Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интуиция
Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. В психологической концепции К.Г. Юнга, интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений (245). Что такое интуиция? Все знают, что она есть. Но какова ее сущность? Как ее формализовать, как измерить? Как пользоваться интуицией, когда она нужна? Как сделать ее своим инструментом? По большому счету, никто не знает. Некоторые говорят об интуиции, как об еще одном органе чувств и это не лишено смысла. Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но, при всех различиях, подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности (95). Тем не менее, теоретически, следует отличать интуицию от чутья (органически присущего большинству животных). Чутье происходит от инстинктов и может быть очень сильно, но чаще совершенно подавлено у современного городского человека. В то время как в феномене интуиции, на неосознаваемом уровне, наряду с чувственными образами активно работает понятийное, логическое мышление. Таким образом, в художественном, научном и техническом творчестве интуиция играет решающую роль. Это качество весьма полезно и в обычной жизни. Точно так же, как совсем не помешает чуточку «звериного чутья» каждому из нас. Интуитивные механизмы составляют суть всех гадательных процессов, практик и мантических систем. Феномен интуиции – сложное и многосоставное понятие, включающее в себя и просветление, и озарение, и вдохновение, и прозрение, а также такие «приземленные» понятия, как чутье, «нюх на ситуацию» и т.д. Как же его развить, с шаманской точки зрения? Практически все шаманские практики интуитивны. Интуиция, чутье, нюх связаны со способностью человека к интроспективной деятельности (т.е. к самоисследованию), открытию внутренних резервов «подсознания», способностью путешествия по внутреннему космосу нашей психической реальности. В отличие от высокоорганизованной «интуиции», понятие «нюха» весьма актуально в решении обычных жизненных задач. Шаман способен «чуять» ситуации: избегать нежелательных и «унюхивать» благоприятные. Также, весьма важно бывает «учуять» момент для выполнения того или иного дела.
Упражнение 40 Выйдите из дома и идите «куда глаза глядят». Бродите по городу несколько часов бесцельно, не отдавая себе отчета в том, где вы находитесь. Постарайтесь не узнавать места, здания, улицы, а просто ходить туда-сюда. Попробуйте оказаться в «незнакомом» городе, увидеть город с другой стороны. Садитесь на первый попавшийся автобус или троллейбус и проезжайте несколько остановок, выходите, пересаживайтесь и т.д. Через некоторое время, подумайте о доме. Не старайтесь вернуться туда сознательно, просто продолжайте делать то же самое. Если через некоторое время вы обнаружите себя возле подъезда – не удивляйтесь.
Упражнение 41 Проделайте то же самое, что и в предыдущем упражнении, только на природе. Для начала, выберите местность, в которой вы не можете заблудиться по-настоящему. Пусть это будет городской парк или небольшой лесок возле дачи и т.п.
Упражнение 42 Поход в гости. Составьте произвольный список друзей и знакомых. Выбросите из головы все мысли. Абсолютно бездумно выберите из списка 2-3 фамилии. Отправляйтесь к этим людям в гости. Объясните хозяевам, что вы просто проходили мимо и заскочили на минуту. Перекиньтесь парой фраз и идите к следующему. Не задерживайтесь, если только не подвернется что-нибудь действительно интересное.
Упражнение 43 Возьмите колоду карт. Задумайте карту. Перетасуйте колоду. Сформируйте намерение вытащить ту карту, которую вы задумали. Вытащите эту карту. Это упражнение выполняется не больше трех раз в день.
4.5 Один Вкус
Еще одним органом чувств является вкус. В настоящее время не установлено точное количество независимых вкусовых рецепторов в человеческом организме. Традиционно в европейских странах принято считать, что существует четыре базовых вкуса: кислый, сладкий, горький, соленый. В восточных странах выделяют пять базовых вкусов. Пятый вкус – умами – важная составляющая вкуса морской капусты, соевого соуса и сыров пармезан и рокфор, грецких орехов, винограда и др. Тем не менее, в некоторых восточных странах выделяют 6 вкусов, в том числе «жгучий» или острый. Длительная история исследований вкусового анализатора, сколь ни странно, до сих пор поддерживает множество заблуждений: во многих книгах по физиологии повторяется «вкусовая карта» языка, которая не имеет научного подтверждения. Можно ожидать, что интенсивное развитие современной науки скоро позволит определить специфические характеристики и механизмы работы вкусовых рецепторов, а число признаваемых «базовых» вкусов будет только увеличиваться. В терминологии профессиональных дегустаторов число используемых базовых вкусов существенно больше, но эти термины, в большинстве своем, относятся скорее к аромату, нежели собственно к вкусу. Шаманское понятие вкуса несколько шире общепринятого и затрагивает не только систему пищеварения и орган чувств, но и некоторые феномены психодуховного характера. Вкус – это понятие, опять-таки, интегративное. Это синестезия всех других органов чувств в нечто целостное, голографическое. О нем говорят, как о вкусе к жизни, о вкусе к ситуации или, в конце концов, как о чувстве вкуса. Очень интересное понятие в обиход современной психологии ввел Кен Уилбер в книге с аналогичным названием «Один Вкус» (204). Говоря о вкусе с уилберовской точки зрения, мы говорим о синестезии. Сплавляя все первоэлементы в одно, вы получаете новое качество восприятия бытия. В этом состоянии человек раскрывается для переживаний, описанных в эзотерических трактатах всех великих религий и философских систем. И ключевым чувством здесь выступает чувство Красоты. С одной стороны, вкус Бытия (как и вкус любой пищи в процедуре дегустации) возможно ощутить только «отстранившись» от этого Бытия. Точно так же, как мы не можем оценить вкус изысканного блюда, если будем сильно голодны и съедим все, не вникая в нюансы. Для того что бы осознать вкус еды, нужно, перед тем как начать есть, настроиться на дегустацию, на оценку этого блюда. Потом нужно его съесть неспешно, с той скоростью, которая позволит не только утолить голод, но еще и успеть заметить особенности и отличия этого блюда. Необходима некоторая оценочная позиция, а не полная вовлеченность в процесс употребления. Точно так же дело обстоит и с жизнью, с Бытием. Для того что бы осознать красоту всего происходящего, нужно найти точку из которой вы будете способны оценить эту красоту. Это и есть, в некотором роде, чувство «вкуса к жизни». Шаманы нарабатывают подобные состояния в течение всей своей жизни. В количественных характеристиках, это измеряется терминами «Безупречности» и «Личной Силы» (в терминологии К. Кастанеды) (83-85). Очень интересно, что красоту мира в обычной жизни люди замечают мало. Сознание фиксируется на повседневных делах и заботах, магических практиках, духовных путешествиях и т.д. Еще больше внимания уходит на развлечения и игры. Времени и внимания на красоту мира не остается. Между тем, во многих смыслах восприятие красоты творения, наверное, самое главное, что есть в этой жизни. Никто не говорит, что поиски пропитания и обучающие игры не нужны. Однако думается, что все-таки не это составляет суть именно человеческого бытия. Возможно, что человек тем и отличается от животного, что способен к восприятию красоты природы, мира, бытия...
Упражнение 44 Синестезия (http://www.coolways.newpsychology.ru/?q=node/97) «Нащупайте свой пульс, не глядя при этом на часы. Не подсчитывайте удары сердца, просто чувствуйте внутренние приливы и отливы, ощутите перемещающиеся по венам потоки крови. Постигайте ритм своего сердцебиения – это ваш основной ритм. Ни у кого другого нет точно такого же темпа. Индонезийские островитяне верят, что пульс есть у всего живого. Тысячи лет назад они отливали бронзовые барабаны размером со слона и отбивали с их помощью ритмы Сотворенного, чтобы настроить собственный пульс на сердцебиение Вселенной. Задействуйте воображение. Какого цвета ваша кровь? Вы уверены, что она красная? Но почему тогда ваши вены синие? Меняется ли цвет крови? Почему? Не пытайтесь вспомнить школьные уроки биологии. Ответ несет в себе сама кровь. Спросите у нее. Следите за тем, как она проходит через сердце, и найдите ответ самостоятельно. Сердце первым получает от легких ярко-красную, богатую кислородом кровь; насытившись, оно передает ее другим органам тела. Перенесите внимание на свое дыхание. Прикройте сначала одну ноздрю, затем другую. Какой вам легче дышать? Обычно человек дышит несколько часов одной ноздрей, затем другой. Следите за тем, как воздух проникает в легкие через дыхательное горло. Какие ощущения это вызывает? Как течет дыхание, прерывисто или плавно? Где зарождается вдох и как долго он тянется? Перейдем к обонянию. Как пахнет ваше тело? У каждого из нас свой, уникальный запах. Понюхайте пальцы после того, как разомнете в ладони дольку чеснока или веточку базилика. Постарайтесь учуять как можно больше запахов прямо сейчас. Большая часть млекопитающих полагается, прежде всего, на обоняние. Белый медведь способен учуять нерпу за пятьдесят километров. Собаки обнюхивают друг друга при встрече. Таящийся в кустах лев чувствует запах страха, исходящий от жертвы. После этого погрузитесь в мир осязания. Кожа – самый обширный орган чувств. Она создана из той же ткани, из какой состоят мозг и нервная система. Кожа жива. Она пылает от гнева и мягко светится от нежности. Погладьте себя по лицу. Ощупайте свои губы, проведите пальцем вокруг рта. Погладьте лицо любимого человека. Перенесите внимание на свои ступни. Пошевелите пальцами ног. Человеческий мозг работает по принципу запрета. Надевая утром туфли, мы обращаем внимание на разницу температур и ощущения в подошвах. Затем мозг отключает эти ощущения, ведь нам совсем не нужно целый день сосредоточиваться на своих ногах. Чувства возвращаются лишь в том случае, если в обувь попадает камешек. Когда сядете за стол, поменяйте местами вилку и нож. Обратите внимание, какое странное чувство при этом возникает. Используйте его, чтобы ощутить вкус и запах каждого съедаемого кусочка. Какова на вкус ваша кожа? Лизните свое запястье. Кожа соленая или сладковатая? Какой вкус у вашей крови? Если порежетесь, попробуйте ее языком. Какой вкус у обычной воды? Считается, что она лишена вкуса и запаха, но это не так. У воды есть заметный вкус. В каждом городе, в каждом ручье он особый, уникальный. Пейте воду медленно, смакуйте. Ощутите ее прохладу и станьте этой прохладой; почувствуйте, как она наполняет рот, а затем распространяется по всему телу. Пусть прохлада наполнит вас целиком. Наконец, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и прислушайтесь. Какие звуки вас окружают? Постарайтесь выделить как можно больше естественных звучаний. Поют ли птицы? Не слышится ли жужжание пчелы? Какие из звуков имеют искусственное происхождение? Шумят ли машины? Слышны ли выкрики, разговоры? При охоте на ягуара жители Амазонки внимательно прислушиваются к птицам. Их крики служат предупреждением и указывают на появление гигантской кошки еще до того, как охотники ее видят. Замечательное упражнение по развитию синэстезии связано с ощущением «вкуса» эмоций. Почувствуйте вкус у себя во рту. Он сладкий, кислый, деревянный, металлический? Вспомните случаи, которые вызывают у вас печаль, и обратите внимание, как меняются вкусовые ощущения во рту. Мысленно обратитесь к радостным событиям. Как изменился вкус? Теперь вспомните обстоятельства, когда вам было страшно. Вам удалось выделить вкус страха, любви и радости?» Постарайтесь соединить все чувства в один поток. Пускай у вас в сознании возникнет единый образ какого-нибудь явления или предмета. Попробуйте воспринять таким образом весь мир, и вы осознаете его красоту на ином уровне.
4.6 Шаманские путешествия за Силой
Ключевой особенностью шаманской практики являются шаманские путешествия. Во всех традициях и культурах, шаманы путешествуют в Нижние, Средние и Верхние миры в поисках Силы, откровения, в лечебных целях или для решения каких-то иных, шаманских задач, а также, для выполнения ритуальных действий или просто для интереса. Прежде чем переходить к практике путешествий, нужно понять одну вещь: дело в том, что шаманы не могут не камлать. Не потому, что их кто-то заставляет (хотя, довольно часто дело обстоит именно так). Они не могут не камлать, как влюбленный не может не дарить подарки своей любимой. Шаманские путешествия – это любовь всей жизни шамана, иногда трагическая, бывает, что и мучительная, но никогда не безответная! Именно таким образом, шаман камлает и путешествует в другие миры в поисках Силы. Сила коренится в разных сферах Космического, в разных мирах. Разные шаманы предпочитают разные источники уверенности и могущества. В зависимости от специализации, шаманы оперируют разными уровнями Силы Духа. Есть шаманы, которые предпочитают заниматься целительством, поиском пропавших предметов или возвращением потерянных душ, заклинанием дождя или стихий, но есть и просто исследователи, не всегда возвращающиеся в наши миры. Для того чтобы найти свой источник Силы, вам необходимо определиться с жизненной позицией, устремлениями и смыслами. Задайте себе следующие вопросы: Кто вы? Чего вы хотите в жизни? Какой вопрос вы считаете главным, требующим ответа? Что для вас важнее всего? И т.п. Постарайтесь ответить на них как можно внимательнее. Когда вы определитесь с ответами, вы поймете, где искать Силу, для решения поставленных вами задач. Есть миры и их представители, способные помочь в достижении любых целей и смыслов. Есть сущности, которые будут стремиться помешать вам. Это нормально для жизни не только шамана, но и любого живого существа. Отличие лишь в том, что шаман знает, как все это устроено, и кто есть кто, а простой обыватель даже не догадывается. Поймите одну очевидную истину: только Вы САМИ ответственны за свою судьбу. Только Вы можете решить, чем вам заниматься в жизни и где лежит Ваш интерес. Найдите свою сферу деятельности и двигайтесь по пути Красоты и Истины честно и прямо, как луч Солнца. И хотя, в современной физике существует явление отклонения солнечных лучей от прямой линии на больших расстояниях, подобное явление невозможно с силой, превосходящей свет по скорости и мощи – с силой Мысли. Существуют основные векторы шаманских путешествий: вертикальный и горизонтальный. Шаман может двигаться в Верхние и Нижние миры, а также перемещаться в плоскостях, составляющих весь спектр Средних миров. И в этом ему помогают его помощники и покровители: тотемы, духи-помощники, животные Силы, союзники, стражи, хранители, а иногда, даже боги. Прежде, чем переходить к практике, важно разобраться с еще одним вопросом. Давайте остановимся подробнее на вопросе, который обходят стороной многие авторы. Речь идет о социокультурной укорененности шаманских практик. Любой визионерский опыт всегда обрабатывается сознанием в образах и символах, характерных для времени и культуры, в которых живет сам шаман. Практика камланий и опыт путешествий, трактуются сознанием шамана в тех образах и символах, которые ему близки и понятны, т.е. в системе языка его цивилизации и культурной традиции. В большинстве случаев, шаман всегда привязан к социально-культурному контексту своего племени, а весь спектр деятельности описывается в терминах и на языке корневой этнической группы. Даже если шаман перебрался жить, скажем, из джунглей Амазонки в США и открыл там школу амазонских целителей, в этой школе все термины, образы, упражнения, а, самое главное, мифы, будут амазонские. Раскрывая для себя шаманизм, надо понимать, что не следует подражать какому-то конкретному шаманскому течению или школе. Даже если это будет школа М. Харнера или К. Кастанеды и уж тем более, если это знания австралийских аборигенов или бушменов. Почему? Потому, что образы и символы из других жизнеописаний не способны прижиться в сознании адекватно. Даже если вы досконально изучите Кастанеду или каббалу, вам придется потратить огромные усилия для вживления терминологии и понятийного аппарата, придется пройти процедуру насильственного внедрения чужой мифологии и взглядов на природу своей реальности и т.д. Это похоже на то, как если бы вы добровольно согласились, чтобы хирург выпотрошил вас изнутри, и вставил вам чужие органы (не факт, что здоровые), зачем-то изменил вам форму носа, вставил другие глаза и оставил от вас прежнего только кожу. И главное, зачем все это? Другое дело, если бы вы были смертельно больны и другого выхода, кроме как пересадка всего (даже части мозга), не существовало бы. Но ведь все поправимо без хирургического вмешательства! Подумайте, если все заменить, то это уже будете не вы! Это будет Карлос Кастанеда или Майкл Харнер. Миру достаточно одного Кастанеды и одного Харнера точно так же, как и одного Владимира Козлова или Алексея Карамышева. Замысел Великой Игры заключается в разнообразии. Не нужно вживлять в себя чужие мифы! Мало того, что это не сработает, вы можете просто никогда не добраться до реальных вещей. Если вам кажется, что чье-то учение сильное и подходит вам – это самообман. Подойти может только одно – то, что вы придумали самостоятельно. Большинство даже самых лучших книг написаны только как примеры. Даже если в них излагаются практики и даются советы о том, как эти практики лучше выполнять, необходимо понимать, что это не критерий истины. Это только примеры того, как кто-то решил задачу, которую вам еще предстоит решить. Но решать ее надо своими методами, на основе своего опыта и своей терминологии. С того момента, когда это понимаешь, и начинается собственно шаманизм. И, как следствие, приходят новые вопросы: «Что, из того, что есть внутри нас, можно считать своим? Где заканчивается Я, и начинаются другие? Можно ли вообще отделить какое-то «личное» знание от «общественного»? Как создать свой собственный Большой Шаманский Миф?» и др. И только вы сами способны на них ответить. Вполне возможно, что мы все – свободные и светящиеся существа, созданные для бесконечного путешествия по Вселенной. Вполне возможно, что с этой точки зрения, шаман – это тот, кто стремиться преодолеть человеческие ограничения, вырваться за пределы обыденного сознания в области запредельного, в Неизвестное и Непознаваемое, которое, на самом деле, является по-настоящему и единственно человеческой судьбой. В любом случае, у каждого шамана есть свой Большой Шаманский Миф о происхождении шамана и Вселенной. Если вы еще не сделали наметки по этому вопросу, постарайтесь определиться прежде, чем переходить к самим путешествиям. В дальнейшем, вы получите опыт, который поможет конкретизировать ваши представления и Большой Шаманский Миф. В конце концов, Сила приходит туда, где ее ждут. 4.7 Путешествие в Нижние миры
Путешествие в Нижние миры, из всех других путешествий, считается по многим причинам наиболее опасным, но также оно является и наиболее информативным. Это путешествие в глубины собственного Я, в подсознание, туда, куда обычно не достает луч нашего обыденного внимания. Здесь нет морали и нравственности, здесь живут странные и чудовищные существа, мысли и переживания, здесь все, как в зазеркальном кошмаре. Однако, как и в сказках, здесь есть свой родник с живой водой и свое дерево с молодильными яблоками. В наше время, для простого западного человека, бессознательное открывается ключами обыденных образов и символов, но также и древними рычагами метафор и архетипов. Что бы узнать свои «ключи доступа», вам необходима только практика. Традиционно, проходов в нижний мир существует несколько, но все они, так или иначе, связаны с образами спуска куда-то вниз, под землю, хотя и не всегда. Спуск под землю или погружение под воду, в океан – ассоциируются с погружением внутрь себя, в свое собственное подсознание. В этом отношении, интересна карта психической реальности, предложенная С. Грофом (51). Гроф считает, что, при погружении вглубь себя, первыми слоями являются слои человеческой памяти (а особенно, травмирующие эпизоды прошлого), живущие в теле человека и влияющие на его поведение в настоящем. Затем идет сам процесс рождения, который делится у Грофа на 4 стадии. Каждая из стадий (в зависимости от того, как она пройдена), по-своему определяет всю дальнейшую человеческую жизнь. Ниже этого уровня лежат слои коллективного человеческого бессознательного (К.Г. Юнг), архетипы, мифы и зона непознаваемого. При вхождении в ИСС, человек последовательно проходит слои телесного дискомфорта, воспоминаний из собственного прошлого, переживает фазы рождения и т.д. По С. Грофу, в этой структуре есть место и «прошлым жизням» и «другим мирам» – все это находится где-то между мифами и непознаваемой зоной. Нужно оговориться, что в данном случае, нам достаточно только обобщенного взгляда на модель. В некотором роде, сама эта схема одинакова для всех людей, вне зависимости от места рождения и культуры. Однако образы, в виде которых подсознание предстает нашему вниманию, могут быть очень разными и далеко не всегда можно догадаться о том, что это такое и с чем связанно. Да и не всегда нужно. Можно просто работать с тем, что появляется. Для похода в Нижние миры, шаманы пользуются образами тропы, норы, реки и т.п. Для путешествий используют норы, днища оврагов или пересохшие русла рек, дупла, корни деревьев, пещеры, пороги и др. В современном мире появились и свои традиционные места: подземные переходы, подвалы, коммуникации, метро, люки, лифты, туннели. В некоторых случаях, как показывает опыт, к таким местам можно отнести стройки и заброшенные дома. Подобные образы дают возможность структурировать увиденное в понятные и связные конструкции. Это метафора путешествия, пути. На пути встречаются те или иные сущности, объекты, происходят всяческие события. Все это лишь способ организации опыта и переживаний того, что в принципе не желает быть узнанным. Для шамана не важно, что он видит на самом деле – важно действовать процессуально и активно и, в конце концов, получить ощутимый результат своих действий. Результат этот выражается в помощи больному или получении важной информации, обретении уверенности в своих силах, решении проблемы и т.д. В некоторых традициях нижний мир населяют тотемные существа (32, 39, 41, 174, 194). Это мир, в котором живут наши тотемы, как говорят шаманы. Еще там находятся души умерших, предки шаманов, различные силы, духи и пр. (4, 188, 241). Путешествуя по мирам, вы откроете для себя истину о многогранности космоса, о множественности и разнообразии его миров. Важно помнить, что, как правило, существа, которые не являются нашими тотемами, бывают не очень дружелюбны по отношению к человеку. Враждебность Нижних миров и существ их населяющих, основана не столько на реальной опасности, сколько на том, что правила обитания в этих мирах отличаются от привычных нам. Обитатели этих миров не испытывают свойственных нам социально культурных влияний, их жизнь протекает под воздействием совершенно других правил, начиная с того, что время для них обладает другими свойствами. Они могут путешествовать по времени, как вперед, так и назад, в отличие от нашего прямого направления в одну сторону. Некоторые авторы описывают такие их качества, как пристрастие к поеданию наших эмоций. Некоторые трактуют их, как откровенно Адские. Если вы приглядитесь к буддистской картографии, вы поймете, что все, что ниже мира человека, так или иначе, представляет собой какие-нибудь ужасы. Этот взгляд не охватывает всего объема Нижних миров. Есть и вполне «приличные» миры, где все спокойно и гладко, и даже очень интересно. Но все равно опасно для человека. Таковы, к примеру, миры эльфов, гномов и прочих малых народцев. Эти миры полны всевозможными ловушками, временными сдвигами и др. В обычной жизни, это может выражаться тем, что путешественник, побывавший, скажем, в мире эльфов, как бы «теряется», придя в обычное состояние сознания. Создается впечатление, что он не совсем вернулся, что какая-то часть его внимания не здесь. Тогда говорят о захвате внимания этими сущностями. В результате, на поиск потерянных частей души этого «клиента», должен отправиться более опытный шаман (если такой, конечно, имеется поблизости). Таких историй много, ведь отправиться в путешествие в Нижние миры может каждый, лучше всего об этом знают заведующие отделениями пограничных состояний в психиатрических клиниках… Мир шамана далеко не прост. Однако если действовать осторожно и с умом, отслеживая свои состояния, и должным образом завершая путешествия, ничего подобного не произойдет. Исследуя внутренний мир с соблюдением всех предосторожностей, люди обретают психологическую устойчивость и целостность, лучше понимают себя и свое место в мире, в обществе, в котором они живут. Общеизвестен тот факт, что многие шаманы стали шаманами только потому, что во время своей инициации, преодолели свои слабости и болезни (зачастую, психическую дисфункцию или даже клиническое заболевание). Научно вполне доказано и общепринято представление о шамане, как о полноценном и здоровом человеке (241). Если вспомнить буддистскую или скандинавскую картографию, можно заметить, что деление на Нижний и Средний, а также на Средний и Верхний миры несколько условно. Иногда Нижний мир описывается как пограничный или область, через которую надо пройти, чтобы попасть в другие миры (11). Но чаще Нижний мир подразделяется на отличающиеся друг от друга зоны, что и воспринимается как идея различных миров (4). В своей практике, мы столкнулись с явлением «перехода» из зоны в зоны или из мира в мир. Обычно это какие-либо мосты, двери или преграды, которые необходимо преодолеть. За преградой иногда открывается настолько иное пространство, что удобнее всего назвать его все-таки другим миром. В некоторых мирах живут существа, для которых наши эмоции служат пищей. Причем, только те эмоции, которые соответствуют энергетическим характеристикам их мира. Если это миры раздражения, значит, проходя через эти миры, мы можем испытать раздражение или гнев, который будут стремиться вызвать гневные сущности. Если мы посетим миры сладострастия, то встречи с суккубами или инкубами нам не избежать. Наши сильные эмоции, такие как страх, любовь, гнев, для существ Нижних миров настолько привлекательны, что они готовы их воспринимать постоянно. Из-за этого они провоцируют нас на все большее и большее их проявление, что и представляет угрозу для людей. К примеру, если это страх, то они начнут показывать нам «самое ужасное», что смогут найти в нашем сознании. Они могут просто опустошить нас настолько, что мы умрем, но стоит нам перестать проявлять нужные им эмоции, как они сразу же перестают обращать на нас внимание. Они уходят искать себе другую «жертву». Поэтому, путешествуя в Нижний мир, шаман должен оставаться спокойным, несмотря ни на что. Если же шаман хочет позвать кого-нибудь из жителей Нижнего мира – ему просто необходимо проявить ту эмоцию, которая привлечет необходимого ему духа. Причем, чем ярче будет эмоция, тем больше шансов призвать кого-нибудь сильного и стоящего. Для человека с европейским складом ума, Нижние миры вполне могут приобрести очертания библейского Ада. Если вы столкнетесь с чертями и орущими на сковородах грешниками, вы откроете в себе христианство. Помимо всего сказанного, к Нижним мирам приписывают обители душ умерших и демонов. Сейчас уже трудно сказать, почему так получилось, возможно, сказывается влияние современных религий, но так или иначе, мертвые и демоны «переехали» в Нижний мир. Практически везде (но не обязательно), путешествие в Нижний мир начинается с входа в землю, который может иметь вид пещеры, норы, дупла или родника и продолжается по туннелю. Некоторые уподобляют его шахте или норе, уходящей вглубь земли. Возле входа в нору, вы встречаетесь со «стражем порога». Это может быть насекомое, животное, Дед или какая-то другая сущность, охраняющая вход. Интересно, что представления о «страже порога» существуют в большинстве мифов, описывающих подобные путешествия. Так, к примеру, в греческих мифах о схождении в Ад, все герои сталкиваются с гигантским псом Цербером, охраняющим вход. Если вы не видите никого поблизости, обязательно его отыщите. Вам необходимо договориться со стражем. Обычно это легко сделать. Просто попросите его помочь вам в вашем путешествии. Если страж даст свое согласие, он будет охранять и защищать вас во время всего путешествия, а также поможет вам мгновенно вернуться из любой точки обратно к входу. Это своеобразная «резинка», вытягивающая вас из любого состояния. Договорившись со стражем, двигайтесь вглубь. На этом этапе, обычно, все сталкиваются с неким препятствием: дверью или преградой, закрывающей отверстие вниз. Нужно эту преграду как-то преодолеть: обогнуть, открыть, просочиться в виде ящерицы и т.д. и т.п. После того, как вы преодолели преграду, вы оказываетесь на мосту или в туннеле. Пройдите по мосту, и вы – в Нижнем мире. Дальше двигайтесь туда, куда вам нужно, здесь все индивидуально. Впервые попадая в нижние миры, рекомендуется ничего не брать и ни с кем не общаться без необходимости, если у вас нет особой задачи, к примеру, поиска животного Силы. Просто спокойно осмотритесь, исследуйте пространство и составьте карту. Если у вас уже есть духи-помощники, тотемы или животные Силы, обязательно всегда берите их с собой в ваши путешествия по нижним мирам. Прежде чем начать путешествие, вы должны очистить свой разум от всего, отказаться от самоконтроля и начать свое путешествие без всяких ожиданий, не представляя заранее ничего, что вы намерены обнаружить. В деле настройки на путешествие вам поможет бубен или погремушка, трещотка или даже просто барабанная дробь, записанная на магнитофон. Барабанный бой используется шаманами на протяжении всего путешествия. Шаманы камлают и путешествуют при помощи бубна, но это не обязательно, ведь путешествовать можно и в полной тишине, особенно ночью, в темноте. Тем не менее, звуки бубна помогают образам и видениям формироваться в вашем мозгу. Фокусировка при помощи бубна вызывает представление о движении, которое помогает начать путешествие, а во время путешествия способствует получению информации. Однако если вы не хотите, чтобы вас услышали, вы можете прослушивать запись звуков бубна через наушники. Вы можете сами сделать такую запись или заказать ее в магазине. Вы даже можете барабанить пальцами по коробке, обшитой тканью. Помните, что шаманы прагматики: они используют все, что «работает». Если вы научились хорошо концентрироваться, вы сможете, подобно некоторым шаманам, отправляться в путешествие и без помощи бубна. Надо понимать, что путешествие в нижние миры, это путешествие вглубь себя самого, туда, где живут скрытые и подавленные желания, травмы, фобии и фрустрации. Если вы не желаете знать горькую, но полезную правду о себе любимом, не ходите вниз, путешествие может не получиться. Наиболее правильная стратегия в путешествии заключается в разумной открытости любым переживаниям, даже самым ужасным или стыдным. Если вы не открыты для всего, что повстречается вам во время путешествия, вы просто теряете время. Если вы привыкли лгать себе, вам придется смириться с мыслью, что правда часто неприятна. Однако без правды не бывает силы. Осознав проблемные зоны, мы уже наполовину освобождаемся от их влияния и становимся сильнее, а значит радостнее и энергичнее. В этом и заключается принцип шаманской «охоты», так хорошо описанный у К. Кастанеды. Согласно учению Дона Хуана, шаман – это охотник. Без устали, днем и ночью, он выслеживает свою добычу, а когда находит ее – разбирается с ней по-быстрому. Жертвой шамана являются его привычки, слабости и ложные представления о реальности. Выследить их бывает необычайно сложно, здесь нужны уловки и навыки настоящего охотника. Иногда во время путешествия вы можете получить Дар. Обычно это перья, драгоценные камни, книги. Вы можете принять этот дар или не принять – решать вам. На самом деле, эти дары не всегда полезны и не всегда приятны. После того, как вы станете опытнее, составите свою карту и освоитесь в путешествиях, вы можете поэкспериментировать с дарами. Часто, во время путешествия, «разумная» часть мозга, так называемый «Ум» встревает со своими комментариями и советами. Постарайтесь как можно меньше думать этой частью мозга, отключите ее. Просто отметьте, пришедшую вам в голову мысль, проигнорируйте ее, и путешествуйте дальше. Шаманское путешествие можно сравнить с мелодией или песней. На самом деле, шаманы часто поют, во время камлания. В таких песнях смысл слов не всегда понятен, а иногда его просто нет или это язык, на котором шаман общается со своими духами-помощниками, и его не интересует, понимают ли окружающие их беседу или нет. Главное, что с помощью таких песен шаман входит в состояние, позволяющее ему камлать и общаться со своими помощниками. Шаманскую песню можно условно разделить на несколько частей: 1. Подготовка или настройка на нужное состояние. 2. Путешествие (в этой части шаман преодолевает сам путь в иной мир). Первая и вторая части иногда могут объединяться. 3. Нахождение в другом мире. 4. Возращение назад. 5. Выход из состояния и завершение камлания. Один момент в путешествии (или песне) особенно важен. Что-то подобное делают гипнотизеры, когда говорят пациенту, что сейчас трижды щелкнут пальцами, и пациент вернется. В шаманских мелодиях таким «щелчком к возращению» является «стоп-тайм». Обычно (по М. Харнеру) – это три отдельных, громких удара в бубен, которые воспринимаются как момент, когда пора возвращаться в этот мир. Ко всему вышесказанному надо добавить, что камлание и путешествия – процесс не обязательно индивидуальный. Для этого часто собирается компания. Шаман камлает, а остальные присутствуют. Иногда помогают бить в бубны, трещотки, маракасят, держат ритм или подпевают ему. М. Харнер убежден, что монотонные ритмы бубна, звучащие во время шаманского сеанса, активизируют те области мозга, которые связаны с творческим мышлением, а также стимулируют ритмичное биение сердца. Известно, что основная частота ударов бубна, на которой происходит собственно само шаманское путешествие (200-220 ударов в минуту) – это нормальная частота биения сердца плода в утробе матери. Входя в ритмы еще нерожденного ребенка, мы возвращаемся в состояние гармонии со средой и связи с бытием, подобно той удивительной связи, которой обладают мать и ее ребенок. Физиологически, эти ритмы настроены на возврат во времена Изначальные, когда конфликт между миром и человеком еще не оформился в сознании последнего и человек пребывал в блаженном неведении, в так называемом, Изначальном состоянии сознания – не делимого на Добро и Зло (241). Эти времена еще называют Райскими.
Упражнение 45 Путешествие в Нижний мир. Выберитесь на природу в место Силы. Побродите по окрестностям и найдите дупло, нору или какую-то другую щель, которая у вас ассоциируется со входом в Нижний мир. Внимательно рассмотрите и запомните это место. Почувствуйте настроение и эмоциональный фон вашего входа, запомните его. Вернитесь обратно на место, где вы будете камлать. Позаботьтесь о том, что бы вам никто не мешал (выберите такое место, где никого не будет). Разожгите костер и какое-то время наблюдайте дым. Позовите духов-помощников и объясните им, что вы собираетесь посетить Нижние миры в таких-то целях (скажем, для обнаружения и знакомства со своим тотемом). Попросите своих духов следовать за вами, помогать вам и охранять вас в путешествии. Вы можете петь вашу песню Силы или делайте все молча. Медленно начните бить в бубен и постепенно ускоряйте ритм. Доведите ритм до 120 ударов в минуту. Закройте глаза и, продолжая камлать, вернитесь мысленно к вашему входу в Нижний мир. Найдите стража и договоритесь с ним. Когда вы получите разрешение, идите вниз. Пускай ритм ударов к этому времени станет быстрее. На ритме 180–220 ударов в минуту, вы уже должны попасть в другой мир. Держите этот ритм во время всего путешествия по Нижним мирам. Спуститесь глубже. Вы можете заметить, что Нижние миры (как и Верхние) идут слоями или как-то еще отделяются друг от друга. Из мира в мир существует переход, опять-таки дверь, мост и т.д. Спуститесь на несколько уровней с намерением отыскать свой тотем. Скорее всего, это будет очень легко сделать. Обычно тотем сам зовет сталкера. Познакомьтесь со своим тотемом. Это очень индивидуальное переживание и рекомендаций тут никаких не требуется. Когда вы решите, что пришло время возвращаться, сделайте три отдельных удара, очень резких и громких, которые означают, что пора возвращаться, а затем сильно увеличьте ритм ударов и быстро вернитесь обратно. В момент возвращения в «здесь и сейчас», сделайте один или три контрольных удара в бубен, означающих ваше полное возвращение. Если вы путешествуете с помощниками, которые для вас создают музыкальное сопровождение и бьют в бубен, а также, если музыка записана на магнитофон, то длительность каждой части путешествия оговаривается заранее. Если музыканты какое-то время работают с шаманом, то они начинают «чувствовать» то, что происходит и варьируют время и ритмы интуитивно. Поблагодарите своих духов-помощников и отпустите их. Осознайте полученный опыт.
Исследуя Нижние миры, вы сможете познакомиться с разными сущностями, союзниками и могуществами. Вы узнаете свой тотем и обретете животных Силы.
Упражнение 46 Поиск животного Силы. Выберитесь на свое место Силы. Начните камлание, сформируйте намерение отыскать свое животное Силы. Вы можете попросить стража границы познакомить вас с животными Силы, а можете идти самостоятельно. Важно, что бы вы были настроены на поиск. Двигайтесь сквозь Нижние миры туда, где вы чувствуете присутствие животных или тотемов. Если у вас уже есть тотем, то он может привести вас к животным Силы. Если у вас еще нет тотема, то вам необходимо сперва найти свой тотем. Идите вниз с намерением отыскать свой тотем. Он придет к вам или пошлет вам проводника. Сила животного находится в том мире, в котором оно проживает. Важно понимать, что вы уже связаны с какими-то животными, а это путешествие, в некотором роде, является путешествием в глубины себя самого, и открыть вы можете только то, что в вас уже имеется. Так что двигайтесь вниз и наблюдайте местность. Вы можете отыскать местность, где будет понятно, что здесь живет какое-то животное. Осмотритесь вокруг. Осторожно позовите животное, познакомьтесь с ним и предложите ему стать вашим животным Силы. Если оно согласиться, то будет ощущение, что какая-то конкретная часть или точка вашего тела стала его домом. В дальнейшем, вы сможете вызывать ваше животное в каких-либо жизненных ситуациях именно из этой точки тела. Поблагодарите ваше животное и возвращайтесь.
У любого шамана всегда несколько животных и несколько птиц. Обычно это два млекопитающих, два насекомых (могут быть пресмыкающиеся или рыбы) и две птицы. Животные делятся на нижнее и верхнее. Верхнее животное отыскать легче. Оно связано с обыденной человеческой деятельностью, поведенческими моделями и повседневными реакциями человека, с общением. Можно сказать, что верхнее животное – это характерные для человека способы взаимодействия с окружающими людьми. У каждого животного есть свои поведенческие качества: лиса – хитрая, медведь – прямой и сильный, волк – хищный, кролик – быстрый и чувствительный и т.д. Все это очень индивидуально и различается от культуры к культуре. Осознав свое животное силы, человек учиться лучшим моделям поведения, осваивает более эффективные реакции. Еще в большей степени это касается нижнего животного (млекопитающего). Нижнее животное всегда более хищное и сильное. Оно связанно с такими страстями, как агрессия и секс. Так как в нашем обществе, так или иначе, оба этих явления табуированы и скрыты, нижнее животное отыскать сложнее. Обычно оно прячется и вызывает некоторое опасение своей дикостью. Однако весьма важно и ценно найти свое нижнее животное и вступить с ним в контакт. Обретя поддержку нижнего животного, вы получите в руки сильнейший инструмент для овладения самыми интенсивными силами нашего подсознания. Если вы понаблюдаете за животными, вы поймете, что в некоторых качествах они значительно превосходят человека. Некоторые животные сильнее и быстрее людей, некоторые обладают феноменальным чутьем и т.п. Это их сильные стороны, особенности. Отождествляясь с тем или иным животным, мы получаем доступ к его сильным сторонам. В Индии животные силы относятся к сиддхи, мистическим способностям. Это очень ценится и считается недоступным для простых смертных. Тем не менее, вы вполне можете убедиться на собственном опыте, что ничего недоступного тут нет. Наоборот, эти силы очень даже доступны. Другое дело, что связь со своими животными Силы надо развивать и поддерживать. Если вы не общаетесь со своими животными, ваши способности также не развиваются, слабеют. Если вы регулярно вызываете свое животное силы, вы, в конце концов, научитесь полностью входит в состояние вашего животного. Ваше тело раскроется для его силы, снимая человеческие ограничения. В этом состоянии вы сможете двигаться быстрее, прыгать дальше, нырять глубже и т.п. Подобные техники существуют в школах восточных единоборств (127). В каждой школе есть свои животные Силы. Обычно их несколько. Ученик осваивает технику движений этих животных. Затем ему открывают ключи доступа к психическому отождествлению себя с тем или иным зверем. Входя в состояние этого зверя, боец раскрывается к агрессии и перестает бояться поединка, его чувства усиливаются, реакция и скорость повышается. Очень хорошо это заметно на соревнованиях по таиландскому боксу. Всегда видно, что некоторые бойцы, перед началом матча, как бы «молятся». Они делают движения наподобие танца (на самом деле, это и есть танец – танец животного Силы) и входят в необычное состояние, что вполне можно заметить, если знать о чем идет речь. Всегда видно, что если боец хорошо вошел в это состояние, он обычно выигрывает, даже если ему противостоит более техничный и опытный противник. Шаману не надо мучительно осваивать замысловатые приемы и удары, которые по многу лет оттачивают тренирующиеся. На самом деле, состояние гораздо важнее. Бывает достаточно одного взгляда из состояния нижнего животного, что бы враг расхотел вас атаковать. И, на самом деле, на его месте это будет самый правильный выбор. В нашем обществе, существуют табу на проявления эротизма, но еще более сильное табу существует на агрессию и возможность нанесения вреда другим людям. Можно сказать, что эти запреты есть у каждого из нас. Они лежат очень глубоко и сильно влияют на наше поведение. Именно благодаря подобным запретам, мы так легко позволяем всяким хулиганам грабить и бить нас в темных переулках. Наша защита не бывает адекватна нападению – она слишком слаба. В каждом цивилизованном человеке есть сдерживающий клапан, запрет, не дающий нам убить другого человека. Даже если вы будете годами заниматься боксом или карате, но не преодолеете этого запрета, вы ничего не сможете сделать в реальной ситуации. У вас просто руки не поднимутся. В теле образуется какая-то вялость и нежелание сражаться, легче испытать боль самому, чем навредить другому, даже если этот другой – жалкий и не заслуживающий теплых чувств убийца. Самое интересное, что для обычного человека, такая ситуация вполне нормальна. Дело в том, что запрет на агрессию не является плохим. Это, в некотором роде, «всеобщая договоренность» о правилах и нормах общественного поведения. Разделяя и используя правила, мы, тем самым, становимся способными к адекватной коммуникации в том обществе, в котором мы живем. Ничего хорошего в том, что бандиты и убийцы преодолели запрет на агрессию нет, в том числе для них самих. Психиатры утверждают, что в наше время, если человек убил троих, то он уже никогда не будет здоровым человеком, его психика претерпевает необратимые изменения и он становится, в некотором роде, безумен. Мы живем в социально защищенной среде, соблюдая ее правила и нормы общения. Получается, что информация о правилах и запретах лежит глубже, чем инстинкт самосохранения! Что же делает шаман, когда входит в состояние своего животного Силы, скажем, медведя? Он органически правильно обходит табу на агрессию. Высвобождает агрессию и вступает в битву не сам шаман, но его животное. А животному позволено защищать себя так, как ему вздумается. Оно не боксирует, оно рвет на части. Его реакции точны и направлены на то, что бы уничтожить противника. Тем не менее, животные силы можно использовать не только в боевых действиях. Верхнее животное проявит сильные стороны вашего характера, увеличит выносливость и работоспособность. В состоянии своего животного гораздо легче переносятся жара, холод, различные неудобства и просто долгое ожидание. Ниже млекопитающих находятся пауки, рептилии и рыбы. Эти существа связаны с реликтовыми слоями бессознательного и очень сильны. Однако доступ к ним бывает затруднен по многим причинам. Обычно животные силы реликтового слоя бывают только у очень сильных шаманов. Кроме этого, у каждого человека может быть несколько птиц, но об этом мы поговорим ниже, в разделе, посвященном путешествиям в Верхние миры.
Упражнение 47 Имя Нижнего мира. После того, как вы немного освоитесь в путешествиях по Нижним мирам, а, возможно, и сразу, вам нужно будет спуститься к источнику вашей Силы. Что это такое, и где оно находится, не знает никто, кроме вас самих. Когда вы коснетесь вашего источника, вы получите Дар. Этим даром является часть вашего имени. Нижняя его часть. Возьмите свое настоящее имя и никогда не выдавайте его никому на этом свете, как, впрочем, и на других «светах» тоже… Есть мнение, что некоторые шаманы постоянно живут в двух и более мирах. По словам М. Элиаде (243), австралийский шаман живет одновременно в двух мирах: в реальном повседневном и в Нижнем мире. И это делает его идеальным посредником между его соплеменниками и Временем сновидений. Он и обновляет земной мир, и творит новый.
4.8 Путешествие в Верхние миры
Великий популяризатор шаманского мировоззрения Невилл Друри впервые познакомился с шаманскими реальностями на семинаре у М. Харнера. Это было путешествие в Верхний мир. Харнер использовал образ дымового туннеля, при помощи которого участники семинара поднимались в Небо. Дым костра уносит сознание вверх, все выше и выше, до тех пор, пока не появится дух-союзник в образе водоплавающей птицы, дабы поднять видящего еще выше – в небесный мир. Образ птицы, особенно водоплавающей, занимает в шаманстве отдельное место, так как водоплавающая птица соединяет в себе три стихии: воду, землю и небо. Вот как описывает свое путешествие Невилл Друри (66): «…Когда Харнер начал стучать в бубен, в помещении, где мы находились, было совсем темно, и это помогло мне легко представить себе, что в передней комнате горит камин. Вот выдержка из моих записей об этом конкретном путешествии: Я вхожу в камин и быстро вырываюсь из трубы в сероватый туннель из клубящегося дыма. Вскоре я узнаю своего проводника – это пеликан с розовым клювом. Сидя на спине пеликана, я поднимаюсь по дымовому туннелю все выше и выше. Вдалеке я вижу золотую гору, окутанную туманом... По мере приближения к горе я различаю на ее вершине величественный дворец, сооруженный из золотого кристалла, который сияет лимонно-желтым светом. Мне сказали, что это дворец феникса, а затем я увидел золотую птицу, восседающую на крыше этого здания. Казалось, эта птица имела какую-то связь с моим ястребом – животным силы. Я потрясен и изумлен красотой этого места, и тут царственная птица приглашает меня войти. Затем появляется ястреб и кладет мне на грудь кусок золотого кристалла. Принимая этот особый дар, я чувствую, что у меня перехватывает дыхание. Бубен все еще звучит, но вскоре Харнер просит нас возвращаться назад. Я до сих пор продолжаю находиться высоко в небе и мне очень трудно вновь войти в дымовой туннель. Когда я, наконец, начинаю возвращаться, небо все еще остается золотым. Уже спускаясь по туннелю, я в последний раз бросаю взгляд наверх и вижу существ, похожих на святых, которые обступили вход в туннель, дабы попрощаться со мной. Это путешествие произвело на меня потрясающее впечатление. Когда мое сознание вернулось туда, где проходил семинар, и люди окружили меня, задавая разные вопросы, я с трудом мог выражать свои мысли. Я был очень возбужден, и казалось, не находил слов, чтобы передать то, насколько важным для меня явилось это путешествие. Я чувствовал, что побывал в священном пространстве».
Путешествовать в Верхние миры можно по-разному: при помощи дыма, взбираясь по Мировому Древу, верхом на бубне или птице, по радуге или просто глядя в синеву небес. Способов множество и вы, наверняка, придумаете свой собственный. Важно составить картографию, как Нижних, так и Верхних миров. Бесспорно, что по энергетике и содержанию, Верхние миры сильно отличаются от Нижних сфер. Только у некоторых народов верх и низ похожи, например, у элеутов или эвенков (4). Схожесть их миров объясняется тем, что и внизу и вверху все похоже на средний мир, и там и там живут так же, как и в обычной жизни. Однако подобные представления достаточно редки и, если копнуть глубже, окажется, что разница все-таки существует. В любом случае, проведите свое собственное исследование.
Упражнение 48 Путешествие в Верхний мир. Выберитесь на природу. Можно в лес, а лучше – в горы. Найдите в лесу подходящее дерево, дерево Силы. Войдите в контакт с вашим деревом и попросите у него поддержки и защиты в вашем путешествии. Удобно устройтесь под деревом: сядьте и прислонитесь к нему спиной. Закройте глаза и влейте свое осознание в ритмы дерева. Начните камлать, петь песню или бить в бубен. Почувствуйте себя этим деревом, но одновременно, почувствуйте себя сидящим под Мировым Древом. Увидьте своим воображением корни, которые уходят к центру земли, ветви, которые достигают Небес. Осмотритесь вокруг. Какие животные живут в корнях Мирового Древа, какие духи сидят на ветвях и т.д. начните подъем вверх по стволу. Может быть, вам поможет кто-нибудь, может быть, вы кого-нибудь встретите по пути… Ваш бубен – это конь, который и сам по себе способен довезти вас до Небес. Тем не менее, без провожатого не всегда можно обойтись, особенно по началу. Дело в том, что проводник – это образ, при помощи которого включается ваше внимание и воображение. Он ведет вас за собой и открывает вам реальности Высших Сфер. Исследуйте структуру Верхних миров. Запомните количество слоев или сфер ваших Небес. Если вы не везде можете попасть или не видите полной картины, спросите у проводника. Может быть, он отведет вас туда, где знают лучше, попросите его об этом. Когда «нагуляетесь», возвращайтесь обратно. Вы можете «позвать» какую-нибудь птицу и попросить ее вернуть вас на землю, а можете спуститься по дереву и т.п. В дальнейшем, вы сможете путешествовать напрямую – оседлав бубен и полетев вверх.
Сибирские шаманы, для путешествий в Верхние миры используют специальные ритуалы. Так, у многих северных народов восхождение в Верхние миры осуществляется при помощи дерева, лестницы или веревки (241). У алтайских шаманов, церемония восхождения в верхние миры происходит следующим образом (11). Кам (алтайский шаман), выбрав место на лугу, возводит там новую юрту, внутри которой устанавливает молодую березу, очищенную от нижних ветвей. На ее стволе делается девять ступеней (тапты). Кам созывает своих духов-помощников и поет песню, пока бубен не становится тяжелым. Обеспеченный этими многочисленными и могучими покровителями, шаман несколько раз обходит вокруг березы, установленной в юрте, и становится на колени перед дверью, чтобы попросить у Духа-Привратника проводника. После этого шаман, ударяя в бубен, последовательно поднимается на березу по ступеням, останавливаясь на каждой ступени, символизирующей одно из небес. На каждом небе, шаман встречает специфические препятствия, духов, помогающих ему в путешествии, небожителей и т.д. Поднявшись до того неба, до которого ему хватит силы, алтайский шаман призывает верховное божество Бай Ульгена, помочь в решении проблемы. Шаман узнает от Бай Ульгена, принята ли жертва, получает предсказание о погоде и новом урожае, получает информацию о потерянной душе больного и т.п. Этот эпизод определяет кульминационную точку путешествия. Узнав ответ, шаман падает, обессиленный. Через некоторое время он протирает глаза, как будто пробуждается после глубокого сна, и приветствует присутствующих, словно давно с ними не виделся. Иногда этой церемонией праздник камлания заканчивается; но чаще, особенно у богатых людей, он длится еще один день, проводимый в жертвенных возлияниях и пирах, во время которых потребляются огромные количества алкогольных напитков. Подобные ритуалы можно встретить у индейцев Северной Америки, в Австралии, как, впрочем, и в некоторых ведических культах. На Малекуле, одна из наивысших ступеней церемонии Маки называется «лестница», а главное действие этой церемонии состоит в восхождении на лестницу или помост (241). Говорят, что некоторые наиболее сильные шаманы и знахари, как, впрочем, и некоторые мистики, могут взлетать, как птицы, и садиться на ветвях деревьев. Венгерские шаманы (тальтос) были способны запрыгивать на иву и садились на ветки, слишком тонкие даже для птиц (243). Нечто подобное описано и у Карлоса Кастанеды в «Путешествии в Икстлан» (83). Иранского святого Кутб эд-Дин Хайдара часто видели на верхушках деревьев. Св. Иосиф из Копертина взлетел на дерево и полчаса оставался на ветке, «которая заметно покачивалась, как будто на нее села птица» (241). Интересен также опыт австралийских знахарей, утверждающих, что они обладают своего рода магическим шнуром, с помощью которого способны влезать на верхушки деревьев (24). Идея магического шнура упоминается, опять-таки, у Кастанеды (83, 84). Подъем по «шнуру», также является излюбленным фокусом индийских факиров. Несомненно, что все это, так или иначе, связанно с идеей подъема в Верхние миры. Вот, что говорит по этому поводу Мирча Элиаде (241): «Как видим, вознесение на Небо играет принципиальную роль в шаманских посвящениях. Обряды влезания на дерево или столб, мифы о вознесении и магическом полете, экстатический опыт левитации, полета, мистических путешествий на Небо и т.п. – все эти элементы выполняют решающую функцию в шаманских призваниях и посвящениях. Иногда этот набор практик и религиозных идей кажется связанным с мифом о древней эпохе, когда связь между Небом и Землей была намного легче. С этой точки зрения шаманское переживание равнозначно возвращению этих первичных мифических времен, а шаман представляется как привилегированное существо, которое обретает для себя счастливое состояние человечества из мифических времен. Большинство мифов иллюстрируют это райское состояние счастливого illud tempus (времени оного), которого шаманы иногда достигают в своих экстазах». В психологии Верхним мирам делегируют сверхсознательную деятельность человека – «сверх Я». Это идеалы, высшие устремления, смыслы и лучшие проявления человеческой природы, порывы чувств. Также, образ Верхних миров традиционно связан с деятельностью мудрецов, святых и пр. В Верхних мирах живут боги. Эти сферы ассоциируются с такими понятиями, как любовь, чистота, «Высшая Правда» и др. У христиан, в Верхних мирах живет Бог Отец и Святой Дух, туда отправился Бог Сын после распятия. В Верхних мирах находится «Царствие небесное». Легендарная страна Беловодье из русских преданий, как и буддистская Шамбала, которая, по мнению Н.К.Рериха, послужила прототипом Беловодья, также относятся к мирам Верних сфер. Практически, во всех религиозных системах, мудрецы и пророки получают откровения «свыше», а не «сниже». У греков, боги жили на горе Олимп, куда доступ смертным был практически заказан. Иногда, боги спускались с небес к простым людям, одаривали их или карали, а затем возвращались обратно на небеса. В североазиатском регионе, в Монголии и Китае, в Верхних мирах живет дух-покровитель шаманов – Небесная Жена (Госпожа) (17). Шаман вступает с ней в общение, когда путешествует в Верхние миры по своим делам. Небесная Жена старается удержать шамана у себя и не пустить его обратно на землю, но хитрый шаман каждый раз находит способ вернуться. С каждым разом, сделать это становится все сложнее, и рассказы шамана о путешествиях становятся все интереснее. Небесная Жена хлопочет за шамана перед верховным духом и помогает в путешествиях. В Верхних мирах живут шаманские птицы. У шамана может быть несколько птиц-помощников (66). Иногда, это могут быть духи-помощники, принимающие образ птицы и живущие в Верхних сферах. В базовом шаманизме М. Харнера обычно выбирают двух птиц – нижнюю и верхнюю. Нижняя птица Силы – это птица (субличность, черта характера), отвечающая за некоторые аспекты социального поведения и способы взаимодействия с окружающими людьми. В некотором роде, в образе нижней птицы, эти характеристики проявлены даже больше, чем в образе верхнего животного. По тому, какая у вас нижняя птица, можно судить о вашем темпераменте, типе характера, возможностях социальной адаптации и общения (219). Верхняя птица отвечает за «полеты духа» шамана. Это птица-исследователь. Она путешествует по иным мирам и высшим сферам и приносит шаману мудрость запредельного (83). Так или иначе, образ птицы или духа-помощника, это образ одного из аспектов «Я» шамана, одна из граней его личности. Если, в Нижних мирах, образы страстей человеческих принимают животный облик, то в Верхних мирах, качества человеческой натуры обретают черты птиц, крылатых духов и мудрецов.
Упражнение 49 Внутренний учитель. Это упражнение можно выполнять как на природе, так и дома, в троллейбусе и на работе, в любое время дня и ночи. Сядьте удобно. Отключите телефон. Пускай никто вас на это время не побеспокоит. Подумайте о смысле жизни или о какой-то конкретной проблеме, которую вам необходимо решить. Сформируйте вопрос одной фразой. Войдите в состояние внутренней тишины. Представьте себе дорогу в Верхний мир. Это может быть любой образ, который ассоциируется у вас с подъемом в сферы высшие. Попросите ваших духов-помощников поднять вас в Верхние миры. Поднявшись вверх, осмотритесь там. Узнайте у духов Верхних миров, где найти Мудреца, способного ответить на ваш вопрос. Попросите кого-нибудь из ваших духов-помощников, или кого-то еще, показать вам дорогу к этому Мудрецу. Обычно он живет в каком-то доме, дворце, хижине или помещении. К дому ведет тропинка, дорога, река и т.д. Зайдите в дом и пообщайтесь с Мудрецом. Попросите его учить вас, давать вам советы. Задайте ему ваш вопрос, сформированный одной фразой. Если вы сформируете конкретный вопрос, вы получите конкретный ответ. Поблагодарите вашего Мудреца и возвращайтесь обратно на землю. Вы можете обращаться к вашему учителю и советчику когда пожелаете. Чем чаще вы будете это делать, тем чище станет канал вашей интуиции. Ведь это прообраз вашей собственной интуитивной мудрости, пускай и скрытый от обычного внимания, но все-таки свой собственный. Выявление скрытого смысла вопросов и ответов, часто происходит на реальном жизненном опыте: через «совпадения», внезапные вспышки озарения или во время шаманских путешествий в Верхний Мир за наставлениями от Мудреца. Образный ряд, воспринимаемый в шаманских путешествиях, насыщен информацией. Сознание может переносить ее с одного уровня бытия на другой и находить способы ее использования. Образный язык скрытого и высшего аспектов вашего целостного существа может быть переведен на понятный язык вашего обыденного сознания.
Упражнение 50 Имя Верхнего мира. После того, как вы освоитесь в путешествиях по Верхним мирам, а, может быть и сразу, вам необходимо будет подняться в самые «горные», самые сокровенные вершины вашего космоса и отыскать там самый великий Смысл. Вы должны будете прикоснуться к этому смыслу. Опечаток этого Великого Смысла выразиться в виде конкретного звука, протослога – части вашего Имени, верхней его части. Возьмите эту часть и соедините ее с Нижней частью. Вы получите ваше имя. Это сама суть вашего существа, вашего вечного и свободного Духа. Никогда и никому не говорите ваше имя – это уничтожит вашу силу, вы потеряете суть себя, хуже этого, наверное, нет ничего. Храните ваше имя, это знание поможет вам актуализировать свою жизнь и поможет в Пути.
4.9 Средние миры. Иные реальности
Под термином Средние миры обычно подразумевают все миры, не попадающие в Верхние или Нижние. И таких миров не мало. Вообще-то их гораздо больше, чем Верхних и Нижних вместе взятых. Возможно, что их вообще бесконечное количество. Сюда входят так называемые природные царства (растительные, минеральные и животные), миры неорганических существ (терм. К. Кастанеды), миры стихиалей (терм. Д.Л. Андреева), «малого народца» и сказочных персонажей (хозяйка Медной горы, Баба Яга, Кащей и т.п.), всевозможные царства духов и т.д. Можно считать, что в Средних мирах живут существа, которые ближе всего к людям. Это могут быть духи неживых вещей, например источников, духи животных, тотемы людей, элементали и т.д. и т.п. Связь с этим миром представляет для человека прямой интерес и ассоциируется с изучением тайных знаний. В средних мирах (от духов, живущих в них) шаман получает знания о растениях, камнях и других вещах, можно сказать, прямо из первых рук. Очень распространены рассказы о том, как духи сами помогают шаманам в поисках воды, целебных растений, потерянных вещей (139, 143, 144). Духи Средних миров к людям ближе всего, по определению. Теперь, давайте поговорим о том, как попасть в Средние миры. Несмотря на то, что мир нашего обыденного сознания, в некотором роде, тоже принадлежит к Средним мирам, для того чтобы попасть в Средние миры нужно камлать так же, как и во всех остальных случаях. Тем не менее, есть и свои особенности. Дело в том, что вход или дверь в Средние миры для каждого мира свои особенные. Необходимо конкретно знать, куда вы идете и как туда войти. Однако ничего сложного тут нет, просто нужно искать вход. В природные царства вход осуществляется через характерный элемент, присущий тому или иному царству.
Date: 2015-10-19; view: 416; Нарушение авторских прав |