Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Проблема истины





(2 ч.)

 

Задачи:

1. Понять в чем заключается проблема.

2. Определить основные подходы в понимании истины.

 

Вопрос о сущности истины является одной из важнейших проблем эпистемологии, хотя и далеко выходит за ее пределы. Задолго до того, как истина стала теоретической проблемой, она уже была ключевым понятием мировоззрения наряду с понятиями о благе, справедливости и красоте, по отношению к которым оно еще и имело приоритет в случаях, когда вопрос ы ставились об «истинном благе», «подлинной справедливости» или «настоящей красоте». В самом деле, от того, как трактуется истина, зачастую зависит жизнь человека, его поступки и их после дующая оценка. Однако в повседневном существовании вопрос о сущности истины, как правило, не возникает. Человек пользуется расхожими (прописными) истинами, но редко спрашивает том, что же такое истина как таковая. Даже, когда люди спорят об истине и готовы за нее умереть, они все еще далеки от решения этого вопроса. Они просто находятся в системе «особых предписаний» и, исходя из них, совершают определенный выбор. «Люди гибнут за металл» только потому, что «ошибочно» усматривают в этом некое «истинное» положение дел (содержание). Итак, в отличие от вопроса о содержании истины, который имеет не только познавательное, но и практическое значение, вопрос о сущности истины – это чисто теоретический вопрос.

Шаг 1. Понятие истины часто противопоставляется понятиям лжи и заблуждения. Но что такое ложь и заблуждение? Процесс или результат? Если результат, то результат чего: обмана, дезинформации или слепого поиска истины? Прочтите гл.8, §3 учебника П.В.Алексеева и А.В.Панина («Ложь, дезинформация, заблуждение». С.135-146) и охарактеризуйте данные феномены. С какой проблемой сталкивается различение истины и заблуждения? Заблуждение – это пагубное отклонение от существа истины или необходимое условие приближения к ней? Какие на этот счет существовали точки зрения у философов, и какую роль заблуждения сыграли в истории науки? О сущностной связи истины и заблуждение вы можете так же узнать из гл.9, §5 учебника под редакцией В.П.Кохановского («Истина и заблуждение». С.446-451). Причем здесь рассмотрена такая важная сторона проблемы как включенность неистины в истину. Как вы думаете, почему для полноты истины необходимо неистовство?

Шаг 2. Как бы мы не относились к природе лжи и заблуждения, сами их определения оказываются вторичными по отношению к истине. То есть, мы можем сказать о том, что нечто оказалось заблуждением только в свете уже обретенной истины, т.е. задним числом. Следовательно, человек рано или поздно сталкивается с необходимостью строгого определения истины. Вернитесь к учебнику П.В.Алексеева и А.В.Панина (С.119-127) и выделите приводимые там понятия истины. Какое из них является классическим? Приведите его формулировку. Далее проанализируйте такой предикат истины как «адекватность». Адекватность чего и чему предполагает истина? Как с этим связаны различные трактовки истины? Попробуйте различить корреспондентскую, когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины. В каких областях познания они укореняются?

Шаг 3. Теперь, после того, как вы получили формальное определение истины, необходимо прояснить вопрос об ее онтологическом статусе. Этот вопрос имеет по крайней мере два смысла. Первый связан с отношением истины и бытия и может быть задан следующим образом: является ли истина характеристикой сущего или она есть достояние познающего субъекта? Иными словами, истина есть результат познавательного действия субъекта, или наоборот, само познавательное действие есть результат некого «естественного света разума» или откровения истины бытия? Подумайте, в рамках каких философских парадигм утверждаются данные понятия истины? Второй смысл заключается в следующем: существует ли истина в качестве неизменной, полной и абсолютной, или она всегда частична и относительна, а ее содержание меняется со временем? Приведите примеры абсолютной и относительной истин. Как они могут соседствовать друг с другом? К какому пониманию истины тяготеет диалектика и метафизика? Чем в вопросе об истине отличаются догматизм и релятивизм?

Шаг 4. Наконец, для полноты освоения темы необходимо задать вопрос о критериях истины. В самом деле, как отличить истину от заблуждения в содержательном (а не формальном) смысле, если познавательный процесс еще не завершен? Изучите §4 («Проблема отграничения истины от заблуждения». С.146-155) и ответьте на следующий вопрос: какие критерии истины существуют в теоретическом познании? Почему проблема истины не всегда может быть решена чисто теоретическими средствами? Что такое практика, и в каком смысле она является критерием истины? Может ли практика быть универсальным и абсолютным критерием? Приведите примеры, когда отношение к практике не вело к прояснению истины.

_______________________

Вопросы для размышления:

1. На каком основании философ может утверждать, что если теория не соответствует практике, то тем хуже для теории?

2. Как различаются гносеологический и онтологический подходы в понимании истины. Какое значение имеет это различие для человека?

3. В каком смысле истина требует события? В какой связи находятся судьба истины и человеческая свобода?

4. Какая связь существует между истиной и тайной? Можем ли мы во всех случаях утверждать, что раскрыв тайну, мы тем самым постигли истину?


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (14 ч.)







Date: 2015-10-19; view: 336; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию