупками, посетил парк отдыха;

§ семья Сидорова живет в Звенигороде, что в 30 км от Москвы. Сидоров каждую неделю ездит в Москву, где работает три дня в неделю и живет в гостинице;

§ господин Ипатов из Балакова посещает своих друзей в Киеве;

§ госпожа Никанорова, проживающая в Тольятти, отправляется на конференцию в Новосибирск;

§ семья Косаревых из Москвы отправляется на олимпийские игры в Калгари.

8. Перечислите основные функции туризма и укажите примеры наиболее возможных вариантов их реализации.

9. Выявите и обоснуйте основные критерии, отличающие туризм от путешествия.

10. Каково экономическое и политическое значение туризма?

11. Назовите основные функции социального воздействия туризма.

12. В чем заключается сущность гуманитарного воздействия туризма?

13. Приведите примеры негативного и позитивного воздействия туризма.

14. По каким признакам проводится классификация туризма?

15. Какие выделяют виды и категории туризма?

16. Кратко охарактеризуйте основные виды туризма, выделяемые на основе целей путешествия.

17. К каким формам туризма можно отнести следующие поездки:

§ профессор Николаев летит на конференцию в Витебск, а вечером возвращается домой;

§ супругов Скобкиных знакомые из соседнего города пригласили в гости;

§ семья Даниловых отправилась в двухнедельный отпуск из Ставрополя на Кипр;

§ Александр и Анна ― студенты Смоленского гуманитарного университета на каникулах отправились в путешествие по Европе.

18. Расскажите о классификации путешествующих лиц, предложенной специалистами ВТО.

19. С какими сложностями сталкиваются специалисты при поиске ответа на вопрос: «Кто же такой турист»?

20. Можно ли считать туристом человека, который выехал с товарами из своей страны с целью продать их в другой стране?

21. Как вы думаете, почему туристов, прибывающих в портовый город на круизных судах, нередко учитывают как экскурсантов, даже если они пребывают там несколько дней подряд?

22. Расскажите о существующих классификациях и типологиях туристов.

23. Перечислите основные права и обязанности туристов, а также наиболее распространенные случаи их нарушения и невыполнения.

24. Определите место туризма в системе научного знания.

25. Как вы думаете, почему к настоящему моменту не сложилось единого мнения по поводу названия и содержания науки о туризме?

26. Какова сущность туристики как комплексной науки о туризме?

27. Какие существуют альтернативные науки о туризме?








Date: 2015-10-19; view: 11247; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию