Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туристские маршруты и их типы





 

Наряду с пространственными существуют и линейные формы организации туризма. К ним относятся туристские маршруты. В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам, и они имеют определенную продолжительность и цель. По мнению М.Б. Биржакова,«туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты ― один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т.д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута ― место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута ― место оказания последней туристской услуги.

В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов (рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Типы туристских маршрутов

(А–линейный тип маршрута; Б – кольцевой тип маршрута;В – радиальный тип маршрута;Г – комбинированный тип маршрута; Н – начальная точка маршрута;К – конечная точка маршрута;ПП 14 – промежуточные точки маршрута)

 

Линейный маршрут― путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7―10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.



Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут ―путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов-Великий и Владимир.

Кольцевой маршрут― путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк ― Вашингтон ― Атлантик-Сити ― Филадельфия ― Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва ― Сергиев Посад ― Ростов-Великий ― Ярославль ― Кострома ― Иваново ― Суздаль ― Владимир ― Москва).

При этом место прибытия в страну или местность может быть:

§ неизменным, когда туристы, прибывая в страну, проходят только через 1―2 транзитных пункта ― города (для России такими «шлюзами» считаются Москва и Санкт-Петербург, для США ― Лос-Анджелес и Нью-Йорк);

§ отличным от места прибытия, когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города (например, турист начинает тур по США из аэропорта Нью-Йорка на востоке страны, а заканчивает его, улетая домой из Лос-Анджелеса, находящегося на западе страны).

То есть в первом варианте путешествие по стране неизменно начинается и заканчивается в одном и том же пункте, а во втором ― турист прибывает в один туристский центр, а уезжает домой из другого (так называемые кроссинг-туры).

Комбинированный маршрут―путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно совершить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России ― Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

По сезонности действиятуристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования ― на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; специальные туры на личном транспорте туристов ― для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.



По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные:

§ теплоходные маршруты ― на теплоходах речных и морских пароходств; морские: круизные ― более суток, экскурсионно-прогулочные ― не более суток; речные: туристско-экскурсионные рейсы ― более суток; экскурсионно-прогулочные ― не более суток;

§ авиационные туры: групповые ― с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы ― полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;

§ автобусные рейсы: туристско-экскурсионные ― с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные ― без обслуживания, может использоваться городской транспорт;

§ железнодорожные туры: групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах; специальные ― арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;

§ комбинированные туры ― путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

3.3. Туристские центры и дестинации[24]

 

Знание туристских центров и туристских территорий ― одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Есть специальная учебная дисциплина «география туризма», задача которой ― дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении туристско-рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.

Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала,то есть наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря которым к ней и возникает интерес, вызывающий, в свою очередь, туристские потоки из других мест.

Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваныне наличием рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц ― по России. Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.

Для точности дефиниций, характеризующих эти два подхода к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: «центр туризма» и «туристский центр», которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Центр туризма ― город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Туристский центр ― местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят различные потребности людей. С другой стороны, онасвязана с наличием культурного и природного наследия,рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, то есть наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция). Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.

В зарубежной и отечественной градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями ― центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать это понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.

А.И. Зорин, оценивая потенциал туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (табл. 3.1.).

Таблица 3.1.






Date: 2015-10-19; view: 3931; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию