Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура педагогического мышления
Пед.мышление – это специфическая умственная и практическая деятельность педагога, обеспечивающая эффективность использования им этических установок, научных знаний, педагогической технологии, личностных качеств в учебно-воспитательной работе(А.А.Орлов). Особенности пед.мышления (А.А.Орлов, Н.В.Кузьмина): 1.Мышление педагога представляется как мышление социальное, характерными особенностями которого являются понимание, осмысление, способность к диалогу; 2.Объектом пед.мышления является взаимодействие преподавателя с другими людьми; 3.Мышление педагога связано с процессами антиципации, т.е с предугаданием событий. Пед.мышление базируется на 3 принципах: Природосообразности, культуросообразности и допонительности – и практически реализуется через формулу «видеть, предвидеть, действовать» (Г.Г.Гранатов). Пед.мышление преподавателя бывает: 1.Теоретическим – заключается в нахождении принципов организации пед.процесса, выработке его стратегических закономерностей. 2.Практическим – направлено на решение частных, конкретных пед.задач. Различают 3 уровня категориального пед.мышления: 1.Уровень ведущих идей; 2.Уровень конструктивно-методических схем; 3.Уровень конкретного воплощения схем;
Культура пед.мышления выражается в том, что педагог осуществляет рефлексию своих мыслительных процессов, критику и проектирование оформленного мышления. Культура мышления реализуется через стиль профессионального мышления специалиста.
Черты научного стиля мышления, который является важным показателем культуры и мастерства преподавателя: 1.Системность – способность охватить явления многоаспектно, выделить комплексы их взаимосвязанных компонентов в посистемах, получить объемное знание для решения задач; 2.Детерминизм – способность устанавливать причинно-следственные связи, схватывать зависимости между явлениями в педагогической системе; 3.Вероятность – способность выявлять и прогнозировать возможные пути развития учебно-воспитательного процесса, действия личностей, групп, коллективов; 4.Конкретность – способность переносить общие положения теории для объяснения текущих фактов и ситуаций, анализировать их и делать оперативные выводы; 5. Перспективность – способность видеть перспективу событий, моделировать «зону ближайшего развития»; 6.Экономичность – способность выбирать пути наименьшей затраты сил и времени, кратчайшие пути решения задач; 7.Рефлективность – способность оценивать свою деятельность со стороны, как бы глазами учащихся; 8.Эвристичность – способность ставить и проверять гипотезы, фильтровать альтернативы на основе разных критериев, генерировать информацию, делать выводы (Л.Ф. Спирин).
|