Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вступительное словоСтр 1 из 20Следующая ⇒
Ю.А. РАЗИНОВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЛОСОФИЯ Раздел «ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ» (Для студентов гуманитарных факультетов)
Самара 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО…………………… 2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО РАЗДЕЛА…….. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР ПО РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ 4. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 5. ИЗБРАННЫЕ ТЕКСТЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Парменид. О природе. Аристотель. Метафизика. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гегель Г.В.Ф. Логика. Учение о бытии. Гл.1 Бытие. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Лосев А.Ф. Самое Само. Фрейд. З. Я и Оно. Сознание и бессознательное. Платон. Государство. Гадамер Х.-Г. Понятие опыта и сущность герменевтического опыта. Рассел Б. Человеческое познание.
6. ЗАЧЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Изучив вводный раздел курса, вы узнали о том, что такое философия, в чем состоит специфика ее предмета и метода, каковы ее цели, задачи и место в культуре. К тому же вы получили самое общее представление об ее исторических типах и путях развития. Однако настоящее знакомство с философией возможно лишь посредством изучения ее конкретных проблем, что и будет вашим следующим шагом. Пришло время увидеть философию не в зеркале рассуждений о том, что она такое, а непосредственно занявшись ею самой. Раздел «Онтология и теория познания» представляет собой теоретическое ядро философии и иначе называется «систематической философией». В сферу ее компетеции входят проблемы бытия и мышления, познания и истины, индивидуального и универсального, конечного и бесконечного, словом, так называемые «вечные вопросы философии», от которых зачастую невозможно отделаться даже при решении частных, практических или прикладных проблем. Объединение онтологии (учение о сущем) и гносеологии (учение о познании) в рамках одного раздела отражает то систематическое единство, которое существует между проблематикой бытия и познания. Однако это единство не означает равновесия. В конкретных философских системах, как правило, устанавливается либо онтологический, либо эпистемологический приоритет[1]. Так, если в античности и средние века философия в целом ориентировалась на познание сущего как такового, то с началом Нового времени происходит «гносеологический поворот» и в центре философской проблематики оказывается познание самого процесса познания. Однако в новейшей истории философия вновь возвращается в русло онтологии, переводя в онтологическую плоскость проблематику теории познания, сознания, знания, истины. В этой связи само разделение онтологической и гносеологической проблематики становится условным и носит либо школьный, либо инструментальный характер. Не смотря на это, различение онтологического и эпистемологического подходов является важным для понимания многих современных проблем. Сегодня мы уже не можем размышлять о рациональной сущности того или иного явления безотносительно к его существованию. Например, мы не можем говорить о сущности истины, не имея в виду того, что она есть некое событие в человеческом бытии. Точно так же мы не можем говорить и о существовании самих вещей, не задаваясь вопросом о том, как мы вообще можем о них говорить и о них мыслить. Вместе с тем, один и тот же вопрос «что значит мыслить?» приобретает совершенно разный смысл в зависимости от того, в какой плоскости он ставится: это может быть вопрос о реальности мышления (онтологический смысл), либо вопрос о правилах совершения мыслительных операций (эпистемологический смысл). Не упуская из виду эти два ракурса анализа философских проблем, мы все же отдаем приоритет онтологии. Хотя бы потому, что знание о том, как мы мыслим, не делает нас мыслящими людьми, точно так же как, знание об устройстве пищеварительной системы не способствует перевариванию пищи (пример Гегеля). Напротив, понимание того, как человек живет и действует в мире, есть неотъемлемая часть и условие его существования в качестве человека. Конечно, если иметь в виду чисто функциональную сторону того или иного процесса, то зачастую можно обойтись и без онтологии, но как однажды заметили М.Мамардашвили и А.Пятигорский «без онтологии тоска берет за горло»[2]. В конечном счете, теоретическое знание о самом знании (эпистемология) необходимо человеку для того, чтобы быть. С этих позиций и следует подходить к содержанию изучаемого раздела. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО РАЗДЕЛА (20 ч.)
Тема 1. Предмет онтологии и ее место в системе философского знания (2 ч.) Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Бытие, трансценденция и природа человека. Мотив преодоления хаоса и обоснования порядка, проблема его устойчивости и обратимости, проблема вечности универсума и конечности единичного существования. Основной вопрос философии как вопрос об отношение мышления и бытия. Аристотель о предмете «первой философии» и ее месте в системе философского знания. Историческая судьба терминов «метафизика» и «онтология». Э.Гуссерль о мотивах объективизма (онтологизма) и трансцентализма (эпистемологизма) в европейской философии. Онтологический поворот Хайдеггера: онтология как сущностное ядро философии. Соотношение онтологии и эпистемологии, онтологии и практической философии. Понятие «систематической философии». Социальная онтология, онтология культуры, онтология человека. Тема 2. Проблема бытия в истории западноевропейской философии (4 ч.) Генезис проблемы бытия в греческой натурфилософии: фюзис и проблема первоначал (архэ). Проблема разграничения бытия и сущего в учении Парменида. Бытие как атом Демокрита и как эйдос Платона. Категории сущности и существования, возможности и действительности в философии Аристотеля. Абстракция сущего как такового (on he on) и ее связь с античным мировоззрением. Истолкование бытия как предметности мышления в философии Нового времени. Абстракция «чистого» мышления (cogito) в контексте формирования новой рациональности. Идея саморефлексивного субъекта и непрерывного пространства наблюдения (математизированной природы). Идея субстанции. Субстанция мыслящая и протяженная. Субстанция как субъект. Дуализм, монизм и плюрализм в понимании субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субстанция как гносеологический инструмент новой рациональности. Бытие как жизнь. Экзистенциальные предпосылки вопроса о смысле бытия и его приоритет для философии ХХ в. Проект «преодоления метафизики» и новое истолкование человеческого бытия в экзистенциализме. Бытие и existentia в философии М.Хайдеггера. Проблема бытия в связи с утратой «трансцендентального означаемого» в постмодернистской философии.
Тема 3. Основные понятия и проблемы онтологии (6 ч.) Бытие и небытие (ничто). «Почему есть нечто, а ни ничто» как основной вопрос философии. Вопрос о реальности небытия и ничто в истории философии (от Парменида до Сартра). Онтологический статус ничто в свете концепций абсолютного и относительного бытия. Значение опыта Ничто в разработке онтологической проблемы. Бытие и сущее. Понятие «основного онтологического различия» и его значение для онтологии. Бытие как «тощая абстракция» (Гегель) и как потаенное смысловое богатство (Хайдеггер). Различие онтического и онтологического анализа. Бытие и время. Развитие представлений о времени в истории философии. Время как «род бытия движущихся предметов» (Аристотель). Время как реальность сознания (Августин). Субстанциалистская трактовка времени. Время как объективное свойство природы и как априорная форма познания субъекта (Кант). Время человеческой экзистенции. Бытие и становление. Мотивы постоянства и изменчивости сущего в истории философии (от Гераклита до Гегеля). Противоречие в объекте или в суждении?: диалектика и метафизика о природе становления. Идея развития и законы диалектики. Прогресс и регресс в развивающихся системах. Бытие материального и духовного. Представление о материальной и идеальной структурах сущего в истории философии. Философия фюзис и созерцательный материализм древних греков. Материя как атом Демокрита и эйдос Платона. Бытие действительное и возможное. Материя и форма. Материя как негативная (Платон) и позитивная (Аристотель) возможность сущего. Теологическая природа противопоставления духа и материи в средние века. Математизация природы и гилозоизм нового времени. Вопрос о первичности или вторичности духа и материи и его философский смысл. Свобода и необходимость. Провиденциализм и волюнтаризм в отношении свободы. Детерминизм и его разновидности. Свобода как «осознанная необходимость» (Гегель) и как отрицание необходимости (Бердяев). Свобода как проявление негативной природы человека (Сартр). Свобода и ответственность. Необходимость и поступок. Виды детерминаций: цель, желания, поступки. Свобода и необходимость в контексте творчества. Проблема вещи. Проблема вещи как онтологическая и гносеологическая проблема. И.Кант о «вещах в себе» и явлениях. Понятие как действительность вещи (Гегель). «Уход» вещей и призыв феноменологии «назад к самим вещам». Вещь как экзистенциальная проблема (М.Хайдеггер). Вещи в структуре «постава» и проблема преодоления субъект-объектной парадигмы истолкования вещей. Ж.Бодрийяр о «порнографизме вещей». Вещественность вещи и предметность вещи. Вещь как событие человека и мира. Тема 4. Проблема сознания (2 ч.) Понятие сознания и проблема его определения. Развитие представлений о сознании в античной, средневековой и новоевропейской философии. Учение о трансцендентальном сознании. Сознание как форма психического отражения и психофизическая проблема. Естественнонаучные установки в понимании сознания. Концепция исторического и общественно обусловленного сознания (К.Маркс). Феноменологическая трактовка сознания (Э.Гуссерль). Сознание и психика. Понятие сознательного и бессознательного в психоаналитической традиции (Фрейд, Юнг, Лакан). Идеология как «превращенная форма сознания». Сознание и бытие. Сознание и язык.
Тема 5. Познание как философская проблема (4 ч.) Значение терминов «эпистемология» и «гносеология». Знание и его характеристики. Знание и мнение (doxa). Различие теоретического и практического знания. Формы и критерии научного знания. Знание и вера. Ценностная компонента знания. Проблема многообразия форм знания. Гуссерль о естественной и рефлексивной установках. Знание в структуре повседневного мира. Социальное бытие знания. Структура и формы познавательного процесса. Понятие субъекта и объекта познания. Различие предмета и объекта познания. Спор об источниках познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм, трансцендентализм. Вопрос о познаваемости мира как вопрос о трансцендентности или имманентности предмета познания. Агностицизм и его формы. Позиция «гносеологического оптимизма» и критическая философия.
Тема 6. Проблема истины (2 ч.) Теоретический и практический смысл проблемы истины. Истина и заблуждение. Понятие абсолютной и относительной истины. Истинность как очевидность и достоверность. Корреспондентская, когерентная и прагматическая концепции истины. Практика в качестве критерия истинности. Истина и правда. Эпистемологический и онтологический подходы в интерпретации истины: адекватность и несокрытость (алетейя) как определения истины. Истинность и тайна. Критика реалистического влечения к истине и апология видимости в постмодернистской философии. Date: 2015-10-19; view: 439; Нарушение авторских прав |