Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ольшанский Д. В
МАСС . ПИТЕР* Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск Дмитрий Вадимович Ольшанский ПСИХОЛОГИЯ МАСС Серия «Мастера психологии» Главный редактор Е. Строганова Зав. психологической редакцией Л. Винокуров Зам. зав. психологической редакцией И. Карпова Ведущий редактор А. Борин Редакторы С. Комаров Художник обложки С. Маликова Корректор Т. Брылева Верстка Е. Кузьменок ББК 88.5 УДК 316.6 Ольшанский Д. В. О56 Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-318-00038-Х Впервые в отечественной литературе за последние сто лет издается новая книга о психологии масс. Три части книги — «Массы», «Массовые настроения» и «Массовые психологические явления» — представляют собой систематическое изложение целостной и последовательной авторской концепции массовой психологии. От общих понятий до конкретных феноменов психологии религии, моды, слухов, массовой коммуникации, рекламы, политики и массовых движений, автор прослеживает действие единых механизмов массовой психологии. Книга написана на основе анализа мировой литературы по данной тематике, а также авторского опыта исследовательской, преподавательской и практической работы. Для студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей психологических, исторических и политологических специальностей вузов, для специалистов-практиков в сфере политики, массовых коммуникаций, рекламы, моды, PR и проведения избирательных кампаний. -© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-318-00038-Х • ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в. Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная. Подписано в печать 26.08.02. Формат 70x100 '/ю. Усл. п. л. 26,91. Доп. тираж 4500 экз. Заказ № 1136. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Содержание Введение............................................................................................................. 7 Часть 1. Массы................................................................................................. 11 Глава 1.1. Массы и массовое сознание............................................................ 13 Теории «массы»................................................................................................................................ 14 Теории «массового общества»...................................................................................................... 17 Массовое сознание.......................................................................................................................... 20 Массы.................................................................................................................................................. 28 Основные выводы............................................................................................................................. 31 Глава 1.2. Человеке массе................................................................................ 33 Индивид и масса: что первично?................................................................................................. 34 Влияние массы на индивида......................................................................................................... 38 Феномен обезличивания................................................................................................................ 42 «Мы» и «они», «вы» и «ты», «он» и «я»........................................................................................ 43 Масса и ее вожаки........................................................................................................................... 46 Распад массы: освобождение индивида.................................................................................... 48 Основные выводы............................................................................................................................. 50 Глава 1.3. Массовые психические состояния и проявления........................... 51 Общие механизмы стихийного поведения................................................................................ 52 Основные субъекты стихийного поведения.............................................................................. 54 Психология толпы........................................................................................................................ 54 Психология собранной публики.............................................................................................. 59 Несобранная публика................................................................................................................. 60 Основные формы стихийного поведения................................................................................... 61 Массовая паника.......................................................................................................................... 61 Массовая агрессия....................................................................................................................... 65 Основные выводы............................................................................................................................. 68 Глава 1.4. Механизмы массовой психологии.................................................. 70 Заражение как механизм психологии массы........................................................................... 71 Подражание как следствие заражения................................................................................... 73 Внушение как следствие заражения....................................................................................... 75 Внушение как механизм психологии массы............................................................................. 77 Заражение как следствие внушения....................................................................................... 77 Подражание как следствие внушения.................................................................................... 79 Подражание как механизм психологии массы........................................................................ 81 Основные выводы............................................................................................................................. 86 Глава 1.5. Психология масс в прошлом и будущем........................................ 89 Интерлюдия: происхождение сознания..................................................................................... 89 Интермедия: индивидуализация деятельности........................................................................ 92 Апофеоз: двойственная роль развития речи............................................................................. 95 Психологическая эволюция в истории человечества............................................................ 98 Психология масс при рабовладении....................................................................................... 98 Психология масс при феодализме......................................................................................... 100 Психология масс при капитализме........................................................................................ 103 Психология масс при социализме.......................................................................................... 106 Психология масс в социально-психологической перспективе.......................................... 109 Основные выводы........................................................................................................................... 111 4 Содержание Глава 1.6. «Русская душа» как особое состояние массовой психологии: Геоклиматические факторы........................................................................................................ 114 Фактор отставания в развитии................................................................................................... 116 Фактор ограниченности частной собственности.................................................................. 118 Фактор крепостного права.......................................................................................................... 121 Фактор татаро-монгольского ига и «враждебного окружения»....................................... 124 Слагаемые «русской души»......................................................................................................... 127 Историко-психологические этюды........................................................................................ 127 Литературно-философские размышления........................................................................... 130 «Счастье по-русски»...................................................................................................................... 133 Основные выводы........................................................................................................................... 137 Часть 2. Массовые настроения....................................................................... 139 Глава 2.1. Массовые настроения в истории и современность....................... 141 Массовые настроения в историческом развитии.................................................................. 141 Европейская история настроений.......................................................................................... 142 Настроения в русской истории............................................................................................... 145 Массовые настроения в XX веке............................................................................................ 146 К обобщению опыта.................................................................................................................. 147 Массовые настроения в современных условиях................................................................... 149 Настроения современного «человека массы».................................................................... 150 Современные настроения в политике................................................................................... 152 Массовые настроения и крах социализма.......................................................................... 155 Основные выводы........................................................................................................................... 156 Глава 2.2. Психология массовых настроений................................................ 158 Общепсихологические подходы................................................................................................ 159 Психофизиологические трактовки......................................................................................... 159 Индивидуальное и социальное в природе настроений................................................... 161 Настроения в теории деятельности....................................................................................... 164 Социальная природа настроений............................................................................................. 166 Попытки упрощенной социологизации................................................................................ 168 Генетическая трактовка «социальности»............................................................................ 169 Содержательная «социальность» настроений................................................................... 171 «Социальность» как свойство субъекта настроений........................................................ 174 Массовые политические настроения........................................................................................ 177 Основные выводы........................................................................................................................... 180 Глава 2.3. Массовые настроения в политике................................................. 183 Природа массовых политических настроений...................................................................... 183 Массовые настроения как сигнал.......................................................................................... 184 Настроения как оценка............................................................................................................. 184 Настроения как устремления.................................................................................................. 186 Субъект массовых настроений.................................................................................................. 187 Гетерогенность и ситуативность........................................................................................... 188 Формирование настроенческих масс.................................................................................... 189 От толпы — к «средним слоям».............................................................................................. 190 Возникновение и развитие массовых настроений................................................................ 191 Психологический аспект.......................................................................................................... 192 Социально-политический аспект........................................................................................... 194 Содержание 5 Динамика развития настроений............................................................................................. 196 Циклы развития настроений.................................................................................................... 198 Уровни развития настроений.................................................................................................. 199 Основные виды и функции массовых настроений................................................................ 200 Проблема типологии настроений.......................................................................................... 200 Основные функции массовых настроений.......................................................................... 203 Функциональные разновидности настроений................................................................... 204 Механизмы воздействия на массовые настроения1............................................................. 205 Игра на притязаниях.................................................................................................................. 205 Проблема осуществления притязаний................................................................................. 207 Прогнозирование массовых настроений................................................................................. 209 Прогнозирование на «проблемных сетях».......................................................................... 210 Основные выводы........................................................................................................................... 212 Глава 2.4. Массовые настроения в революциях, контрреволюциях Динамика массовых настроений в Чили (1970-е—1980-е гг.)........................................... 215 Притязания С. Альенде............................................................................................................. 215 Достижения А. Пиночета.......................................................................................................... 216 Крах А. Пиночета....................................................................................................................... 218 Массовые настроения и хомейнистская революция в Иране............................................ 220 Антишахские настроения......................................................................................................... 220 Притязания Р. Хомейни............................................................................................................. 222 Хомейнистская революция...................................................................................................... 223 Консервация настроений......................................................................................................... 224 Массовые настроения и «перестройка» в СССР................................................................... 225 Структуры и люди...................................................................................................................... 226 Перестройка настроений.......................................................................................................... 228 Превентивная акция................................................................................................................... 229 Провал............................................................................................................................................ 230 Основные выводы........................................................................................................................... 235 Часть 3. Массовые социально-психологические явления.............................. 237 Глава 3.1. Психология религии...................................................................... 239 Корни религии................................................................................................................................. 240 Социально-психологические функции религии..................................................................... 244 Психология веры............................................................................................................................. 246 Религиозный культ: психология религиозных действий..................................................... 248 Психология суеверий..................................................................................................................... 251 Мотивы обращения к религии.................................................................................................... 253 Основные выводы........................................................................................................................... 254 Глава 3.2. Психология моды......................................................................... 256 В поисках сущности моды........................................................................................................... 257 Психологические механизмы моды........................................................................................... 259 Двойной механизм моды........................................................................................................... 259 Факторы модности..................................................................................................................... 260 Мода как массовое подражание............................................................................................ 261 Конформизм как фактор моды................................................................................................ 262 Социально-психологические функции моды.......................................................................... 263 Элементы распространения моды............................................................................................. 264 Парадокс модника......................................................................................................................... 266 Модник-антимодник (модник-индивидуалист).................................................................. 267 6 Содержание Модник-суггестор (модник-массовик).................................................................................. 269 Влияние моды на психологию масс.......................................................................................... 271 Основные выводы........................................................................................................................... 273 Глава 3.3. Психология слухов и сплетен........................................................ 274 Слухи и их разновидности.......................................................................................................... 275 Источники и условия возникновения слухов.......................................................................... 279 Особенности циркуляции слухов.............................................................................................. 282 Противодействие слухам............................................................................................................. 284 Психология сплетни...................................................................................................................... 286 О пользе слухов и сплетен........................................................................................................... 289 Основные выводы........................................................................................................................... 290 Глава 3.4. Психология массовой коммуникации........................................... 292 Теоретическое осмысление......................................................................................................... 293 Система массовой коммуникации............................................................................................. 296 Коммуникатор............................................................................................................................. 297 Аудитория..................................................................................................................................... 298 Коммуникационное сообщение.............................................................................................. 299 Средства массовой коммуникации............................................................................................ 302 Обратная связь............................................................................................................................ 305 Эффекты массовой коммуникации............................................................................................ 306 «Эффект ореола»......................................................................................................................... 306 «Эффект бумеранга».................................................................................................................. 308 Основные выводы........................................................................................................................... 309 Глава 3.5. Психология рекламы и PR-воздействия....................................... 311 Немного истории............................................................................................................................ 312 Генеральная функция рекламы.................................................................................................. 314 Почему люди поддаются рекламе?........................................................................................... 315 Психологические механизмы рекламы.................................................................................... 317 Возбуждение желаний.............................................................................................................. 318 Внушение...................................................................................................................................... 318 Заражение..................................................................................................................................... 320 Подражание как итог................................................................................................................. 321 Политическая реклама................................................................................................................. 323 Политическая реклама как вид коммерческой рекламы................................................. 323 PR как политическая реклама................................................................................................. 325 Политик как специалист по PR............................................................................................... 327 Основные выводы........................................................................................................................... 328 Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений............ 329 Психология массовых движений................................................................................................ 330 Истоки возникновения движения............................................................................................ 332 Социально-психологические функции движения.............................................................. 333 Мотивы участия в движении................................................................................................... 334 Условия и этапы развития движений.................................................................................... 336 Политические партии.................................................................................................................... 340 Кадровые и массовые партии................................................................................................. 342 Партии и движения..................................................................................................................... 343 Основные выводы........................................................................................................................... 346 Заключение..................................................................................................... 348 Литература...................................................................................................... 351 Введение Новой книги с таким названием не издавалось вот уже более ста лет. Близкие по тематике книги, пусть под другими названиями, но все-таки касавшиеся проблем психологии масс, также давно не издавались — примерно лет семьдесят. Таким образом, возник огромный провал в изучении важнейшей сферы социально-психологических явлений, составляющих огромную часть нашей повседневной жизни. Наша жизнь была так организована «сверху», что обо всем, что шло «снизу», предпочитали не говорить. Наше сознание было так заорганизовано, что о бессознательном было даже некогда думать. Как-то незаметно сфера массовой психологии исчезла из учебных программ и университетских курсов. Оголились программы и курсы — социальная психология оказалась лишенной одного из своих четырех основных разделов (личность, малые и большие группы, массы1. Психология масс стала упоминаться только вскользь, как «массовидные явления» — прежде всего толпа. Отсутствие пристального серьезного внимания к этому предмету порождало привкус негативного отношения как к чему-то не слишком важному, находящемуся на обочине научного познания. Минувший XX век выдался слишком рационалистическим. Наибольших успехов в нем добились западные страны и народы, психологически отличающиеся повышенной рациональностью мышления. Вследствие этого создалось впечатление, что эпоха явлений иррациональных, эмоциональных и не индивидуальных, а массовых, просто ушла далеко в прошлое. Массовым поведением научились управлять, сформировалась «массовая культура», а сами массы были раздроблены на отдельные группы и, далее, на отдельных индивидов. Возведя в культ права свободного индивида, на Западе решили, что навсегда избавились от массового человека, что просто «переболели» психологией масс. Однако для них, но в еще большей степени для нас все оказалось далеко не так просто. Несмотря ни на что, он все еще жив, этот совершенно нецивилизованный «массовый человек». И даже исчезнув на некоторое время из учебных программ и университетских курсов, он постоянно продолжает проявлять себя — то в забастовках шахтеров, то в действиях перекрывающих автомагистрали жителей тех или иных регионов, протестующих против действий властей, то в акциях гражданского неповиновения. Не нужно далеко ходить за примерами — он продолжает проявлять себя в митингах и пикетах оппозиции, в шествиях националистических организаций, а также в самых массовых спектаклях современности — избирательных кампаниях. В этой книге впервые в мировой науке собрано все или практически все, что на сегодняшний день можно считать известным, общепризнанным, достаточно установленным и имеющим существенное значение для понимания психологии масс. Разные «картинки», разные описания и разные объяснительные схемы наконец-то удалось 1 Это — в достаточно привычной последовательности. А есть и более современные тенденции, обосновывающие противоположный порядок приоритетов: «В последнее время усиливается тенденция обратного порядка, выводящая на первое место социальную психологию масс и массовых настроений, затем — больших групп, малых групп и, наконец, личности». См.: Ольшанский Д. В. Социальная психология. В кн.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 319. 8 Введение сложить вместе. В результате возникла единая целостная концепция — психологическая, социальная, историческая и даже технологическая. Соответственно выстроено ее изложение: от общих понятий и механизмов психологии масс, ее истории и национальных проявлений — через основной «стержень», массовые настроения — к отдельным, конкретным массовым психологическим явлениям. Книга написана в особом жанре. Это не обычный учебник — не настолько все устоялось в психологии масс, чтобы излагать материал с занудной уверенностью учебника. Это никак не научная монография — здесь нет скучных подробностей академических исследований. Ближе всего эта книга к тому, что в западной литературе называется handbook или, иногда, manual — разумеется, с поправкой на отечественную литературную традицию. Эта традиция требует комбинировать серьезные фрагменты с многочисленными «живыми» примерами и текстовыми иллюстрациями, с обращениями не только к научным авторитетам, но и к литературным классикам. Это подразумевает как очевидные достоинства, так и определенные недостатки. Повторим, что их оправдание в одном — в том, что в течение ста последних лет не издавалось ничего подобного. В связи с этим, слишком много самого разного материала пришлось вмещать в сравнительно небольшой объем. Эта книга писалась долго. За ней — несколько десятилетий исследовательской, преподавательской и практической, прежде всего социально-политической работы автора в области психологии масс. Консультирование чужих революций и контрреволюций, активное участие в собственных «перестройках», социальных потрясениях, реформах и избирательных кампания — все это тот личный опыт автора, который нашел отражение в книге. Помимо многочисленных литературных источников и чужих исследований он опирался на результаты своей большой практический работы, в том числе в тех странах, которые еще ближе, чем мы, стоят к массовой психологии. Чтобы научиться манипулировать массовой психологией, ее надо было для начала просто понять. Поняв же, ее нельзя не полюбить. Но тогда — вот парадокс! — практически невозможно становится ей манипулировать. Гораздо интереснее просто наблюдать и восхищаться массами — по возможности, удерживая их от негативных последствий своих же собственных неосторожных действий. Книга состоит из трех частей. Первая часть посвящена общим проблемам психологии масс. Для начала я предлагаю читателю разобраться с тем, что же это такое — «массы». Это разговор о разном понимании масс, об истории их изучения и о той роли, которая то навязывалась массам, то, напротив, отнималась у них. Это рассказ о теориях масс и том «массовом обществе», которое совершенно неожиданно для себя построили люди, но которое однажды вдруг перестало им нравиться. Произошло же это потому, что люди подметили: масса не только помогает выживать — очень часто масса подавляет человека и уж, во всяком случае, сильно меняет его поведение. Настолько, что потом он никак не может поверить в то, что он делал в рядах массы. На человека, оказывающегося в массе, действуют особые психологические законы. Масса заражает человека, она заставляет его подражать себе, часто просто внушает то, что в обычном состоянии и не пришло бы ему в голову. В массе возникают особые психические состояния. Под влиянием сложных эмоциональных реакций развиваются неожиданные виды массового поведения. И тогда вроде бы вполне нормальные люди оказываются способны к массовой агрессии или не менее массовой панике. Тогда возникают толпы, способные «бить и спасать», не отдавая себе отчета в том, зачем они Введение 9 это делают. Есть, разумеется, и более спокойные разновидности масс — «публика», сидящая перед телевизорами, собравшаяся на митинг или даже заседающая в парламенте. Однако и здесь действуют все те же механизмы массового поведения: и такая вроде бы приличная публика при случае может обернуться оголтелой и разнузданной толпой. Только не надо осуждать или, напротив, воспевать массу и массовое поведение. История показывает: массовый человек — наш прямой предок. Вначале было массовое сознание, и только потом из него стало выделяться сознание индивидуальное. Причем этот процесс продолжается до сих пор. Нам так и не удалось похоронить того пещерного предка — он прячется где-то внутри нас, в подсознании, и периодически вылезает наружу. Такие уж мы есть, люди — с одной стороны, очень индивидуальные, а с другой — в значительной степени массовые существа. Таковы и народы — одни более индивидуальные, другие более массовые. Пресловутая «тайна русской души», например, в значительной степени объясняется тем пограничным положением, которое мы занимаем между индивидуалистичным Западом и предельно массовым Востоком. Вторая часть книги посвящена стержню психологии масс, одной из ее ведущих психологических макроформ — массовым настроениям. Именно настроения, становясь массовыми, и формируют массу, определяют ее поведение. В основе настроений лежит соотношение притязаний и достижений человека. Представьте, что вы идете получать премию и рассчитываете, скажем, на тысячу рублей. И получаете — ровно тысячу рублей. Какое у вас настроение? Да никакого: ведь ничего не произошло — ни хорошего, ни плохого. Чего ждали, то и получили — все нормально. Но вот вам по каким-то неведомым причинам выдают две тысячи рублей. Вы чувствуете радость, восторг, удовольствие. И третий вариант: вы ждете все ту же тысячу, а дают... только пятьсот рублей. Или вообще ничего не дают — ни премии, ни зарплаты. Согласитесь, теперь у вас будет уже совсем иное настроение — мягко говоря, отрицательное. Подобные ситуации — разумеется, в более сложном виде — сопровождают нас всю жизнь. Мы всегда чего-то хотим, но далеко не всегда получаем желаемое. Так и возникают разные настроения. В сходных ситуациях они захватывают многих людей и формируют массы. Такие массы то ли энтузиастов, то ли озлобленных способны на многое. Это они сметают врагов, выигрывают войны, свершают революции или контрреволюции, меняют социальное и политическое устройство государств и всего мира. Определяя поведение больших общностей людей, они становятся могущественной силой. Однако проявления психологии масс могут быть и не столь драматичными. Третья часть книги — разговор о конкретных массовых психологических явлениях, составляющих значительную часть нашей жизни. Речь пойдет о психологии религии и моды, слухов и сплетен, средств массовой информации, рекламы и так называемых «связей с общественностью», политических партий и массовых общественных движений. Оказывается, что за всеми этими вроде бы достаточно разными вещами скрываются одни и те же механизмы массовой психологии. Во всех случаях мы имеем дело с массовым поведением, и всегда есть какой-то источник заражения, образец для подражания — служитель религиозного культа, распространитель сплетен и слухов, телевизор или иное средство массовой информации, наконец, политический лидер. И все они, психологически, исполняют одну функцию, — разумеется, каждый по-своему. Однако во всех этих случаях мы имеем дело с кем-то или чем-то, внушающим. 10 Введение нам, что и как надо делать, провозглашающим истинные ценности, демонстрирующим образцы достойного поведения. Используя суггестивные механизмы, эти некто или нечто незаметно принуждают нас подражать тому, что они говорят или делают. И мы поголовно одеваемся в джинсы, мини- или макси-юбки, пересказываем друг другу одни и те же анекдоты, голосуем за одни и те же политические партии, за одних и тех же политиков. Самое удивительное заключается в том, что нас никто не заставляет делать это. Что называется, «добровольно и с песней» мы каждый раз отдаемся тому самому массовому человеку, который во всех этих явлениях постоянно просыпается внутри нас. Часто стоит большого труда освободиться от этого гипнотического влияния. И далеко не все на это способны. Но возникает вопрос: а нужно ли освобождаться от такого внешнего гипноза, если внутри его поддерживает такая влиятельная часть нас самих? Если мы все равно не можем без этого жить? «Бой с тенью» — это метод тренировки, хороший только в боксе. Непрерывные же бои с самим собой не укрепляют, а ослабляют человека. В общем, как учит народная мудрость, «если вас насилуют — расслабьтесь и получите свое удовольствие». Оказавшись под влиянием психологии масс, не пытайтесь из-под него вырваться. Не тратьте силы на утверждение своей «самости» — в массе это не просто бесполезно, а часто даже вредно. Лучше, осознав ситуацию, действительно расслабиться... Но до этого и для этого вам будет полезно прочитать данную книгу. Часть 1 Массы Массы и массовое сознание. Человек в массе. Массовые психические состояния и проявления. Механизмы массовой психологии. Психология масс в прошлом и будущем. «Русская душа» как особое состояние массовой психологии: между Западом и Востоком. Главная задача первой части книги - определить основные понятия и категории, с помощью которых анализируется психология масс и ее составляющие. Это описание рабочего инструментария тех исследований, о которых речь пойдет дальше, особенно в заключительной части книги. Другая, не менее важная задача — рассмотреть основные проявления психологии масс и их механизмы, как внутренние, психологические, так и внешние, поведенческие. Наконец, еще одна задача этой части книги — понять основные истоки и возможные перспективы развития психологии масс. Дело в том, что психология масс — один из главных «ключей» для понимания особенностей психологии самых разных общностей, в частности, для понимания особенностей нашей национально-этнической психологии, или того, что в мире именуют «тайной русской души». __________________________________________________________ Глава 1.1 Date: 2015-10-19; view: 730; Нарушение авторских прав |